№2–735/2011
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе:
судьи Соколовой Н.И.
при секретаре Каневой С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Выльгорт «14» сентября 2011 года гражданское дело по исковому заявлению прокурора Сыктывдинского района Республики Коми в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский», Никандровой Н.Г. о признании договора аренды и государственной регистрации договора аренды недействительными, о возложении обязанности возвратить земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Сыктывдинского района Республики Коми в интересах неопределенного круга обратился в суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский», Никандровой Н.Г. о признании договора аренды земельного участка с кадастровым №, площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, и государственной регистрации права аренды земельного участка недействительными, возложении обязанности на Никандрову Н.Г. возвратить названный земельный участок администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский». В обоснование заявленных требований указал, что постановлением администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» от 15.03.2010 №3/569 ответчику предоставлен участок по указанному выше адресу в аренду на 49 лет, на основании которого между ответчиками заключен договор аренды данного земельного участка № от 15.03.2010. При этом администрацией муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» в нарушение требований действующего законодательства информация о поступившей заявке на передачу в аренду земельного участка в средствах массовой информации не размещалась, в связи с чем прокурор полагает, что спорный земельный участок предоставлен Никандровой Н.Г. в нарушение установленной законом процедуры, а следовательно, должен быть возвращен администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский».
Определениями Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 23 июня 2011 года и от 20 июля 2011 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми и администрация муниципального образования сельского поселения «Шошка».
В судебном заседании прокурор Ерофеева К.С. поддержала заявленные требования по доводам искового заявления, указав, что предоставление ответчику земельного участка в нарушение требований закона повлекло нарушение прав других лиц. Кроме того, ранее в судебных заседаниях прокурор не отрицал направление администрацией района в прокуратуру постановления о выделении ответчику земельного участка.
В судебном заседании представитель ответчика - администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» Груздев О.А., действующий по доверенности, иск не признал, указывая, что виновные действия со стороны арендатора отсутствуют, земельный участок предоставлен ей для ведения личного подсобного хозяйства. Администрация располагала информацией, предоставленной администрацией муниципального образования сельского поселения «Шошка», об отсутствии в администрации сельского поселения очередности на получение земельных участков. Кроме того, ссылался на соглашение, подписанное между администрацией муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» и прокуратурой района, согласно которому прокуратуре в течение пяти рабочих дней направляются все ненормативные акты, принимаемые органом местного самоуправления, между тем указанное постановление в предусмотренный законом срок оспорено не было.
Ответчик Никандрова Н.Г. с требованиями прокурора не согласилась, пояснив, что земельный участок выделен ответчику на основании ее письменного заявления о предоставлении земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, на указанном участке планировалось строительство дома, при этом о необходимости соблюдения какой-либо процедуры при выделении земельного участка ей известно не было.
Представитель третьего лица - администрация муниципального образования сельского поселения «Шошка» - Гуляева Е.И. против удовлетворения иска возражала, указывая, что граждане, которым выделены участки, действовали правомерно: написали заявление, на основании которого им выделили участки, граждане произвели межевание, разрабатывают участки, ведут строительство, несут расходы. Они не могут нести ответственность за действия администрации района, которая не опубликовала информацию. Кроме того, пояснила, что права жителей с.Шошки не нарушены, жителям сельского поселения «Шошка» также по их заявлениям выделялись земельные участки, очереди на предоставление земельных участков в сельском поселении не имеется.
Третье лицо - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя в судебное заседание не направило, просило рассмотреть дело в его отсутствие.
Суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав объяснения прокурора, ответчиков, представителя третьего лица, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что на основании постановления администрации муниципального района «Сыктывдинский» от 15.03.2010 №3/569, принятого на основании заявления Никандровой Н.Г., между ответчиками заключен договор о предоставлении Никанровой Н.Г. в долгосрочную аренду сроком на 49 лет земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым №, площадью <данные изъяты> кв.м для ведения личного подсобного хозяйства.
Государственная регистрация права аренды Никандровой Н.Г. на вышеназванный земельный участок произведена 31.05.2010, в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена соответствующая запись.
В судебном заседании установлено и не оспаривалось представителем ответчика- администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский», что администрацией района информация о поступившей заявке на передачу в аренду спорного земельного участка в средствах массовой информации не размещалась. Данный факт находит свое подтверждение в письменных сведениях о предоставленных земельных участках в составе земель населенных пунктов для ведения личного подсобного хозяйства гражданам в с. Шошка в спорный период, согласно которым информация о заявке опубликована не была.
