№ 2–852/2011
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе судьи Колесниковой Д.А.,
при секретаре Аббасовой И.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Выльгорт 8 сентября 2011 года гражданское дело по исковому заявлению Агентства Республики Коми по социальному развитию к Шаньгиной Л.Е. о взыскании единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья,
УСТАНОВИЛ:
Агентство Республики Коми по социальному развитию обратилось в суд с исковым заявлением к Шаньгиной Л.Е. о взыскании выплаченной единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья. В обоснование требований истец указал, что ответчику Шаньгиной Л.Е., как вдове участника Великой Отечественной Войны, Агентством Республики Коми по социальному развитию 21 января 2011 года принято решение о предоставлении единовременной выплаты на строительство или приобретение жилья. В адрес истца 4 мая 2011 года от Шаньгиной Л.Е. поступило заявление на перечисление единовременной выплаты на приобретение жилого помещения по адресу: <адрес>, – в котором ответчик проживал по договору безвозмездного пользования. Поскольку оснований для отказа в предоставлении единовременной выплаты не имелось, истцом 19 мая 2011 года осуществлен перевод денежных средств. Истец полагает, что в результате совершенной ответчиком Шаньгиной Л.Е. сделки жилищные условия не улучшены, тогда как единовременная денежная выплата имеет строго целевое назначение – улучшение жилищных условий.
В судебном заседании представитель истца Агентства Республики Коми по социальному развитию Деречина С.В., действующая по доверенности, на удовлетворении исковых требований настаивала по доводам, изложенным выше. Дополнительно пояснила, что ответчик, жилым помещением, которое она приобрела на выделенные денежные средства, пользовалась и проживала в нем ранее по договору безвозмездного пользования. Кроме того, указала, что договоры безвозмездного пользования заключены лишь в 2010 году и только с целью получения денежных средств ответчиком. При этом пояснила, что законных оснований для отказа ответчику в предоставлении выплаты у истца не имелось, и в случае приобретения Шаньгиной Л.Е. иного помещения, целевое назначение денежных средств не оспаривалось бы истцом.
Ответчик Шаньгина Л.Е., будучи надлежащим образом извещенной о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, направив своего представителя. Суд определил рассмотреть дело в отсутствие ответчика.
Представитель ответчика Шаньгиной Л.Е Шаньгина В.К., действующая по доверенности, с исковыми требованиями не согласилась, пояснив, что с ответчиком действительно заключался договор найма жилого помещения, вместе с тем, в собственности у Шаньгиной Л.Е. жилья не было, в связи с чем, полагает, что денежные средства использованы по целевому назначению, поскольку в настоящее время ответчик имеет в собственности жилье.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, личное дело № Шаньгиной Л.Е., суд приходит к следующему.
Судом установлено и не оспаривается сторонами, что ответчик Шаньгина Л.Е. является вдовой умершего участника Великой Отечественной Войны и имеет право на льготы, установленные ст.21 Закона «О ветеранах».
Из материалов дела следует, что приказом Агентства Республики Коми по социальному развитию №94 от 21 января 2011 года Шаньгиной Л.Е. на основании предоставленных ею документов принято решение о предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья (далее – ЕДВ) в размере 1 087 200 рублей, на основании которого 21 января 2011 году ответчику выдано свидетельство №466 о предоставлении ЕДВ.
На основании заявления Шаньгиной Л.Е. на перечисление ЕДВ от 4 мая 2011 года приказом Агентства Республики Коми по социальному развитию №1550 от 17 мая 2011 года произведено перечисление ЕДВ в размере <данные изъяты> рублей на лицевой счет ответчика и последняя исключена из республиканского списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, относящихся к категориям граждан, установленным положениями Федерального закона «О ветеранах».
Согласно предоставленному в материалы дела договору купли-продажи квартиры от 22 апреля 2011 года, ответчик Шаньгина Л.Е. приобрела у Шаньгиной В.К. жилое помещение в виде квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. Цена названного договора составила <данные изъяты> рублей.
Право собственности за ответчиком Шаньгиной Л.Е. на спорное жилое помещение зарегистрировано 3 мая 2011 года с обременением в виде ипотеки в силу закона.
Полагая, что ЕДВ ответчиком использована не по целевому назначению, Агентство Республики Коми по социальному развитию обратилось в суд с настоящим исковым заявлением.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.21 Федерального закона от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах» (далее – Закон) меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации.
Указанным лицам предоставляется обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз.
Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Основания и условия принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещения определены в ст. 51 ЖК РФ, в соответствии положений п.1 ч.1 данной статьи состоять на учете имеют граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
В соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008 №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» подлежат обеспечению жилыми помещениями нуждающиеся в улучшении жилищных условий ветераны Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно ФЗ от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах» по договорам социального найма в установленном ЖК РФ порядке.
