об обязании принять меры по ликвидации несанкционированной свалки



                                                                                                                    Дело №2-811/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

            Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе:

            судьи Соколовой Н.И.

при секретаре Макаровой Е.Р.,

рассмотрев в открытом заседании в с. Выльгорт «23» августа 2011 года гражданское дело по исковому заявлению Сыктывкарского природоохранного межрайонного прокурора в защиту неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» об обязании принять меры по ликвидации несанкционированной свалки,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор обратился в суд с исковым заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский», администрации сельского поселения «Лэзым» об обязании принять меры по ликвидации несанкционированных свалок, расположенных на территории деревни <адрес> сельского поселения «Лэзым» возле дороги, на правом берегу реки Кылтымью, в районе трансформаторной подстанции в срок до 01.09.2011.

В судебном заседании прокурор Липина С.М. отказалась от иска к администрации сельского поселения «Лэзым» в части обязания администрации сельского поселения «Лэзым» принять меры по ликвидации несанкционированных свалок, расположенных на территории деревни <адрес> сельского поселения «Лэзым» на правом берегу реки Кылтымью, в районе трансформаторной подстанции в связи с добровольным удовлетворением требований в указанной части.

Определением суда производство по гражданскому делу в этой части прекращено.

Требование о возложении на администрацию муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» обязанности принять меры по ликвидации несанкционированной свалки, расположенной на территории деревни <адрес> сельского поселения «Лэзым» возле дороги, прокурор Липина С.М. поддержала, при этом не возражала против увеличения периода, необходимого для ликвидации свалки, до 01.11.2011.

Представитель администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» Абрасева Н.С., действующая на основании доверенности, с иском не согласилась.

Представитель Сыктывдинского комитета по охране окружающей среды, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явился.

Суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке.

Заслушав объяснения прокурора, пояснения представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд находит иск прокурора подлежащим удовлетворению.

В соответствии со ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья.

Согласно ст.42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В силу п. 1 ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 N 7-ФЗ каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Согласно ст.8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Согласно ч.1 и ч.2 ст.4 Федерального закона «Об охране окружающей среды», объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются земли, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд, атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

В силу ст. 44 Федерального закона «Об охране окружающей среды», при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции городских и сельских поселений должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, обеспечивающие благоприятное состояние окружающей среды для жизнедеятельности человека, а также для обитания растений, животных и других организмов, устойчивого функционирования естественных экологических систем.

При планировании и застройке городских и сельских поселений должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, приниматься меры по санитарной очистке, обезвреживанию и безопасному размещению отходов производства и потребления, соблюдению нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, а также по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий и иные меры по обеспечению охраны окружающей среды и экологической безопасности в соответствии с законодательством.

Согласно ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды», отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. При этом запрещается, в том числе сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

В соответствии со ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 № 74- ФЗ в границах водоохранных зон запрещаются размещение мест захоронения отходов производства и потребления, радиоактивных, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ. В границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.

В соответствии со ст. 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Статьей 11 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) предусмотрено, что юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области окружающей среды.

В силу ст. 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование осуществляется в соответствии с положением, утвержденным Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст.37 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

Согласно п.п. 1 и 2 Положения «О государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании», утвержденного Постановлением Правительства РФ № 554 от 24.07.2000, основной задачей государственного санитарно-эпидемиологического нормирования является установление санитарно-эпидемиологических требований, обеспечивающих безопасность для здоровья человека среды его обитания.

В свою очередь, нормативными правовыми актами, устанавливающими санитарно-эпидемиологические требования, являются государственные санитарно-эпидемиологические правила (санитарные правила, санитарные правила и нормы, санитарные нормы, гигиенические нормативы).

В соответствии с п.1.2.СанПин 42-128-4680-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденными Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта).

В соответствии с п. 3.4. СанПиН 3.5.2.1376-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий против синантропных членистоногих», утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 04.06.2003, не допускается образование свалок бытового и крупногабаритного мусора на дворовых территориях, открытых участках территории населенных пунктов и участках открытой природы, прилегающих к населенным пунктам.

Согласно п.п. 1,2 ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. При этом организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 2.1, 3.6, 4.4 Санитарных правил «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» № 2.1.7.1038-01, утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30.05.2001 полигоны твердых бытовых отходов (ТБО) являются специальными сооружениями, предназначенными для изоляции и обезвреживания ТБО, и должны гарантировать санитарно-эпидемиологическую безопасность населения. Устройство полигонов ТБО должно осуществляться в соответствии с установленным порядком по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов. Объекты складирования отходов производства и потребления предназначаются для длительного их хранения при условии обеспечения санитарно-эпидемиологической безопасности населения на весь период их эксплуатации и после закрытия.

