о признании нормативного акта противоречащим закону



№2-662/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Судья Сыктывдинского районного суда Республики Коми Колесникова Д.А.,

при секретаре Аббасовой И.Г.,

с участием прокурора Распоповой О.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Выльгорт 9 июня 2011 года гражданское дело по исковому заявлению прокурора Сыктывдинского района в защиту прав неопределенного круга лиц о признании статьи 11 решения Совета сельского поселения «Часово» от 22.12.2010 №11–19/81 «О бюджете муниципального образования сельского поселения «Часово» на 2011 год» противоречащей закону и недействующей с момента принятия,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Сыктывдинского района Республики Коми в защиту прав неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением о признании противоречащей закону статьи 11 решения Совета сельского поселения «Часово» от 22.12.2010 №11–19/81 «О бюджете муниципального образования сельского поселения «Часово» на 2011 год» и недействующей с момента принятия. В обоснование заявленных требований прокурор указал, что данная норма решения возлагает на финансовый орган муниципального района дополнительную обязанность на заключение соглашения о кассовом обслуживании исполнения бюджета поселения на безвозмездной основе, что является недопустимым и противоречит требованиям как Бюджетного кодекса, так и Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В судебном заседании прокурор Распопова О.Л. поддержала заявленные требования, изложив доводы, указанные выше.

Ответчик Совет сельского поселения «Часово», будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. От представителя Совета сельского поселения «Часово» поступило заявление, в котором последний просит рассмотреть дело без его участия, кроме того, указывает, что требования прокурора признает в полном объеме.

Заслушав прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что 22 декабря 2010 Советом муниципального образования сельского поселения «Часово» принято решение №II-19/1-81 «О бюджете муниципального образования сельского поселения «Часово» на 2011 год».

Положения статьи 11 Решения от 22.12.2010 №II-19/1-81 закрепляют следующее «Установить, что кассовое обслуживание исполнения бюджета муниципального образования сельского поселения осуществляется финансовым органом муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» на основании соглашения и на безвозмездной основе».

Согласно акту об опубликовании решений Совета муниципального образования сельского поселения «Часово» от 23.12.2010 названное решение опубликовано 23 декабря 2010 года в населенных пунктах путем вывешивания на информационных стендах на бумажных носителях.

Порядок обнародования муниципальных правовых актов сельского поселения «Часово» установлен ст.16 Устава муниципального образования сельского поселения «Часово».

В соответствии с положением ст.251 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе в пределах своей компетенции обратиться в суд с заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону полностью или в части.

Согласно п.1 ст.21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора является надзор за соответствием законам правовых актов, издаваемых органами местного самоуправления, их должностными лицами.

При этом в соответствии с требованиями ст.252 Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации признание требования о признании акта противоречащим закону полностью или в части органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, принявшими оспариваемый нормативный правовой акт, для суда необязательно.

Указанные норма закона обязывает суд независимо от позиции заявителя и заинтересованного лица продолжить разбирательство дела, выяснить все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, и вынести решение по существу, то есть установить, противоречит оспариваемый нормативный акт федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, или не противоречит.

В соответствии с п.9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №48 от 29 ноября 2007 года «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

В соответствии со ст.9 Бюджетного кодекса РФ, к бюджетным полномочиям муниципальных образований относятся составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета.

Статьей 9 Бюджетного кодекса РФ за органами местного самоуправления закреплены две группы бюджетных полномочий. Эти органы, с одной стороны, формируют, утверждают и исполняют соответствующий местный бюджет, с другой стороны, издают нормативные правовые акты, которыми регламентируются все вопросы, касающиеся формирования и исполнения всей совокупности местных бюджетов на своей территории. Однако эти правовые акты должны соответствовать требованиям, установленным Бюджетным кодексом РФ и законами субъектов Российской Федерации.

Статьей 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» №131-ФЗ от 06 октября 2003 года (далее –Закон) к вопросам местного значения поселения отнесено формирование, утверждение, исполнение бюджета поселения и контроль за исполнением данного бюджета. Аналогичная норма содержится в статье 7 Устава муниципального образования сельского поселения «Часово», утвержденного решением Совета сельского поселения «Часово» от 27.12.2005 №3/12-1-21.

В силу статьи 35 Закона в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся утверждение местного бюджета и отчет о его исполнении.

Из положений статьи 17 Закона следует, что полномочия органов местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления поселений самостоятельно. Подчиненность органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления одного муниципального образования органу местного самоуправления или должностному лицу местного самоуправления другого муниципального образования не допускается.

Таким образом, утверждение и исполнение бюджета, а так же осуществление контроля за его исполнением и утверждение отчетов об исполнении бюджета относится к исключительной компетенции сельского поселения и передача указанных полномочий иному органу местного самоуправления не допускается.

При этом в рамках действующего федерального законодательства непосредственную нормативную основу организации и деятельности органа муниципального образования, осуществляющего контроль за исполнением местного бюджета составляют положения ст. 38 Закона, а также нормы абз. 2 ч.1 ст.1, абз.11 ст.6, абз. 1 и 2 ч. 1 ст.9, ч.1 и 4 ст.151, абз. 5 ст. 152, ч.1 ст.153, ч.1, 2 и 3 ст.157, ст.186, ч.4 ст.217, ст.241 и гл. 26 Бюджетного кодекса РФ.

Как следует из названных нормативных правовых актов, контрольный орган муниципального образования (контрольно-счетная палата, ревизионная комиссия и другие) является обязательным элементом системы органов местного самоуправления, который формируется на муниципальных выборах или представительным органом муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования и имеет своим предназначением осуществление контроля за исполнением местного бюджета, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчета о его исполнении, а также в целях контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

Учитывая изложенное, возложение представительным органом сельского поселения «Часово» на муниципальный район дополнительных полномочий в виде возложении на финансовый орган муниципального района обязанности на заключение соглашения о кассовом обслуживании исполнения бюджета поселения на безвозмездной основе, реализация которой возложена на сельское поселение, противоречит действующему бюджетному законодательству и законодательству об общих принципах местного самоуправления.

Таким образом, статья 11 оспариваемого нормативно правого акта Совета сельского поселения «Часово», являющегося представительным органом местного самоуправления, противоречит федеральному закону.

Согласно ч.2 ст.253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Поскольку статья 11 оспариваемого нормативного правового акта противоречит требованиям закона, имеющего большую юридическую силу, то ее положения признаются судом противоречащими закону и недействующими с даты принятия.

Принимая во внимание положения ч.3 ст.253 ГПК РФ, после вступления настоящего решения в законную силу сообщение о нем подлежит обнародованию в порядке, в котором был официально обнародован нормативный правовой акт.

    В соответствии с ч.4 ст.103 ГПК РФ и п.19 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ оснований для взыскания государственной пошлины с ответчика не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 194-198ГПК РФ,

    РЕШИЛ:

    Признать противоречащей федеральному закону статью 11 решения Совета муниципального образования сельского поселения «Часово» от 22 декабря 2010 года №II–19/1–81 «О бюджете муниципального образования сельского поселения «Часово» на 2011 год» и недействующей с момента принятия.

    Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд в течение десяти дней со дня его принятия.

    Судья                                                                                                  Д.А. Колесникова