№2–872/2011
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«5» сентября 2011 года с. Выльгорт
Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе судьи Колесниковой Д.А.,
при секретаре Аббасовой И.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Сыктывдинского района Республики Коми в интересах Муравьевой М.И. к администрации муниципального образования муниципального района «<данные изъяты>» о предоставлении жилья,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Сыктывдинского района Республики Коми в интересах Муравьевой М.И. обратился в суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования муниципального района «<данные изъяты>» о предоставлении благоустроенного жилого помещения площадью не менее <данные изъяты> кв.м на условиях договора социального найма. В обоснование требований прокурор указал, что Муравьева М.И. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, родители которой лишены родительских прав. Постановлением главы администрации муниципального образования «Сыктывдинский район» от ДД.ММ.ГГГГ № несовершеннолетняя Муравьева М.И. определена в <данные изъяты> школу-интернат. Названным постановлением за истцом закреплено право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>, – которое признано в ДД.ММ.ГГГГ непригодным для проживания и неподлежащим восстановлению. В ДД.ММ.ГГГГ Муравьева М.И. поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении государственного жилищного фонда Республики Коми, однако до сегодняшнего дня жилое помещение ей не предоставлено.
Определением Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 10 августа 2011 года Муравьева М.И. привлечена к участию в деле в качестве соистца.
В судебном заседании прокурор Семенов С.Ю. заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным выше. Дополнительно пояснил, что Муравьева М.И., как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающееся в получении жилого помещения, закрепленное жилое помещение которой признано непригодным для проживания, в установленном порядке поставлена на учет, в связи с чем, имеет право на внеочередное предоставление благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, однако до настоящего времени истец жильем не обеспечена, чем нарушены ее права.
Истец Муравьева М.И. в судебном заседании требования прокурора поддержала в полном объеме, указав, что в настоящее время проживает в предоставленном ей учебным заведением общежитии, иного жилья у нее нет.
Представитель ответчика администрации муниципального образования муниципального района «<данные изъяты>» Груздев О.А., действующий по доверенности, исковые требования не признал, пояснив, что в настоящее время администрация района не имеет возможности предоставить истцу жилое помещение ввиду отсутствия достаточного финансирования.
Заслушав объяснения лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующему.
Судом установлено и не оспаривается сторонами по делу, что истец Муравьева М.И. имеет статус лица, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку родители последней решением Сыктывкарского районного суда Республики Коми от ДД.ММ.ГГГГ лишены родительских прав, в том числе и в отношении истца.
Из материалов дела следует, что Постановлением главы администрации муниципального образования «Сыктывдинский район» от ДД.ММ.ГГГГ № несовершеннолетняя Муравьева М.И. определена в <данные изъяты> школу-интернат на полное государственное обеспечение.
Названным постановлением, в том числе за истцом Муравьевой М.И. сохранено право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>.
Приказом Агентства Республики Коми по социальному развитию от ДД.ММ.ГГГГ № истец Муравьева М.И. поставлена на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения государственного жилищного фонда Республики Коми.
В связи с передачей полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей органам местного самоуправления, постановлением администрации муниципального образования муниципального района «<данные изъяты>» № от ДД.ММ.ГГГГ Муравьева М.И. включена в список граждан нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилого фонда муниципального района «Сыктывдинский», при этом датой принятия последней на учет считается ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно информации, предоставленной Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми, в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о правах Муравьевой М.И. на недвижимое имущество.
Как видно из материалов дела, жилой дом по адресу: <адрес>, – в установленном порядке признан непригодным для проживания.
Указанные обстоятельства находят свое подтверждение в том числе, в имеющемся акте жилищно-бытовых условий Муравьевой М.И. от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому жилое помещение, в котором проживала истец, непригодно для проживания и восстановлению не подлежит; а так же в заключении Межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому названный дом признан непригодным для проживания ввиду физического износа.
Кроме того, постановлением администрации муниципального образования муниципального района «<данные изъяты>» № от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> – признан непригодным для проживания и подлежащим сносу.
Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее по тексту – Закон) определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.
Таким образом, данный Закон направлен на оказание целевой государственной поддержки именно данной категории социально незащищенных граждан, что предопределяет и соответствующие объемы необходимого финансирования.
