о включении определнных периодов в стаж, о назначении досрочной трудовой пенсии по старости



№2-594/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе

судьи Колесниковой Д.А.,

при секретаре Аббасовой И.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Выльгорт «22» июня 2011 года гражданское дело по исковому заявлению Поповой Н.Г. к государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Сыктывдинском районе Республики Коми о признании решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным, включении определенных периодов в стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, назначении досрочной трудовой пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

Попова Н.Г. обратилась в суд с иском к государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Сыктывдинском районе Республики Коми о признании решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным в части включения в стаж работы в календарном исчислении периода ее работы в должности <данные изъяты> нейротравматологического отделения МУЗ «<данные изъяты>», о возложении обязанности на ответчика включить указанный период в стаж работы, применяя при этом правила льготного исчисления как 1 год за 1 год и 6 месяцев, и назначить досрочную трудовую пенсию по старости с 11 апреля 2010 года. В обоснование исковых требований указала, что ответчиком в нарушение действующего законодательства неправомерно отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости.

Впоследствии представителем истца Першиным С.А., действующим по доверенности, исковые требования уточнены как требования о признании решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости от 28.04.2011 незаконным в части в части включения в стаж работы в календарном исчислении периода работы истца в должности <данные изъяты> нейротравматологического отделения МУЗ «<данные изъяты>» с 11.06.1987 по 17.06.1998, а так же в части невключения периода нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет в период с 18.06.1998 по 10.10.1998 и о включении указанных периодов в стаж работы истца в льготном исчислении как 1 год за 1 год и 6 месяцев.

Истец Попова Н.Г., надлежащим образом извещенная о месте, времени и дате рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, направила своего представителя. Суд определил рассмотреть дело в отсутствие истца.

Представитель истца Першин С.А., действующий по доверенности, в судебном заседании исковые требования о признании решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным в части включения в стаж работы в календарном исчислении периода работы истца в должности <данные изъяты> нейротравматологического отделения МУЗ «<данные изъяты>» с 11.06.1987 по 17.06.1998, а так же в части невключения периода нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет в период с 18.06.1998 по 10.10.1998, о включении указанных периодов в стаж работы истца в льготном исчислении как 1 год за 1 год и 6 месяцев и о назначении досрочной трудовой пенсии с 11.04.2010 поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика Государственного Учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Сыктывдинском районе Республики Коми Мальцева О.С., действующая по доверенности, с требованиями не согласилась, полагает, что пенсионным органом на законных основаниях не включены спорные периоды, на которых настаивает истец. Дополнительно пояснила, что пенсионным органом на основании решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 28.04.2011 №57/779 период работы истца в должности <данные изъяты> нейрохирургического отделения МУЗ «<данные изъяты>» с 11.10.1999 по 31.10.1999 включен в стаж истца в льготном исчислении.

Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы гражданского и пенсионного дела, суд находит требования Поповой Н.Г. подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что Попова Н.Г. с 01.08.1983 по настоящее время занимала должности, работа в которых включается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. При обращении в Пенсионный орган 01.02.2010 за назначением пенсии по старости на льготных условиях ей решением от 30.04.2010 отказано в назначении пенсии ввиду отсутствия достаточного стажа работы, связанного с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.

Так, в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, Пенсионным Фондом не включен период нахождения Поповой Н.Г. в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет с 18.06.1998 по 10.10.1999, а период работы истца с 11.06.1987 по 17.06.1998 в должности <данные изъяты> отделения МУЗ «<данные изъяты>» включен ответчиком в календарном исчислении.

Решением Государственного Учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Сыктывдинском районе Республики Коми от 28.04.2011 №57/779 протокол комиссии № 154 от 30.04.2010 признано утратившим силу в связи с неверным исчислением периода работы истца в должности <данные изъяты> нейрохирургического отделения МУЗ «<данные изъяты>» с 11.10.1999 по 31.10.1999 и в установлении пенсии истцу отказано.

