№2–436/2011
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«15» апреля 2011 года с. Выльгорт
Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе судьи Колесниковой Д.А.,
при секретаре Аббасовой И.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хмелиаускас–Пискун Маргариты Романовны к администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский», Агентству Республики Коми по социальному развитию, государственному автономному образовательному учреждению среднего профессионального образования Республики Коми «Сыктывкарский индустриальный колледж» о возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и предоставить жилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
Хмелиаускас–Пискун М.Р. обратилась в суд с исковым заявлением к ГАОУ СПО РК «Сыктывкарский индустриальный колледж», администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский», Агентству Республики Коми по социальному развитию о возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и предоставить жилое помещение, о признании отказа Агентства Республики Коми по социальному развитию в предоставлении жилого помещения незаконным. В обоснование требований указала, что является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так как ее мать лишена родительских прав в отношении нее и ее младшего брата. С 1992 года проживает в Сыктывдинском районе у бабушки, где и производился учебный процесс. Впоследствии органами опеки и попечительства истец была определена в ГАОУ СПО РК «Сыктывкарский индустриальный колледж» и являлась воспитанницей данного учреждения. Ранее истец имела регистрацию в г.Воркуте, однако в 1995 году ее мать сняла ее с регистрационного учета по данному адресу, после чего Хмелиаускас–Пискун М.Р. не пользовалась данным жилым помещением и права пользования им не имеет в настоящее время. По вопросу предоставления жилья обращалась в учебное учреждение и органы опеки и попечительства Сыктывдинского района, где ей было отказано ввиду отсутствия такого права. В ноябре 2010 года Хмелиаускас–Пискун М.Р. обратилась в Агентство Республики Коми по социальному развитию с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилья, однако ей было отказано ввиду достижения ею 29 лет, кроме того, ссылались на то, что ранее ее семье предоставлена квартира в г.Воркуте. Истец считает, что данный отказ не основан на законе и полагает, что согласно действующему законодательству ей как лицу из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей должно быть предоставлено жилое помещение.
В судебном заседании Хмелиаускас–Пискун М.Р. на удовлетворении заявленных требований настаивала по основаниям, изложенным выше. Дополнительно пояснила, что ранее была зарегистрирована у бабушки в <адрес>, однако после смерти бабушки в доме проживает ее сын, который злоупотребляет спиртными напитками и препятствует ее проживанию в доме, при этом она было вынуждена оплачивать задолженность по коммунальным услугам, которые потреблял и не оплачивал ее дядя, в связи с чем, ей пришлось сняться с регистрационного учета по данному адресу. В настоящее время она зарегистрирована у родственников мужа, однако никаких прав на данное жилое помещение она не имеет и фактически на сегодняшний день совместно со своей семьей проживает в служебной квартире при Пожарной части–13, выданной ее супругу. Указала, что отказ в постановке ее на учет противоречит нормам действующего законодательства. Так же считает, что бездействие в период учебы в колледже социального работника, не выполнившего свои обязанности, в частности, не разъяснения прав истца, как ребенка, оставшегося без попечения родителей, куда и когда было необходимо обратиться по окончанию учебы, повлекло нарушение ее прав.
Представитель ответчика администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» Груздев О.А., действующий по доверенности, исковые требования не признал, пояснив, что истец с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий не обращалась. В настоящее время Хмелиаускас–Пискун М.Р. не может быть поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий как лицо, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с достижением последней 23 лет.
Ответчик Агентство Республики Коми по социальному развитию в судебное заседание своего представителя не направило. От представителя ответчика поступил письменный отзыв на исковое заявление, в котором отражено несогласие с заявленными требованиями и ходатайство о рассмотрении дела без участия их представителя.
Ответчик ГАОУ СПО РК «Сыктывкарский индустриальный колледж» в судебное заседание своего представителя не направил, допрошенная в предыдущем судебном заседании представитель ответчика ГАОУ СПО РК «Сыктывкарский индустриальный колледж» Алексеева Е.В., действующая по доверенности, с исковыми требованиями не согласилась, пояснив, что истец поступила в образовательное учреждение с закрепленным за ней жилым помещением по адресу: <адрес>. В период обучения истец проживала в студенческом общежитии, а по окончанию обучения выбыла по месту жительства по указанному адресу. В период с 2001 года по 2011 год истец не обращалась к руководству колледжа о содействии ей в предоставлении жилья как лицу, из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Суд определил рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.
