№ 2-952/2011 о включении определенных периодов в стаж дающий право на назначении досрочной трудовой пенсии



№2-952/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Колесниковой Д.А.,

при секретаре Аббасовой И.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Выльгорт «19» октября 2011 года дело по исковому заявлению Армановой О.С. к Государственному Учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Сыктывдинском районе Республики Коми о включении определенных периодов в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

Арманова О.С. обратилась в суд с исковым заявлением к государственному учреждению – Управление пенсионного фонда России в Сыктывдинском районе Республики Коми о включении определенных периодов в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. В обоснование требований Арманова О.С. указала, что с 11.09.2009 является получателем трудовой пенсии по старости, которая назначена досрочно в соответствии с пп.20 п.1 ст.27 Закона «О трудовых пенсиях» при достижении стажа, составляющего 25 лет. Вместе с тем, ответчиком в стаж, дающий право на назначение пенсии досрочной трудовой пенсии не включены периоды повышения квалификации с 21.04.1992 по 19.05.1992, с 13.05.1997 по 02.06.1997, с 01.02.2002 по 01.04.2002 и с 18.09.2006 по 30.10.2006. Также истец указала, что поскольку в периоды нахождения на курсах повышения квалификации работодателем производились отчисления в пенсионный орган, а также учитывая, что данные периоды являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, то они должны быть включены в специальный трудовой стаж.

В судебном заседании истец Арманова О.С. уточнила требования как требования об отмене протокола комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 22.08.2011, включить периоды нахождения на курсах повышения квалификации в специальный стаж с 21.04.1992 по 19.05.1992 и с 13.05.1997 по 02.06.1997, применяя правила исчисления как 1 год за 1 год и три месяца, а также периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 26.02.2002 по 01.04.2002 и с 18.09.2006 по 30.10.2006 в календарном порядке, назначении пенсии со дня обращения в пенсионный органа, а именно с 09.07.2009, а также произведении перерасчета пенсии с учетом включенных периодов. На уточненных требованиях настаивала в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ в Сыктывдинском районе Республики Коми Мальцева О.С., действующая по доверенности, не согласилась с исковыми требованиями. При этом пояснила, что спорные периоды действительно не были включены истцу в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, при этом в силу того, что в спорные периоды истец не был занят выполнением работ, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение.

Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы гражданского и пенсионного дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что Арманова О.С. с 10.04.1984 по настоящее время занимает должности, работа в которых включается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Сторонами по делу не оспаривалось, что с 11.09.2009 истцу Армановой О.С. назначена трудовая пенсия по старости. При этом согласно как материалам дела, так и объяснениям сторон, в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости комиссией по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан не включены периоды нахождения Армановой О.С. на курсах повышения квалификации с 21.04.1992 по 19.05.1992, с 13.05.1997 по 02.06.1997, с 26.02.2002 по 01.04.2002 и с 18.09.2006 по 30.10.2006.

Вместе с тем, невключение ответчиком в стаж истца периодов нахождения Армановой О.С. на курсах повышения квалификации с 21.04.1992 по 19.05.1992, с 13.05.1997 по 02.06.1997, с 26.02.2002 по 01.04.2002 и с 18.09.2006 по 30.10.2006 нельзя признать законным и обоснованным, поскольку оно противоречит действующему в период трудовой деятельности истца законодательству.

Так, в силу подпункта 20 п.1 ст. 27 Федерального Закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Закона) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Согласно п.2 ст.27 указанного Федерального Закона Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

При этом в стаж, дающий право на пенсию, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет в соответствии со ст.81 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», периоды работы с 1 ноября 1999 года по 13 ноября 2002 года - согласно Списку должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденных Постановлением правительства РФ от 22 сентября 1999 года №1066, периоды работы с 14 ноября 2002 года - в соответствии со Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, и Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

С учетом особенностей условий труда отдельных категорий граждан, которым трудовая пенсия по старости назначается досрочно в соответствии с вышеназванной статьей, порядок исчисления периодов их работы устанавливается отдельными правилами, утверждаемыми Постановлением Правительства Российской Федерации.

В силу п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации №516 от 11.07.2002 (далее по тексту – Правила), в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации.

Под специальным трудовым стажем понимается суммарная продолжительность периодов работы на предусмотренных как ранее действующими, так и ныне действующими нормативными правовыми актами должностях.

Периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона №173-ФЗ.

При рассмотрении настоящего дела суд, руководствуясь статьей 4 Гражданского кодекса РФ, согласно которой акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, в связи с чем, полагает, что при рассмотрении вопроса о назначении досрочной трудовой пенсии по старости должны применяться нормативные акты, действовавшие во время трудовых отношений.

Положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29.01.2004 №2-П, следует, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.

