№2–851/2011
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«20» сентября 2011 года с. Выльгорт
Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе судьи Колесниковой Д.А.,
при секретаре Аббасовой И.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Сажиной В.А. к администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский», администрации муниципального образования сельского поселения «Выльгорт» о предоставлении жилья,
УСТАНОВИЛ:
Сажина В.А. обратилась в суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский», администрации муниципального образования сельского поселения «Выльгорт» о предоставлении ей с составом семьи 3 человека благоустроенного жилого помещения площадью на условиях договора социального найма. В обоснование требований указала, что является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так как ее мать умерла, а сведения об отце внесены в актовую запись о рождении со слов матери. Постановлением главы администрации муниципального образования «Сыктывдинский район» от 26 сентября 2001 года №9/739 она определена в Гавриловский детский дом и этим же постановлением поставлена на учет в льготную очередь для получения жилья, однако до сегодняшнего дня жилое помещение ей не предоставлено. Кроме того, просит суд взыскать с администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» судебные расходы по оплате юридической помощи в размере <данные изъяты> рублей и расходы по уплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей.
Истец Сажина В.А. в судебном заседании требования поддержала в полном объеме. Дополнительно пояснила, что поставлена на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения на условиях социального найма в 2001 году, однако до настоящего времени жильем не обеспечена.
Представитель ответчика администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» Груздев О.А., действующий по доверенности, исковые требования не признал, пояснив, что в настоящее время администрация района не имеет возможности предоставить истцу жилое помещение ввиду отсутствия достаточного финансирования.
Заслушав объяснения лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующему.
Судом установлено и не оспаривается сторонами по делу, что истец Сажина В.А. имеет статус лица, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку мать последней умерла ДД.ММ.ГГГГ, а отец Сажиной В.А. записан в акте о рождении последней со слов матери.
Из материалов дела следует, что Постановлением главы администрации муниципального образования «Сыктывдинский район» от 26 сентября 2011 года №9/739 несовершеннолетняя Сажина В.А. определена в Гавриловский детский дом на полное государственное обеспечение. Пунктом 2 названного постановления Сажина В.А. поставлена на учет в льготную очередь для получения жилья по достижению совершеннолетия. Данные обстоятельства сторонами по делу в судебном заседании не оспаривались.
Судом установлено, что жилое помещение за истцом Сажиной В.А. на период нахождения в Гавриловском детском доме не закреплялось в виду отсутствия жилья у матери истца.
Согласно письму администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» от 12.07.2011 №С-661 до Сажиной В.А. доведена информация об отказе вол включении в список нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма.
Как следует из материалов дела, постановлением администрации сельского поселения «Выльгорт» №11/171 от 12 ноября 2010 года Сажиной В.А. с составом семьи 3 человека временно, сроком на 6 месяцев, предоставлена комната № в коммунальной квартире № дома № по <адрес>. По указанному адресу осуществлена временная регистрация Сажиной В.А. по месту пребывания сроком на 6 месяцев.
Согласно информации, предоставленной Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми, в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о правах Сажиной В.А. на недвижимое имущество.
Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее по тексту – Закон) определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.
Таким образом, данный Закон направлен на оказание целевой государственной поддержки именно данной категории социально незащищенных граждан, что предопределяет и соответствующие объемы необходимого финансирования.
Из необходимости внеочередного предоставления жилых помещений по договорам социального найма непосредственно детям-сиротам исходит и Жилищный кодекс Российской Федерации (статья 57).
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации граждане России имеют право на жилище. Жилищное законодательство в силу п. «к» ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
Право на жилище может быть реализовано путем предоставления жилого помещения в пользование по договору социального или коммерческого найма, а также путем приобретения жилого помещения в собственность. Основания и порядок предоставления жилого помещения в пользование предусмотрены Гражданским и Жилищным кодексами, другими правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации.
