о постановке на учет и обеспечении жилым помещением



№2–636/2011

                                                                Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе:

судьи Соколовой Н.И.

при секретаре Макаровой Е.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Выльгорт «05» июля 2011 года гражданское дело по исковому заявлению Шебыревой Т.В. к администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» о постановке на учет и включении в списки граждан, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилого фонда, предоставляемых по договорам социального найма,

УСТАНОВИЛ:

Шебырева Т.В. обратилась в суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» и, с учетом уточнения заявленных требований, просила обязать ответчика поставить ее на учет и включить в списки граждан, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилого фонда, предоставляемых по договорам социального найма. В обоснование заявленных требований указала, что относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так как ее отец в ДД.ММ.ГГГГ умер, а мать в ДД.ММ.ГГГГ в отношении нее лишена родительских прав. Жилое помещение за ней не закреплялось. С 2003 года проживает в с. Выльгорт, в настоящее время имеет временную регистрацию по адресу: <адрес> В 2009 году поставлена на учет в Агентство Республики Коми по социальному развитию в качестве нуждающейся в жилом помещении государственного жилого фонда Республики Коми. В связи с принятием Закона РК от 22.11.2010 № 139-РЗ и Постановления Правительства РК № 18 от 17.02.2011 Агентством Республики Коми по социальному развитию ее учетное дело передано в администрацию МО МР «Усть-Куломский». Истец считает, что передача учетного дела в муниципальный район «Усть-Куломский» на основании пункта 1 части 1 статьи 3 Закона РК от 22.11.2010 №139-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядке предоставления им жилых помещений по договорам социального найма» необоснованна. Полагает, что имеет право на постановку на учет и включение в списки граждан, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилого фонда, предоставляемых по договорам социального найма, по месту фактического проживания.

Судом в качестве третьих лиц привлечены Агентство Республики Коми по социальному развитию, администрация МО МР «Усть-Куломский».

Представитель ответчика-администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский»- Груздев О.А., действующий по доверенности, возражений по предъявленным исковым требованиям не представил.

Третьи лица - Агентство Республики Коми по социальному развитию, администрация муниципального района «Усть-Куломский» - в судебное заседание своих представителей не направили, представили письменные отзывы на исковое заявление.

Суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Заслушав объяснения лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующему.

Судом установлено и не оспаривается сторонами по делу, что истец Шебырева Т.В. имеет статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее мать ФИО1 решением Усть-Куломского районного суда Республики Коми от 19.11.2004 лишена родительских прав, а отец умер в ДД.ММ.ГГГГ

Согласно справке главы сельского поселения «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ Шебырева Т.В. была зарегистрирована и проживала с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, Усть-Куломского района. По указанному месту жительства за истцом жилье не закреплялось.

В 2003 году истец поступила на учебу в Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования профессиональное училище № 2 с. Выльгорт Сыктывдинского района.

В настоящее время Шебырева Т.В. проживает в с. Выльгорт, имеет временную регистрацию по адресу: с<адрес>.

На основании приказа Агентства Республики Коми по социальному развитию от 25.06.2009 № 962 Шебырева Т.В. поставлена на учет граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в качестве нуждающейся в жилом помещении государственного жилого фонда Республики Коми, предоставляемом по договорам социального найма.

В связи с передачей полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей органам местного самоуправления, постановлением администрации муниципального района «Усть-Куломский» № 299 от 22.03.2011 Шебырева Т.В. включена в список граждан нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилого фонда МР «Усть-Куломский», при этом датой принятия последней на учет считается ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 № 159-ФЗ определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Абзац четвертый статьи 1 названного Закона определяет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.

Данной нормой законодатель, в исключение из общего правила о необходимости государственной поддержки детей, то есть лиц, не достигших 18-летнего возраста (пункт 1 статьи 54 Семейного кодекса Российской Федерации), лишившихся или ограниченных в возможности иметь содержание от своих родителей и нуждающихся по этой причине в социальной защите, распространил действие названного Федерального закона на лиц, достигших 18-летнего возраста, и предоставил им право пользоваться соответствующими мерами социальной поддержки до достижения возраста 23 лет, обеспечив тем самым единообразный подход к определению оснований социальной защиты таких граждан.

Такое правовое регулирование осуществлено в интересах названных лиц с целью предоставления им дополнительной социальной поддержки с учетом имевшегося у них ранее статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с положениями Закона и ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации право внеочередного предоставления жилых помещений по договорам социального найма предоставлено исключительно детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством).

В силу абзаца 2 пункта 1 статьи 8 Закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья) (часть 2 статьи 8 Закона).

Таким образом, данный Закон направлен на оказание целевой государственной поддержки именно данной категории социально незащищенных граждан, что предопределяет и соответствующие объемы необходимого финансирования.

В соответствии с частью 1 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06.10.1999 № 184-ФЗ полномочия органов государственной власти субъекта РФ по предметам, отнесенным к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ.

Законом Республики Коми от 22.11.2010 №139-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядке предоставления им жилых помещений по договорам социального найма» закреплено право на предоставление жилого помещения по договору социального найма детям вышеуказанной категории.

Согласно части 1 статьи 2 Закона №139-РЗ обеспечение граждан жилыми помещениями осуществляется органами местного самоуправления путем предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма.

В силу пункта 1 части 1 статьи 3 Закона включение граждан в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма (далее - список), осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений граждан, поданных ими по форме согласно приложению 1 к настоящему Закону в соответствующий орган местного самоуправления: по месту выявления и первичного учета на территории Республики Коми или по последнему месту проживания в семье опекуна (попечителя) - для граждан, не имеющих закрепленного жилого помещения.

Таким образом, региональным законодательством обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилой площадью по социальным нормам возложена на органы местного самоуправления.

Как установлено судом, в связи с передачей полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей органами местного самоуправления, учетное дело истца на основании пункта 1 части 1 статьи 3 Закона Республики Коми от 22 ноября 2010 года N 139-РЗ передано в муниципальный район «Усть-Куломский» для последующего предоставления ей жилого помещения по месту выявления и первичного учета.

Между тем Постановлением Конституционного Суда Республики Коми от 20 мая 2011 года пункт 1 части 1 статьи 3 Закона Республики Коми от 22 ноября 2010 года N 139-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядке предоставления им жилых помещений по договорам социального найма» в той мере, в какой он допускает включение не имеющих закрепленного жилого помещения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилого фонда, предоставляемых по договорам социального найма, по месту выявления и первичного учета указанных лиц на территории Республики Коми, а также позволяет игнорировать принцип реальной направленности оказания социальной помощи и не учитывать законные интересы граждан, обеспеченные федеральным законодательством, признан не соответствующим Конституции Республики Коми, ее статьям 17 (части 1 и 2), 64 (часть 2) и 65 (часть 1).

С учетом изложенного, принимая во внимание наличие установленного места жительства Шебыревой Т.В. в течение продолжительного времени в Сыктывдинском районе, отсутствие какого-либо закрепленного за ней жилья в Усть-Куломском районе, суд находит предъявленные истцом требования о постановке ее на учет и включении в списки граждан, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилого фонда, предоставляемых по договорам социального найма, по месту ее жительства в Сыктывдинском районе Республики Коми подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,

решил:

Исковое заявление Шебыревой Т.В. удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» поставить Шебыреву Т.В, на учет и включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилого фонда, предоставляемых по договорам социального найма.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд Республики Коми в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме.

Решение изготовлено в окончательной форме 08.07.2011.

Судья                                                                                       Н.И. Соколова