№2–871/2011
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«6» сентября 2011 года с. Выльгорт
Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе судьи Колесниковой Д.А.,
при секретаре Аббасовой И.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Сыктывдинского района Республики Коми в интересах Худяевой В.Л. к администрации муниципального образования муниципального района «<данные изъяты>» о предоставлении жилья,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Сыктывдинского района Республики Коми в интересах Худяевой В.Л. обратился в суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования муниципального района «<данные изъяты>» о предоставлении благоустроенного жилого помещения площадью не менее <данные изъяты> кв.м на условиях договора социального найма. В обоснование требований указал, что Худяева В.Л. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так как ее мать в лишена родительских прав, а сведения об отце внесены в актовую запись о рождении со слов матери. Решением Сыктывдинского районного суда Республики Коми несовершеннолетняя Худяева В.Л. передана на воспитание в органы опеки и попечительства. В ДД.ММ.ГГГГ Худяева В.Л. поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, однако до сегодняшнего дня жилое помещение ей не предоставлено.
Определением Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 8 августа 2011 года Худяева В.Л. привлечена к участию в деле в качестве соистца.
В судебном заседании прокурор Семенов С.Ю. уточнил исковые требования как требования о предоставлении Худяевой В.Л. благоустроенного жилого помещения в с.<адрес>. Уточненные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным выше. Дополнительно пояснил, что Худяева В.Л., как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющая закрепленного жилого помещения и нуждающееся в его получении, в установленном порядке поставлена на учет, в связи с чем, имеет право на внеочередное предоставление благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, однако до настоящего времени истец жильем не обеспечена, чем нарушены ее права.
Истец Худяева В.Л. в судебном заседании уточненные требования прокурора поддержала в полном объеме. Дополнительно пояснила, что поставлена на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения на условиях социального найма в ДД.ММ.ГГГГ, однако до настоящего времени жильем не обеспечена. Просила суд удовлетворить требования, обязав администрацию района предоставить ей благоустроенное жилое помещение в с.<данные изъяты>.
Представитель ответчика администрации муниципального образования муниципального района «<данные изъяты>» Груздев О.А., действующий по доверенности, исковые требования не признал, пояснив, что в настоящее время администрация района не имеет возможности предоставить истцу жилое помещение ввиду отсутствия достаточного финансирования со стороны республиканского бюджета.
Заслушав объяснения лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующему.
Судом установлено и не оспаривается сторонами по делу, что истец Худяева В.Л. (до брака ФИО1) имеет статус лица, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку мать последней решением Сыктывдинского районного суда Республики Коми от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав в отношении истца, а сведения об отце Худяевой В.Л.(ФИО1) внесены в актовую запись о рождении со слов матери.
Названным решением суда несовершеннолетняя Худяева В.Л. (ФИО1) передана на воспитание в ораны опеки и попечительства.
Как видно из материалов дела, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец Худяева В.Л. (ФИО1) обучалась в ГОУ «<данные изъяты>».
Сторонами по делу не оспаривается, что право пользования каким-либо жилым помещением на период пребывания в образовательном учреждении за несовершеннолетней Худяевой В.Л. (ФИО1) не закреплялось.
Приказом Министерства образования и высшей школы Республики Коми №278 от 20 декабря 2007 года Худяева В.Л. (ФИО1) поставлена на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения государственного жилищного фонда Республики Коми.
В связи с передачей полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей органам местного самоуправления, постановлением администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» №4/828 от ДД.ММ.ГГГГ Худяева В.Л. (ФИО1) включена в список граждан нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилого фонда муниципального района «Сыктывдинский», при этом датой принятия последней на учет считается ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно информации, предоставленной Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми, в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о правах Худяевой В.Л. (ФИО1) на недвижимое имущество.
Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее по тексту – Закон) определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.
Таким образом, данный Закон направлен на оказание целевой государственной поддержки именно данной категории социально незащищенных граждан, что предопределяет и соответствующие объемы необходимого финансирования.
Из необходимости внеочередного предоставления жилых помещений по договорам социального найма непосредственно детям-сиротам исходит и Жилищный кодекс Российской Федерации (статья 57).
