№ 2-804/2011 о включении периодов работы в трудовой стаж, об установлении права на назначение досрочной трудовой пенсии



Дело № 2-804/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе:

судьи Соколовой Н.И.

при секретаре Макаровой Е.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Выльгорт «16» сентября 2011 года гражданское дело по иску Катаевой М.И. к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Сыктывдинском районе Республики Коми об отмене решения, о включении периодов работы в трудовой стаж, об установлении права на назначение досрочной трудовой пенсии с момента обращения в пенсионный орган и о назначении пенсии,

установил:

Катаева М.И. обратилась в суд с иском к ГУ - УПФ РФ в Сыктывдинском районе Республики Коми об отмене решения, о включении периодов работы в трудовой стаж, об установлении права на назначение досрочной трудовой пенсии с момента обращения в пенсионный орган и о назначении пенсии. В обоснование заявленных требований указала, что решением ответчика № 203/2473 от 14 июня 2011 года ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 20 п. 1 ст.27 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Считает вышеприведенное решение незаконным, просит включить в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, из расчёта 1 год работы за 1 год и 3 месяца периоды отпуска по беременности и родам с 26.11.1989 по 20.01.1990, с 01.06.1995 по 20.10.1995, из расчёта 1 год работы за 1 год и 6 месяцев период работы фельдшером-лаборантом судебно-химического отделения ГУ РК «<данные изъяты>» с 13.05.2010 по 24.04.2011.

Также просила ответчика признать право на пенсию и назначить ей трудовую пенсию по старости по пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 с момента обращения в пенсионный орган.

В судебном заседании истец Катаева М.И. на удовлетворении исковых требований настаивала.

Представитель ответчика ГУ - УПФ в Сыктывдинском районе Республики Коми по доверенности Мальцева О.С. в удовлетворении иска просила отказать, представив письменные возражения по существу заявленных требований.

Представитель третьего лица - ГУ - УПФ в г. Сыктывкаре Республики Коми в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела и представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что Катаева М.И. осуществляет лечебную деятельность с 01.08.1985 по настоящее время. В период с 01.08.1985 по 01.07.1988 истец состояла в должности фельдшера-лаборанта в <данные изъяты>; в период с 21.07.1988 по 08.12.2005 состояла в трудовых отношениях с МУЗ «<данные изъяты>» в должности фельдшера-лаборанта клинической лаборатории; с 09.12.2005 по настоящее время работает фельдшером-лаборантом в ГУ РК «<данные изъяты>».

Решением ГУ - УПФ РФ в Сыктывдинском районе Республики Коми № 203/2473 от 14 июня 2011 года истцу отказано в назначении пенсии по старости на основании пп.20 п.1 ст.27 ФЗ от 17.12.2001 № 73-ФЗ «О трудовых пенсия в РФ» ввиду отсутствия необходимого стажа.

В стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии, ответчиком включены периоды отпуска по беременности и родам с 26.11.1989 по 20.01.1990, с 01.06.1995 по 20.10.1995 и периода работы фельдшером-лаборантом судебно-химического отделения ГУ РК «<данные изъяты>» с 13.05.2010 по 24.04.2011 в календарном порядке.

В силу подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

В соответствии с пунктом 2 статьи 27 названного Федерального закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

При этом в соответствии с подпунктом «а» пункта 5 названных Правил, если работа осуществлялась в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), период работы в сельской местности исчисляется в льготном порядке (1 год работы за 1 год и 3 месяца). Если работа осуществлялась только в сельской местности и в поселке городского типа, то вышеназванные Правила не предусматривают права льготного порядка исчисления таких периодов работы.

Между тем, по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», периоды работы до 1 января 2002 г. могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.

По состоянию на 31 декабря 2001 г. пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в частности, Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения» (далее также - Постановление N 1066).

В соответствии с пунктом 3 Постановления N 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 г. засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464.

Пунктом 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 установлено, что 1 год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывался в стаж работы в льготном порядке (за 1 год и 3 месяца) независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе.

Упомянутый Список № 464 не содержал перечня профессий и должностей врачебного и среднего медицинского персонала. Однако в Номенклатуре должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения РФ от 15.10.1999 №377, к среднему медицинскому персоналу отнесена должность фельдшера-лаборанта.

К учреждениям здравоохранения относятся лечебно-профилактические, санитарно-эпидемиологические и другие учреждения, включенные в «Номенклатуру учреждений здравоохранения», утверждаемую Минздравом России.

Согласно Единой номенклатуре государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, утвержденной приложением к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 07.10.2005 N 627, городские больницы относятся к больничным лечебно-профилактическим учреждениям.

