№2-703/2012
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе:
судьи Колесниковой Д.А.,
при секретаре судебного заседания Мельниковой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Выльгорт 17 июля 2012 года гражданское дело по иску Прижимова Р.В. к администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» о признании права на постановку на учет в качестве лица, имеющего право на получение социальной выплаты на строительство жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Прижимов Р.В. обратился в суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» о признании права на постановку на учет в качестве лица, имеющего право на получение социальной выплаты на строительство жилого помещения. В обоснование исковых требований указал, что зарегистрирован по месту жительства по <адрес> Сыктывдинского района, –который Постановлением Правительства Республики Коми от 20 сентября 2011 года №393, признан закрывающимся. В настоящее время жильем не обеспечен, а имевшаяся доля в праве собственности на жилое помещение за пределами закрывающегося поселка не свидетельствует об утрате права на получение социальной выплаты на строительство жилья.
Истец Прижимов Р.В., извещенный надлежащим образом о дате, месте и времени судебного разбирательства в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил.
Представитель истца Прижимова Р.В. Коснырев В.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, указав, что отчуждение истцом доли в праве общей долевой собственности на квартиру путем ее дарения ДД.ММ.ГГГГ не может свидетельствовать о намеренном ухудшении им своих жилищных условий с целью приобретения права состоять на учете, в связи с чем, отказ администрации муниципального образования муниципального района расценивает, как действия, нарушившие права и законные интересы Прижимова Р.В., поскольку имевшаяся на праве собственности у Прижимова Р.В. доля составляла <данные изъяты> тогда как учетная норма жилого помещения для одиноких граждан в рамках закона о социальных выплатах составляет 33 кв.м.
Представитель ответчика муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» Трефилова В.И., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против требований истца, пояснив, что в результате отчуждения Прижимовым Р.В. находящейся в его собственности ? части жилого помещения, расположенного за пределами <данные изъяты> Сыктывдинского района, последним были ухудшены жилищные условия с намерением приобретения права стоять на учете на получение социальной выплаты, как не имеющего иных жилых помещений, в целях получения большего объема средств республиканского бюджета республики в виде социальной выплаты. Дополнительно пояснила, что имеющаяся на праве собственности доля в жилом помещении не позволяла истцу быть нуждающимся в силу того, что его площадь была более установленной нормы, установленной для муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский».
Третье лицо Министерство архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми, будучи извещенным о дате, месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание своего представителя не направило, ходатайствовало о рассмотрении дела в его отсутствии. В своих возражениях, третье лицо, возражая против удовлетворения исковых требований истца, указало, что действия Прижимова Р.В., направленные на отчуждение находящейся в собственности ? части жилого помещения, совершены им после подписания заявления о согласии на переселение и строительство жилых помещений и ознакомления им с условиями предоставления социальных выплат на строительство жилых помещений, что подтверждает намерения Прижимова Р.В. встать на учет на получение социальных выплат по основаниям, предусмотренным пп.1 ч.1 Закона Республики Коми №50-РЗ от 12.05.2010.
В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие истца и представителя третьего лица.
Заслушав объяснения представителя истца и представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, материалы учетного дела в отношении Прижимова Р.В., суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено и сторонами не оспаривалось, что Прижимов Р.В. обратился в администрацию муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» с заявлением о постановке на учет в качестве лица, имеющего право на получение социальной выплаты на строительство жилья. Администрация муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» отказала в постановке на учет, указав, что Прижимов Р.В. ухудшил свои жилищные условия с целью постановки на учет.
Полагая, что его права нарушены Прижимов Р.В. обратился с настоящим иском в суд.
Постановлением Правительства РК от 20 сентября 2011 года №393 поселок <данные изъяты> входящий в состав административной территории - поселка сельского типа <данные изъяты> с подчиненной ему территорией, расположенный на территории Сыктывдинского района признан закрывающимся.
В соответствии со статьей 1 Закона Республики Коми от 12 мая 2010 года №50-РЗ «О социальных выплатах на строительство жилых помещений в малоэтажных жилых домах гражданам, выезжающим из закрывающихся в установленном законодательством порядке населенных пунктов, расположенных на территории Республики Коми» право на получение социальных выплат в соответствии с настоящим Законом имеют граждане, изъявившие желание о переселении в населенные пункты, определенные в решениях уполномоченного Правительством Республики Коми, и давшие согласие на строительство жилых помещений в малоэтажных жилых домах по договорам, заключаемым гражданами с застройщиками, имеющими право на использование земельных участков для малоэтажного жилищного строительства в населенных пунктах, определенных в указанных решениях, и состоящие на учете в качестве имеющих право на получение социальных выплат в уполномоченных в соответствии с Законом Республики Коми «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми отдельными государственными полномочиями в области государственной поддержки граждан Российской Федерации, имеющих право на получение субсидий (социальных выплат) на приобретение или строительство жилья» органах местного самоуправления.
Положения пункта 1 статьи 1 Закона Республики Коми от 12 мая 2010 года №50-РЗ определяют, что правом на получение социальных выплат могут воспользоваться лица, не имеющие за пределами населенного пункта, закрывающегося в установленном законодательством порядке, в котором граждане зарегистрированы в установленном порядке по месту жительства, иных жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности.
Из материалов дела следует, что Прижимов Р.В. имел на праве собственности ? долю двухкомнатной квартиры общей площадью <данные изъяты>, расположенной по адресу: <адрес> – которую ДД.ММ.ГГГГ года по договору дарения передал в собственность Остапенко Л.Я.
