предоставление жилья



№2–485/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«9» июня 2011 года                                                                                                 с. Выльгорт

Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе судьи Колесниковой Д.А.,

при секретаре Аббасовой И.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Сыктывдинского района Республики Коми в интересах Сокирка Маргариты Сергеевны к администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» о предоставлении жилья,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Сыктывдинского района Республики Коми в интересах Сокирка М.С. обратился в суд с исковым заявлением к Агентству Республики Коми по социальному развитию о предоставлении благоустроенного жилого помещения, расположенного в с.Выльгорт Сыктывдинского района Республики Коми. В обоснование требований указал, что Сокирка М.С. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так как ее мать в 2003 году умерла, а отец лишен родительских прав. Постановлением главы муниципального образования «Сыктывдинский район» от 15.12.2003 №12/1002 попечителем над несовершеннолетней Сокирка М.С. назначена Мальцева М.А., и за Сокирка М.С. закреплено право проживания в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, – которое в установленном порядке в 2009 году признано непригодным для проживания. В 2007 году Сокирка М.С. поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, однако до сегодняшнего дня жилое помещение ей не предоставлено.

В последующем прокурором Сыктывдинского района исковые требования уточнены как требования к администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» о предоставлении Сокирка М.С. благоустроенного жилого помещения, расположенного в с.Выльгорт Сыктывдинского района Республики Коми.

Определениями Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 6 мая 2011 года и от 26 мая 2011 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Агентство Республики Коми по социальному развитию и Мальцева М.А. соответственно.

В судебном заседании прокурор Маркова К.В. на удовлетворении уточненных заявленных требований настаивала по основаниям, изложенным выше. Дополнительно пояснила, что Сокирка М.С., как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающееся в получении жилого помещения, родители которого были лишены родительских прав, в установленном порядке поставлена на учет, в связи с чем, имеет право на внеочередное предоставление благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, однако до настоящего времени истец жильем не обеспечена, чем нарушены ее права.

Истец Сокирка М.С. в судебном заседании требования прокурора поддержала в полном объеме. Дополнительно пояснила, что проживала у своей бабушки Мальцевой М.А. с 2001 года, при получении ею гражданства РФ в 2004 году была зарегистрирована по месту жительства бабушки, которая являлась ее попечителем, с августа 2010 года не проживает с бабушкой, поскольку работает в другом населенном пункте, где снимает жилое помещение, общего хозяйства с Мальцевой М.А. не ведет.

Представитель ответчика администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» Груздев О.А., действующий по доверенности, исковые требования не признал, пояснив, что за Сокирка М.С. закреплено жилое помещение, в котором последняя зарегистрирована, кроме этого указал, что при разрешении настоящего спора суд не должен руководствоваться Законом Республики Коми №139-РЗ, поскольку он не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу. В момент возникновения права у Сокирка М.С. на получение как сироте жилого помещения, функции по его обеспечению возлагались на иные органы, которые, по мнению представителя, и должны исполнить названную обязанность.

Третье лицо Мальцева М.А. в судебном заседании требования прокурора поддержала, пояснив, что Сокирка М.С. вселилась по месту ее жительства как внучка, впоследствии проживала в ее квартире, поскольку являлась ее подопечной, а в настоящее время считает, что Сокирка М.С. должна иметь свое жилое помещение, поскольку они проживают отдельно, разными семьями.

Третье лицо Агентство Республики Коми по социальному развитию, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило. Суд определил рассмотреть дело в его отсутствие.

Заслушав объяснения лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующему.

Судом установлено и не оспаривается сторонами по делу, что истец Сокирка М.С. имеет статус лица, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку мать последней в 2003 году умерла, а отец Сокирка С.В. решением Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 28.11.2003 лишен родительских прав в отношении истца.

Из материалов дела следует, что на основании Постановления главы муниципального образования «Сыктывдинский район» от 15.12.2003 №12/1002 над несовершеннолетней Сокирка М.С. установлено попечительство и попечителем назначена Мальцева М.А.

Указанным постановлением за Сокирка М.С. закреплено право проживания в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>.

Согласно справке №907 от 06.05.2011, предоставленной администрацией муниципального образования сельского поселения «Яснэг», Сокирка М.С., прибыла в п.Кемъяр из Молдовы в декабре 2001 года, последняя зарегистрирована по указанному адресу с 25.11.2004 по настоящее время. При этом регистрация истца по месту жительства осуществлена на основании заявления бабушки Мальцевой М.А.

