Дело №2-681/2011
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе:
судьи Соколовой Н.И.
при секретаре Макаровой Е.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Выльгорт «20» июня 2011 года гражданское дело по исковому заявлению прокурора Сыктывдинского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения «Палевицы» о понуждении к совершению определенных действий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Сыктывдинского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд к администрации сельского поселения «Палевицы» о понуждении к совершению определенных действий. В обоснование заявленных требований указал, что по информации, предоставленной отделом надзорной деятельности Сыктывдинского района, прокуратурой проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления требований правил пожарной безопасности, в ходе которой установлены нарушения в деятельности администрации сельского поселения «Палевицы», влияющие на ход тушения пожаров. Согласно представленной 20.05.2011 в прокуратуру района информации от отдела надзорной деятельности Сыктывдинского района, выявленные нарушения требований пожарной безопасности по состоянию на 20.05.2011 не устранены, что ставит под угрозу права, свободы и законные интересы граждан, проживающих на территории сельского поселения «Палевицы». Прокурор просил обязать администрацию сельского поселения «Палевицы» в срок до 15.06.2011 в с. Палевицы: разработать мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности, противопожарный разрыв 15 м) в районе <адрес>; обеспечить территорию общего пользования поселения первичными средствами пожаротушения и противопожарным инвентарем; разработать мероприятия, исключающие возможность перехода огня при лесном или торфяном пожаре; обустроить минерализованную полосу; установить возле гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). В п. Сотчимвыв: установить возле гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий); разработать мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности, противопожарный разрыв 15 м) в районе <адрес>; разработать мероприятия, исключающие возможность перехода огня при лесном или торфяном пожаре; обустроить минерализованную полосу; обеспечить переносной пожарной мотопомпой; оснастить населенный пункт исправной установкой звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара; обеспечить территорию общего пользования поселения первичными средствами пожаротушения и противопожарным инвентарем. В д. Ивановка: разработать мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности, противопожарный разрыв 15 м) в районе ул. Северной; разработать мероприятия, исключающие возможность перехода огня при лесном или торфяном пожаре; обустроить минерализованную полосу; обеспечить переносной пожарной мотопомпой; установить возле гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий); оснастить населенный пункт исправной установкой звуковой, сигнализации для оповещения людей на случай пожара; обеспечить территорию общего пользования поселения первичными средствами пожаротушения и противопожарным инвентарем. В д. Гавриловка: разработать мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности, противопожарный разрыв 15 м) в районе <адрес>, <адрес>; разработать мероприятия, исключающие возможность перехода огня при лесном или торфяном пожаре; обустроить минерализованную полосу; обеспечить переносной пожарной мотопомпой; установить возле гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий); оснастить населенный пункт исправной установкой звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара; обеспечить территорию общего пользования поселения первичными средствами пожаротушения и противопожарным инвентарем. В д. Тупицыно: разработать мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности, противопожарный разрыв 15 м) в районе <адрес>; разработать мероприятия, исключающие возможность перехода огня при лесном или торфяном пожаре; обустроить минерализованную полосу.
В судебном заседании прокурор Распопова О.Л. настаивала на заявленных требованиях по основаниям, изложенным в исковом заявлении, при этом не возражала установить срок для выполнения возложенных на ответчика обязанностей до 15.07.2011.
Представитель администрация сельского поселения «Палевицы» Потолицына Э.И. иск признала в части.
Представитель третьего лица - ОНД Сыктывдинского района УНД ГУ МЧС России по Республике Коми – Засецкая О.М., действующая на основании доверенности, требования поддержала в части, указав, что ответчиком устранены некоторые нарушения. В частности, администрация СП «Палевицы» в с.Палевицы разработала мероприятия, исключающие возможность переброса огня при ленных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности, противопожарный разрыв 15 м) в районе <адрес>; разработала мероприятия, исключающие возможность перехода огня при лесном или торфяном пожаре; обустроила минерализованную полосу; установила возле гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним соответствующих указателей (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий); в п.Сотчимвыв разработала мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения; разработала мероприятия, исключающие возможность перехода огня при лесном или торфяном пожаре; обустроила минерализированную полосу; обеспечила территорию общего пользования первичными средствами пожаротушения и противопожарным инвентарем. В д.Ивановка: разработала мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения; разработала мероприятия, исключающие возможность перехода огня при лесном или торфяном пожаре; обустроила минерализированную полосу; обеспечила территорию общего пользования поселения первичными средствами пожаротушения и противопожарным инвентарем. В д. Гавриловка: разработала мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения; обустроила минерализированную полосу; обеспечила территорию общего пользования поселения первичными средствами пожаротушения и противопожарным инвентарем. В д.Тупицыно: разработала мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности, противопожарный разрыв 15 м) в районе <адрес>; разработала мероприятия, исключающие возможность перехода огня при лесном или торфяном пожаре; обустроила минерализованную полосу.
