№ 2-944/2011 о назначении пенсии



Дело № 2-944/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе:

судьи Соколовой Н.И.

при секретаре Аникиной Т.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Выльгорт «25» ноября 2011 года гражданское дело по иску Вахниной Т.А. к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Сыктывдинском районе Республики Коми о назначении пенсии с момента возникновения права, взыскании судебных расходов,

установил:

    

Вахнина Т.А. обратилась в суд с иском к ГУ - УПФ РФ в Сыктывдинском районе Республики Коми и с учетом изменения заявленных требований просила назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с момента возникновения права - с ДД.ММ.ГГГГ, взыскать расходы по уплате государственной пошлины в сумме <данные изъяты> руб. и стоимость услуг адвоката в размере <данные изъяты> руб. В обоснование заявленных требований указала, что решением Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 11.05.2011 признан недействительным протокол комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Сыктывдинском районе № 170/2386 от 02 июня 2010 года в части исчисления в календарном порядке включенного в специальный стаж периода нахождения в отпуске по беременности и родам в период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также в отпуске по уходу за ребенком до года в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в части невключения нахождения в отпуске по уходу за ребенком до трех лет в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготном исчислении и в части невключения периода работы в должности медицинской сестры в <данные изъяты> кабинете ГУЗ «<данные изъяты>» в количестве 1 месяца 23 дней в период ДД.ММ.ГГГГ года; на ГУ - Управление Пенсионного фонда в Сыктывдинском районе Республике Коми возложена обязанность включить в стаж работы, связанной с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, дающих право на досрочное назначение пенсии по старости по подпункту 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», следующие периоды: период отпуска по беременности и родам с 24.02.1986 по 21.06.1986 и с 08.04.1990 по 16.07.1990, применяя правила исчисления периодов работы как один год за один год и шесть месяцев; период отпуска по уходу за ребенком до полутора лет с 04.06.1987 по 27.10.1987 и с 17.07.1990 по 22.11.1991, применяя правила исчисления периодов работы как один год за один год и шесть месяцев; период отпуска по уходу за ребенком от полутора до трех лет с 19.12.1991 по 22.03.1992, применяя правила исчисления периодов работы как один год за один год и шесть месяцев; период работы в должности медицинской сестры в хирургическом кабинете ГУЗ «<данные изъяты>» в период ДД.ММ.ГГГГ года в количестве 1 месяца 23 дней засчитать в стаж работы, применяя правила календарного исчисления периодов работы. Учитывая, что незаконные действия ответчика привели к тому, что истец не имела возможности обратиться за установлением пенсии ДД.ММ.ГГГГ – в день наступления права на пенсию, считает, что именно с этой даты ей должна быть назначена пенсия.

В судебном заседании истец Вахнина Т.А., представитель истца Кузнецова О.В. поддержали исковые требования.

Представитель ответчика ГУ - УПФ РФ в Сыктывдинском районе Республике Коми по доверенности Чупрова Е.А. в обоснование возражений указала, что пенсия истцу назначена после вступления судебного решения в законную силу -27.05.2011, требования о признании права на пенсию с момента его возникновения истец вправе была заявить при первом обращении в суд. С требованием об оплате услуг представителя не согласилась.

Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела и представленные доказательства в их совокупности, суд находит требования Вахниной Т.А. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Статьей 39 Конституции Российской Федерации гарантировано социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 17.12.2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

При этом федеральным законодательством установлено право граждан на назначение трудовой пенсии ранее установленного срока.

Так, в силу Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» установлены основания возникновения и порядок реализации права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости для лиц, которые длительное время были заняты иной профессиональной деятельностью, в процессе которой организм человека подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером труда.

Согласно подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Установление для лиц, осуществлявших лечебную или иную деятельность по охране здоровья населения, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости в действующей системе пенсионного образования направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общего пенсионного возраста.

Судом установлено, что решением Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 11.05.2011 признан недействительным протокол комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Сыктывдинском районе № 170/2386 от 02 июня 2010 года в части исчисления в календарном порядке включенного в специальный стаж периода нахождения Вахниной Т.А. в отпуске по беременности и родам в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также в отпуске по уходу за ребенком до года в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в части невключения нахождения Вахниной Т.А. в отпуске по уходу за ребенком до трех лет в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготном исчислении и в части невключения периода работы Вахниной Т.А. в должности медицинской сестры в хирургическом кабинете ГУЗ «<данные изъяты>» в количестве 1 месяца 23 дней в период ДД.ММ.ГГГГ года; на ГУ Управление Пенсионного фонда в Сыктывдинском районе Республике Коми возложена обязанность включить Вахниной Т.А. в стаж работы, связанного с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, дающих право на досрочное назначение пенсии по старости по подпункту 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», следующие периоды: период отпуска по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, применяя правила исчисления периодов работы как один год за один год и шесть месяцев; период отпуска по уходу за ребенком до полутора лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, применяя правила исчисления периодов работы как один год за один год и шесть месяцев; период отпуска по уходу за ребенком от полутора до трех лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, применяя правила исчисления периодов работы как один год за один год и шесть месяцев; период работы в должности медицинской сестры в хирургическом кабинете ГУЗ «<данные изъяты>» в период ДД.ММ.ГГГГ года в количестве 1 месяца 23 дней засчитать в стаж работы, применяя правила календарного исчисления периодов работы. В остальной части исковых требований Вахниной Т.А. отказано.

