№2-755/2012
РЕШЕНИЕ (заочное)
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«30» июля 2012 года с. Выльгорт
Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе:
судьи Сухопарова В.И..,
при секретаре Аникиной Т.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Сыктывдинского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования сельского поселения «<данные изъяты> о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Сыктывдинского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации муниципального образования сельского поселения «<данные изъяты>» о возложении обязанности в срок до 31.12.2012 года создать маневренный жилой фонд. В обоснование заявленных требований прокурор указал, что проведенной проверкой соблюдения жилищного законодательства в деятельности органов местного самоуправления сельских поселений, расположенных на территории муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский», установлено, что на территории муниципального образования сельского поселения «<данные изъяты>» маневренный жилищный фонд отсутствует. Однако в администрации поселения имеется очередь из числа лиц, претендующих на улучшение жилищных условий в первоочередном порядке, в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, - ФИО., чье жилье признано ветхим.
В судебном заседании прокурор Нестерова М.А., настаивала на исковых требованиях в полном объеме.
Ответчик - администрация муниципального образования сельского поселения «<данные изъяты>» в судебное заседание своего представителя не направила.
Суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя ответчика администрации муниципального образования сельского поселения «<данные изъяты>» в порядке заочного производства.
Заслушав объяснения прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 95 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ) жилые помещения маневренного фонда предназначены для временного проживания:
- граждан в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, в котором находятся жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма;
- граждан, утративших жилые помещения в результате обращения взыскания на эти жилые помещения, которые были приобретены за счет кредита банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилого помещения, и заложены в обеспечение возврата кредита или целевого займа, если на момент обращения взыскания такие жилые помещения являются для них единственными;
- граждан, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств;
- иных граждан в случаях, предусмотренных законодательством.
В силу ч. 2 ст. 106 ЖК РФ договор найма жилого помещения маневренного фонда заключается на период:
- до завершения капитального ремонта или реконструкции дома (при заключении такого договора с гражданами, указанными в пункте 1 статьи 95 настоящего Кодекса);
- до завершения расчетов с гражданами, утратившими жилые помещения в результате обращения взыскания на них, после продажи жилых помещений, на которые было обращено взыскание (при заключении такого договора с гражданами, указанными в пункте 2 статьи 95 настоящего Кодекса);
- до завершения расчетов с гражданами, единственное жилое помещение которых стало непригодным для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств, в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, другими федеральными законами, либо до предоставления им жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом (при заключении такого договора с гражданами, указанными в пункте 3 статьи 95 настоящего Кодекса);
- установленный законодательством (при заключении такого договора с гражданами, указанными в пункте 4 статьи 95 настоящего Кодекса).
Согласно ч. 1 ст. 88 ЖК РФ при проведении капитального ремонта или реконструкции дома, если такой ремонт или реконструкция не могут быть проведены без выселения нанимателя, наймодатель обязан предоставить нанимателю и членам его семьи на время проведения капитального ремонта или реконструкции другое жилое помещение без расторжения договора социального найма жилого помещения, находящегося в указанном доме. На время проведения капитального ремонта или реконструкции по договору найма предоставляется жилое помещение маневренного фонда. В случае отказа нанимателя и членов его семьи от переселения в это жилое помещение наймодатель может потребовать переселения в судебном порядке. Переселение нанимателя и членов его семьи в жилое помещение маневренного фонда и обратно осуществляется за счет наймодателя.
Также следует отметить, что если жилое помещение, находящееся в собственности граждан, является у них единственным, то им также должно быть предоставлено жилое помещение для проживания в период проведения капитального ремонта в доме маневренного фонда. В противном случае переселение в судебном порядке таких граждан на период проведения капитального ремонта без предоставления жилого помещения будет невозможно.
Когда в результате стихийного или техногенного бедствия единственное жилое помещение стало непригодным для проживания (например, в результате пожара, разрушения дома и т.д.), гражданам, оставшимся без жилья, предоставляется жилое помещение в доме маневренного фонда. В этом случае жилое помещение в доме маневренного фонда предоставляется для проживания граждан до предоставления им другого жилого помещения.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.07.2010 № 1201-р утверждена Стратегия развития ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации до 2030 года. В частности данным правовым актом определено, что в целях поддержки заемщиков, взявших кредит и испытывающих проблемы с его погашением, необходимо формировать в муниципалитетах маневренный жилищный фонд для временного проживания заемщиков, на жилье которых обращено взыскание, или развивать альтернативные механизмы поддержки заемщиков. С этой целью органы местного самоуправления осуществляют создание маневренного жилищного фонда.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 № 1050 утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2011 -2015 годы, которая включает в себя такие подпрограммы, как: «Выполнение государственных гарантий по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», «Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации», в том числе мероприятия по поддержке платежеспособного спроса на жилье с помощью ипотечного жилищного кредитования.
В число показателей социально-экономической эффективности федеральной целевой программы входит переселение семей из аварийного жилищного фонда за счет финансовой поддержки, предоставляемой в соответствии с Федеральным законом «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
Вместе с тем, в качестве одного из препятствий для проведения капитального ремонта многоквартирных домов может явиться отсутствие на территории соответствующего муниципального образования маневренного жилищного фонда либо его недостаточное число, жилые помещения которого предоставляются на период завершения капитального ремонта или реконструкции дома (ч. 2 ст. 106 ЖК РФ).
Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Республики Коми от 22.07.2011 № 321 утверждена долгосрочная целевая программа «Стимулирование развития жилищного строительства в Республике Коми (2011 - 2015 годы)», а также ее подпрограмма «Обеспечение жильем отдельных категорий граждан», задачей которой является, в том числе, обеспечение жильем лиц из числа детей-сирот.
В свою очередь, отсутствие на территории муниципалитета маневренного жилищного фонда не может обеспечить соблюдение жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вернувшихся из указанных выше учреждений и не имеющих жилых помещений, пригодных для постоянного проживания.
Кроме того, граждане, лишившиеся единственных жилых помещений в результате стихийного бедствия, также не имеют возможности временно заселиться в жилые помещения маневренного фонда до улучшения жилищных условий по причине отсутствия такового.
В ходе проверки прокуратурой установлено, что на территории муниципального образования сельского поселения «<данные изъяты>» маневренный жилищный фонд отсутствует. Однако в администрации поселения имеется очередь из числа лиц, претендующих на улучшение жилищных условий в первоочередном порядке, в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, ФИО., чье жилье признано ветхим.
Кроме того, неисполнение возложенных на администрацию муниципального образования обязанностей, приводит к нарушению прав и законных интересов жителей муниципального образования, а также граждан Российской Федерации и иных лиц.
При таких обстоятельствах суд находит исковые требования прокурора к администрации муниципального образования сельского поселения «<данные изъяты> подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.193-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Сыктывдинского района к администрации муниципального образования сельского поселения «<данные изъяты> удовлетворить.
Возложить обязанность на администрацию муниципального образования сельского поселения «<данные изъяты> в срок до 31.12.2012 года создать маневренный жилищный фонд.
Ответчик вправе подать заявление об отмене этого решения в Сыктывдинский районный суд в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в Верховный суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья В.И. Сухопаров