Согласно объяснениям третьего лица Мальцевой М.А. Сокирка М.С. вселилась по месту ее жительства как внучка, а в последствии зарегистрирована по адресу Мальцевой М.А. в связи с установлением над Сокирка М.С. попечительства. Однако в настоящее время, проживают разными семьями.

Из материалов дела усматривается, что Приказом Министерства образования и высшей школы Республики Коми № 2223 от 16.10.2007 Сокирка М.С. поставлена на учет граждан из числа детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договорам социального найма.

В связи с передачей полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей органам местного самоуправления, постановлением администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» №4/838 от 19.04.2011 Сокирка М.С. включена в список граждан нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилого фонда МР «Сыктывдинский», при этом датой принятия последней на учет считается 16.10.2007.

Решением Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 13 апреля 2009 года за Мальцевой М.А. признано право собственности на жилое помещение по адресу: <адрес>.

Согласно акту обследования межведомственной комиссией помещения от 1 июля 2009 года жилое помещение по адресу: <адрес>, – относится к категории непригодных для постоянного проживания, находящееся в ветхом состоянии.

Согласно заключению о признании жилого помещения пригодным для постоянного проживания от 1 июля 2009 года межведомственная комиссия по результатам рассмотренных документов - технического паспорта жилого дома и акта межведомственной комиссии от 1 июля 2009 года пришла к выводу о том, что квартира дома по ул. <адрес> признана пригодным для проживания и находящейся в ветхом состоянии.

Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее по тексту – Закон) определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.

Таким образом, данный Закон направлен на оказание целевой государственной поддержки именно данной категории социально незащищенных граждан, что предопределяет и соответствующие объемы необходимого финансирования.

Из необходимости внеочередного предоставления жилых помещений по договорам социального найма непосредственно детям-сиротам исходит и Жилищный кодекс Российской Федерации (статья 57).

В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации граждане России имеют право на жилище. Жилищное законодательство в силу п. «к» ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

Право на жилище может быть реализовано путем предоставления жилого помещения в пользование по договору социального или коммерческого найма, а также путем приобретения жилого помещения в собственность. Основания и порядок предоставления жилого помещения в пользование предусмотрены Гражданским и Жилищным кодексами, другими правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации.

Круг лиц, обладающих правом получения жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищных фондов по договору социального найма жилья, четко обозначен федеральным законодательством.

Согласно абзаца 2 части 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года 159-ФЗ (далее – Закон), дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются жилой площадью не ниже установленных социальных норм вне очереди органами исполнительной власти по месту жительства.

Абзац четвертый статьи 1 названного Закона определяет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.

Данной нормой законодатель, в исключение из общего правила о необходимости государственной поддержки детей, то есть лиц, не достигших 18-летнего возраста (пункт 1 статьи 54 Семейного кодекса Российской Федерации), лишившихся или ограниченных в возможности иметь содержание от своих родителей и нуждающихся по этой причине в социальной защите, распространил действие названного Федерального закона на лиц, достигших 18-летнего возраста, и предоставил им право пользоваться соответствующими мерами социальной поддержки до достижения возраста 23 лет, обеспечив тем самым единообразный подход к определению оснований социальной защиты таких граждан.

Такое правовое регулирование осуществлено в интересах названных лиц с целью предоставления им дополнительной социальной поддержки с учетом имевшегося у них ранее статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Кроме того, данное право закреплено в части 2 пункта 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ, согласно которой вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании, службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии с ч.2 приведенной статьи жилыми помещениями обеспечиваются граждане, не имеющие закрепленного жилого помещения или имеющие закрепленное жилое помещение, признанные нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по основаниям, предусмотренным Жилищным кодексом Российской Федерации.

Частью 2 статьи 8 Закона установлено, что регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (месту закрепления за ним жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).

В соответствии с частью 1 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ полномочия органов государственной власти субъекта РФ по предметам, отнесенным к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ.

Законом Республики Коми от 22.11.2010 №139-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядке предоставления им жилых помещений по договорам социального найма» (далее – Закон №139–РЗ) закреплено право на предоставление жилого помещения по договору социального найма детям вышеуказанной категории.