Из необходимости внеочередного предоставления жилых помещений по договорам социального найма непосредственно детям-сиротам исходит и Жилищный кодекс Российской Федерации (статья 57).
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации граждане России имеют право на жилище. Жилищное законодательство в силу п. «к» ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
Право на жилище может быть реализовано путем предоставления жилого помещения в пользование по договору социального или коммерческого найма, а также путем приобретения жилого помещения в собственность. Основания и порядок предоставления жилого помещения в пользование предусмотрены Гражданским и Жилищным кодексами, другими правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации.
Круг лиц, обладающих правом получения жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищных фондов по договору социального найма жилья, четко обозначен федеральным законодательством.
В соответствии с абз. 2 пункта 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальной норм.
При этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Кроме того, данное право закреплено в части 2 пункта 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ, согласно которой вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании, службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии с ч.2 приведенной статьи жилыми помещениями обеспечиваются граждане, не имеющие закрепленного жилого помещения или имеющие закрепленное жилое помещение, признанные нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по основаниям, предусмотренным Жилищным кодексом Российской Федерации.
Частью 2 статьи 8 Закона установлено, что регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (месту закрепления за ним жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).
В соответствии с частью 1 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 года №184-ФЗ полномочия органов государственной власти субъекта РФ по предметам, отнесенным к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ.
Законом Республики Коми от 22.11.2010 №139-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядке предоставления им жилых помещений по договорам социального найма» (далее – Закон №139–РЗ) закреплено право на предоставление жилого помещения по договору социального найма детям вышеуказанной категории.
Согласно ч.1 ст.2 Закона №139-РЗ обеспечение граждан жилыми помещениями осуществляется органами местного самоуправления путем предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма.
Таким образом, региональным законодательством обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа жилой площадью по социальным нормам, возложена на органы местного самоуправления.
Поскольку наибольшую юридическую силу среди актов жилищного законодательства в регулировании жилищных отношений имеет Жилищный кодекс Российской Федерации, то в случае выявления судом несоответствия норм иных актов жилищного законодательства положениям Жилищного кодекса Российской Федерации, должны применяться нормы этого Кодекса (часть 8 статьи 6 ЖК РФ), в связи с чем, суд приходит к выводу, не смотря на то, что Законом №139-РЗ не закреплено право именно на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма детям вышеуказанной категории, о необходимости внеочередного предоставления жилых помещений по договорам социального найма непосредственно детям-сиротам, из чего исходит, в том числе и Жилищный кодекс РФ.
Как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающийся в получении жилого помещения, Муравьева М.И. состоит на учете с 2008 года согласно Приказу Агентства Республики Коми по социальному развитию от 27 февраля 2008 года №258.
Кроме того, в связи с передачей полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей органам местного самоуправления, постановлением администрации муниципального образования муниципального района «<данные изъяты>» № от ДД.ММ.ГГГГ Муравьева М.И. включена в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилого фонда МР «Сыктывдинский», при этом датой принятия последней на учет считается именно ДД.ММ.ГГГГ.
Сторонами по делу не оспаривается, что жилой дом, право пользования которым закреплялось за истцом в установленном порядке признан непригодным для проживания и подлежащим сносу.
При этом Муравьева М.И. до настоящего времени жильем в рамках программы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, не обеспечена.
Таким образом, суд, оценив предоставленные доказательства в их совокупности, с учетом вышеуказанных правовых норм исходит из того, что истец в несовершеннолетнем возрасте осталась без попечения родителей, закрепленное за нею жилое помещение признано непригодным для проживания и подлежит сносу, то есть Муравьева М.И. по существу не обеспечена надлежащим жилым помещением, в связи с чем, состоит на учете в качестве нуждающейся в предоставлении жилья, которым не обеспечена до настоящего времени, и приходит к выводу, что истец имеет право на внеочередное предоставление благоустроенного жилого помещения по договору социального найма.
При этом факт закрепления за Муравьевой М.И. жилого помещения по адресу: <адрес>, – не имеет правового значения в рассматриваемом случае, поскольку объектом жилищных прав в силу ст.15 ЖК РФ может быть только жилое помещение пригодное для постоянного проживания, то есть соответствующее установленным санитарным и техническим требованиям. Непригодность жилого помещения, каковым является вышеуказанный дом, свидетельствует о ненадлежащем санитарном и техническом состоянии дома. Проживание в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, является основанием для признания лица нуждающимся в жилом помещении.
