№2–850/2011
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«6» сентября 2011 года с. Выльгорт
Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе судьи Колесниковой Д.А.,
при секретаре Аббасовой И.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Медведевой М.В. к администрации муниципального образования муниципального района «<данные изъяты>» о возложении обязанности включить ее в список лиц, нуждающихся в предоставлении жилья,
УСТАНОВИЛ:
Медведева М.В. обратилась в суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования муниципального района «<данные изъяты>» о возложении обязанности включить ее в список лиц, нуждающихся в предоставлении жилья. В обоснование требований указала, что является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так как ее родители лишены родительских прав в отношении нее и ее брата. Указывает, что при обращении в 2011 году в администрацию муниципального образования муниципального района «<данные изъяты>» с заявлением о постановке ее на учет нуждающихся, ей было отказано ввиду достижения <данные изъяты> лет. Истец считает, что данный отказ не основан на законе и полагает, что согласно действующему законодательству она как лицо из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, должна быть поставлена на соответствующий учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения на условиях социального найма.
В судебном заседании Медведева М.В. на удовлетворении заявленных требований настаивала по основаниям, изложенным выше. Дополнительно пояснила, что постановлением главы <данные изъяты> сельсовета за ней закреплено право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, – где ранее проживала и была зарегистрирована в качестве члена семьи нанимателя ее мать, однако в данном помещении она проживать не имеет возможности, поскольку остальные члены семьи злоупотребляют спиртными напитками, кроме того, квартира однокомнатная и впятером там проживать невозможно. Также указывает на свое несогласие с вынесенным постановлением администрации, которым за ней закреплено право пользования названным жилым помещением.
Представитель ответчика администрации муниципального образования муниципального района «<данные изъяты>» Груздев О.А., действующий по доверенности, исковые требования не признал, пояснив, что истец с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий обратилась в 2011 году, то есть по достижении <данные изъяты> лет, в связи с чем, во включении ее в список нуждающихся в предоставлении жилья ей отказано. Кроме того, указал на наличие за истцом закрепленного благоустроенного жилого помещения, что само по себе является основанием для отказа во включении в список нуждающихся в улучшении жилищных условий в порядке ст.57 ЖК РФ.
Заслушав объяснения лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав материалы гражданского дела №№, материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено и не оспаривается сторонами по делу, что истец Медведева М.В. имеет статус лица, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее родители ФИО1 и ФИО2 решением Сыктывдинского районного суда Республики Коми от ДД.ММ.ГГГГ лишены родительских прав, в том числе в отношении истца.
Из материалов дела следует, что постановлением главы администрации <данные изъяты> сельсовета муниципального образования «Сыктывдинский район» №№ от ДД.ММ.ГГГГ, в том числе, за несовершеннолетней ФИО3 закреплено право пользования жилым помещением <адрес>.
При этом сторонами по делу не оспаривается, что названное жилое помещение является благоустроенным и пригодным для проживания.
Решением Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 7 июня 2011 года, оставленным без изменения Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Коми от 4 августа 2011 года, постановление главы администрации <данные изъяты> сельсовета муниципального образования «Сыктывдинский район» №№ от ДД.ММ.ГГГГ, установившим право пользования жилым помещением, в том числе, за истцом, признано соответствующим требованиям законодательств, действовавшего на момент издания постановления.
Согласно части 2 статьи 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному гражданскому делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Из материалов дела следует, что на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в том числе как лицо, относящееся к категории детей, оставшихся без попечения родителей, истец Медведева М.В. не состоит.
Из объяснений как истца, так и представителя ответчика администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» установлено, что с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий истец обратилась в 2011 году, в чем ей было отказано.
Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее по тексту – Закон) определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Законом установлены дополнительные гарантии прав названных в ст. 1 этого Закона детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе в жилищных отношениях.
В соответствии с п. 1 ст. 8 названного Закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В силу абзаца 2 пункта 1 статьи 8 Закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Статья 8 Закона также предусматривает, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.
Законом Республики Коми от 22.11.2010 №139-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядке предоставления им жилых помещений по договорам социального найма» (далее – Закон №139–РЗ) закреплено право на предоставление жилого помещения по договору социального найма детям вышеуказанной категории.
В соответствии с положениями статьи 2 Закона №139–РЗ, действие которого распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 года, жилыми помещениями обеспечиваются граждане, не имеющие закрепленного жилого помещения или имеющие закрепленное жилое помещение, признанные нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по основаниям, предусмотренным Жилищным кодексом Российской Федерации. Обеспечение граждан жилыми помещениями осуществляется по окончании пребывания в образовательном учреждении или в учреждении социального обслуживания, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Анализ приведенных норм материального закона позволяет сделать вывод о том, что право на внеочередное обеспечение жилым помещением принадлежит лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, которые не имеют закрепленного за ними жилого помещения и признаны нуждающимися в предоставлении жилья.
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установлены положениями ст.51 ЖК РФ.
Суд при разрешении настоящего спора исходит из приведенных выше фактических обстоятельств дела, согласно которым Медведева М.В. по достижении совершеннолетия и снятии над ней опеки являлась обеспеченной жилым помещением.
Право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, – закреплено за истцом на весь период пребывания в детском государственном учреждении «<данные изъяты>» и нахождения под опекой, то есть в соответствии со ст.57 ЖК РФ и ст.8 Закона Медведева М.В. не имеет права на предоставление ей по договору социального найма органами местного самоуправления жилой площади по месту жительства вне очереди и соответственно включении на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Достаточных и бесспорных доказательств того, что Медведева М.В. лишена права пользования указанным жилым помещением, суду предоставлено не было.
Доводы истца об отсутствии правовых оснований для закрепления за ней права пользования жилым помещением по названному адресу признаны судом не состоятельными, поскольку истец являлась членом семьи нанимателя указанного жилого помещения и закрепление за ней права пользования данным жилым помещением на время нахождения в образовательном учреждении основано на законе, поскольку является одной из гарантий, предусмотренных Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Кроме того, законность и соответствие постановления, которым за истцом закреплено право пользования, законодательству установлено вступившим в законную силу решением суда.
Указанные истцом обстоятельства, в частности то, что на жилой площади, право пользования которой за ней закреплено, она не имеет возможности проживать ввиду того, что ее родственники, проживающие в данном помещении, злоупотребляют спиртными напитками и жилой площади недостаточно для комфортного проживания, могут являться основанием для предоставления истцу, как лицу, состоящему на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилой площади на общих основаниях, а не во внеочередном порядке по заявленным истцом основаниям.
Учитывая вышеприведенные нормы закона, суд приходит к выводу, что правовых оснований для постановки Медведевой М.В. в список нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма как лица, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеется.
Таким образом, исковые требования Медведевой М.В. не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.194–199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Медведевой М.В. к администрации муниципального образования муниципального района «<данные изъяты>» о возложении обязанности включить ее в список нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд Республики Коми в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме – 9 сентября 2011 года.
Судья Д.А. Колесникова