Согласно ч.1 ст.2 Закона №139-РЗ обеспечение граждан жилыми помещениями осуществляется органами местного самоуправления путем предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма.

Таким образом, региональным законодательством обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа жилой площадью по социальным нормам, возложена на органы местного самоуправления.

Поскольку наибольшую юридическую силу среди актов жилищного законодательства в регулировании жилищных отношений имеет Жилищный кодекс Российской Федерации, то в случае выявления судом несоответствия норм иных актов жилищного законодательства положениям Жилищного кодекса Российской Федерации, должны применяться нормы этого Кодекса (часть 8 статьи 6 ЖК РФ), в связи с чем, суд приходит к выводу, не смотря на то, что Законом №139-РЗ не закреплено право именно на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма детям вышеуказанной категории, о необходимости внеочередного предоставления жилых помещений по договорам социального найма непосредственно детям-сиротам, из чего исходит, в том числе и Жилищный кодекс РФ.

Как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающийся в получении жилого помещения, родители которого были лишены родительских прав, Сокирка М.С. состоит на учете с 2007 года согласно Приказу Министерства образования и высшей школы Республики Коми № 2223 от 16.10.2007.

Кроме того, в связи с передачей полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей органам местного самоуправления, постановлением администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» №4/838 от 19.04.2011 Сокирка М.С. включена в список граждан нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилого фонда МР «Сыктывдинский», при этом датой принятия последней на учет считается 16.10.2007.

Сторонами по делу не оспаривается, что истец до настоящего времени жильем в рамках программы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, не обеспечен.

Таким образом, оценив предоставленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что истец, как лицо, отнесенное к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на внеочередное предоставление благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, поскольку Сокирка М.С. жилья на праве собственности, либо на праве пользования не имеет, в установленном порядке поставлена на учет, как нуждающаяся в жилом помещении по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем, нуждается в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.

При этом по смыслу жилищного законодательства, право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилья вне очереди является одной из гарантий их социальной поддержки, оно сохраняется за лицами из числа таких детей на весь период до получения ими соответствующего жилья независимо от того, какого возраста они достигли. Обстоятельство достижения такими лицами возраста, превышающего предел, установленный законом, само по себе не может являться основанием для лишения их права на жилье, которое гарантировано жилищным законодательством. Социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения, в связи с чем, доводы представителя ответчика в данной части не приняты судом во внимание.

Доводы представителя ответчика администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» о том, что Сокирка М.С., как лицо, имеющее закрепленное жилое помещение, не имеет права на предоставление ей по договору социального найма жилой площади вне очереди ввиду ее обеспеченности жильем, поскольку за ней закреплено право проживания в жилом помещении ее попечителя по адресу: <адрес>, – не приняты судом во внимание в силу следующего.

Согласно постановлению главы муниципального образования «Сыктывдинский район» от 15.12.2003 №12/1002 право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, – в виде права проживания в нем закреплено за истцом на период нахождения под опекой.

Поскольку истец является внучкой собственника указанного жилого помещения, закрепление за последней права пользования данным жилым помещением на время нахождения под опекой и регистрация в нем является исключительно гарантией социальной поддержки, предусмотренной Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а сама по себе регистрация по месту жительства является административным актом и прав на жилое помещение не порождает.

При этом понятие «закрепленность» не трансформируется ни в право собственности, ни в право пользования для истца, поскольку в настоящее время закрепленное недвижимое имущество находится в частной собственности, причем не у истца.

В соответствии с ч. 1 ст. 69 Жилищного кодекса РФ к членам семьи нанимателя по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма могут признаваться и иные лица. Жилищный кодекс РФ говорит о том, что такое признание допускается лишь в исключительных случаях и в судебном порядке.

Жилищное законодательство (ч. 1 ст. 31 ЖК РФ) указывает на то, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с этим собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также его дети и родители. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Совокупность исследованных в судебном заседании доказательств свидетельствует о том, что Сокирка М.С. членом семьи нанимателя, а в последующем собственника Мальцевой М.А. не являлась как на момент вселения, так и в последующем на момент признания за Мальцевой М.А. права собственности на жилое помещение, проживала на жилой площади спорной квартиры у бабушки временно до совершеннолетия, поскольку осталась без попечения родителей. Истец Сокирка М.С. не может быть членом семьи Мальцевой М.А., поскольку не входит в круг лиц, указанных в ст. 31 и ст. 69 ЖК РФ, кроме того, не может быть признана членом семьи и по другим основаниям, указанным в данных нормах, поскольку не была вселена в качестве члена семьи, не проживает в спорном жилом помещении, не ведет общего хозяйства с Мальцевой М.А., которая, в свою очередь, указывает на необходимость предоставления Сокирка М.С. жилого помещения именно по причине проживания с ней разными семьями.