В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Предъявляя суду исковое заявление, прокурор указал, что данное заявление подается в связи с нарушением прав и законных интересов граждан, которые при опубликовании в периодическом издании либо на сайте органа местного самоуправления информации о поступившей в администрацию муниципального района «Сыктывдинский» заявке Никандровой Н.Г. о предоставлении ей земельного участка могли обратиться в орган местного самоуправления с соответствующим заявлением о предоставлении им в аренду земельного участка.
Разрешая спор и проверяя доводы прокурора, приведенные в обоснование иска, а также возражения ответчиков относительно иска, суд приходит к следующему.
Порядок предоставления земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства установлен в ст. 34 ЗК РФ. Граждане, желающие получить земельный участок (в том числе для ведения личного подсобного хозяйства), подают заявление в орган государственной власти или орган местного самоуправления (в пределах их компетенции), предусмотренные ст. 29 ЗК РФ с указанием целевого использования испрашиваемого земельного участка, размера, месторасположения и титульного права, на которое претендует приобретатель.
В соответствии со ст.2 Федерального закона «О личном подсобном хозяйстве» (далее – Закон) личное подсобное хозяйство - форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции. Личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства.
В соответствии со ст.3 Закона право на ведение личного подсобного хозяйства имеют дееспособные граждане, которым земельные участки предоставлены или которыми земельные участки приобретены для ведения личного подсобного хозяйства.
Порядок предоставления земельных участков в аренду для целей, не связанных со строительством, определен статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу абз.1 п.1 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
В соответствии с абз. 2 и 4 п.1 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления, в собственности и (или) в ведении которых находятся земельные участки, обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений; при этом рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока; не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; а также обязаны обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Уставом муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» Решением Совета муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» от 27.06.2007 №3/6-6 утверждено Положение «О порядке пользования землей на территории муниципального района «Сыктывдинский».
Согласно п.4.2. главы 4 названного Положения (в редакции от 24.06.2008) администрация муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» обеспечивает, в том числе заблаговременную публикацию информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам на определенном праве.
Информирование о предоставлении конкретных земельных участков в аренду способствует получению наибольшего числа заявок от всех заинтересованных лиц, что способствует достижению максимальной эффективности сдачи имущества в аренду.
Опубликование сообщения о передаваемых в аренду земельных участках в средствах массовой информации является обязательной процедурой, по итогам которой орган местного самоуправления определяет дальнейший порядок предоставления земельного участка.
Содержащаяся в таких сообщениях информация не должна восприниматься как ориентированное на неопределенный круг лиц предложение о приобретении свободных земельных участков в аренду.
Таким образом, опубликование сообщения о передаваемых в аренду земельных участках в средствах массовой информации является обязательной процедурой, по итогам которой орган местного самоуправления определяет дальнейший порядок предоставления земельного участка, при этом указанная обязанность лежит на соответствующем органе, а не на заявителе.
Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 25.11.2010 №1549-О-О, данные нормы направлены на обеспечение справедливого баланса между интересами всех лиц, желающих приобрести в собственность или аренду земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В судебном заседание установлено, что информация о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым №, площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, не публиковалась, что является нарушением требований абз. 4 п.1 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации, а следовательно, заключение оспариваемого договора аренды могло привести к нарушению прав потенциальных арендаторов этого участка.
Между тем доказательств, свидетельствующих о наличии граждан, намеревавшихся претендовать на предоставление им в аренду спорного земельного участка и имевших в связи с этим заинтересованность в опубликовании администрацией муниципального образования в официальном печатном органе сведений о приеме заявлений о предоставлении участка, истцом не представлено и не добыто судом.
Обращение в прокуратуру Сыктывдинского района ФИО15 и ФИО16 с жалобами такими доказательствами признаны быть не могут.
Указанные обращения не свидетельствуют о нарушения прав заявителей на предоставление им земельных участков. На момент передачи в пользование участка Никандровой Н.Г. от указанных лиц заявлений в администрацию не поступало.
При этом согласно материалам дела, ФИО15 принадлежал на праве пожизненно наследуемого владения земельный участок, площадью <данные изъяты> кв.м, находящийся в <адрес>, от прав на который он отказался 25.05.2006 в пользу ФИО18 в связи с продажей дома, находящегося на этом участке.
В пользовании у ФИО16 также имеется участок в <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м, предоставленный ей для ведения личного подсобного хозяйства. Предоставленный ей в <адрес>, земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства общей площадью <данные изъяты> кв.м 03.11.2010 согласно договору купли-продажи ею отчужден ФИО22
Дочери ФИО16 - ФИО21 - 30.09.2009 постановлением администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» утверждена схема расположения земельного участка в составе земель населенных пунктов, площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, для ведения личного подсобного хозяйства.
