№2-964/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе:
судьи Колесниковой Д.А.,
секретаря судебного заседания Аббасовой И.Г.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в с. Выльгорт «14» октября 2011 года гражданское дело по исковому заявлению прокурора Сыктывдинского района в интересах Треневой Н.И. к администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» о возложении обязанности восстановить в очереди на улучшение жилищных условий с использованием социальных выплат, как относящуюся к категории, установленной Федеральным законом «О ветеранах», к Агентству Республики Коми по социальному развитию о возложении обязанности восстановить в республиканском списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, относящихся к категориям, установленным статьями 14, 15, 17–19, 21 Федерального закона «О ветеранах», о признании действий незаконными,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Сыктывдинского района в интересах Треневой Н.И. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» о возложении обязанности в срок до 19 октября 2011 года восстановить ее в очереди на улучшение жилищных условий с использованием социальных выплат, как относящуюся к категории, установленной Федеральным законом «О ветеранах», а так же к Агентству Республики Коми по социальному развитию о возложении обязанности в срок до 1 ноября 2010 года восстановить ее в республиканском списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, относящихся к категориям, установленным статьями 14, 15, 17–19, 21 Федерального закона «О ветеранах».
В судебном заседании прокурор Распопова О.Л. исковые требования поддержала в полном объеме, уточнив сроки исполнения обязательств для администрации МО МР «Сыктывдинский» до 19 ноября 2011 года, для Агентства Республики Коми по социальному развитию – до 1 декабря 2011 года. Дополнительно пояснила, что Тренева Н.И. имеет право на улучшение жилищных условий с использованием социальных выплат на строительство или приобретение жилья с 8 февраля 2010 года, а так же относится к категории граждан, пользующихся льготами, предусмотренными Федеральным законом «О ветеранах». Считает, что в результате действий ответчиков, осуществивших снятие Треневой Н.И. с соответствующих учетов граждан, нарушены права последней на получение единовременной выплаты на улучшение жилищных условий, предоставленных ей в силу положений действующего законодательства.
Истец Тренева Н.И., надлежащим образом извещена о месте, времени и дате судебного заседания.
В судебном заседании представитель Тренев А.М., действующая по доверенности в защиту прав и интересов Треневой Н.И., настаивал на удовлетворении исковых требований.
Представитель ответчика администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» Камышев И.В., действующий по доверенности, в судебном заседании исковые требования в части возложения обязанности восстановить Треневу Н.И. в очереди на улучшение жилищных условий с использованием социальных выплат, как относящуюся к категории, установленной Федеральным законом «О ветеранах» признал, указав, что Тренева Н.И. имеет право на получение мер социальной поддержки.
Ответчик Агентство Республики Коми по социальному развитию, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, своего представителя в суд не направил, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя, в отзыве на исковое заявление указал, что не согласен с исковыми требованиями.
Суд, руководствуясь ст.167 ГПК РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон.
Заслушав объяснения прокурора, представителя истца и представителя ответчика администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский», исследовав письменные материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами, что Тренева Н.И., 20 сентября 1927 года рождения, является вдовой умершего участника Великой Отечественной войны, и в соответствии с удостоверением серии А №, выданным 2 февраля 2010 года, имеет право на льготы и преимущества, установленные для родителей и жен погибших военнослужащих.
Тренева Н.И. зарегистрирована и проживает в жилом доме № по <адрес>, который находится в собственности Тренева А.А., приходящегося истцу внуком.
Постановлением главы муниципального района – руководителя администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» от 12 марта 2010 года №3/525 Тренева Н.И. составом семьи 1 человек в соответствии со ст.51 Жилищного кодекса РФ и п.3 ст.2 Закона Республики Коми от 05.04.2005 №30-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья» признана нуждающейся в улучшении жилищных условий с 8 февраля 2010 года и имеющей право на улучшение жилищных условий с использованием социальных выплат на строительство или приобретение жилья.
В соответствии с заключением межведомственной комиссии №48 от 8 октября 2010 года, принятого на основании акта межведомственной комиссии от 6 октября 2010 года, составленного по результатам обследования, жилой дом № по <адрес> не соответствует требованиям, предъявляемым к жилому помещению (по степени благоустройства) на основании п.12, 15 «Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 №47, и при этом признана пригодной для проживания.
Из справок, предоставленных администрацией муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» от 5 апреля 2010 года, следует, что Тренева Н.И. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и имеющей право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий в администрации МО МР «Сыктывдинский» с 8 февраля 2010 года на день выдачи справки составом семьи 1 человек.
Судом так же установлено, что в собственности Треневой Н.И. отсутствует какое-либо жилое помещение, что подтверждается справкой Республиканского БТИ, а так же уведомлением Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Коми об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений.
8 февраля 2010 года Тренев А.М., действую по доверенности от имени Треневой Н.И., проживающей по месту регистрации: №, <адрес>, – обратился с заявлением в Агентство Республики Коми на предоставление единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.