Учитывая изложенное, доводы представителя ответчика в указанной части признаны несостоятельными.

Согласно ст.57 Жилищного кодекса РФ жилое помещение по договору социального найма должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

В соответствии со ст.8 Закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В силу ст.9 Закона №139–РЗ жилые помещения предоставляются гражданам на основании решений органов местного самоуправления по договорам социального найма жилых помещений, заключаемым в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации, по норме, установленной соответствующим органом местного самоуправления.

Согласно Решению Совета МО муниципального района «Сыктывдинский» от 14.02.2008 №9/2-19 «Об учетной норме площади жилого помещения и площади предоставления жилого помещения по договору социального найма» норма предоставления площади жилищного фонда муниципального образования «Сыктывдинский» установлена 14 кв.м.

В соответствии с требованиями статьи 9 Закона №139–РЗ жилые помещения предоставляются гражданам на территории соответствующего муниципального образования, органы местного самоуправления которого приняли решение о включении гражданина в список. Жилые помещения могут предоставляться гражданам на территории иных муниципальных образований на территории Республики Коми в случаях и порядке, определенных Правительством Республики Коми.

При этом доводы представителя администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» о том, что обязанность по предоставлению жилого помещения лежит на Агентстве Республики Коми по социальному развитию, как органе, осуществившем регистрацию истца в качестве нуждающейся в жилом помещении, признаны судом несостоятельными, поскольку в соответствии с положениями ст.15 Закона №139-РЗ граждане, состоявшие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях государственного жилищного фонда Республики Коми до вступления в силу данного Закона, обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии со статьей 9 настоящего Закона, то есть на основании решений органов местного самоуправления.

Таким образом, установив, что Сокирка М.С. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет закрепленного жилого помещения, иного жилья на праве собственности либо на праве пользования не имеет, в установленном порядке поставлена на учет, как нуждающаяся в жилом помещении по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на внеочередное получение жилья, но до настоящего времени не обеспечена им, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора о возложении обязанности на администрацию муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» по предоставлению Сокирка М.С. вне очереди благоустроенного жилого помещения на условиях договора социального найма, отвечающее санитарным и техническим нормам, общей площадью не менее учетной нормы общей площади жилого помещения являются правомерными.

Вместе с тем, удовлетворяя по существу требования прокурора о предоставлении жилого помещения, суд не может согласиться с требованиями прокурора о предоставлении благоустроенного жилого помещения, расположенного именно в с.Выльгорт Сыктывдинского района Республики Коми.

Как указывалось выше, жилые помещения в соответствии с положениями ст. 9 Закона Республики Коми от 22.11.2010 №139-РЗ предоставляются гражданам на территории соответствующего муниципального образования, органы местного самоуправления которого приняли решение о включении гражданина в список.

Поскольку Сокирка М.С. в связи с передачей полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей органам местного самоуправления, постановлением администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» №4/838 от 19.04.2011 включена в список граждан нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилого фонда муниципального района «Сыктывдинский», то Сокирка М.С. имеет право на жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим нормам, общей площадью не менее учетной нормы общей площади жилого помещения, установленной в муниципальном образовании муниципального района «Сыктывдинский».

В соответствии с ч.4 ст.103 ГПК РФ и п.19 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ оснований для взыскания государственной пошлины с ответчика не имеется.

Руководствуясь ст.194–199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Сыктывдинского района Республики Коми удовлетворить частично.

Обязать администрацию муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» предоставить вне очереди Сокирка Маргарите Сергеевне на условиях договора социального найма благоустроенное жилое помещение применительно к условиям соответствующего населенного пункта Сыктывдинского района Республики Коми, общей площадью не менее учетной нормы общей площади жилого помещения, установленной в муниципальном образовании муниципального района «Сыктывдинский», отвечающее установленным санитарным и техническим нормам.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд Республики Коми в течение 10 дней со дня его принятия.

Судья                                                                                                       Д.А. Колесникова