Таким образом, поскольку истец по существу не обеспечена надлежащим жилым помещением, она сохраняет право на получение жилого помещения именно в порядке реализации мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Доводы представителя ответчика о том, что в настоящее время администрация района «<данные изъяты>» не имеет возможности обеспечить жильем истца Муравьеву М.И. ввиду отсутствия достаточного финансирования, суд находит несостоятельными, поскольку защита прав истца не может быть поставлена в зависимость от своевременного и полного распределения средств бюджета на цели обеспечения жильем детей-сирот. Кроме того, суд исходит из того, что указанные доводы представителя ответчика относятся к вопросам исполнения решения, но не влияют на правовые основания разрешения спора.
Согласно ст.57 Жилищного кодекса РФ жилое помещение по договору социального найма должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
В соответствии со ст.8 Закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В силу ст.9 Закона №139–РЗ жилые помещения предоставляются гражданам на основании решений органов местного самоуправления по договорам социального найма жилых помещений, заключаемым в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации, по норме, установленной соответствующим органом местного самоуправления.
Вместе с тем, постановлением Конституционного суда Республики Коми от 11 июля 2011 года часть 1 статьи 9 Закона Республики Коми от 22 ноября 2010 года в редакции Закона Республики Коми от 29 апреля 2011 года №32-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядке предоставления им жилых помещений по договорам социального найма» в части предоставления указанным категориям граждан жилых помещений по нормам, установленным соответствующими органами местного самоуправления, признана не соответствующей Конституции Республики Коми, ее статьям 4, 11, 17, 18, 41.
В связи с указанными обстоятельствами, суд при разрешении настоящего спора в части решения вопроса о площади жилого помещения, подлежащего предоставлению истцу, руководствуется положениями статьи 10 Закона Республики Коми от 4 июля 2006 года №54-РЗ «О категориях граждан, имеющих право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Коми по договорам социального найма, и порядке предоставления им указанных жилых помещений по договорам социального найма», согласно которым жилые помещения государственного жилищного фонда Республики Коми предоставляются нуждающимся в жилье детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по договорам социального найма в виде отдельной квартиры общей площадью 33 квадратных метра как одиноким гражданам.
В соответствии с требованиями статьи 9 Закона №139–РЗ жилые помещения предоставляются гражданам на территории соответствующего муниципального образования, органы местного самоуправления которого приняли решение о включении гражданина в список. Жилые помещения могут предоставляться гражданам на территории иных муниципальных образований на территории Республики Коми в случаях и порядке, определенных Правительством Республики Коми.
Таким образом, установив, что Муравьева М.И. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, закрепленное жилое помещение которой является непригодным для проживания, жилья на праве собственности либо на праве пользования не имеет, в установленном порядке поставлена на учет, как нуждающаяся в жилом помещении по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем, имеет право на внеочередное получение жилья, но до настоящего времени не обеспечена им, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора о возложении обязанности на администрацию муниципального образования муниципального района «<данные изъяты>» по предоставлению истцу Муравьевой М.И. вне очереди благоустроенного жилого помещения применительно к условиям соответствующего населенного пункта Сыктывдинского района Республики Коми на условиях договора социального найма, отвечающее санитарным и техническим нормам, общей площадью не менее <данные изъяты> квадратных метров являются правомерными и подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч.4 ст.103 ГПК РФ и п.19 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ оснований для взыскания государственной пошлины с ответчика не имеется.
Руководствуясь ст.194–199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Сыктывдинского района Республики Коми в интересах Муравьевой М.И. к администрации муниципального образования муниципального района «<данные изъяты>» о предоставлении жилья удовлетворить.
Возложить обязанность на администрацию муниципального образования муниципального района «<данные изъяты>» предоставить вне очереди Муравьевой М.И. на условиях договора социального найма благоустроенное жилое помещение применительно к условиям соответствующего населенного пункта Сыктывдинского района Республики Коми, общей площадью не менее <данные изъяты> квадратных метров, отвечающее установленным санитарным и техническим нормам.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд Республики Коми в течение 10 дней со дня принятия его в окончательной форме – 9 сентября 2011 года.
Судья Д.А. Колесникова