№2–628/2011
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«14» июня 2011 года с. Выльгорт
Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе судьи Колесниковой Д.А.,
при секретаре Аббасовой И.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Сыктывдинского района Республики Коми в интересах Конаковой И.А. к администрации муниципального образования муниципального района «<данные изъяты>» о предоставлении жилья,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Сыктывдинского района Республики Коми, действуя в интересах Конаковой И.А., обратился в суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования муниципального района «<данные изъяты>» о предоставлении благоустроенного жилого помещения на условиях договора социального найма, отвечающего санитарным и техническим правилам и нормам, установленным жилищным законодательством. В обоснование требований указал, что Конакова И.А. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так как ее мать в ДД.ММ.ГГГГ умерла, а отец лишен родительских прав. Постановлением главы муниципального образования «<данные изъяты> район» от ДД.ММ.ГГГГ №<данные изъяты> попечителем над несовершеннолетней Конаковой И.А. назначена ФИО1, а постановлением главы муниципального образования «<данные изъяты> район» от ДД.ММ.ГГГГ №<данные изъяты> за Конаковой И.А. закреплено право проживания в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, – которое на момент закрепления за несовершеннолетней признано непригодным для проживания. На сегодняшний день Конакова И.А. в собственности какое-либо недвижимое имущество не имеет, жильем как, лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспечена.
В судебном заседании прокурор Маркова К.В. на удовлетворении заявленных требований настаивала по основаниям, изложенным выше. Дополнительно пояснила, что Конакова И.А., как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающееся в получении жилого помещения, в установленном порядке на учет поставлена не была, однако в соответствии с действующим законодательством имеет право на внеочередное предоставление благоустроенного жилого помещения по договору социального найма. Вместе с тем, до настоящего времени истец жильем не обеспечена, чем нарушены ее права.
Истец Конакова И.А. и ее представитель Кочедыков М.М., действующий на основании ордера, в судебном заседании требования прокурора поддержали в полном объеме. Дополнительно пояснили, что Конакова И.А. проживала в закрепленном за ней жилом помещении до <данные изъяты> лет. В настоящее время по данному адресу проживает отец. Так же указали, что на учет в установленном порядке истец не поставлена ввиду незнания такой необходимости. Кроме того, указали, что ввиду обеспеченности жильем в период прохождения обучения в высшем учебном заведении, истец ранее не нуждалась в жилье. Дополнительно пояснили, что окончив учебу в ДД.ММ.ГГГГ, истец поняла, что нуждается в предоставлении жилья, поскольку проживать совместно с отцом не желает, работает в ином населенном пункте. О ветхости жилого помещения истец узнала лишь в ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, в том числе полагает необходимым предоставление ей жилья.
Представитель ответчика администрации муниципального образования муниципального района «<данные изъяты>» Груздев О.А., действующий по доверенности, исковые требования не признал, пояснив, что за Конаковой И.А. закреплено жилое помещение, которое признано непригодным, однако в установленном порядке, то есть до достижения ею возраста <данные изъяты> лет, истец с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилом помещении не обращалась.
Заслушав объяснения лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующему.
Судом установлено и не оспаривается сторонами по делу, что истец Конакова И.А. имеет статус лица, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку мать последней в ДД.ММ.ГГГГ умерла, а отец Конаковой И.А. решением Сыктывдинского районного суда Республики Коми от ДД.ММ.ГГГГ лишен родительских прав в отношении истца.
Из материалов дела следует, что на основании Постановления главы муниципального образования «<данные изъяты> район» от ДД.ММ.ГГГГ №<данные изъяты> над несовершеннолетней Конаковой И.А. установлено попечительство и попечителем назначена ФИО1.
Постановлением главы муниципального образования «<данные изъяты> район» от ДД.ММ.ГГГГ №1<данные изъяты> за Конаковой И.А. закреплено право проживания в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, – где последняя до настоящего времени имеет регистрацию по месту жительства.
При этом как усматривается из материалов гражданского дела, указанное жилое помещение на момент закрепления за истцом признано находящимся в аварийном состоянии, что находит свое подтверждение в акте о сохранности жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ.
Сторонами по делу не оспаривается, что с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий истец обратилась лишь ДД.ММ.ГГГГ, в чем последней администрацией муниципального образования муниципального района «<данные изъяты>» отказано в виду достижения возраста <данные изъяты> лет.
Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее по тексту – Закон) определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Абзац четвертый статьи 1 названного Закона определяет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.
Данной нормой законодатель, в исключение из общего правила о необходимости государственной поддержки детей, то есть лиц, не достигших 18-летнего возраста (пункт 1 статьи 54 Семейного кодекса Российской Федерации), лишившихся или ограниченных в возможности иметь содержание от своих родителей и нуждающихся по этой причине в социальной защите, распространил действие названного Федерального закона на лиц, достигших 18-летнего возраста, и предоставил им право пользоваться соответствующими мерами социальной поддержки до достижения возраста 23 лет, обеспечив тем самым единообразный подход к определению оснований социальной защиты таких граждан.
Такое правовое регулирование осуществлено в интересах названных лиц с целью предоставления им дополнительной социальной поддержки с учетом имевшегося у них ранее статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с положениями Закона и ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации право внеочередного предоставления жилых помещений по договорам социального найма предоставлено исключительно детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством).
В силу абз.2 п.1 ст.8 Закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Таким образом, данный Закон направлен на оказание целевой государственной поддержки именно данной категории социально незащищенных граждан, что предопределяет и соответствующие объемы необходимого финансирования.
Однако обеспечение жильем данной категории граждан ограничивается возрастом. По смыслу закона, только до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений по месту регистрации (месту жительства), поскольку после достижения указанного возраста они не относятся ни к одной из категорий лиц, названных в Федеральном законе «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В соответствии с частью 1 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ полномочия органов государственной власти субъекта РФ по предметам, отнесенным к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ.
Законом Республики Коми от 22.11.2010 №139-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядке предоставления им жилых помещений по договорам социального найма» (далее – Закон №139–РЗ) закреплено право на предоставление жилого помещения по договору социального найма детям вышеуказанной категории.
В соответствии с положениями статьи 2 Закон №139–РЗ, действие которого распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 года, жилыми помещениями обеспечиваются граждане, не имеющие закрепленного жилого помещения или имеющие закрепленное жилое помещение, признанные нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по основаниям, предусмотренным Жилищным кодексом Российской Федерации. Обеспечение граждан жилыми помещениями осуществляется по окончании пребывания в образовательном учреждении или в учреждении социального обслуживания, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В случае если на дату окончания пребывания в образовательном учреждении или в учреждении социального обслуживания, либо на дату окончания службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, гражданин достиг возраста 23 лет, право на обращение по вопросу обеспечения жилыми помещениями в соответствии с настоящим Законом сохраняется в течение двух месяцев со дня наступления указанных обстоятельств.
Анализ приведенных норм материального закона позволяет сделать вывод о том, что право на внеочередное обеспечение жилым помещением принадлежит лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, которые не имеют закрепленного за ними жилого помещения и признаны нуждающимися в предоставлении жилья.
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установлены положениями ст.51 ЖК РФ.
Учитывая вышеприведенные нормы закона, суд приходит к выводу, что правовых оснований предоставления во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма лицу, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не поставленному на учет до достижения им возраста <данные изъяты> лет, не имеется, в связи с чем, а так же принимая во внимание неоспариваемое истцом Конаковой И.А. обстоятельство, при котором последняя до настоящего времени на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий не поставлена, суд не находит оснований для удовлетворения требований прокурора к администрации муниципального образования муниципального района «<данные изъяты>» о возложении обязанности предоставить истцу Конаковой И.А. благоустроенное жилое помещение.
Довод истца и его представителя о том, что спорное помещение ранее признано непригодным для проживания, что подтверждается имеющимся в материалах дела актом, в котором указано на аварийность состояния дома, не имеет, в данном случае, правового значения, поскольку данное обстоятельство не лишает истца возможности обратиться в суд по иным основаниям, не связанным с реализацией мер по социально поддержке детей-сирот.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований в полном объеме.
Руководствуясь ст.194–199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований прокурора Сыктывдинского района Республики Коми в интересах Конаковой И.А. к администрации муниципального образования муниципального района «<данные изъяты>» о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение на состав семьи 1 человек, отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд Республики Коми в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме – 20 июня 2011 года.
Судья Д.А. Колесникова
Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Коми от 25.08.2011 решение Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 14.06.2011 оставлено без изменения.