Заслушав объяснения лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующему.
Судом установлено и не оспаривается сторонами по делу, что истец Хмелиаускас–Пискун М.Р. имеет статус лица, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку мать последней Давлетова Ю.К. решением Воркутинского городского суда Республики Коми от 21.06.1999 лишена родительских прав, в том числе в отношении истца.
Из материалов дела следует, что в 1995 году истец исключена из лицевого счета и снята с регистрационного учета по адресу: <адрес>, – по заявлению матери в связи с переездом на постоянное место жительство в Сыктывдинский район, в связи с чем, с 01.09.1992 по 23.12.2008 истец была зарегистрирована на жилой площади у своей бабушки Хмелиаускас М.А. по адресу: <адрес>, – что находит свое подтверждение в предоставленной в материалы дела справке администрации сельского поселения «Палевицы».
В судебном заседании достоверно установлено, что истец Хмелиаускас–Пискун М.Р. является воспитанником ГАОУ СПО РК «Сыктывкарский индустриальный колледж» и согласно справке от 12.11.2010, выданной названным образовательным учреждением последняя в период учебы с 02.09.1998 по 30.06.2001 проживала в общежитии по адресу: <адрес>.
Из материалов дела следует, что на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в том числе как лицо, относящееся к категории детей, оставшихся без попечения родителей, истец Хмелиаускас–Пискун М.Р. не состоит.
Из объяснений как истца, так и представителя ответчика администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» и письменных возражений Агентства Республики Коми по социальному развитию установлено, что с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий истец обратилась лишь 14.02.2011 и 13.11.2010 соответственно.
По данным ГУ МЧС России истец со своей семье с 2002 года по настоящее время проживает в служебном жилом помещении по адресу: <адрес>, – однако зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>, – что находит свое подтверждение в предоставленной администрацией муниципального образования сельского поселения «Пажга» справке.
Из материалов дела следует, что в 1995 году истец исключена из лицевого счета и снята с регистрационного учета по адресу: <адрес>, в связи с переездом по месту жительства бабушки истца.
Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее по тексту – Закон) определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Абзац четвертый статьи 1 названного Закона определяет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.
Данной нормой законодатель, в исключение из общего правила о необходимости государственной поддержки детей, то есть лиц, не достигших 18-летнего возраста (пункт 1 статьи 54 Семейного кодекса Российской Федерации), лишившихся или ограниченных в возможности иметь содержание от своих родителей и нуждающихся по этой причине в социальной защите, распространил действие названного Федерального закона на лиц, достигших 18-летнего возраста, и предоставил им право пользоваться соответствующими мерами социальной поддержки до достижения возраста 23 лет, обеспечив тем самым единообразный подход к определению оснований социальной защиты таких граждан.
Такое правовое регулирование осуществлено в интересах названных лиц с целью предоставления им дополнительной социальной поддержки с учетом имевшегося у них ранее статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с положениями Закона и ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации право внеочередного предоставления жилых помещений по договорам социального найма предоставлено исключительно детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством).
В силу абз.2 п.1 ст.8 Закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Таким образом, данный Закон направлен на оказание целевой государственной поддержки именно данной категории социально незащищенных граждан, что предопределяет и соответствующие объемы необходимого финансирования.
Однако обеспечение жильем данной категории граждан ограничивается возрастом. По смыслу закона, только до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений по месту регистрации (месту жительства), поскольку после достижения указанного возраста они не относятся ни к одной из категорий лиц, названных в Федеральном законе «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Анализ приведенных норм материального закона позволяет сделать вывод о том, что право на внеочередное обеспечение жилым помещением принадлежит лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, которые не имеют закрепленного за ними жилого помещения и признаны нуждающимися в предоставлении жилья.
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установлены положениями ст.51 ЖК РФ.
