№ 2-912/2011 о признании действий незаконными, возложении обязанности по совершению определенных действий



№2-912/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе судьи Колесниковой Д.А.,

при секретаре Аббасовой И.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Выльгорт 20 сентября 2011 года гражданское дело по исковому заявлению прокурора Сыктывдинского района Республики Коми в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>», обществу с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» о признании действий незаконными, возложении обязанности на ООО «<данные изъяты>» возобновить поставку газа,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Сыктывдинского района Республики Коми в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к ООО «<данные изъяты> ООО «<данные изъяты>» о признании действий ООО «<данные изъяты>», выразившихся в отказе возобновления поставки газа на объект ООО «<данные изъяты>» (котельную с.<адрес>), – незаконными и о возложении на ООО «<данные изъяты>» обязанности возобновить поставку газа с ДД.ММ.ГГГГ. В обоснование требований указал, что между ООО «<данные изъяты>» и ООО «<данные изъяты>», осуществляющей предоставление коммунальных услуг по горячему водоснабжению населению с.<адрес>, заключен договор поставки газа. Вместе с тем, ООО «<данные изъяты>» ненадлежащим образом исполняло обязанности по заключенному договору, в связи с чем, у последнего перед ООО «Региональная компания по реализации газа в Республике Коми» образовалась задолженность. ДД.ММ.ГГГГ ООО «<данные изъяты>» в адрес ООО «<данные изъяты>» направлена заявка о временном приостановлении подачи газа в связи с необходимостью проведения ремонтных работ, при этом по окончании работ ООО «<данные изъяты>» направило заявку на возобновление подачи газа, в чем было отказано. Прокурор так же указывает, что действиями по отказу в возобновлении поставки газа на объекты ООО «<данные изъяты>» нарушены права и законные интересы граждан-потребителей <адрес>, своевременно оплачивающих жилищно-коммунальные платежи. Прокурор Сыктывдинского района Республики Коми полагает, что ответчик злоупотребляет правом, поскольку имея возможность использовать иные способы защиты своих прав, не использовало их, чем нарушены права и законные интересы граждан-потребителей сельского поселения «<адрес>».

Определением Сыктывдинского районного суда Республики Коми 7 сентября 2011 года производство по делу в части возложения на ответчика ООО «<данные изъяты>» обязанности возобновить поставку газа прекращено.

В судебном заседании прокурор Маркова К.В. уточнила исковые требования к ответчику ООО «<данные изъяты>» и просила признать бездействие последнего незаконным. На уточненных требованиях настаивала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика ООО «<данные изъяты>» Чернышова Т.П., действующая на основании доверенности, с требованиями не согласилась, пояснив, что в ДД.ММ.ГГГГ ООО «<данные изъяты>» отказано в возобновлении поставки газа по причине отсутствия соответствующего договора или дополнительного соглашения на август 2011 года. 30 августа 2011 года в связи с началом отопительного сезона, ООО «<данные изъяты>» в адрес ООО «<данные изъяты>» направлено согласование подачи природного газа по готовности оборудования и персонала, что свидетельствует о том, что ООО «<данные изъяты>» не злоупотребляет своим правом и не нарушало права и законные интересы граждан, поскольку в настоящее время поставка газа возобновлена. Кроме того, полагает, что прокурором выбран способ защиты прав граждан села <адрес>, не предусмотренный законом.

Представитель ответчика ООО «<данные изъяты>» Баранников Е.В., действующий по доверенности, в судебном заседании требования прокурора поддержал в части признания действий ООО «<данные изъяты>» незаконными, не согласившись с требованиями о признании бездействия ООО «<данные изъяты>» незаконным, пояснив, что ООО «<данные изъяты>» подавалась в адрес ответчика ООО «<данные изъяты>» соответствующая заявка, на которую должной реакции от контрагента не было. Со стороны ООО «<данные изъяты>» все действия были предприняты, соблюден порядок согласования, в связи с чем, полагает, что нарушений с их стороны не было.

Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что 01.10.2010 между ООО «<данные изъяты>» и ООО «<данные изъяты>» заключен договор поставки газа №23–4–11.856.

Согласно п. 2.1 данного договора ООО «<данные изъяты>» (Поставщик) обязуется поставлять с 01.10.2010 по 31.12.2011 газ горючий природный и/или газ горючий природный сухой отбензиненный, добытый ОАО «<данные изъяты>» и его аффилированными лицами, а ООО «<данные изъяты>» (Покупатель) обязуется принимать и оплачивать газ.

