№2-522/2012 об оспаривании действия админисрации МОМР Сыктывдинский и возложении обязанности по повершению определенных действий



№2-522/2012

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Судья Сыктывдинского районного суда Республики Коми Колесникова Д.А.,

при секретаре Аббасовой И.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании «15» мая 2012 года в с.Выльгорт дело по заявлению Кузнецова Д.В. об оспаривании бездействия администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» и возложении обязанности по совершению определенных действий,

У С Т А Н О В И Л:

Кузнецов Д.В. обратился в суд с заявлением об оспаривании бездействия администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский», выразившееся в непринятии решения о предварительном согласовании места размещения объекта и утверждении акта от 24 октября 2011 года выбора земельного участка для строительства объекта «<данные изъяты>» расположенного по адресу: <адрес>, – и возложении обязанности выполнить названные действия. В обоснование доводов заявления указал, что на основании его письменного обращения в администрацию муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский», последней предоставлен на согласование акт выбора земельного участка для строительства названного объекта. В последующем акт выбора земельного участка для строительства объекта был согласован со всеми заинтересованными лицами и направлен им в администрацию района для согласования с руководителем администрации и его заместителем и принятии решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающего акт или об отказе в размещении объекта. 14.03.2012 Кузнецовым Д.В. получено уведомление об отказе в выдаче акта и принятом решении сформировать земельный участок для проведения торгов (аукциона). До настоящего времени акт, по мнению заявителя, не подписан без наличия на то оснований, поскольку имеет согласование со всеми членами комиссии без каких-либо замечаний, кроме того, решение технического совета, которым рекомендовано администрации отказать в предварительном согласовании акта, не содержит в себе причин, препятствующих предоставлению земельного участка.

В судебном заседании заявитель Кузнецов Д.В. доводы заявления поддержал в полном объеме, дополнительно указав, что до настоящего времени, кроме уведомления об отказе в предварительном согласовании акта, иного документа из органа местного самоуправления не получал, был лишен возможности присутствовать на заседании технического совета муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский», которое является открытым для общественности и прессы. Считает, что оснований для отказа в предварительном согласовании места расположения объекта и утверждении акта выбора земельного участка у заинтересованного лица не имелось и отсутствует в настоящее время.

Представитель заинтересованного лица администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» Абрасева Н.С., действующая на основании доверенности, возражала против требований заявителя, суду пояснила, что действительно на основании заявления Кузнецова Д.В. последнему был направлен на согласование акт выбора земельного участка для строительства объекта «<данные изъяты>», который был согласован всеми членами комиссии, за исключением руководителя администрации муниципального района и его заместителя, без замечаний. Поскольку постановлением администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» от 27.01.2012 №1/173 организован и утвержден состав, а так же положение о Техническом совете при администрации МО МР «Сыктывдинский», то заявление Кузнецова Д.В. об оформлении акта выбора места площадью <данные изъяты> кв.м для строительства объекта передано на рассмотрение Технического совета, которым принято решение об отказе в удовлетворении заявления Кузнецова Д.В. и принято решение о формировании участка для проведения торгов (аукциона), в связи с чем, администрацией до сведения Кузнецова Д.В. доведена путем направления уведомления информация о принятом решении по итогам рассмотрения заявления и отказе в предварительном согласовании места размещения акта. В обоснование возражений указала, что орган местного самоуправления вправе распоряжаться землями муниципальной собственности, в связи с чем, проведение торгов в отношении спорного земельного участка не противоречит нормам действующего земельного законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя.

Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Как установлено в судебном заседании Кузнецов Д.В. обратился в администрацию муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» с заявлением об оформлении акта выбора места площадью <данные изъяты> кв.м для строительства объекта «<данные изъяты>», расположенного по адресу: <адрес>, в районе <данные изъяты>.

Названное заявление передано на рассмотрение Техническому совету при администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский», организованному на основании постановления администрации МО МР «Сыктывдинский» от 27.01.2012 №1/173 «Об организации, утверждении состава и Положения о Техническом совете при администрации МО МР «Сыктывдинский».

Согласно протоколу №1 заседания технического совета муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» от 29.02.2012 заявление Кузнецова Д.В. об оформлении акта выбора места для строительства объекта рассмотрено и принято решение отказать в удовлетворении заявления и сформировать земельный участок для проведения торгов (аукциона).

В адрес Кузнецова Д.В. администрацией муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» направлено уведомление от 13.04.2012 №01-18/935 о принятом по итогам рассмотрения техническим советом заявления об оформлении акта выбора места для строительства объекта решении об отказе и намерении сформировать земельный участок для проведения торгов (аукциона) без указания правовых оснований.

В соответствии с ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Полагая, что данное уведомление является незаконным, нарушающим его права Кузнецов Д.В. обратился в суд с настоящим заявлением.

Согласно Положению «О порядке пользования землей на территории муниципального района «Сыктывдинский», утвержденного Решением Совета муниципального района «Сыктывдинский» от 27.06.2007 №3/6–6, управление и распоряжение земельными участками на территории Сыктывдинского района осуществляется администрацией муниципального района «Сыктывдинский» в порядке, установленном федеральным, республиканским законодательством и указанным Положением.

Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 данного Кодекса.

В соответствии со статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию либо с предварительным согласованием, либо без предварительного согласования места размещения объекта (пункт 1).

Статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта (пункт 1).

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (пункт 6).Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения (пункт 7).

Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (пункт 8).

Как следует из материалов дела, заявление Кузнецова Д.В., направленное в адрес администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский», о принятии решения о предварительном согласовании места размещения объекта на основании акта выбора земельного участка для строительства от 24.10.2011 администрацией района фактически рассмотрено, однако, правовое решение в соответствии с требованиями пункта 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации (о предварительном согласовании места размещения объекта и утверждении акта о выборе земельного участка для строительства или об отказе в размещении объекта) по нему не принято.