Круг лиц, обладающих правом получения жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищных фондов по договору социального найма жилья, четко обозначен федеральным законодательством.
Согласно абзаца 2 части 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года 159-ФЗ (далее – Закон), дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются жилой площадью не ниже установленных социальных норм вне очереди органами исполнительной власти по месту жительства.
Абзац четвертый статьи 1 названного Закона определяет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.
Данной нормой законодатель, в исключение из общего правила о необходимости государственной поддержки детей, то есть лиц, не достигших 18-летнего возраста (пункт 1 статьи 54 Семейного кодекса Российской Федерации), лишившихся или ограниченных в возможности иметь содержание от своих родителей и нуждающихся по этой причине в социальной защите, распространил действие названного Федерального закона на лиц, достигших 18-летнего возраста, и предоставил им право пользоваться соответствующими мерами социальной поддержки до достижения возраста 23 лет, обеспечив тем самым единообразный подход к определению оснований социальной защиты таких граждан.
Такое правовое регулирование осуществлено в интересах названных лиц с целью предоставления им дополнительной социальной поддержки с учетом имевшегося у них ранее статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Кроме того, данное право закреплено в части 2 пункта 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ, согласно которой вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании, службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии с ч.2 приведенной статьи жилыми помещениями обеспечиваются граждане, не имеющие закрепленного жилого помещения или имеющие закрепленное жилое помещение, признанные нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по основаниям, предусмотренным Жилищным кодексом Российской Федерации.
Частью 2 статьи 8 Закона установлено, что регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (месту закрепления за ним жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).
В соответствии с частью 1 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 года №184-ФЗ полномочия органов государственной власти субъекта РФ по предметам, отнесенным к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ.
Законом Республики Коми от 22.11.2010 №139-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядке предоставления им жилых помещений по договорам социального найма» (далее – Закон №139–РЗ) закреплено право на предоставление жилого помещения по договору социального найма детям вышеуказанной категории.
Согласно ч.1 ст.2 Закона №139-РЗ обеспечение граждан жилыми помещениями осуществляется органами местного самоуправления путем предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма.
Таким образом, региональным законодательством обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа жилой площадью по социальным нормам, возложена на органы местного самоуправления.
Поскольку наибольшую юридическую силу среди актов жилищного законодательства в регулировании жилищных отношений имеет Жилищный кодекс Российской Федерации, то в случае выявления судом несоответствия норм иных актов жилищного законодательства положениям Жилищного кодекса Российской Федерации, должны применяться нормы этого Кодекса (часть 8 статьи 6 ЖК РФ), в связи с чем, суд приходит к выводу, не смотря на то, что Законом №139-РЗ не закреплено право именно на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма детям вышеуказанной категории, о необходимости внеочередного предоставления жилых помещений по договорам социального найма непосредственно детям-сиротам, из чего исходит, в том числе и Жилищный кодекс РФ.
Как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающийся в получении жилого помещения, Сажина В.А. состоит на учете с 2001 года согласно Постановлению главы администрации муниципального образования «Сыктывдинский район» №9/739 от 26 сентября 2011 года.
Сторонами по делу не оспаривается, что истец Сажина В.А. до настоящего времени жильем в рамках программы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, не обеспечена.
Таким образом, оценив предоставленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что истец, как лицо, отнесенное к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на внеочередное предоставление благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, поскольку Сажина В.А. жилья на праве собственности, либо на праве пользования не имеет, в установленном порядке поставлена на учет, как нуждающаяся в жилом помещении по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем, нуждается в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
При этом суд не принимает во внимание имеющийся в материалах дела отказ администрации МО МР «Сыктывдинский» Сажиной В.А. во включение в соответствующий список, поскольку как из материалов дела, так и из объяснений представителя ответчика администрации МО МР «Сыктывдинский» следует, что Сажина В.А., будучи поставленной на учет в льготный список, в установленном законом порядке снята не была, в связи с чем, право Сажиной В.А. на обеспечение жильем не утрачено.
