№2-249/2012 решение об обжаловании постановления ПСП Сыктывдинского района о взыскании исполнительского сбора



Дело № 2-249/2012

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Глобу Т. И.

при секретаре Яцкив Т. Л.,

рассмотрев в открытом заседании в с. Выльгорт 1 марта 2012 года гражданское дело по жалобе администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» на постановление судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по Сыктывдинскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по РК о взыскании исполнительского сбора,

установил:

Администрация муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» обратилась в суд с жалобой на постановление судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по Сыктывдинскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по РК о взыскании исполнительского сбора. В обоснование жалобы указала, что решением Сыктывдинского районного суда от 05.09.2011 на администрацию муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» возложена обязанность предоставить вне очереди ФИО1 на условиях договора социального найма благоустроенное жилое помещение применительно к условиям соответствующего населенного пункта Сыктывдинского района Республики Коми общей площадью не менее <данные изъяты> кв. м. Судебным приставом-исполнителем на основании исполнительного листа №ВС от 20.09.2011, выданного Сыктывдинским районным судом, 29.09.2011 возбуждено исполнительное производство № В связи с неисполнением исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, постановлением судебного пристава-исполнителя от 15.02.2012 № с администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» взыскан исполнительский сбор в размере <данные изъяты> руб. Администрация муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» просит признать указанное постановление незаконным и отменить его, поскольку не исполнение решения суда вызвано независящей от администрации причиной - недостаточным выделением Республиканским бюджетом в бюджет администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» средств на приобретение жилья для граждан из числа детей-сирот.

Представитель администрации муниципального района «Сыктывдинский» по доверенности Трефилова В. И. в судебном заседании настаивала на отмене постановления судебного пристава-исполнителя по основаниям, изложенным в жалобе.

Представитель отдела судебных приставов по Сыктывдинскому району по доверенности Ярцев А. Н. с доводами жалобы не согласился, пояснив, что в действиях судебного пристава-исполнителя при производстве исполнительных действий не допущено нарушений требований федерального законодательства об исполнительном производстве.

    Отдел судебных приставов по г. Сыктывкару, извещенный надлежащим образом своего представителя в судебное заседание не направил. Суд определил рассмотреть жалобу при имеющейся явке лиц.

Заслушав объяснения представителя заявителя и заинтересованного лица, исследовав письменные материалы дела и исполнительного производства, суд находит заявление не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что решением Сыктывдинского районного суда от 05.09.2011 на администрацию муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» возложена обязанность предоставить вне очереди ФИО1 на условиях договора социального найма благоустроенное жилое помещение применительно к условиям соответствующего населенного пункта Сыктывдинского района Республики Коми общей площадью не менее <данные изъяты> кв. м. Судебным приставом-исполнителем на основании исполнительного листа № от 20.09.2011, выданного Сыктывдинским районным судом, 29.09.2011 возбуждено исполнительное производство №.

Согласно ч. 11 ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случае, если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.

Частью 12 указанной статьи Закона установлено, что срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

В соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 64 Закона «Об исполнительном производстве» в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе совершать исполнительные действия, в том числе взыскивать исполнительский сбор и налагать штрафы на должника и иных лиц в случае и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом.

Порядок взыскания исполнительского сбора определен ст. 112 Закона «Об исполнительном производстве». В силу ч. 1 указанной статьи исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

Частью второй данной статьи предусмотрено, что исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу - исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным в следствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых приданных условиях обстоятельств.

Согласно ч. 3 ст. 112 Закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина устанавливается в размере пятисот рублей, с должника - организации - пяти тысяч рублей.

Из постановления о возбуждении исполнительного производства от 29.09.2011 следует, что приставом-исполнителем установлен администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» срок для добровольного исполнения (предоставить вне очереди ФИО1. на условиях договора социального найма благоустроенное жилое помещение применительно к условиям соответствующего населенного пункта Сыктывдинского района Республики Коми общей площадью не менее <данные изъяты> кв. м.) 5 дней.

Вместе с тем, в пятидневный срок требования, содержащихся в исполнительном документе администрацией муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» исполнены не были, доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, судебному приставу-исполнителю должником представлено не было, что послужило основанием для вынесения 15.02.2012 судебным приставом - исполнителем постановления о взыскании с администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» исполнительского сбора в сумме <данные изъяты> руб.