Как следует из материалов пенсионного дела № 13-583, первое обращение Вахниной Т.А. с заявлением о начислении пенсии последовало ДД.ММ.ГГГГ (л.д.9), и при принятии первоначального решения № 170/2386 от 02.06.2010 об отказе в установлении пенсии комиссия Управления Пенсионного фонда в Сыктывдинском районе оценивала специальный стаж истца на момент обращения за установлением досрочной трудовой пенсии по старости.

К указанной дате, при суммировании специального стажа Вахниной Т.А., включая периоды, указанные в решении Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 11.05.2011, этот стаж составлял 29 лет 9 месяцев 26 дней.

Вместе с тем истец, продолжавшая лечебную работу в учреждении здравоохранения, на момент рассмотрения судом гражданского дела № 2-10/2011 по ее исковому заявлению к ГУ - Управлению Пенсионного фонда России в Сыктывдинском районе о включении определенных периодов в стаж работы, дающих право на назначение досрочной трудовой пенсии, о назначении досрочной трудовой пенсии, уже приобрела право на пенсию, хотя и не имела его к моменту подачи заявления.

Как установлено в судебном заседании, согласно сведениям ГУ - УПФ РФ в Сыктывдинском районе Республики Коми от 16.11.2011 (л.д. 56) право на досрочную трудовую пенсию у Вахниной Т.А. при включении указанных периодов в трудовой стаж определяется с 05.06.2010.

Согласно п.1 ст.19 Закона «О трудовых пенсиях» трудовая пенсия назначается со дня обращения за ней, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Назначение трудовой пенсии обусловлено наличием права на указанную пенсию, реализация которой зависит от волеизъявления обладателя этого права.

Положений, которые бы предусматривали исчисление страхового стажа исключительно на день обращения за пенсией, положения действующего законодательства (ст. 13 ФЗ «О трудовых пенсиях», Постановление Правительства РФ от 24.07.2002 № 555 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий») не содержат.

В свою очередь, рассмотрение судом спора по требованию Вахниной Т.А. о включении отдельных периодов в ее льготный трудовой стаж являлось обстоятельством, объективно препятствовавшим ее повторному обращению за пенсией до вступления в законную силу решения суда от 11.05.2011.

При этом вступившее в законную силу решение Сыктывдинского районного суда от 11.05.2011 свидетельствует о незаконности отказа пенсионного органа учесть спорные периоды при исчислении льготного стажа истца.

Согласно п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 г. N 325 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», в резолютивной части решения, которым требования истца удовлетворены, должно быть, в частности, указано, какие требования подлежат удовлетворению и какая обязанность возлагается на ответчика в целях восстановления нарушенного права истца (например, о возложении обязанности на ответчика включить определенный период работы истца в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение истцу пенсии по старости, о взыскании с ответчика недоплаченной суммы пенсии), а также указано, с какого времени ответчик обязан назначить истцу пенсию, если суд придет к выводу, что пенсионный орган необоснованно отказал истцу в назначении пенсии.

Таким образом, принимая во внимание наличие доказательств необоснованности отказа истцу в зачете спорных периодов в специальный трудовой стаж, учитывая момент возникновения у истца права на досрочное назначение трудовой пенсии при оспаривании решения пенсионного органа, суд приходит к выводу о признании за истцом права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с 05.06.2010, то есть с даты возникновения права на указанную пенсию.

Рассматривая требования о взыскании судебных расходов, связанных с оплатой услуг адвоката и оплатой государственной пошлины, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

По общему правилу, предусмотренному ст. 94 ГПК РФ относятся и расходы на оплату услуг представителей.

В силу ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 21.12.2004 N 454-О, обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя, и тем самым - на реализацию требования статьи 17 (часть 3) Конституции РФ.

С учетом обстоятельств дела, разрешая вопрос о расходах на услуги представителя, подлежащих взысканию с ответчика, суд исходит из принципа разумности и, принимая во внимание объем выполненной работы представителем истца: подготовку им исковых заявлений, участие в трех судебных заседаниях, считает возможным взыскать с ответчика в пользу истца расходы по оплате услуг представителя в сумме <данные изъяты> рублей.

Также подлежат взысканию с ответчика расходы, понесенные истцом по уплате государственной пошлины, в размере <данные изъяты> рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Вахниной Т.А. удовлетворить.

Обязать ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Сыктывдинском районе Республики Коми назначить Вахниной Т.А. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения с ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Сыктывдинском районе Республики Коми в пользу Вахниной Т.А. расходы по оплате услуг представителя в размере <данные изъяты> рублей.

Взыскать с ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Сыктывдинском районе Республики Коми в пользу Вахниной Т.А. расходы по оплате государственной пошлины в сумме <данные изъяты> рублей.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд Республики Коми в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Решение принято в окончательной форме 30.11.2011.

Судья                                Н.И. Соколова