Сторонами по делу не оспаривалось, что в нарушение условий договора и требований закона, ответчик ООО «<данные изъяты>» ненадлежащим образом исполняло свои обязанности по договору, в связи с чем, по состоянию на 01.07.2011 образовалась задолженность перед Поставщиком газа за потребленный газ в размере <данные изъяты> рублей.

Из материалов дела следует, что 30.06.2011 ООО «<данные изъяты>» направило в адрес ООО «<данные изъяты>» заявку о прекращении подачи газа на ДД.ММ.ГГГГ в виду необходимости проведения ремонтных на котельной в с.<адрес> с ДД.ММ.ГГГГ.

ООО «<данные изъяты>» ДД.ММ.ГГГГ обратилось в ООО «<данные изъяты>» с заявкой с просьбой произвести поставку газа в котельную с.<адрес> на ДД.ММ.ГГГГ в объеме <данные изъяты> м3 и на ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> м3.

Заявкой, датируемой 22.07.2011, ООО «<данные изъяты>» просит возобновить подачу газа на котельную в с.<адрес> с ДД.ММ.ГГГГ.

В своем ответе от 02.08.2011 за №12-01-07/1717 ООО «<данные изъяты>» доводит до сведения Покупателя, что в соответствии с п.2.1.5 договора поставки газа, заключенного между сторонами, отпуск природного газа на котельную с.<адрес> в ДД.ММ.ГГГГ не предусмотрен. Кроме того, данное сообщение содержит в себе также уведомление ООО «<данные изъяты>» об имеющейся задолженности по договору, и предложение срочного принятия соответствующих мер для нормализации договорных отношений.

В связи с указанными обстоятельствами, ООО «<данные изъяты>» 03.08.2011 направляет в адрес Поставщика заявку на поставку газа в 2011 году, в которой так же просит о заключении дополнительного соглашения на поставку природного газа, указывая на уменьшение объемов газа, предусмотренного условиями договора от 01.10.2010.

Постановлением администрации муниципального образования муниципального района «<данные изъяты>» от 29.08.2011 № 8/1917 «О начале отопительного сезона 2011–2012 годов в общеобразовательных, дошкольных и медицинских учреждениях» датой начала отопительного периода постановлено считать 30 августа 2011 года.

Во исполнение названного постановления органа местного самоуправления ООО «<данные изъяты>» согласует подачу природного газа с ДД.ММ.ГГГГ по готовности персонала и оборудования.

В соответствии с положениями статьи 18 ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» поставки газа проводятся на основании договоров между поставщиками и потребителями независимо от форм собственности в соответствии с гражданским законодательством и утвержденными Правительством Российской Федерации правилами поставок газа и правилами пользования газом в Российской Федерации, а также иными нормативными правовыми актами, изданными во исполнение настоящего Федерального закона.

Так, согласно пункта 5 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных постановлением правительства №162 от 05.02.1998 (далее – Правила) поставка газа производится на основании договора между поставщиком и покупателем, заключаемого в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, федеральных законов, настоящих Правил и иных нормативных правовых актов. Договор поставки газа должен соответствовать требованиям параграфа 3 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно ст.455 Гражданского кодекса РФ условие договора купли-продажи (поставки) о товаре считается согласованным, если договор позволяет определить наименование и количество товара.

Как указывалось выше 01.10.2010 между ООО «<данные изъяты>» и ООО «<данные изъяты>» заключен договор поставки газа №23–4–11.856 (далее – Договор), которым стороны, в том числе согласовали количество (объем) поставляемого газа.

Из условий договора поставки газа следует, что договорной объем поставки газа в 2011 году составляет <данные изъяты> тыс.м3, в том числе на объект газопотребления в виде котельной с.<адрес> Сыктывдинского района в объеме <данные изъяты> тыс.м3.

Договор так же содержит конкретное указание на объем газа в течение каждого месяца поставки в период с января по декабрь 2011 года, при этом объемы поставки газа к точке подключения №4, которой является котельная с.<адрес>, в июне, июле и августе 2011 года равна нулю (пункт 2.1.5. Договора).

Согласно пункту 2.8. Договора заявки на перераспределение и изменение объемов газа (увеличение или уменьшение), предоставляются Покупателем не позднее 15 числа месяца, предшествующего месяцу поставки газа. Уменьшение объемов газа, указанных в пункте 2.1. Договора, оформляется дополнительными соглашениями к Договору либо факсограммами (письмами). Дополнительные объемы газа, превышающие объемы, указанные в п.2.1. Договора, поставляются по отдельному договору поставки газа.