Согласно ранее действовавшей статье 112 КЗоТ РСФСР, и статье 187 Трудового кодекса Российской Федерации, действующей в настоящее время, в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

В период нахождения на курсах повышения квалификации истец Арманова О.С. занимала должности, работа в которых включена в специальный стаж, в связи с чем, периоды нахождения на курсах повышения квалификации подлежат включению в стаж работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение.

При этом суд учитывает, что период повышения квалификации подлежит зачету в стаж для назначения досрочной пенсии, так как повышение квалификации является обязанностью медицинского работника для допуска к осуществлению лечебной работы. Статьей 54 Основ РФ законодательства об охране здоровья граждан от 22.07.1993 №5487-1 установлено, что медицинские работники могут быть допущены к практической лечебной деятельности после подтверждения своей квалификации на основании проверочного испытания, проводимого комиссиями профессиональных медицинских и ассоциаций, и должны подтверждать свою квалификацию каждые пять лет. На основании указанного положения медицинским работникам выдается требуемый законодательством сертификат. Повышение квалификации является как для медицинского работника, так для работодателя, и правом, и обязанностью. Ранее действующим Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным постановлением СМ СССР от 17.12.1959 №1397, предусматривалось включение времени обучения на курсах повышения квалификации по специальности в стаж работы по специальности.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что повышение квалификации медицинского работника, является основанием, дающим право для назначения досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.

Учитывая изложенное, а также принимая во внимание, что суд пришел к выводу о необоснованности исключения пенсионным органом периодов нахождения Армановой О.С. на курсах повышения квалификации, протокол комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 22.08.2011 в части невключения периодов нахождения Армановой О.С. на курсах повышения квалификации подлежит отмене, а периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации с 21.04.1992 по 19.05.1992, с 13.05.1997 по 02.06.1997, с 26.02.2002 по 01.04.2002 и с 18.09.2006 по 30.10.2006 подлежат включению в специальный трудовой стаж истца.

Рассматривая требования истца о назначении пенсии со дня обращения за ней суд приходит к следующему.

Согласно пункту 15 Правил пенсия назначается со дня обращения за ней, кроме случаев, указанных в статье 19 Закона от 17.12.2001 и статье 23 Закона от 15.12.2001, но не ранее дня приобретения права на пенсию.

Днем обращения за назначением пенсии считается день приема территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации заявления со всеми необходимыми документами.

Вносимые законодателем изменения в порядок подсчета трудового стажа, не должны приводить к снижению уровня пенсионного обеспечения граждан.

При условии включения спорных периодов нахождения истца на курсах повышения квалификации с 21.04.1992 по 19.05.1992, с 13.05.1997 по 02.06.1997, с 26.02.2002 по 01.04.2002 и с 18.09.2006 по 30.10.2006, применяя при этом календарный порядок исчисления стажа, а также с учетом других периодов работы, по которым стороны не имеют разногласий по подсчету стажа, трудовой стаж Армановой О.С., дающий ей право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, на момент обращения за назначением досрочной пенсии 9 июля 2009 года, составляет более 25 лет.

Поскольку фактическое обращение Армановой О.С. за назначением пенсии имело место 9 июля 2009 года, отказ о включении в стаж определенных периодов оспорен истцом в суд, при этом суд, проверяя обоснованность отказа во включении пенсионным органом в специальный стаж периодов работы истца, влияющих на момент возникновения его права на пенсию, установил, что специальный стаж, требуемый для досрочного назначения пенсии по старости, у истца выработан к моменту обращения Армановой О.С. в пенсионный орган, то суд приходит к выводу о признании за Армановой О.С. права на назначение пенсии с момента возникновения такого права в соответствии с п.1 ст.19 Федерального закона, в связи с чем, требования Армановой О.С. о перерасчете пенсии также подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования Армановой О.С. удовлетворить.

Признать недействительным протокол заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления Пенсионного фонда РФ в Сыктывдинском районе №417/229 от 22 августа 2011 года в части невключения периодов нахождения Армановой О.С. на курсах повышения квалификации с 21.04.1992 по 19.05.1992, с 13.05.1997 по 02.06.1997, с 26.02.2002 по 01.04.2002 и с 18.09.2006 по 30.10.2006.

Обязать Государственное Учреждение – Управление Пенсионного Фонда РФ в Сыктывдинском районе включить Армановой О.С. в стаж работы, связанный с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости по подпункту 20 пункту 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» периоды нахождения на курсах повышения квалификации, с 21.04.1992 по 19.05.1992, с 13.05.1997 по 02.06.1997, с 26.02.2002 по 01.04.2002 и с 18.09.2006 по 30.10.2006 применяя правила исчисления периодов работы в календарном порядке.

Обязать Государственное Учреждение – Управление Пенсионного Фонда РФ в Сыктывдинском районе назначить Армановой О.С. досрочную пенсию по старости с момента возникновения права на нее, то есть с 9 июля 2009 года.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд Республики Коми в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме – 24 октября 2011 года.

Судья Д.А. Колесникова