признание действий финансового органа незаконными



    №2–618/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Судья Сыктывдинского районного суда Республики Коми Колесникова Д.А.,

при секретаре Аббасовой И.Г.,

рассмотрев в открытом заседании в с. Выльгорт «10» мая 2011 года гражданское дело по заявлению Гичка Татьяны Тимофеевны о признании действий финансового органа образования муниципального района незаконными и возложении обязанности принять исполнительный лист к исполнению,

УСТАНОВИЛ:

Гичка Т.Т. обратилась в суд с заявлением о признании действий управления финансов администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский», выразившихся в отказе в принятии исполнительного листа, выданного Сыктывдинским районным судом Республики Коми от 06.10.2007, незаконными и возложении обязанности на ответчика принять названный исполнительный лист к исполнению. В обоснование требований указала, что в 2011 году предъявила указанный исполнительный лист для исполнения в управление финансов администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский», однако уведомлением 22.04.2011 он возвращен в связи с истечением трехлетнего срока предъявления к исполнению исполнительного документа. Заявитель считает данный отказ в принятии исполнительного документа незаконным, нарушающим ее права.

Заявитель Гичка Т.Т., надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась, заявления о рассмотрении дела в ее отсутствие не предоставила. Суд определил рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представители заявителя Годованов О.А. и Малинский В.А., действующие на основании доверенности, в судебном заседании поддержали требования по доводам, изложенным в заявлении, дополнительно пояснив, что возврат исполнительного документа произведен на незаконных основаниях. Кроме того указывают, что поскольку Гичка Т.Т. 23.08.2010 года обращалась к должнику с данным исполнительным документом, который возвращен в связи с невозможностью исполнения, срок предъявления исполнительного листа к исполнению исчисляется со дня возвращения исполнительного документа взыскателю.

Представитель управления финансов администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» Груздев О.А., действующий по доверенности, в судебном заседании с требованиями Гичка Т.Т. не согласился, считает, что исполнительный документ возвращен взыскателю правомерно, при этом полагает, что срок предъявления исполнительного листа к исполнению исчисляется со дня утверждения мирового соглашения судом, то есть с 6 сентября 2007 года. Кроме того, указал, что в рассматриваемом случае положения законодательства об исполнительном производстве о перерыве течения срока предъявления исполнительного документа к исполнению не применимо, поскольку 29.11.2010 исполнительный лист возвращен взыскателю Гичка Т.Т. в связи с его добровольным отзывом.

Заслушав объяснения лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав письменные материалы дела, суд находит требования Гичка Т.Т. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что определением Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 6 сентября 2007 года утверждено мировое соглашение, заключенное между Гичка Т.Т. и администрацией МО МР «Сыктывдинский», на следующих основаниях: администрация МО МР «Сыктывдинский» признает за Гичка Т.Т. право на получение разницы в сумме <данные изъяты> рублей между размером жилищной субсидии в размере <данные изъяты> рублей, в соответствии с выданным размером жилищной субсидии в размере <данные изъяты> рублей, и обязуется предоставить сумму указанной разницы в течение 2008 года вне очереди при поступлении денежных средств из республиканского бюджета; Гичка Т.Т. в свою очередь отказывается от исковых требований о возложении обязанности на администрацию МО МР «Сыктывдинский» выделить безвозмездную субсидию в сумме <данные изъяты> рубля; Расходы по уплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей истец Гичка Т.Т. оставляет за собой.

Определение Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 6 сентября 2007 года вступило в законную силу 18 сентября 2007 года и до настоящего времени не исполнено. Данные обстоятельства не оспариваются сторонами.

Из материалов дела усматривается, что 18.04.2011 Гичка Т.Т. обратилась в управление финансов администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» с заявлением о направлении для исполнения исполнительного листа №2–569/2007, выданного 06.09.2007 Сыктывдинским районным судом Республики Коми.

Уведомлением о возвращении исполнительного документа от 22.04.2011 №10–10/2 указанный исполнительный лист возвращен Гичка Т.Т. в связи с истечением трехлетнего срока предъявления к исполнению исполнительного листа.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Гичка Т.Т. в суд.