Согласно пояснениям представителя администрации сельского поселения «Шошка», нарушения прав местных жителей допущено не было, на основании заявлений им предоставлялись в пользование земельные участки, земельные участки имелись также в пользовании ФИО15 и ФИО16, очередность на получение земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства в сельском поселении отсутствует.
Таким образом, суду не представлено доказательств о том, что передача земельного участка Никандровой Н.Г. повлекла нарушение прав и законных интересов граждан и что предъявление настоящего иска обеспечивает их восстановление.
При этом суд учитывает, что Никандровой Н.Г. соблюден порядок предоставления земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства, установленный в ст. 34 ЗК РФ. Как желающая получить земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства, она подала заявление в орган местного самоуправления с указанием целевого использования испрашиваемого земельного участка, месторасположения и титульного права, на которое претендует приобретатель; в дальнейшем органом местного самоуправления утверждена схема расположения земельного участка; заявителем изготовлен кадастровый паспорт земельного участка.
В силу закона, если органы государственной власти или органы местного самоуправления принимают положительное решение о предоставлении земельного участка, то они обязаны заключить договор купли-продажи или аренды земельного участка в двухнедельный срок с момента изготовления и предоставления заявителем в компетентный орган кадастровой карты (плана) земельного участка.
Согласно п. 1 и 3 ст. 607 Гражданского кодекса Российской Федерации в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их эксплуатации (непотребляемые вещи).
Как следует из материалов дела, договор аренды спорного земельного участка заключен между ответчиками на основании постановления администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» от 15.03.2010 №3/569, на основании которого Никандровой Н.Г. была внесена плата за пользование земельным участком. Указанный договор Никандровой Н.Г. зарегистрирован в установленном порядке.
Согласно информации Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним содержатся сведения о государственной регистрации права аренды на объект недвижимого имущества, согласно которым регистрация произведена 31.05.2010.
Изложенное свидетельствует, что ответчиком Никандровой Н.Г. при изъявлении ею желания приобрести в пользование земельный участок нарушений предусмотренного действующим законодательством порядка допущено не было.
При таких обстоятельствах, а также, принимая во внимание, что обязанность обеспечения заблаговременной публикации информации о предоставлении гражданину испрашиваемого им земельного участка (с указанием, на каком праве предоставляется земельный участок, а также условия его предоставления) лежит на соответствующем органе, а не на заявителе, основания полагать, что передача спорного участка Никандровой Н.Г. в результате несоблюдения процедуры передачи участка в аренду соответствующим органом повлекла нарушение прав иных лиц, заинтересованных в приобретении участка, отсутствуют.
При разрешении спора, суд также исходит из положений п.1 ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», согласно которым предметом надзора являются: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте;
В силу п. 3 ст.22 Закона прокурор опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Частью 1 ст. 256 ГПК РФ установлено, что гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Между тем, как установлено судом, органом, осуществляющим надзор за соблюдением закона, в том числе и органами местного самоуправления, которому было известно о принятии администрацией муниципального района «Сыктывдинский» постановления от 15.03.2010 №3/569 о предоставлении Никандровой Н.Г. земельного участка в аренду без предварительной публикации информации о предоставлении земельного участка, указанное постановление в установленном законом порядке оспорено не было.
Поскольку отсутствуют виновные действия со стороны арендатора, зарегистрировавшего в установленном порядке спорный договор аренды и использующего землю в соответствии с ее целевым назначением, внесшего плату за пользование земельным участком, договор аренды земельного участка при наличии не оспоренного постановления администрации района, положенного в основу спорного договора аренды земли, не может быть признан недействительным, а следовательно, отсутствуют и основания для возврата земельного участка администрации муниципального района.
Кроме того, суд, учитывая необходимость соблюдения баланса частных и публичных интересов, для обеспечения которого необходимо, чтобы цели ограничения прав и свобод были не только юридически, но и социально оправданы, а сами ограничения - адекватны указанным целям и требованиям справедливости, приходит к выводу, что принятие решения об отказе в иске не приведет к нарушению баланса интересов как Никандровой Н.Г. и интересов других лиц, так и публичных интересов.
При таких обстоятельствах в иске прокурору Сыктывдинского района Республики Коми следует отказать.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований прокурора Сыктывдинского района Республики Коми в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский», Никандровой Н.Г. о признании договора аренды земельного участка с кадастровым №, площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, и государственной регистрации договора аренды недействительными и возложении обязанности на Никандрову Н.Г. возвратить земельный участок администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд Республики Коми в течение десяти дней со дня его вынесения в окончательной форме.
В окончательной форме решение изготовлено 16.09.2011.
Судья Н.И. Соколова