Вместе с тем, как следует из объяснений представителя заинтересованного лица, заявление подлежало рассмотрению специальным органом – Техническим советом, в компетенцию которого входит рассмотрение вопросов, в том числе принятие решений о целесообразности строительства объекта на рассматриваемой площади, а так же о предоставлении участка по заявлению или даче рекомендации его на аукцион (конкурс), в связи с чем, и было рассмотрено на заседании Технического совета, на основании решения которого администрацией района в адрес заявителя направлено уведомление об отказе.

Таким образом, суд расценивает данные действия заинтересованного лица, которое своим уведомлением по существу отказало Кузнецову Д.В. в предварительном согласовании места размещения объекта и утверждении акта, что не оспаривалось представителем администрации района в судебном заседании, как свидетельствующие о совершении органом местного самоуправления действий по рассмотрению заявления и принятии решения об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта в соответствии со ст.29 Земельного кодекса РФ.

Принимая во внимание изложенное, учитывая характер возникших правоотношений между администрацией муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» и Кузнецовым Д.В., суд находит ошибочным доводы заявителя о бездействии администрации, выразившемся в нерассмотрении его заявления о предварительном согласовании места размещения объекта и неутверждении акта выбора земельного участка для строительства, то есть в несовершении администрацией действий, относящихся к компетенции органа местного самоуправления, поскольку фактически таковые были выполнены, хотя и в нарушении установленных к ним требованиям закона.

Вместе с тем, требования заявителя о прекращении нарушения его прав путем возложения обязанности принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта и утверждении акта от 24 октября 2011 года выбора земельного участка для строительства объекта «<данные изъяты>» расположенного по адресу: <адрес>, – суд находит подлежащими удовлетворению в силу следующего.

Так, как указывалось выше, гражданин, заинтересованный в предоставлении земельного участка для строительства, обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.

Заявление Кузнецова Д.В. соответствовало указанным требованиям и не являлось предметом спора в судебном заседании.

Удовлетворяя заявленные требования, суд исходит из того, что администрацией муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» не представлены доказательства, свидетельствующие о законности принятия по существу обжалуемого в своем заявлении Кузнецовым Д.В. уведомления об отказе. При этом ввиду принятия оспариваемого решения органом местного самоуправления с нарушением прав заявителя, состоящем в отсутствии мотивов отказа в предварительном согласовании места размещения объекта и утверждении акта выбора, на администрацию района в соответствии с нормами действующего земельного законодательства возложена обязанность по рассмотрению заявления Кузнецова Д.В. в установленном порядке и принятию соответствующего мотивированного решения.

При рассмотрении спора судом достоверно установлено отсутствие в уведомлении, которым по существу отказано в удовлетворении заявления Кузнецова Д.В. об оформлении акта выбора места для строительства, указания на фактические и правовые мотивы, послужившие основанием для отказа Кузнецову Д.В. в предварительном согласовании места размещения объекта на испрашиваемом земельном участке.

Не содержит в себе мотивов принятого Техническим советом решения и протокол заседания от 29.02.2012, послуживший основанием к отказу в удовлетворении заявления Кузнецова Д.В.

При этом администрацией муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» не приведено документальных доказательств, безусловно и неопровержимо подтверждающих законность отказа заявителю в предварительном согласовании места размещения объекта и отсутствие правовых оснований для принятия решения о предварительном согласовании Кузнецову Д.В. места размещения объекта на испрашиваемом земельном участке.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о незаконности действий администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» об отказе Кузнецову Д.В. в предварительном согласовании места размещения объекта и утверждении акта выбора земельного участка и нарушении его прав и законных интересов.

Понужденние к определенной обязанности должно корреспондировать правовой сущности того решения органа, осуществляющего публичные полномочия, которое признано судом незаконным, и устранять допущенное нарушение прав заявителя.

Согласно пункту 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.

Поскольку в рассматриваемом случае судом признается незаконным решение об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта, то восстановление нарушенных прав Кузнецова Д.В. с учетом установленных по делу обстоятельств будет достигнуто путем возложения обязанности на администрацию муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта, в противном случае возложение на орган местного самоуправления обязанности принятия альтернативного решения не устраняет допущенное нарушение прав заявителя.

При постановке вышеизложенных выводов судом также принято во внимание, что в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о наличии объективных препятствий для принятия решения о предварительном согласовании Кузнецову Д.В. места размещения объекта на испрашиваемом земельном участке.

Кроме того, органом местного самоуправления при рассмотрении дела не было заявлено об обращении иного заинтересованного лица с заявлением о предоставлении спорного земельного участка, напротив, из объяснений представителя следует, что действий по информированию населения о возможном предоставлении земельного участка до настоящего времени выполнено не было, тогда как обязанность органов местного самоуправления по публичному информированию населения о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства, предусмотренная пунктом 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, призвана обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетания интересов общества и отдельных граждан.

Учитывая вышеизложенное, и руководствуясь ст.194 – 199, 258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление Кузнецова Д.В. удовлетворить.

Признать действия администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта и утверждении акта выбора земельного участка незаконными.

Возложить обязанность на администрацию муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» устранить допущенное нарушение прав и законных интересов Кузнецова Д.В. путем принятия решения о предварительном согласовании Кузнецову Д.В. места размещения объекта и утверждении акта от 24 октября 2011 года выбора земельного участка для строительства объекта «<данные изъяты>» расположенного по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме – 20 мая 2012 года.

Судья Д.А. Колесникова

Копия верна. Судья