По смыслу жилищного законодательства, право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилья вне очереди является одной из гарантий их социальной поддержки, оно сохраняется за лицами из числа таких детей на весь период до получения ими соответствующего жилья независимо от того, какого возраста они достигли. Обстоятельство достижения такими лицами возраста, превышающего предел, установленный законом, само по себе не может являться основанием для лишения их права на жилье, которое гарантировано жилищным законодательством.
При этом согласно действующему законодательству социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, будет реализована только после предоставления жилого помещения по договору социального найма, в связи с чем, доводы представителя ответчика администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» о том, что Сажина В.А. обеспечена жильем суд находит несостоятельным, поскольку занимаемое истцом жилое помещение предоставлялось последней временно, то есть обеспеченность Сажиной В.А. жильем в рассматриваемом случае носило временный характер, что не может быть расценено в качестве реализации гарантированной государством социальной поддержки.
Доводы представителя ответчика о том, что в настоящее время администрация района «Сыктывдинский» не имеет возможности обеспечить жильем истца Сажину В.А. ввиду отсутствия достаточного финансирования, суд находит несостоятельными, поскольку защита прав истца не может быть поставлена в зависимость от своевременного и полного распределения средств бюджета на цели обеспечения жильем детей-сирот. Кроме того, суд исходит из того, что указанные доводы представителя ответчика относятся к вопросам исполнения решения, но не влияют на правовые основания разрешения спора. Приведенные доводы о финансировании исполнения решения не могут повлиять на выводы суда в рассматриваемом случае, поскольку обязанность предоставления истцу жилого помещения по договору социального найма органом местного самоуправления корреспондируется с обязанностью Правительства Республики Коми по выделению органу местного самоуправления соответствующих денежных средств на обеспечение Сажиной В.А. жилым помещением.
Согласно ст.57 Жилищного кодекса РФ жилое помещение по договору социального найма должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
В соответствии со ст.8 Закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В силу ст.9 Закона №139–РЗ жилые помещения предоставляются гражданам на основании решений органов местного самоуправления по договорам социального найма жилых помещений, заключаемым в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации, по норме, установленной соответствующим органом местного самоуправления.
Вместе с тем, постановлением Конституционного суда Республики Коми от 11 июля 2011 года часть 1 статьи 9 Закона Республики Коми от 22 ноября 2010 года в редакции Закона Республики Коми от 29 апреля 2011 года №32-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядке предоставления им жилых помещений по договорам социального найма» в части предоставления указанным категориям граждан жилых помещений по нормам, установленным соответствующими органами местного самоуправления, признана не соответствующей Конституции Республики Коми, ее статьям 4, 11, 17, 18, 41
В связи с указанными обстоятельствами, суд при разрешении настоящего спора в части решения вопроса о площади жилого помещения, подлежащего предоставлению истцу, руководствуется положениями статьи 10 Закона Республики Коми от 4 июля 2006 года №54-РЗ «О категориях граждан, имеющих право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Коми по договорам социального найма, и порядке предоставления им указанных жилых помещений по договорам социального найма», согласно которым жилые помещения государственного жилищного фонда Республики Коми предоставляются нуждающимся в жилье детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по договорам социального найма в виде отдельной квартиры общей площадью <данные изъяты> квадратных метра как одиноким гражданам.
В соответствии с требованиями статьи 9 Закона №139–РЗ жилые помещения предоставляются гражданам на территории соответствующего муниципального образования, органы местного самоуправления которого приняли решение о включении гражданина в список. Жилые помещения могут предоставляться гражданам на территории иных муниципальных образований на территории Республики Коми в случаях и порядке, определенных Правительством Республики Коми.