При этом протоколом комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 28.04.2011 № 311 период работы истца в должности <данные изъяты> нейрохирургического отделения МУЗ «<данные изъяты>» с 11.10.1999 по 31.10.1999 включен в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в льготном исчислении как 1 год за 1 год и 6 месяцев.

Вместе с тем, решение Пенсионного органа от 28.04.2011 в части включения периода работы истца в должности <данные изъяты> нейротравматологического отделения МУЗ «<данные изъяты>» с 11.06.1987 по 17.06.1998 в календарном исчислении нельзя признать законным и обоснованным, поскольку оно противоречит действующему в период трудовой деятельности истца законодательству.

Так, в силу подпункта 20 п.1 ст. 27 Федерального Закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

С учетом особенностей условий труда отдельных категорий граждан, которым трудовая пенсия по старости назначается досрочно в соответствии с вышеназванной статьей, порядок исчисления периодов их работы устанавливается отдельными правилами, утверждаемыми Постановлением Правительства Российской Федерации.

В силу п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 516 от 11.07.2002 (далее по тексту – Правила), в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации.

Под специальным трудовым стажем понимается суммарная продолжительность периодов работы на предусмотренных как ранее действующими, так и ныне действующими нормативными правовыми актами должностях.

Периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона №173-ФЗ.

Положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29.01.2004 №2-П, следует, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.

В соответствии с пунктом 3 Постановления №1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 №464.

В соответствии с п.2 ч.2 Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 №464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров 1 год работы в этой должности и подразделениях постановлено считать за 1 год и 6 месяцев.

В соответствии с Приказом Минздрава РФ №377 от 15.10.1999 к медицинскому персоналу отнесена должность медицинской сестры.

Сторонами по делу не оспаривается, что истец Попова Н.Г. в период с 11.06.1987 по 17.06.1998 состояла в должности <данные изъяты> нейротравматологического отделения МУЗ «<данные изъяты>».

На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 03.06.97 №659 «Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации» Приказом Минздрава РФ от 29.01.1999 №28 утвержден Перечень хирургических подразделений стационаров лечебно - профилактических учреждений и руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, руководителям учреждений федерального подчинения приказано привести наименования хирургических подразделений стационаров лечебно - профилактических учреждений в соответствие с Перечнем, утвержденным настоящим Приказом.

Согласно приказу главного врача <данные изъяты><данные изъяты> от 24.03.1999 «О переименовании нейротравматологического отделения» нейротравматологическое отделение Центральной больницы Эжвинского района переименовано в нейрохирургическое отделение <данные изъяты> с сохранением существующей структуры, штатного расписания и тарификации сотрудников. Кроме того, в соответствии с указанным приказом разрешено использование штампов и печатей отделения с надписью «нейротравматологическое отделение» до 01.07.1999.

Сторонами по делу не оспаривается, что истец Попова Н.Г. в период с 11.06.1987 по 17.06.1998 состояла в должности <данные изъяты> нейротравматологического отделения МУЗ «<данные изъяты>», а в последующем в связи с переименованием отделения с 23.03.1999 по 27.02.2002, истец занимала должность <данные изъяты> нейрохирургического отделения этого же учреждения, который включен ответчиком в специальный стаж истца в льготном исчислении.

Отказывая во включении спорного периода в специальный стаж истца в льготном исчислении пенсионный орган исходил из того, что согласно Положению об оплате труда работников здравоохранения от 15.10.1999 №377 нейротравматологическое отделение не отнесено к хирургическому профилю.

Однако, в соответствии с п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 №25 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7 - 13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал).

Из трудовой книжки истца усматривается, что работодателем в связи с переименованием нейротравматологического отделения в нейрохирургическое внесена соответствующая запись 23.03.1999, при этом записи об изменении наименования должности истца или ее переводе, назначении на другую должность в переименованном отделении отсутствует.

Период работы Поповой Н.Г. с 11.06.1987 по 17.06.1998 зачтен ответчиком в специальный стаж, однако, в календарном исчислении.