В соответствии со ст.254 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Согласно положениям Бюджетного кодекса РФ органом, исполняющим исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его бюджетного учреждения - должника, является орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений для учета операций по исполнению расходов местного бюджета, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его бюджетного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, по месту открытия должнику как получателю средств местного бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов местного бюджета, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

В силу пункта 2 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансовый орган не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя.

Основания для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение, предусмотрены в пункте 3 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

При наличии оснований, указанных в пункте 3 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, орган возвращает исполнительные документы со всеми поступившими приложениями к ним взыскателю без исполнения в течение пяти рабочих дней со дня их поступления с указанием причины возврата.

Таким основанием, в том числе является нарушение установленного законодательством Российской Федерации срока предъявления исполнительного документа к исполнению.

В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов, за исключением исполнительных листов, указанных в частях 2, 4 и 7 настоящей статьи, могут быть предъявлены к исполнению в течение трех лет со дня вступления судебного акта в законную силу или окончания срока, установленного при предоставлении отсрочки или рассрочки его исполнения.

В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности.

Статьей 173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что условия мирового соглашения сторон заносятся в протокол судебного заседания и подписываются истцом, ответчиком или обеими сторонами. В случае, если мировое соглашение сторон выражены в адресованных суду заявлениях в письменной форме, эти заявления приобщаются к делу, на что указывается в протоколе судебного заседания.

Исходя из норм гражданского процессуального законодательства, определение суда об утверждении мирового соглашения не уступает решению суда и в случае неисполнения условий мирового соглашения подлежит принудительному исполнению.

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24.06.2008 №11 «О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству» так же высказано, что по своей юридической силе определение об утверждении мирового соглашения не уступает решению суда и в случае необходимости также подлежит принудительному исполнению.

Неисполненное добровольно мировое соглашение подлежит принудительному исполнению по правилам раздела VII ГПК РФ на основании исполнительного листа, выдаваемого судом по ходатайству лица, заключившего мировое соглашение.

Таким образом, анализ приведенных положений следует, что обязательность исполнения данного судебного акта обеспечена наличием принудительного его исполнения в порядке, установленным ч.1 ст.428 ГПК РФ лишь при условии неисполнения ответчиком условий, заключенного мирового соглашения.

Как следует из материалов дела, в соответствии с условиями мирового соглашения от 6 сентября 2007 года ответчик обязался выплатить Гичка Т.Т. в течение 2008 года разницу в размере <данные изъяты> рублей между размером жилищной субсидии в размере <данные изъяты> рублей и выданным размером жилищной субсидии в размере <данные изъяты> рублей.

Таким образом, мировым соглашением, заключенным сторонами, и утвержденным определением суда, установлен срок рассрочки исполнения судебного акта, который определяет исполнение обязанностей в течение 2008 года, то есть до 31.12.2008.

Сторонами по делу не оспаривалось, что в установленный срок условия мирового соглашения ответчиком не выполнены.

Таким образом, в соответствии с вышеназванными нормами права исполнительный лист взыскателю Гичка Т.Т. мог быть выдан лишь при неисполнении со стороны ответчика условий мирового соглашения в установленный срок, то есть, начиная с 01.01.2009, в связи с чем, судом не приняты во внимание доводы представителя управления финансов администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» о начале течения срока для предъявления исполнительного документа к исполнению со дня вынесения судом определения об утверждении мирового соглашения, как основанные на ошибочном толковании норм Закона об исполнительном производстве и Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что исполнительный лист №2–569/2007, выданный 06.09.2007 Сыктывдинским районным судом Республики Коми может быть предъявлен взыскателем Гичка Т.Т. к исполнению в течение трех лет, начиная с 01.01.2009.

При этом следует учитывать, что с предъявлением исполнительного листа к исполнению связано наступление перерыва в силу п. 1 ч. 1 ст. 22 Закона об исполнительном производстве и не зависит от оснований возврата исполнительного листа.