В судебном заседании прокурор отказался от иска к администрации сельского поселения «Палевицы» в вышеназванной части требований.
Определением суда производство по гражданскому делу в этой части прекращено.
Заслушав мнение прокурора, объяснения представителя ответчика и третьего лица, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пп. 9 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», одним из вопросов местного значения сельского поселения является обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
В силу ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
Согласно ст. 63 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» первичные меры пожарной безопасности включают в себя реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия; обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара.
На основании ст. 62 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», здания, сооружения и строения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится, в том числе создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы.
Согласно ст.20 Закона к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
В соответствии с п. 3 Правил пожарной безопасности, утвержденных Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидациям последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 № 313 (ППБ 01-03), наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.
Согласно п.90 Правил у гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника.
Водонапорные башни должны быть приспособлены для отбора воды пожарной техникой в любое время года (п. 95 ППБ 01-03).
При наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах - на органы местного самоуправления) (п. 94 ППБ 01-03).
Сельские населенные пункты, садоводческие товарищества и дачно-строительные кооперативы должны быть оборудованы мотопомпами (п. 31 ППБ 01-03).
Противопожарные расстояния между зданиями и сооружениями, штабелями леса, пиломатериалов, других материалов и оборудования не разрешается использовать под складирование материалов, оборудования и тары, для стоянки транспорта и строительства (установки) зданий и сооружений (п. 22 ППБ 01-03).
Для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, органами местного самоуправления должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие) (п. 112 ППБ 01-03).
Из материалов дела следует, что прокуратурой Сыктывдинского района по информации, представленной отделом надзорной деятельности Сыктывдинского района, проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления требований правил пожарной безопасности, в ходе которой установлены нарушения в деятельности администрации сельского поселения «Палевицы», влияющие на ход тушения пожаров.
Отделом надзорной деятельности Сыктывдинского района в марте 2011 года на территории муниципального образования сельского поселения «Палевицы, в состав которого входят населенные пункты с.Палевицы, д.Ивановка, д.Сотчем, д.Гариловка, д. Тупицыно, д.Пычим, выявлены следующие нарушения, которые на момент разрешения настоящего спора не устранены: органами местного самоуправления в с.Палевицы не обеспечена территория общего пользования поселения первичными средствами пожаротушения и противопожарным инвентарем; в п.Сотчимвыв: не установлены возле гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий); не обеспечены переносной пожарной мотопомпой; не оснащен населенный пункт исправной установкой звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара; в д.Ивановка: не обеспечен населенный пункт переносной пожарной мотопомпой; не установлен возле гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий); не оснащен населенный пункт исправной установкой звуковой, сигнализации для оповещения людей на случай пожара; в д.Гавриловка: не обеспечен населенный пункт переносной пожарной мотопомпой; не установлен возле гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий); не оснащен населенный пункт исправной установкой звуковой, сигнализации для оповещения людей на случай пожара.
Судом установлено, что вышеуказанные нарушения требований пожарной безопасности администрацией сельского поселения «Палевицы» не устранены.
Указанное свидетельствует о ненадлежащем исполнении возложенных на органы местного самоуправления обязательств в части обеспечения первичных мер пожарной безопасности, что в случае возникновения чрезвычайных ситуаций ставит под угрозу права, свободы и законные интересы граждан, проживающих на территории сельского поселения «Палевицы», кроме того, исключает возможность своевременной ликвидации возгорания, ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц.
С учетом изложенного суд приходит к выводу об удовлетворении заявленного прокурором иска в интересах неопределенного круга лиц об обязании ответчика совершить определенные действия.
При этом, принимая во внимание, что прокурор не возражал против увеличения срока, необходимого ответчику для исполнения возложенной на него обязанности, суд считает возможным увеличить срок до 15.07.2011.
При таких обстоятельствах, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Иск прокурора Сыктывдинского района удовлетворить.
Обязать администрацию сельского поселения «Палевицы» в срок до 15.076.2011 в с. Палевицы: обеспечить территорию общего пользования поселения первичными средствами пожаротушения и противопожарным инвентарем.
В п. Сотчимвыв: установить возле гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий);
обеспечить переносной пожарной мотопомпой;
оснастить населенный пункт исправной установкой звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара.
В д. Ивановка: обеспечить переносной пожарной мотопомпой;
установить возле гидрантов и водоемов (водоисточников), а также понаправлению движения к ним соответствующие указатели (объемные сосветильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий);
оснастить населенный пункт исправной установкой звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара.
В д. Гавриловка: обеспечить переносной пожарной мотопомпой;
установить возле гидрантов и водоемов (водоисточников), а также понаправлению движения к ним соответствующие указатели (объемные сосветильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий);
оснастить населенный пункт исправной установкой звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд Республики Коми в течение десяти дней со дня его вынесения.
Судья- Н.И. Соколова