№2-980/2011 о признании отказа в постановлении на учёт незаконным, об обязании поставить на учёт по получению социальных выплат на строительство или приобретение жилья



№2-980/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе

судьи Колесниковой Д.А.,

секретаря судебного заседания Аббасовой И.Г.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в с. Выльгорт «24» октября 2011 года гражданское дело по исковому заявлению Сивковой З.В. к администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» о признании отказа в постановке на учет незаконным, о возложении обязанности поставить на учет на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья,

УСТАНОВИЛ:

Сивкова З.В. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» о признании отказа в постановке на учет на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья незаконным и о возложении обязанности поставить ее на учет граждан. В обоснование требований истец указала, что является вдовой Ветерана Великой Отечественной войны и в апреле 2010 года обратилась к ответчику с заявлением о постановке ее на учет на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья с приложением соответствующих документов. После подачи заявления должностные лица администрации района проводили исследование дома, в котором проживает последняя. Письмом от 25.05.2010 за №С-299 администрация муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» отказала в постановке на учет на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья. С указанным решением ответчика истец не согласна, поскольку дом, собственником которого она является, неблагоустроен, воду приходится носить из колодца, имеется только печное отопление, тогда как в силу преклонного возраста ей затруднительно обслуживать себя самостоятельно.

В судебном заседании истец Сивкова З.В. на удовлетворении требований настаивала в полном объеме, дополнительно пояснив, что является вдовой Ветерана Великой Отечественной войны, инвалидом по зрению и в настоящее время проживает одна в жилом доме по адресу: <адрес> – собственником которого является. Данное жилое помещение неблагоустроенно, в доме отсутствует водоснабжение, отопление, а в силу преклонного возраста истцу тяжело колоть дрова, носить воду, чистить снег. Кроме того, указывает, что на сегодняшний день в <адрес> родственники не проживают, соседей нет. Полагает, что отказ администрации района в постановке ее на учет на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья является незаконным, поскольку проживание человека в преклонном возрасте в частном доме вызывает трудности.

Представитель ответчика администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» Абрасева Н.В., действующая по доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, указав, что Сивкова З.В. проживает в доме, который принадлежит ей на праве собственности. Согласно акту обследования помещения дом, в котором проживает истец, признан пригодным для проживания.

Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами, что Сивкова З.В., 14 октября 1928 года рождения, является вдовой умершего участника Великой Отечественной войны, и в соответствии с удостоверением серии Б , выданным 16 января 2007 года, имеет право на льготы и преимущества, установленные для родителей и жен погибших военнослужащих.

В судебном заседании так же достоверно установлено, что в собственности Сивковой З.В. находится жилой дом в <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв.м, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Коми.

Сивкова З.В. зарегистрирована и проживает в жилом доме в деревне <адрес>.

Как видно из материалов дела, 22 апреля 2010 года Сивкова З.В. обратилась в администрацию муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» с заявлением о принятии ее на учет на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья с предоставлением соответствующих документов.

В своем ответе от 25 мая 2010 года №С-299 администрация муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» сообщила Сивковой З.В. об отказе в постановке ее на учет на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья в соответствии с ч.2 п.13 ст.2 закона РК от 05.04.2005 №30-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья».

В соответствии с заключением межведомственной комиссии от 12 апреля 2010 года, принятого на основании акта межведомственной комиссии от 12 апреля 2010 года, составленного по результатам обследования, жилой дом в <адрес> соответствует требованиям, предъявляемым к жилому помещению. Согласно названному заключению, основные конструкции жилого дома №60 д.Граддор соответствуют установленным требованиям, однако требуют ремонта или замены нижних венцов, кровли.

Из справки, предоставленной администрацией муниципального образования сельского поселения «Шошка» №501 от 9 апреля 2010 года, следует, что Сивкова З.В. не состоит и никогда не состояла на учете, нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации сельского поселения «Шошка».

В соответствии с частью 2 статьи 21 Федерального закона Российской Федерации «О ветеранах» (далее – Закон) супруга погибшего (умершего) инвалида войны или участника Великой Отечественной войны, не вступившая в повторный брак, независимо от нахождения на иждивении и получения любого вида пенсии или заработной платы имеет право на получение мер социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны.

В силу части 1 статьи 21 Закона указанным лицам предоставляются, в том числе следующие меры социальной поддержки: члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 01 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации; имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз и обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Статья 23.2 Закона регламентирует, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления указанными полномочиями.

Определение порядка предоставления жилых помещений, а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

Законом Республики Коми от 05.04.2005 №30-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья», постановлением Правительства РК от 20.02.2007 №32 «О мерах по реализации Закона Республики Коми "О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья» регулируются отношения, связанные с предоставлением отдельным категориям граждан социальных выплат на строительство или приобретение жилья, и определяется механизм и условия предоставления социальных выплат на строительство или приобретение жилья отдельным категориям граждан за счет и в пределах средств республиканского бюджета Республики Коми.

Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 года №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 – 1945 года» постановлено необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий, в том числе членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах».

В статье 1 Закона Республики Коми от 6 октября 2006 года №69-РЗ «О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан» в пункте 2 части 1 закреплено, что формой обеспечения жильем граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляемой на основании письменных заявлений граждан, относящихся к категориям, установленным статьями 14, 15, 17 – 19, 21 Федерального закона «О ветеранах», является предоставление в порядке, установленном Правительством Республики Коми, единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.

Вышеназванными актами, а также Законом Республики Коми «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми отдельными государственными полномочиями в области государственной поддержки граждан Российской Федерации, имеющих право на получение субсидий (социальных выплат) на приобретение или строительство жилья» органы местного самоуправления муниципальных районов наделены отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти Республики Коми, по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов. Социальная выплата является формой предоставления меры социальной поддержки граждан по обеспечению жильем, установленной Законом о ветеранах.

В соответствии с действующим Жилищным кодексом РФ нуждающимися в жилых помещениях признаются так же граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требований, а так же собственники жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Согласно закрепленным в Порядке предоставления гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, относящимся к категориям, установленным статьями 14, 15, 17 – 19, 21 Федерального закона «О ветеранах», единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения (далее Порядок), утвержденном Постановлением Правительства РК от 22.03.2010 №58, положениям единовременные денежные выплаты предоставляются членам семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны.

Из системного анализа приведенных выше норм закона суд приходит к выводу, что федеральным законодательством предусмотрено льготное обеспечение граждан в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах», при условии признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Таким образом, вдова умершего участника Великой Отечественной войны при условии признания нуждающейся в улучшении жилищных условий имеет право на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения. Указанные полномочия по предоставлению выплат возложены на муниципальное образование.

Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются не являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, а так же проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям (пункты 2, 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Как установлено в судебном заседании, на день подачи заявления Сивковой З.В. на предоставление единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, последняя не была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и имеющей право на получение социальных выплат рассматриваемой категории граждан.

Как указывалось выше истец Сивкова З.В. зарегистрирована и проживает одна в жилом доме по адресу: <адрес>, – общей площадью <данные изъяты> кв.м, что не противоречит установленной решением Совета МО муниципального района «Сыктывдинский» от 14.02.2008 №9/2-19 учетной норме площади жилого помещения для постановки на учет граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Обозначенное жилое помещение отвечает установленным для жилых помещений требованиям, что подтверждается заключением о признании жилого помещения пригодным для проживания.

В рамках делегированных администрации Сыктывдинского района государственных полномочий она осуществила проверку предоставленных истцом документов на предмет наличия оснований постановки Сивковой З.В. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и, считая, что таких оснований не имелось, отказала истцу в постановке последней на учет.

Из предоставленных сторонами доказательств и исходя из объяснений сторон, суд, с учетом приведенных положений норм материального права, приходит к выводу, что у администрации МО МР «Сыктывдинский» не было оснований для признания истца Сивковой З.В. нуждающейся в жилом помещении.

Реализация права на улучшение жилищных условий членов семей умерших участников ВОВ осуществляется в соответствии с жилищным законодательством РФ. Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях определены ст. 51 ЖК РФ.

Указ Президента РФ направлен на социальную поддержку в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета не всех участников (ветеранов, инвалидов) ВОВ, а лишь ветеранов, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, исключительно нуждающихся в улучшении жилищных условий, к которым истец не относится.

Поскольку Сивкова З.В. не относится к гражданам, которым может быть предоставлена просимая ею мера социальной поддержки ввиду отсутствия нуждаемости истца в улучшении жилищных условий, то суд считает, что ответчиком не нарушено ее право на получение единовременной денежной выплаты, так как она таковым правом не обладает.

Таким образом, поскольку в судебном заседании не установлено нарушения жилищных прав истца, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований Сивковой З.В.

При этом приходя к данному выводу, суд учитывает, что истец зарегистрирована и проживает в принадлежащем ей на праве собственности жилом доме общей площадью <данные изъяты> кв.м, который не признан в установленном порядке непригодным для проживания, в связи с чем, приходит к выводу, что Сивкова З.В. не предоставила доказательств, с достоверностью свидетельствующих о наличии у нее права состоять на учете как нуждающейся в улучшении жилищных условий, что в свою очередь свидетельствует об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований истца.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Сивковой З.В. к администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» о признании отказа в постановке на учет незаконным, о возложении обязанности поставить на учет на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд Республики Коми в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме – 28 октября 2011 года.

Судья Д.А. Колесникова