Таким образом, с даты предъявления исполнительного документа к исполнению, а впервые Гичка Т.Т. предъявила исполнительный лист в Управление 23.08.2010, срок считается прерванным в силу закона, в связи с чем, срок предъявления исполнительного листа к исполнению прерывается предъявлением его к исполнению, при этом в соответствии с ч. 2 названной выше статьи после перерыва течение срока предъявления исполнительного документа к исполнению возобновляется, а время, истекшее до прерывания срока, в новый срок не засчитывается.

Повторное предъявление Гичка Т.Т. исполнительного документа в управление 18.04.2011 так же произведено в пределах установленного законом срока для предъявления исполнительного листа к исполнению.

Суд признает несостоятельными доводы представителя управления финансов администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» о том, что в рассматриваемом случае положения законодательства об исполнительном производстве относительно перерыва течения срока предъявления исполнительного документа к исполнению не применимы.

Так, в соответствии со ст. 242.1 Бюджетного кодекса РФ, исполнение судебных актов по обращению взыскания на бюджетные средства производится в соответствии с Бюджетным кодексом РФ. Федеральный закон «Об исполнительном производстве» в данном случае применяется в субсидиарном порядке к тем правоотношениям, которые не урегулированы Бюджетным кодексом, к которым в том числе относятся требования, предъявляемые к исполнительным документам, сроки предъявления исполнительных документов, перерыв срока предъявления исполнительного документа, восстановление пропущенных сроков предъявления исполнительного документа.

При этом доводы представителей заявителя о том, что срок предъявления исполнительного листа к исполнению необходимо исчислять со дня возвращения исполнительного документа Гичка Т.Т. в связи с невозможностью его исполнения, то есть с 29.11.2010, когда по заявлению Гичка Т.Т. исполнительный лист возвращен последней, – признаются так же несостоятельными, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального и процессуального права.

Так, согласно п.3 ст.22 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случае возвращения исполнительного документа взыскателю в связи с невозможностью его полного или частичного исполнения срок предъявления исполнительного документа к исполнению после перерыва исчисляется со дня возвращения исполнительного документа взыскателю.

Приведенная норма, гарантируя защиту прав взыскателя, предусматривает, что в случае возвращения исполнительного документа взыскателю в связи с невозможностью его исполнения, то есть с даты его получения взыскателем начинается отсчет нового срока предъявления исполнительного документа к исполнению.

Вместе с тем, возврат 29.11.2010 исполнительного документа Гичка Т.Т. не связан с невозможностью его исполнения, а произведен в связи с отзывом исполнительного листа на основании заявления взыскателя, что не оспаривалось сторонами по делу.

Поскольку судом установлено, что исполнительный документ был предъявлен Гичка Т.Т. в управление 18.04.2011, то есть в пределах срока, установленного для предъявления исполнительных документов к исполнению, то суд приходит к выводу об отсутствии у Управления финансов администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» законных оснований для возвращения Гичка Т.Т. исполнительного листа согласно уведомлению от 22.04.2011 N10-10/2, и в связи с этим заявленные требования подлежат удовлетворению.

Учитывая вышеприведенные нормы закона, и принимая во внимание установленные в судебном заседании обстоятельства, суд приходит к выводу, что действия управления финансов администрации муниципального района «Сыктывдинский», выразившиеся в возврате исполнительного документа взыскателю Гичка Т.Т. незаконны, в связи с чем, считает необходимым возложить на управление финансов администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» обязанность принять указанный исполнительный документ к исполнению.

Руководствуясь ст. 194-198, 254 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Требования Гичка Татьяны Тимофеевны удовлетворить.

Признать действия Управления финансов администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский», выраженные в отказе принятия исполнительного документа, выданного Сыктывдинским районным судом Республики Коми на основании определения Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 6 октября 2007 года, незаконными.

Возложить на Управление финансов администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» обязанность принять к исполнению исполнительный документ, выданный Сыктывдинским районным судом Республики Коми на основании определения Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 6 октября 2007 года.

    Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд Республики Коми в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме – 16 мая 2011 года

    Судья                                                                                                       Д.А. Колесникова