То обстоятельство, что на момент решения вопроса о праве на досрочную пенсию истца законодательство изменилось, что поставило его в неравное положение с работниками, выполнявшими аналогичные функции, но вышедшими на пенсию раньше, не является основанием к отказу в удовлетворении его требований и ограничению конституционного права на социальное обеспечение.

Поскольку в судебном заседании достоверно установлено, что структура отделения, штатное расписание и тарификация сотрудников при переименовании отделения не изменялись, и переименование отделения произведено во исполнение Приказа Министерства здравоохранения РФ от 29.01.1999 №28 в целях приведения наименований хирургических подразделений стационаров лечебно-профилактических учреждений в соответствие с действующим законодательством и упорядочения организации нейрохирургической помощи населению, при этом Попова Н.Г. продолжила занимать должность <данные изъяты>, исполняя ранее возложенные на нее должностные обязанности, суд приходит к выводу о необходимости включения спорного периода в специальный стаж истца в льготном исчислении.

Рассматривая требования истца о включении в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, периода нахождения Поповой Н.Г. в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет с 18.06.1998 по 10.10.1999 суд не находит законных оснований для их удовлетворения в силу следующего.

Согласно действовавшему ранее совместному постановлению Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов от 29.11.1989 №375/24-11, время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается также в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах. Во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа работы и стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет учитывается в том же порядке, как работа, в период которой предоставлены указанные отпуска (пункт 7).

До введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года №3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.

С принятием Закона Российской Федерации №3543-1 от 25.09.1992 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР», вступившего в силу 6 октября 1992 года, указанный период перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.

Таким образом, из смысла приведенных положений закона следует, что с 6 октября 1992 года отпуска по уходу за детьми, ни частично оплачиваемые, ни дополнительные отпуска без сохранения заработной платы не включаются в стаж, дающий право на льготную пенсию.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что поскольку период нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком с 18.06.1998 по 10.10.1999 имел место после вступления в силу Закона РФ от 25 сентября 1992 года №3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР», с принятием которого указанный период перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях, законных оснований для удовлетворения требований Поповой Н.Г. в данной части не имеется.

Вместе с тем, при включении в стаж в льготном исчислении как один год за один год шесть месяцев периода работы Поповой Н.Г. с 11.06.1987 по 17.06.1998 в должности <данные изъяты> нейротравматологического отделения МУЗ «<данные изъяты>», связанного с осуществлением лечебной деятельности, применяя при этом льготный порядок исчисления стажа, общий стаж истца по состоянию на 11 апреля 2010, как указывает истец, тем не менее составит 29 лет 5 месяцев, что менее установленных законом 30 лет, в связи с чем, у Поповой Н.Г. отсутствует право на пенсию как на момент первоначального обращения с заявлением о ее назначении 01.02.2010, так и на дату заявленную истцом в своих требованиях – 11.04.2010.

Таким образом, принимая во внимание изложенное, оснований для признания решения об отказе в установлении пенсии от 28.04.2011 №<данные изъяты> незаконным в полном объеме и назначения истцу льготной пенсии с 11 апреля 2010 года не имеется, поскольку согласно статье 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» пенсия по старости назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования Поповой Н.Г. удовлетворить частично.

Признать недействительным решение Государственного Учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Сыктывдинском районе Республики Коми №57/779 от 28 апреля 2011 года в части включения в специальный стаж Поповой Н.Г. периода ее работы в должности <данные изъяты> нейротравматологического отделения <данные изъяты> больницы с 11.06.1987 по 17.06.1998 в календарном исчислении.

Обязать Государственное Учреждение – Управление Пенсионного Фонда РФ в Сыктывдинском районе включить Поповой Н.Г. в стаж работы, связанной с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости по подпункту 20 пункту 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» период работы Поповой Н.Г. в должности <данные изъяты> нейротравматологического отделения <данные изъяты> больницы с 11.06.1987 по 17.06.1998, применяя правила исчисления периода работы как один год за один год и шесть месяцев.

В остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд Республики Коми в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме – 27 июня 2011 года.

Судья                                                                                 Д.А. Колесникова