об обязании предоставить жилое помещение



№2–819/2011

                                                                Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе:

судьи Соколовой Н.И.

при секретаре Макаровой Е.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Выльгорт «10» августа 2011 года гражданское дело по исковому заявлению прокурора Сыктывдинского района Республики Коми в интересах Оплесниной С.Н. к администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Сыктывдинского района Республики Коми в интересах Оплесниной С.Н. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение. В обоснование заявленных требований указал, что Оплеснина С.Н. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так как ее родители решением суда были лишены родительских прав. Жилое помещение, закрепленное за истцом, в ДД.ММ.ГГГГ уничтожено в результате пожара. В настоящее время Оплеснина С.Н. снимает жилье. В ДД.ММ.ГГГГ поставлена на учет в Агентство Республики Коми по социальному развитию в качестве нуждающейся в жилом помещении государственного жилого фонда Республики Коми, предоставляемом по договорам социального найма. В связи с принятием Закона РК от 22.11.2010 № 139-РЗ включена в списки граждан, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилого фонда муниципального района «Сыктывдинский», предоставляемых по договорам социального найма, между тем до настоящего времени не обеспечена жильем. Просил обязать администрацию муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» предоставить Оплесниной С.Н. вне очереди благоустроенное жилое помещение на условиях договора социального найма, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, установленным жилищным законодательством.

Прокурор Распопова О.Л. на иске настаивала.

Истец Оплеснина С.Н. иск поддержала.

Представитель ответчика-администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» - Груздев О.А., действующий по доверенности, с иском не согласился, ссылаясь на отсутствие финансирования.

Заслушав объяснения лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 № 159-ФЗ определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Абзац четвертый статьи 1 названного Закона определяет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.

Данной нормой законодатель, в исключение из общего правила о необходимости государственной поддержки детей, то есть лиц, не достигших 18-летнего возраста (пункт 1 статьи 54 Семейного кодекса Российской Федерации), лишившихся или ограниченных в возможности иметь содержание от своих родителей и нуждающихся по этой причине в социальной защите, распространил действие названного Федерального закона на лиц, достигших 18-летнего возраста, и предоставил им право пользоваться соответствующими мерами социальной поддержки до достижения возраста 23 лет, обеспечив тем самым единообразный подход к определению оснований социальной защиты таких граждан.

Такое правовое регулирование осуществлено в интересах названных лиц с целью предоставления им дополнительной социальной поддержки с учетом имевшегося у них ранее статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с положениями Закона и статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации право внеочередного предоставления жилых помещений по договорам социального найма предоставлено исключительно детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством).

В силу абзаца 2 пункта 1 статьи 8 Закона 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья) (часть 2 статьи 8 Закона).

Таким образом, данный Закон направлен на оказание целевой государственной поддержки именно данной категории социально незащищенных граждан, что предопределяет и соответствующие объемы необходимого финансирования.

В соответствии с частью 1 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06.10.1999 № 184-ФЗ полномочия органов государственной власти субъекта РФ по предметам, отнесенным к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ.

Законом Республики Коми от 22.11.2010 №139-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядке предоставления им жилых помещений по договорам социального найма» закреплено право на предоставление жилого помещения по договору социального найма детям вышеуказанной категории.

Согласно части 1 статьи 2 Закона №139-РЗ обеспечение граждан жилыми помещениями осуществляется органами местного самоуправления путем предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма.

Таким образом, региональным законодательством обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилой площадью по социальным нормам возложена на органы местного самоуправления.

Из материалов дела следует, что истец Оплеснина С.Н. имеет статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее отец – ФИО1, и мать – ФИО2- лишены родительских прав решением Сыктывдинского районного суда Республики Коми от ДД.ММ.ГГГГ.

На основании приказа Агентства Республики Коми по социальному развитию от ДД.ММ.ГГГГ Оплеснина С.Н. поставлена на учет в качестве нуждающейся в получении жилого помещения государственного жилищного фонда Республики Коми.

В связи с передачей полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей органам местного самоуправления, постановлением администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» №<данные изъяты> от 19.04.2011 истец включена в список граждан нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилого фонда МР «Сыктывдинский», при этом датой принятия последней на учет считается ДД.ММ.ГГГГ.