В соответствии с пунктом 5 Постановления Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516 и пунктом 5 разъяснения Министерства труда РФ № 5 от 22 мая 1996 года, в стаж дающий право па досрочное назначение пенсии, включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Согласно информационному письму Министерства труда и социального развития РФ № 7392-ЮЛ и Пенсионного фонда РФ № ЛЧ-25-25/10067 от 4 ноября 2002 года период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам следует рассматривать как период получения пособия по беременности и родам в период временной нетрудоспособности и включать его в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

При таких обстоятельствах периоды нахождения истца с 26.11.1989 по 20.01.1990, с 01.06.1995 по 20.10.1995 в отпуске по беременности и родам как период работы в качестве фельдшера-лаборанта МУЗ «<данные изъяты>», находящейся в спорный период в поселке городского типа <адрес>, подлежат включению в специальный стаж работы, дающий право на назначение пенсии по старости досрочно, при этом, исходя из положений законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, в льготном исчислении как 1 год за 1 год 3 месяца.

В силу п.5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы:

лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению (далее именуется - перечень), год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев. В таком же порядке в стаж работы засчитываются периоды работы в соответствующих должностях в отделениях (группах, палатах, выездных бригадах скорой медицинской помощи), перечисленных в пунктах 1 - 3 перечня в организациях (структурных подразделениях), указанных в пункте 6 настоящих Правил (п.б).

Разделом наименование должностей Списка предусмотрены врачи-специалисты всех наименований, номенклатурой должностей медицинского персонала предусмотрена должность фельдшер-лаборант. Согласно п. 4 раздела «Наименование структурных подразделений» и п. 4 раздела «Наименование должностей» Перечня льготное исчисление стажа на соответствующих видах работ врачам судебно-медицинским экспертам, в том числе заведующим, среднему медицинскому персоналу, проводящим судебно-медицинские вскрытия, исследования трупов и трупного материала, обработку трупного материала отделов (отделений) всех наименований бюро судебно-медицинской экспертизы.

Согласно представленным суду материалам истец с 09.12.2005 по настоящее время работает фельдшером-лаборантом в ГУ РК «<данные изъяты>», при этом в указанный период исследование трупного материала составило 98 % от всех исследований в отделений, в связи с чем заявленный ею период с 13.05.2010 по 24.04.2011 должен быть включен в специальный стаж из расчета как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев.

Доводы представителя ответчика со ссылкой на ответы ГУ - УПФ в г. Сыктывкаре Республики Коми о том, что период работы истца фельдшером-лаборантом судебно-химического отделения ГУ РК «<данные изъяты>» не подлежит включению, поскольку судебно-химическое отделение не занимается исследованием трупов, несостоятельны. Согласно Положению о судебно-химическом отделении от 18.07.2006 судебно-химическое отделение является самостоятельным структурным подразделением ГУ РК «<данные изъяты>». Кроме того, как самой должностной инструкцией фельдшера-лаборанта судебно-химического отделения, так и представленными суду письменными доказательствами подтверждается факт проведения истцом исследования трупного материала. При этом закон предоставляет право на льготное исчисление периодов работы при исследовании трупного материала, в частности фельдшеру-лаборанту отделов (отделений) всех наименований бюро судебно-медицинской экспертизы.

Согласно п. 1 ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за ней, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

С учетом включенных судом периодов в стаж работы истца, связанный с осуществлением ею лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, право на назначение пенсии у Катаевой М.И. наступает с 30 апреля 2011 года.

При таких обстоятельствах суд считает необходимым признать право Катаевой М.И. на назначение пенсии с 30 апреля 2011 года - момента возникновения права.

Учитывая, что на момент обращения истца к ответчику с заявлением о назначении пенсии (25 апреля 2011 года), право на назначение ей пенсии не возникло, оснований для отмены решения пенсионного органа не имеется.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

решил:

Исковые требования Катаевой М.И. удовлетворить в части.

Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Сыктывдинском районе Республики Коми включить в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности, периоды отпуска по беременности и родам с 26.11.1989 по 20.01.1990, с 01.06.1995 по 20.10.1995 из расчёта 1 год работы за 1 год и 3 месяца, период работы фельдшером-лаборантом судебно-химического отделения ГУ РК «<данные изъяты>» с 13.05.2010 по 24.04.2011 из расчёта 1 год работы за 1 год и 6 месяцев.

Признать за Катаевой М.И. право на назначение досрочной пенсии по старости по пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с 30 апреля 2011 года и обязать ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Сыктывдинском районе Республики Коми назначить ей пенсию с указанной даты.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд Республики Коми в течение десяти дней со дня его принятия судом в окончательной форме.

Решение изготовлено в окончательной форме 19.09.2011.

Судья Н.И. Соколова