Согласно ст. 23.2 Закона Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов полномочия по обеспечению жильем категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилья, указанных в ст. 14 - 19, 21 Закона «О ветеранах», то есть, в том числе, и членов семей погибших участников Великой Отечественной войны.
Правительство Российской Федерации во исполнение ст. 23.2 Федерального закона РФ от 12.01.1995 №5-ФЗ Постановлением от 15.10.2005 №614 утвердило Правила предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации.
В силу п. 5 указанных Правил определено, что форма и порядок предоставления гражданам мер социальной поддержки по обеспечению жильем устанавливаются органами государственной власти субъекта РФ.
Законом Республики Коми от 06.10.2006 №69-РЗ «О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан» установлена форма и порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, относящихся к категориям, установленным статьями 14, 16 и 21 Федерального закона «О ветеранах».
В целях реализации названного Закона Республики Коми «О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан» Постановлением Правительства Республики Коми от 22.03.2010 №58 «О мерах по реализации Закона Республики Коми «О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан» утвержден Порядок предоставления гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, относящимся к категориям, установленным статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 Федерального закона «О ветеранах», единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения (далее – Порядок).
Пунктом 26 Порядка установлен перечень документов, предоставляемых в Агентство Республики Коми по социальному развитию для перечисления единовременной денежной выплаты с банковских счетов граждан на счета продавцов жилого помещения или перечисления единовременной денежной выплаты Агентством на счета продавцов жилого помещения граждане (их представители).
В соответствии с п.30 Порядка Агентство принимает решение об отказе в перечислении единовременной денежной выплаты в случае, если заявление и документы, указанные в пункте 26 настоящего Порядка, были представлены после истечения срока на реализацию права на получение единовременной денежной выплаты, указанного в решении Агентства о предоставлении единовременной денежной выплаты (о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья).
В судебном заседании представителем истца Агентства Республики Коми по социальному развитию не оспаривалось, что ответчиком Шаньгиной Л.Е. предоставлены все необходимые документы для перечисления ЕДВ, предусмотренные Порядком, в связи с чем, оснований для отказа в предоставлении выплаты у истца не имелось.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения.
Анализ данного положения жилищного законодательства позволяет сделать вывод, что основанием для снятия граждан с учета может стать, в том числе улучшение жилищных условий этого гражданина, то есть возникновение у граждан, не являвшихся на момент постановки на учет членами семьи собственника жилого помещения или нанимателя жилого помещения по договору социального найма права самостоятельного пользования жилым помещением, или приобретение жилого помещения в собственность.
Сторонами по делу не оспаривается, что ответчиком заключен договор купли-продажи жилого помещения, право собственности в установленном порядке зарегистрировано.
Таким образом, учитывая приведенные положения норм материального права, а также оценив предоставленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что использование ответчиком ЕДВ на приобретение в собственность жилого помещения в виде <адрес>, в данном случае не может рассматриваться иначе как улучшение жилищных условий последнего, поскольку, как указывалось выше, Шаньгина Л.Е. не была обеспечена жильем, в связи с чем, и была включена в республиканский список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, относящихся к категориям граждан, установленным положениями Федерального закона «О ветеранах».
Довод представителя истца о том, что приобретением спорной квартиры ответчик не улучшила свои жилищные условия, так как Шаньгина Л.Е. и ранее проживала в нем, судом признан несостоятельным, поскольку сам по себе факт приобретения в собственность жилого помещения даже при условии, что ответчик сохранила право проживания в указанном жилом помещении, исходя из смысла статьи 56 ЖК РФ, свидетельствует об улучшении жилищных условий Шаньгиной Л.Е. по сравнению с существовавшими до заключения договора купли-продажи жилого помещения.
То обстоятельство, что спорное жилое помещение приобретено ответчиком у Шаньгиной В.К., так же не может являться основанием для ущемления прав Шаньгиной Л.Е., поскольку действующее законодательство не содержит запрета и ограничений относительно заключения данного вида сделок между членами семьи.
Использование Шаньгиной Л.Е. ЕДВ на приобретение спорной квартиры носит исключительно целевой характер, поскольку воспользовавшись данной мерой социальной поддержки, ответчик обеспечила себя жильем, право собственности на которое зарегистрировано в установленном законом порядке, чем улучшила свои жилищные условия.
При таких обстоятельствах, учитывая изложенное, суд не находит оснований для удовлетворения требований Агентства Республики Коми по социальному развитию к Шаньгиной Л.Е. о взыскании единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья.
Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Агентства Республики Коми по социальному развитию к Шаньгиной Л.Е. о взыскании единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд Республики Коми в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме – 14 сентября 2011 года.
Судья Д.А. Колесникова