Судом установлено и не оспаривается сторонами по делу, что истец до настоящего времени жильем в рамках программы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, не обеспечена.

С учетом изложенного суд приходит к выводу, что Оплеснина С.Н. как лицо, отнесенное к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на внеочередное предоставление благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, поскольку истец жилья на праве собственности, либо на праве пользования не имеет, в установленном порядке поставлена на учет, как нуждающаяся в жилом помещении по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а следовательно является нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.

Согласно статье 57 Жилищного кодекса РФ жилое помещение по договору социального найма должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

В соответствии со статьей 8 Закона № 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В силу части 1 статьи 9 Закона №139–РЗ жилые помещения предоставляются гражданам на основании решений органов местного самоуправления по договорам социального найма жилых помещений, заключаемым в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации, по норме, установленной соответствующим органом местного самоуправления.

Согласно решению Совета МО муниципального района «Сыктывдинский» от 14.02.2008 №9/2-19 «Об учетной норме площади жилого помещения и площади предоставления жилого помещения по договору социального найма» норма предоставления площади жилищного фонда муниципального образования «Сыктывдинский» установлена 14 кв.м.

Между тем Постановлением Конституционного Суда Республики Коми от 11 июля 2011 года часть 1 статьи 9 Закона Республики Коми от 22 ноября 2010 года в редакции Закона Республики Коми от 29 апреля 2011 года N 32-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядке предоставления им жилых помещений по договорам социального найма» в части предоставления указанным категориям граждан жилых помещений по нормам, установленным соответствующими органами местного самоуправления, признана не соответствующей Конституции Республики Коми, ее статьям 4, 11, 17, 18, 41.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Республики Коми, изложенной в вышеназванном постановлении, с вступлением в силу Закона Республики Коми от 22 ноября 2010 года в редакции Закона Республики Коми от 29 апреля 2011 года N 32-РЗ условия предоставления жилых помещений относящимся к категории одиноких граждан в сфере жилищных отношений и нуждающимся в жилье детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, существенно ухудшились, и эти лица без какого-либо правового обоснования и веских причин были лишены гарантированного на государственном уровне права на дополнительные меры социальной поддержки по обеспечению жилой площадью именно в виде отдельной квартиры общей площадью 33 квадратных метра.

Кроме того, предоставление жилых помещений по нормам, установленным соответствующими органами местного самоуправления, не только снижает ранее достигнутый уровень социальной защиты указанной категории граждан, но и в нарушение общих правил предоставления мер социальной поддержки порождает определенное правовое неравенство между лицами, входящими в одну и ту же социально защищенную группу, но проживающими в разных муниципальных образованиях Республики Коми, а равно и ухудшает их положение по сравнению с указанными в Законе Республики Коми от 4 июля 2006 года N 54-РЗ гражданами, в отношении которых прежние нормы предоставления жилья были сохранены.

С учетом изложенного суд полагает необходимым признать право истца на предоставление ей благоустроенного жилого помещения на условиях социального найма вне очереди на состав семьи 1 человек размером не менее 33 квадратных метра общей площади.

Вместе с тем, учитывая, что закрепленное за истцом жилое помещение в <адрес> не сохранилось, кроме того, в указанном сельском поселении возможности предоставить истцу благоустроенное жилое помещение не имеется, суд полагает необходимым возложить на ответчика обязанность по предоставлению истцу жилого помещения в <адрес> как населенном пункте района, в котором имеется возможность предоставить благоустроенное жилое помещение. При этом суд принимает во внимание согласие самого истца на предоставление ей жилья в <адрес>, отсутствие возражений ответчика в указанной части, а также исходит из принципа исполнимости судебного решения.

Указанное не противоречит требованиям Закона №139–РЗ, согласно которым жилые помещения предоставляются гражданам на территории соответствующего муниципального образования, органы местного самоуправления которого приняли решение о включении гражданина в список.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

решил:

Исковые требования прокурора Сыктывдинского района Республики Коми удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» предоставить вне очереди Оплесниной С.Н. на условиях договора социального найма благоустроенное, применительно к условиям населенного пункта - <адрес>, жилое помещение, общей площадью не менее 33 квадратных метра, отвечающее установленным санитарным и техническим нормам.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд Республики Коми в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме.

Решение изготовлено в окончательной форме 12.08.2011.

Судья                                                                                          Н.И. Соколова