Таким образом, установив, что Сажина В.А. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет закрепленного жилого помещения, жилья на праве собственности либо на праве пользования не имеет, в установленном порядке поставлена на учет, как нуждающаяся в жилом помещении по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем, имеет право на внеочередное получение жилья, но до настоящего времени не обеспечена им, а так же принимая во внимание, что до лишении матери истца родительских прав и в настоящее время Сажина В.А. проживает в с.Выльгорт Сыктывдинского района, суд приходит к выводу, что требования о возложении обязанности на администрацию муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» по предоставлению истцу Сажиной В.А. вне очереди благоустроенного жилого помещения применительно к условиям с.Выльгорт на условиях договора социального найма, отвечающее санитарным и техническим нормам, общей площадью не менее 33 квадратных метров являются правомерными.
Вместе с тем, удовлетворяя по существу требования о предоставлении жилого помещения, суд не может согласиться с требованиями истца Сажиной В.А. о предоставлении ей благоустроенного жилого помещения с составом семьи 3 человека.
Положения, закрепленные в п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ, предусматривают необходимость внеочередного предоставления жилых помещений по договорам социального найма непосредственно детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа.
Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» также направлен на оказание целевой поддержки именно указанным категориям социально незащищенных граждан.
В этой связи оснований для распространения общих норм ЖК РФ о предоставлении жилых помещений на случаи предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа, урегулированные специальными нормами, не имеется.
При таких обстоятельствах, требования Сажиной В.А. в указанной части удовлетворению не подлежат. При этом наличие у истца несовершеннолетних детей не исключает возможности постановки вопроса об улучшении жилищных условий по иным основаниям, предусмотренным жилищным законодательством Российской Федерации и Республики Коми.
Учитывая изложенное, а так же принимая во внимание, что Законом Республики Коми от 22.11.2010 №139-РЗ органы местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов (городских округов) в Республике Коми наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями в порядке, предусмотренном настоящим Законом, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований истца к администрации муниципального образования сельского поселения «Выльгорт».
В соответствии с частью 1 статьи 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
По общему правилу, предусмотренному частью 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, к числу которых, согласно статье 94 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, относятся, в том числе иные расходы, к которым суд относит понесенные истцом расходы по составлению искового заявления и получения юридической консультации.
Как видно из материалов дела, истец Сажина В.А. с целью получения юридической консультации и составления искового заявления обращалась к адвокату негосударственного коммерческого адвокатского кабинета ФИО1 Истец Сажина В.А. оплатила за оказание юридических услуг денежные средства в размере <данные изъяты> рублей, в подтверждение чего предоставила квитанцию по приходному кассовому ордеру №5 от 21 июля 2011 года.
Принимая решение о взыскании судебных расходов в пользу истца Сажиной В.А., понесенных ею при рассмотрении дела, суд исходит из того, что возмещение судебных расходов на основании положений ст.98 ГПК РФ осуществляется той стороне, чьи требования были признаны подлежащими удовлетворению и в пользу которой вынесено судебное решение.
При таких обстоятельствах, с администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» в пользу Сажиной В.А. подлежит взысканию, уплаченная последней при подаче искового заявления государственная пошлина в размере <данные изъяты> рублей, а также судебные издержки в виде расходов, связанных с составлением искового заявления и получением юридической консультации, в размере <данные изъяты> рублей.
Руководствуясь ст.194–199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Сажиной В.А. к администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский», администрации муниципального образования сельского поселения «Выльгорт» о предоставлении жилья удовлетворить частично.
Возложить обязанность на администрацию муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» предоставить вне очереди Сажиной В.А. на условиях договора социального найма благоустроенное жилое помещение применительно к условиям с.Выльгорт Сыктывдинского района Республики Коми, общей площадью не менее <данные изъяты> квадратных метров, отвечающее установленным санитарным и техническим нормам.
В остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» в пользу Сажиной В.А. судебные расходы в размере <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд Республики Коми в течение 10 дней со дня принятия его в окончательной форме – 26 сентября 2011 года.
Судья Д.А. Колесникова