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации граждане России имеют право на жилище. Жилищное законодательство в силу п. «к» ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
Право на жилище может быть реализовано путем предоставления жилого помещения в пользование по договору социального или коммерческого найма, а также путем приобретения жилого помещения в собственность. Основания и порядок предоставления жилого помещения в пользование предусмотрены Гражданским и Жилищным кодексами, другими правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации.
Круг лиц, обладающих правом получения жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищных фондов по договору социального найма жилья, четко обозначен федеральным законодательством.
Согласно абзаца 2 части 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года 159-ФЗ (далее – Закон), дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются жилой площадью не ниже установленных социальных норм вне очереди органами исполнительной власти по месту жительства.
Абзац четвертый статьи 1 названного Закона определяет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.
Данной нормой законодатель, в исключение из общего правила о необходимости государственной поддержки детей, то есть лиц, не достигших 18-летнего возраста (пункт 1 статьи 54 Семейного кодекса Российской Федерации), лишившихся или ограниченных в возможности иметь содержание от своих родителей и нуждающихся по этой причине в социальной защите, распространил действие названного Федерального закона на лиц, достигших 18-летнего возраста, и предоставил им право пользоваться соответствующими мерами социальной поддержки до достижения возраста 23 лет, обеспечив тем самым единообразный подход к определению оснований социальной защиты таких граждан.
Такое правовое регулирование осуществлено в интересах названных лиц с целью предоставления им дополнительной социальной поддержки с учетом имевшегося у них ранее статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Кроме того, данное право закреплено в части 2 пункта 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ, согласно которой вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании, службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии с ч.2 приведенной статьи жилыми помещениями обеспечиваются граждане, не имеющие закрепленного жилого помещения или имеющие закрепленное жилое помещение, признанные нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по основаниям, предусмотренным Жилищным кодексом Российской Федерации.
Частью 2 статьи 8 Закона установлено, что регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (месту закрепления за ним жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).
В соответствии с частью 1 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ полномочия органов государственной власти субъекта РФ по предметам, отнесенным к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ.
Законом Республики Коми от 22.11.2010 №139-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядке предоставления им жилых помещений по договорам социального найма» (далее – Закон №139–РЗ) закреплено право на предоставление жилого помещения по договору социального найма детям вышеуказанной категории.
Согласно ч.1 ст.2 Закона №139-РЗ обеспечение граждан жилыми помещениями осуществляется органами местного самоуправления путем предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма.
Таким образом, региональным законодательством обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа жилой площадью по социальным нормам, возложена на органы местного самоуправления.
Поскольку наибольшую юридическую силу среди актов жилищного законодательства в регулировании жилищных отношений имеет Жилищный кодекс Российской Федерации, то в случае выявления судом несоответствия норм иных актов жилищного законодательства положениям Жилищного кодекса Российской Федерации, должны применяться нормы этого Кодекса (часть 8 статьи 6 ЖК РФ), в связи с чем, суд приходит к выводу, не смотря на то, что Законом №139-РЗ не закреплено право именно на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма детям вышеуказанной категории, о необходимости внеочередного предоставления жилых помещений по договорам социального найма непосредственно детям-сиротам, из чего исходит, в том числе и Жилищный кодекс РФ.
Как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающийся в получении жилого помещения, не имеющее закрепленного жилого помещения, Худяева В.Л. (ФИО1) состоит на учете с ДД.ММ.ГГГГ согласно Приказу Министерства образования и высшей школы Республики Коми №278 от ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, в связи с передачей полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей органам местного самоуправления, постановлением администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» №4/828 от ДД.ММ.ГГГГ истец включена в список граждан нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилого фонда МР «<данные изъяты>», при этом датой принятия Худяевой В.Л. (ФИО1) на учет считается именно ДД.ММ.ГГГГ.
Сторонами по делу не оспаривается, что истец до настоящего времени жильем в рамках программы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, не обеспечен.
Таким образом, оценив предоставленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что истец, как лицо, отнесенное к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на внеочередное предоставление благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, поскольку Худяева В.Л. (ФИО1) жилья на праве собственности, либо на праве пользования не имеет, в установленном порядке поставлена на учет, как нуждающаяся в жилом помещении по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем, нуждается в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
При этом по смыслу жилищного законодательства, право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилья вне очереди является одной из гарантий их социальной поддержки, оно сохраняется за лицами из числа таких детей на весь период до получения ими соответствующего жилья независимо от того, какого возраста они достигли. Обстоятельство достижения такими лицами возраста, превышающего предел, установленный законом, само по себе не может являться основанием для лишения их права на жилье, которое гарантировано жилищным законодательством. Социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения, в связи с чем, доводы представителя ответчика в данной части не приняты судом во внимание.