Пунктом 4.2. СанПиН 2.1.7. 1322-03 предусмотрено, что полигоны твердых бытовых отходов, а также нестационарные склады для временного хранения отходов должны быть размещены за пределами жилой зоны, на обособленных территориях с обеспечением нормативных санитарно-защитных зон в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

В силу ст. 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» создание объектов размещения отходов допускается на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.

В соответствии со ст. 11 Федерального Закона «Об отходах производства и потребления» организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 7 Федерального Закона «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения муниципального района относятся: организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды; организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, к вопросам местного значения городских и сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Согласно п. 14 ч.1 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 №131-Ф3 (с последующими изменениями и дополнениями) к вопросам местного значения муниципального района относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Эти же вопросы отнесены к компетенции МО МР «Сыктывдинский» в соответствии с п. 13 ч.1 ст.8 Устава МО МР «Сыктывдинский».

Согласно Уставу органом местного самоуправления, осуществляющим исполнительно- распорядительные функции, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами Республики Коми, является Администрация муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский».

Согласно п. 18 ч.1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и п. 18 ч.1 ст.7 Устава МО СП «Лэзым» к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Таким образом, в соответствии с требованиями законодательства, на администрации МО МР «Сыктывдинский» и МО СП «Лэзым» лежит обязанность по принятию мер по ликвидации несанкционированных свалок.

Как следует из материалов дела, в нарушение указанных требований законодательства на территории деревни Морово сельского поселения «Лэзым» расположена несанкционированная свалка.

Так, из акта обследования № 5 от 27.05.2011 следует, что вдоль дороги деревни <адрес>, ведущей от конечной остановки автобуса <адрес> в направлении реки Сысола, в 100 м от 11 проезда СНТ «Аленушка» на протяжении около 100 м, с левой и с правой сторон, с переходом в зону расположения зеленых насаждений (координаты <данные изъяты> градус <данные изъяты> минут <данные изъяты> секунд и <данные изъяты> градус <данные изъяты> минут <данные изъяты> секунд) размещены твердые бытовые отходы. Состав отходов: пластик, полиэтилен, резина, картофельная ботва, крупногабаритные - мебель, бытовая техника, относящиеся к 4-5 классам опасности, общим объемом не менее 40 куб.м.

Указанная несанкционированная свалка, согласно представленной суду схемы, находится за границами сельского поселения «Лэзым».

В соответствии со абз. 2 ст.10 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

С учетом изложенного, принимая во внимание, что указанная свалка находится за пределами границ сельского поселения «Лэзым», в силу закона на ответчике лежит обязанность по организации мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды и организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, а непринятие мер по ликвидации несанкционированной свалки, размещение отходов на несанкционированной свалке приводит к нарушению естественной экологической системы и негативно влияет на окружающую среду вследствие загрязнения и захламления почв, загрязнения подземных и поверхностных вод, служит источником возникновения болезнетворных организмов, способствуя распространению инфекционных болезней и иных тяжких последствий, представляет собой потенциальную опасность здоровью населения, и, как следствие, ведет к ущемлению экологических прав граждан, тем самым нарушаются гарантированные государством права и законные интересы неопределенного круга лиц на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст. ст.41, 42 Конституции Российской Федерации, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст. 8 Федерального закона «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения», суд находит требования природоохранного межрайонного прокурора, предъявленные к администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский», подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Иск Сыктывкарского природоохранного межрайонного прокурора удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» принять меры по ликвидации несанкционированной свалки, расположенной на территории деревни <адрес> сельского поселения «Лэзым» возле дороги, ведущей от конечной остановки автобуса <адрес> в направлении реки Сысола в 100 м от 11 проезда СНТ «Аленушка» на протяжении около 100 м, с левой и с правой стороны, с переходом в зону расположения зеленых насаждений (координаты <данные изъяты> градус <данные изъяты> минут <данные изъяты> секунд и <данные изъяты> градус <данные изъяты> минут <данные изъяты> секунд) в срок до 01.11.2011.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд в течение десяти дней со дня его принятия судом в окончательной форме.

В окончательной форме решение изготовлено 26.08.2011.

Судья-                                                                                    Н.И. Соколова