Поданная ООО «<данные изъяты>» 19.05.2011 заявка на поставку газа на котельную в с.<адрес> на ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ не содержит, вопреки требованиям условий Договора, сведений о том, является ли запрашиваемый объем газа дополнительным (превышающим объемы, указанные в п.2.1. Договора). Заявка не содержит в себе и сведений, позволяющих однозначно придти к выводу о перераспределении и изменении объемов газа, поскольку ООО «<данные изъяты>» не заявлено о заключении дополнительного соглашения и не приведено, каким образом и в каком количестве уменьшается объем газа, указанный в п.2.1. Договора.

При этом заявка ООО «<данные изъяты>» от 22.07.2011 о пуске газа на котельную с. <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ так же не содержит в себе каких-либо обоснований, на что ООО «<данные изъяты>» указало в своем письме от 02.08.2011.

Пунктом 9 Правил предусмотрено, что предложение о заключении договора поставки газа направляется, как правило, поставщиком покупателю, предварительно представившему заявку на приобретение газа.

В силу пункта 11 Правил согласие на заключение договора поставки газа или договора транспортировки газа (подписанный проект договора) должно быть направлено стороной, получившей предложение о заключении договора (оферту), не позднее 30 дней с момента его получения, если иной срок не определен в оферте. При несогласии с условиями договора сторона, получившая оферту, обязана выслать другой стороне протокол разногласий, в случае неполучения в 30-дневный срок со дня отправления подписанного поставщиком протокола разногласий обратиться в арбитражный или третейский суд и по истечении срока действия договора, заключенного на предыдущий период, прекратить отбор газа. Отбор (продолжение отбора) газа покупателем по истечении указанного 30-дневного срока и (или) срока действия договора, заключенного на предыдущий период, считается согласием стороны, получившей оферту, на заключение договора поставки (транспортировки) газа на условиях поставщика (газотранспортной или газораспределительной организации). В случае, если покупатель обратился в арбитражный суд, действие договора поставки газа, заключенного на предыдущий период, продлевается до вступления в силу решения суда.

Согласно пунктам 12, 13 Правил поставщик обязан поставлять, а покупатель - отбирать газ в количестве, определенном в договоре поставки газа, равномерно в течение месяца в пределах установленной договором среднесуточной нормы поставки газа, а при необходимости - по согласованному между сторонами (включая владельцев газотранспортной системы) диспетчерскому графику.

Количество газа на основании пункта 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 12 Правил поставки газа является существенным условием договора энергоснабжения.

Анализ приведенных положений норм права позволяет сделать вывод, что заявка покупателя должна содержать в себе, помимо указания на объект газоснабжения, также указание на количество необходимого покупателю газа, а споры, связанные с заключением договоров газоснабжения, а также с разногласиями сторон по отдельным условиям, должны разрешаться в судебном порядке независимо от того, имеется ли согласие на то каждой из сторон. При этом обратиться в суд для разрешения спора может только сторона – контрагент газоснабжающей организации.

Таким образом, суд приходит к выводу, что действия ООО «<данные изъяты>» не противоречат как нормам действующего гражданского законодательства в области спорных правоотношений, так и условиям договора, заключенного между ООО «<данные изъяты>» и ООО «<данные изъяты>», и, в случае надлежащим образом оформленных заявок на поставку газа со стороны ООО «<данные изъяты>» с последующим заключением дополнительного соглашения к основному Договору, поставка газа в испрашиваемых ООО «<данные изъяты>» объемах была бы осуществлена.

Между тем, при рассмотрении гражданского дела судом установлено и сторонами по делу не оспаривалось, что в настоящее время поставка газа на котельную с.<адрес> возобновлена.

В соответствии с ч.1 ст.3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, самостоятельно определив способы их судебной защиты, соответствующие ст. 12 ГК РФ.

Гражданский кодекс РФ позволяет субъектам правоотношений защищать свои нарушенные права различными способами.

Статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Статьей 12 ГК РФ предусмотрены способы защиты гражданских прав. В частности, защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Таким образом, выбор способа защиты нарушенного права должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или к реальной защите законного интереса.