Вместе с тем, из положений пункта 1 статьи 4 Закона Республики Коми от 12 мая 2010 года №50-РЗ следует, что граждане, имеющие за пределами населенного пункта, закрывающегося в установленном законодательством порядке, в котором граждане зарегистрированы в установленном порядке по месту жительства, иные жилые помещения, общая площадь которых менее социальной нормы общей площади жилья на соответствующий состав семьи, установленной пунктом 1 статьи 4 Закона от 12 мая 2010 года N 50-РЗ имеют право на получение социальных выплат на приобретение или строительство жилья. При этом размер социальной выплаты для граждан, указанных в пункте 3 части 1 статьи 1 Закона от 12 мая 2010 года N 50-РЗ, применяется исходя из социальной нормы общей площади жилья в размере, определяемом как разница между размером социальной нормы общей площади жилья, определенной в соответствии с пунктом 1 статьи 1 указанного закона, и общей площадью жилых помещений, находящихся в собственности гражданина, расположенных за пределами населенного пункта, закрывающегося в установленном законодательством порядке, в котором они зарегистрированы в установленном порядке по месту жительства. При этом социальная норма общей площади жилья определена статьей 4 Закона Республики Коми от 12 мая 2010 года N50-РЗ, и соответствует 33 кв.м общей площади для одиноких граждан.
Согласно пункту 10 статьи 2 Закона Республики Коми от 12 мая 2010 года №50-РЗ уполномоченный орган принимает решение об отказе в принятии граждан на учет в случае, если гражданином и лицами, указанными в качестве членов его семьи, после проведения схода (собрания, конференции, местного референдума) граждан по вопросу признания населенного пункта закрывающимся ухудшены жилищные условия путем отчуждения имеющихся у них в собственности жилых помещений за пределами населенного пункта, в котором они зарегистрированы в установленном порядке по месту жительства, с намерением приобретения права состоять на учете.
Таким основание, в частности, является случай, если гражданином и лицами, указанными в качестве членов его семьи, после проведения схода граждан по вопросу признания населенного пункта закрывающимся ухудшены жилищные условия путем отчуждения имеющихся у них в собственности жилых помещений за пределами населенного пункта, в котором они зарегистрированы в установленном порядке по месту жительства, с намерением приобретения права состоять на учете.
Вместе с тем, установленными по делу обстоятельствами не подтверждается, что право Прижимова Р.В. состоять на учете напрямую зависело от наличия либо отсутствия у него ? доли в праве собственности на квартиру по адресу: <адрес>, Республика Коми.
Принимая во внимание изложенное, наличие у истца Прижимова Р.В. ? доли в праве собственности на названную выше квартиру не могло привести к отсутствию у него права на получение социальных выплат в соответствии с Законом Республики коми от 2.05.2010 №50–РЗ, в связи с чем, его действия по отчуждению доли в праве собственности суд не расценивает в качестве действий по ухудшению жилищных условий с намерением состоять на соответствующем учете, в силу чего доводы ответчика и третьего лица находит несостоятельными.
Таким образом, суд приходит к выводу, что Прижимов Р.В. не утратил право на получение социальной выплаты на строительство жилого помещения в малоэтажном жилом доме по договорам, заключаемым гражданами с застройщиками, имеющими право на использование земельных участков для малоэтажного строительства в населенных пунктах, определенных в решениях уполномоченного правительством Республики Коми органа исполнительной власти Республики Коми, поскольку размер имевшейся доли в праве собственности на жилое помещение равной <данные изъяты> ниже социальной нормы, установленной Законом Республики Коми от 12 мая 2010 года №50-РЗ для одиноких граждан, что в свою очередь свидетельствует о том, что сами по себе действия по отчуждению доли вправе собственности на жилое помещение не могут влиять на обязанность ответчика поставить истца Прижимова Р.В. на учет в качестве имеющего право на получение социальной выплаты.
Разрешая настоящий спор, суд, оценив собранные по делу доказательства, в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, приходит к выводу, об удовлетворении заявленных истцом требований о признании незаконным решения администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» об отказе в постановке на учет Прижимова Р.В. в качестве, лица имеющего право на получение социальной выплаты на строительство жилого помещения в малоэтажном жилом доме и возложении обязанности постановки на данный учет.
В силу статьи 88 Гражданского процессуального кодекса РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек. В соответствии с пунктом 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы
Таким образом, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию государственная пошлина в размере <данные изъяты> рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Прижимова Романа Викторовича к администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» удовлетворить.
Признать незаконным решение администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» от 23.11.2011 №КЛ-1022 об отказе в постановке на учет Прижимова Р.В., в качестве имеющего право на получение социальной выплаты на строительство жилого помещения в малоэтажном жилом доме по договорам, заключаемым гражданами с застройщиками, имеющими право на использование земельных участков для малоэтажного строительства в населенных пунктах, определенных в решениях уполномоченного правительством Республики Коми органа исполнительной власти Республики Коми.
Возложить обязанность на администрацию муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» поставить Прижимова Р.В. с составом семьи один человек на учет в качестве имеющего право на получение социальной выплаты на строительство жилых помещений в малоэтажных жилых домах по договорам, заключаемым гражданами с застройщиками, имеющими право на использование земельных участков для малоэтажного жилищного строительства в населенных пунктах, определенных в указанных решениях, и состоящие на учете в качестве имеющих право на получение социальных выплат в уполномоченных в соответствии с Законом Республики Коми "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми отдельными государственными полномочиями в области государственной поддержки граждан Российской Федерации, имеющих право на получение субсидий (социальных выплат) на приобретение или строительство жилья" органах местного самоуправления с датой постановки 24 октября 2011 года.
Взыскать с администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» в пользу Прижимова Р.В. судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд Республики Коми в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения – 20 июля 2012 года.
Судья Д.А. Колесникова