Доводы представителя ответчика о том, что в настоящее время администрация района «<данные изъяты>» не имеет возможности обеспечить жильем истца Худяеву В.Л. ввиду отсутствия достаточного финансирования, суд находит несостоятельными, поскольку защита прав истца не может быть поставлена в зависимость от своевременного и полного распределения средств бюджета на цели обеспечения жильем детей-сирот. Кроме того, суд исходит из того, что указанные доводы представителя ответчика относятся к вопросам исполнения решения, но не влияют на правовые основания разрешения спора.
Согласно ст.57 Жилищного кодекса РФ жилое помещение по договору социального найма должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
В соответствии со ст.8 Закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В силу ст.9 Закона №139–РЗ жилые помещения предоставляются гражданам на основании решений органов местного самоуправления по договорам социального найма жилых помещений, заключаемым в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации, по норме, установленной соответствующим органом местного самоуправления.
Вместе с тем, постановлением Конституционного суда Республики Коми от 11 июля 2011 года часть 1 статьи 9 Закона Республики Коми от 22 ноября 2010 года в редакции Закона Республики Коми от 29 апреля 2011 года №32-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядке предоставления им жилых помещений по договорам социального найма» в части предоставления указанным категориям граждан жилых помещений по нормам, установленным соответствующими органами местного самоуправления, признана не соответствующей Конституции Республики Коми, ее статьям 4, 11, 17, 18, 41
В связи с указанными обстоятельствами, суд при разрешении настоящего спора в части решения вопроса о площади жилого помещения, подлежащего предоставлению истцу, руководствуется положениями статьи 10 Закона Республики Коми от 4 июля 2006 года №54-РЗ «О категориях граждан, имеющих право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Коми по договорам социального найма, и порядке предоставления им указанных жилых помещений по договорам социального найма», согласно которым жилые помещения государственного жилищного фонда Республики Коми предоставляются нуждающимся в жилье детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по договорам социального найма в виде отдельной квартиры общей площадью 33 квадратных метра как одиноким гражданам.
В соответствии с требованиями статьи 9 Закона №139–РЗ жилые помещения предоставляются гражданам на территории соответствующего муниципального образования, органы местного самоуправления которого приняли решение о включении гражданина в список. Жилые помещения могут предоставляться гражданам на территории иных муниципальных образований на территории Республики Коми в случаях и порядке, определенных Правительством Республики Коми.
Таким образом, установив, что Худяева В.Л. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет закрепленного жилого помещения, жилья на праве собственности либо на праве пользования не имеет, в установленном порядке поставлена на учет, как нуждающаяся в жилом помещении по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем, имеет право на внеочередное получение жилья, но до настоящего времени не обеспечена им, а так же принимая во внимание, что истец постоянно проживает в <адрес>, суд приходит к выводу, что исковые требования о возложении обязанности на администрацию муниципального образования муниципального района «<данные изъяты>» по предоставлению истцу Худяевой В.Л. вне очереди благоустроенного жилого помещения применительно к условиям <адрес> на условиях договора социального найма, отвечающее санитарным и техническим нормам, общей площадью не менее <данные изъяты> квадратных метра являются правомерными и подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч.4 ст.103 ГПК РФ и п.19 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ оснований для взыскания государственной пошлины с ответчика не имеется.
Руководствуясь ст.194–199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Сыктывдинского района Республики Коми в интересах Худяевой В.Л. к администрации муниципального образования муниципального района «<данные изъяты>» о предоставлении жилья удовлетворить.
Возложить обязанность на администрацию муниципального образования муниципального района «<данные изъяты>» предоставить вне очереди Худяевой В.Л. на условиях договора социального найма благоустроенное жилое помещение применительно к условиям <адрес>, общей площадью не менее <данные изъяты> квадратных метров, отвечающее установленным санитарным и техническим нормам.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд Республики Коми в течение 10 дней со дня принятия его в окончательной форме – 9 сентября 2011 года.
Судья Д.А. Колесникова