Обращаясь с настоящим исковым заявлением, прокурор указывает на нарушение ответчиком ООО «<данные изъяты>» прав и законных интересов населения с.<адрес> и, не отрицая, что в настоящее время поставка газа возобновлена, просит признать действия ответчика выразившиеся в отказе возобновить поставку газа, – незаконными.

Между тем, такой способ защиты права, как признание действий газоснабжающей организации по отказу в возобновлении подачи газа незаконными характерен для участников административных и иных публичных отношений, в то время, как в данном случае обязанности ООО «<данные изъяты>» и ООО «<данные изъяты>» являются гражданско-правовыми, поскольку связаны с исполнением сторонами договорных обязательств.

В случае избрания указанного способа защиты своего права предметом иска является пресечение незаконных действий ответчика.

При этом, предусматривая право на обращение в суд не только в случае нарушения субъективного права, но и в случае создания угрозы такого нарушения, закон указывает, что необходимым признаком для удовлетворения требований должно являться продолжение оспариваемых действий в момент производства по делу, поскольку в ином случае пресечение действий, которых на момент производства по делу нет, не влечет каких–либо правовых последствий.

Кроме того, действующее законодательство не предусматривает возможность применения такого способа защиты нарушенного права, как признание действий коммерческой организации незаконными.

В соответствии с п.1 ст.547 ГК РФ в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору энергоснабжения сторона, нарушившая обязательство, обязана возместить причиненный этим реальный ущерб (п.2 ст.15 ГК РФ).

Таким образом, закон устанавливает право стороны требовать в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору энергоснабжения возмещения только реального ущерба в виде понесенных расходов и стоимости поврежденного или утраченного имущества.

При таких обстоятельствах, оценив предоставленные доказательства в их совокупности, с учетом того обстоятельства, что поставка газа в настоящее время ответчиком ООО «<данные изъяты>» уже возобновлена, суд, руководствуясь вышеприведенными положениями закона, приходит к выводу, что основания для удовлетворения иска о признании действий ООО «<данные изъяты>» по отказу в возобновлении поставки газа незаконными как нарушающими или создающими угрозу нарушения права населения с.<адрес>, в рассматриваемом случае отсутствуют.

Рассматривая требования прокурора о признании бездействия ООО «<данные изъяты>» незаконными, суд также не находит законных оснований для их удовлетворения в силу следующего.

Из материалов дела следует, что ООО «<данные изъяты>», как до, так и по итогам ремонтных работ на котельной, направляло заявку в адрес ООО «<данные изъяты>», в которой просило возобновить подачу газа на котельную в с.<адрес> сначала в ДД.ММ.ГГГГ и в ДД.ММ.ГГГГ, а в последующем с ДД.ММ.ГГГГ, на что от контрагента получен отказ.

Судом установлено и сторонами по делу не оспаривалось, что получив от газоснабжающей организации отказ в возобновлении поставки газа, ООО «<данные изъяты>» направило новую заявку с просьбой заключения соответствующего дополнительного соглашения на поставку газа в 2011 году.

При этом ввиду отсутствия реакции со стороны ООО «<данные изъяты>» ООО «<данные изъяты>» обратилось в прокуратуру Сыктывдинского района с просьбой оказать содействие в возобновлении подачи газа на котельную с.<адрес>, что в свою очередь, послужило основанием для обращения прокурора с настоящим исковым заявлением.

Таким образом, оценив установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу, что незаконного бездействия со стороны ООО «<данные изъяты>», выразившегося в непринятии соответствующих мер по возобновлению поставки газа не имелось, а установленные несоответствия формы и содержания заявок ООО «<данные изъяты>», а так же ссылки прокурора на отсутствие обращения ООО «<данные изъяты>» с исковым заявлением в суд, в рассматриваемом случае не свидетельствует о незаконном бездействии, поскольку последним приняты иные меры, в том числе и обращение в прокуратуру, как к органу, осуществляющему надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Кроме того, учитывая, что в настоящее время решение вопроса о незаконности бездействия ООО «<данные изъяты>» не влечет каких–либо правовых последствий и не является обеспечением реальной гарантированной защиты субъективных прав, что является целью судебной защиты, оснований для удовлетворения требований прокурора и в указанной части не имеется.

Учитывая изложенное, и, руководствуясь ст. 194-199 ГПК Российской Федерации,

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований прокурора Сыктывдинского района в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>», обществу с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» о признании действий (бездействий) незаконными отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд Республики Коми в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме – 26 сентября 2011 года.

Судья Д.А. Колесникова