В соответствии с приказом Агентства Республики Коми по социальному развитию №1731 от 22 июля 2010 года Треневой Н.И. по итогам рассмотрения документов, приложенных последней к заявлению, принято решение об отказе в предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.
Постановлением главы муниципального района – руководителем администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» от 11 августа 2010 года №8/2257 Тренева Н.И. снята с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья, для улучшения жилищных условий.
В соответствии с частью 2 статьи 21 Федерального закона Российской Федерации «О ветеранах» супруга погибшего (умершего) инвалида войны или участника Великой Отечественной войны, не вступившая в повторный брак, независимо от нахождения на иждивении и получения любого вида пенсии или заработной платы имеет право на получение мер социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны.
В силу части 1 статьи 21 названного Закона указанным лицам предоставляются, в том числе следующие меры социальной поддержки: члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 01 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации; имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз и обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
В соответствии с действующим Жилищным кодексом РФ нуждающимися в жилых помещениях признаются так же граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требований, а так же собственники жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 года №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 – 1945 года» постановлено необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий, в том числе членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах».
В статье 1 Закона Республики Коми от 06 октября 2006 года №69-РЗ «О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан» в пункте 2 части 1 закреплено, что формой обеспечения жильем граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляемой на основании письменных заявлений граждан, относящихся к категориям, установленным статьями 14, 15, 17 – 19, 21 Федерального закона «О ветеранах», является предоставление в порядке, установленном Правительством Республики Коми, единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.
Согласно закрепленным в Порядке предоставления гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, относящимся к категориям, установленным статьями 14, 15, 17 – 19, 21 Федерального закона «О ветеранах», единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения (далее Порядок), утвержденном Постановлением Правительства РК от 22.03.2010 №58, положениям единовременные денежные выплаты предоставляются членам семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны.
При этом, как закреплено в Порядке, список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, формируется Агентством Республики Коми по социальному развитию по дате постановки граждан на учет в органах местного самоуправления на основании списков, предоставляемых органами местного самоуправления как в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, так и в качестве имеющих право на получении субсидий (социальных выплат) на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий.
Из системного анализа приведенных выше норм законов суд приходит к выводу, что федеральным законодательством предусмотрено льготное обеспечение граждан в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах», при условии признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий. При этом законом не предусмотрено каких-либо специальных оснований для признания этой категории граждан нуждающимися в жилом помещении.
Как установлено в судебном заседании, на день подачи заявления Треневой Н.И. на предоставление единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения последняя с составом семьи один человек являлась нуждающейся в улучшении жилищных условий и имеющей право на получение социальных выплат рассматриваемой категории на основании Постановления администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» от 12 марта 2010 года №3/525.
Пунктом 12 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 №47, закреплено, что жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных.
Пункт 15 Положения устанавливает требования по теплоизоляции, которым должны соответствовать наружные ограждающие конструкции жилого помещения, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Как следует из актов обследования жилищно-бытовых условий от 05.02.2010 и от 07.10.2010 жилой дом № по <адрес> неблагоустроен, отопление печное, негазифицирован, обеспечен лишь энергоснабжение. Принимая во внимание, что в с.Выльгорт имеется централизованный источник горячего и холодного водоснабжения, является газифицированным районом, суд приходит к выводу, что установленное входит в противоречие с названным выше Положением.
Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются не являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, а так же проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям (пункты 2, 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно п.2 ст.15 Жилищного кодекса РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан.
Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, который установлены Правительством РФ. Правительством РФ 28.01.2006 утверждено Положение «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу». В соответствии с п.7 данного Положения признания помещения жилым помещением пригодным (непригодным) для проживания граждан, а трак же многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, в связи с чем, доводы Агентства Республики Коми по социальному развитию о том, что акты и заключение комиссии носят информационный характер, не содержат предписаний, не возлагают на заявителя каких-либо обязанностей и не являются основанием возникновения, изменения либо прекращения правоотношений, судом во внимание не принимаются.
Поскольку в судебном заседании установлено нарушение жилищного права истца, который в нарушении норм действующего законодательства, анализ которому приведен выше, был незаконно и необоснованно снят ответчиками с очереди на улучшении жилищных условий и исключен и республиканского списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, при наличии необходимых условий и оснований для реализации права на льготы, то суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора в интересах Треневой Н.И. в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Сыктывдинского района в интересах Треневой Н.И. к администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский», Агентству Республики Коми по социальному развитию удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» в срок до 19 ноября 2011 года восстановить Треневу Н.И. в очереди на улучшение жилищных условий с использованием социальных выплат, как относящуюся к категории, установленной Федеральным законом «О ветеранах».
Обязать Агентство Республики Коми по социальному развитию восстановить Треневу Н.И. в срок до 1 декабря 2011 года в республиканском списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, относящихся к категориям, установленным статьями 14, 15, 17–19, 21 Федерального закона «О ветеранах».
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд Республики Коми в течение десяти дней со дня его принятия.
Судья Д.А. Колесникова