Учитывая вышеприведенные нормы закона, суд приходит к выводу, что правовых оснований для постановки на учет и предоставления во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма лицу, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не поставленному на учет до достижения им возраста 23 лет, не имеется, в связи с чем, а так же принимая во внимание неоспариваемое истцом Хмелиаускас–Пискун М.Р. обстоятельство, при котором последняя до настоящего времени на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий не поставлена, суд не находит оснований для удовлетворения требований последней к администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский», Агентству Республики Коми по социальному развитию о возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и предоставить жилое помещение и о признании отказа Агентства Республики Коми по социальному развитию в предоставлении жилого помещения незаконным.
Рассматривая требования истца в части признания бездействия ГАОУ СПО РК «Сыктывкарский индустриальный колледж», выразившегося в невыполнении обязанности по разъяснению прав истца, как ребенка, оставшегося без попечения родителей, суд так же приходит к выводу об отсутствии оснований для их удовлетворения.
В соответствии со ст.121 Семейного кодекса РФ органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей и, исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.
Положения п.3 ст.7 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» предусматривают возможное участие, в том числе социальных работников, которые в соответствии с законодательством РФ несут ответственность за работу по воспитанию, образованию, социальной защите и социальному обслуживанию ребенка, по поручению органов опеки и попечительства в мероприятиях по обеспечению защиты прав и законных интересов ребенка в органах образования, здравоохранения, труда и социального развития и иных компетентных органов, педагогических, медицинских.
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами истец Хмелиаускас-Пискун М.Р. поступила в профессиональное образовательное учреждение, будучи зарегистрированной по месту жительства своей бабушки по адресу: <адрес>. На время периода обучения истцу была предоставлена комната в студенческом общежитии, по окончанию обучения в 2001 году, являясь совершеннолетней Хмелиаускас-Пискун М.Р., была снята с регистрационного учета и выбыла по месту жительства по указанному выше адресу.
В судебном заседании установлено, что истец с 1992 года по 2008 год была зарегистрирована по месту жительства своей бабушки по вышеуказанному адресу в связи с ее проживанием в доме последней.
После выпуска из учебного учреждения Хмелиаускас-Пискун М.Р. оставалась зарегистрированной по месту жительства в доме, нанимателем которого являлась бабушка истца по адресу: <адрес>, – в качестве члена семьи нанимателя, с согласия всех лиц, проживающих в доме, вселилась в это жилое помещение, следовательно, приобрела право пользования, равное с нанимателем.
Истец являлась членом семьи нанимателя указанного жилого помещения и выводы образовательного учреждения о наличии закрепленного за истцом права пользования данным жилым помещением на время нахождения в образовательном учреждении основано на законе, поскольку является одной из гарантий, предусмотренных Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в связи с чем, основания для участия или какого-либо содействия со стороны образовательного учреждения в защите прав и интересов Хмелиаускас-Пискун М.Р. по обеспечению жильем отсутствовали.
Кроме того, истец Хмелиаускас-Пискун М.Р. по окончанию обучения в ГАОУ СПО РК «Сыктывкарский индустриальный колледж» хотя и сохраняла статус лица, оставшегося без попечения родителей, вместе с тем, достигла совершеннолетия и имела возможность самостоятельно осуществлять свои права и обязанности, в том числе право на защиту.
Таким образом, исковые требования Хмелиаускас–Пискун М.Р. не подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.194–199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Хмелиаускас–Пискун Маргарите Романовне к администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский», Агентству Республики Коми по социальному развитию о возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставить жилое помещение во внеочередном порядке с составом семьи четыре человека, о признании отказа Агентства Республики Коми по социальному развитию в предоставлении жилого помещения незаконным, о признании бездействия государственного автономного образовательного учреждения среднего профессионального образования Республики Коми «Сыктывкарский индустриальный колледж» незаконным отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд Республики Коми в течение 10 дней со дня принятия его в окончательной форме 20 апреля 2011 года.
Председательствующий Д.А. Колесникова
Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Коми от 06.06.2011 решение оставлено без изменения, кассационная жалоба Хмелиаускас-Пискун М.Р. – без удовлетворения.