В связи с чем, нарушений судебным приставом-исполнителем требований Федерального закона «Об исполнительном производстве» и как следствие нарушение законных прав и интересов заявителя, судом не установлено, следовательно, жалоба администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» на постановление судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по Сыктывдинскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по РК о взыскании исполнительского сбора удовлетворению не подлежит.

В соответствии с частью 6 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» должник вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

В соответствии с частью 7 указанной статьи суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 указанной статьи.

При этом законодатель установил открытый перечень обстоятельств, которые могут являться основанием для уменьшения размера исполнительского сбора, и отнес установление данных обстоятельств к компетенции суда.

В соответствии с частью 9 названной статьи при уменьшении судом размера исполнительского сбора постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора считается измененным соответствующим образом.

В судебном заседании представитель администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» по доверенности Трефилова В. И. пояснила, что Государственным Советом РК 11 ноября 2010 г. принят Закон РК №139-Р3 «О наделении органов местного самоуправления в РК государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, и порядке предоставления им жилых помещений по договорам социального найма». Ст. 12 Закона Республики Коми № 139-РЗ от 11.11.2010 указывается, что финансирование расходов по реализации органами местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет средств субвенций, выделяемых Правительством РК. Объем субвенций, предусматриваемых бюджетами муниципальных образований муниципальных районов на осуществление органами местного самоуправления государственных полномочий, определяется, исходя из расходов на осуществление органами местного самоуправления государственных полномочий в соответствии с Методикой расчета размера субвенции из Республиканского фонда бюджету муниципального района на компенсацию расходов на обеспечение детей-сирот жилыми помещениями, а также, исходя из расходов на строительство, приобретение, реконструкцию жилья для обеспечения детей-сирот жилыми помещениями. Размер субвенции, рассчитанный на основе методики вышеназванного Закона определяется в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке в сводной бюджетной росписи республиканского бюджета РК на соответствующий финансовый год. Таким образом, он будет равен размеру средств бюджета РК, предусмотренный на реализацию государственного полномочия РК в текущем году, а не рассчитан в соответствии с потребностью для исполнения переданных полномочий. В частности, в 2011 году размер субвенции предоставленной бюджету муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» составлял <данные изъяты> руб. Данная сумма позволила обеспечить жильем лишь 1 человека из расчета средней нормы предоставления и стоимости 1 кв.м. жилья в данном районе. Тогда как согласно, переданному из Агентства по социальному развитию РК списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, число лиц состоящих на учете на получение жилья на территории Сыктывдинского района составляет 17 человек. На текущий 2012 год Республиканский бюджет планирует выделить в бюджет муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» <данные изъяты> руб., указанной суммы недостаточно для приобретения жилья даже на одного гражданина из числа детей-сирот.

Кроме того, судом установлено, что в настоящее время идет передача жилых помещений, расположенных в строящемся доме <адрес> из собственности Республики Коми в собственность администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский», что подтверждается представленными администрацией муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» копиями расписок о получении документов на государственную регистрацию и актом приема-передачи Агентства Республики Коми по управлению имуществом квартир муниципальному образованию муниципального района «Сыктывдинский». По окончании оформления права собственности жилых помещений, квартиры будут предоставлены гражданам из числа детей - сирот, в отношении которых вынесены решения суда о предоставлении жилых помещений.

Учитывая изложенное, суд пришел выводу о возможности снижения размера исполнительского сбора на 25%, то есть до <данные изъяты> руб., посчитав, что должник в силу сложного финансового положения, не имел возможности исполнить требования исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения.

Руководствуясь ст.ст.194-198, 441 ГПК РФ,

решил:

Жалобу администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» на постановление судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по Сыктывдинскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по РК о взыскании исполнительского сбора оставить без удовлетворения.

Изменить постановление судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по Сыктывдинскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по РК о взыскании исполнительского сбора, в части суммы исполнительского сбора, снизив его на 25%, то есть до <данные изъяты> руб.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.

    Судья Т. И. Глобу