Дело № 2-995/2010
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Выльгорт «08» июля 2010 года
Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Глобу Т. И.
при секретаре Горбачевой Т. Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Шемякиной Марии Николаевны к МУЗ «Сыктывдинская центральная районная больница» о взыскании недоплаченной заработной платы,
УСТАНОВИЛ:
Шемякина М.Н. обратилась в суд с иском к МУЗ «Сыктывдинская центральная районная больница» о взыскании недоплаченной заработной платы. В обосновании исковых требований указала, что согласно с Федеральным законом от 20.04.2007 г. №54-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты Российской Федерации" с 01.09.2007 г. установлен минимальный размер оплаты труда 2 300 руб. В соответствии с Постановлением Правительства Республики Коми от 11.09.2008 г. №234 "О некоторых вопросах оплаты труда работников государственных учреждений Республики Коми" с 01.12.2008 г. на территории Республики Коми установлен минимальный размер оплаты труда равный 1 404 руб. В соответствии с Федеральным законом от 24.06.2008 № 91-ФЗ «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» с 01.01.2009 года на территории Российской Федерации установлен минимальный размер оплаты труда - 4330 руб. Считая, что указанный минимальный размер оплаты труда - это установленный минимум заработной платы работника за полностью отработанный месяц без каких-либо доплат и надбавок, поэтому районный коэффициент, северная надбавка и другие стимулирующие и компенсационные не должны в него включаться, просит произвести перерасчет заработной платы с 01.09.2007 г. в связи с увеличением 01.09.2007 г. минимального размера оплаты труда до 2 300 руб., с 01.01.2009 г. до 4 330 руб. с учетом повышающих коэффициентов по тарифному разряду единой тарифной сетки, с учетом выполненной работы по совместительству и совмещению, с учетом всех компенсационных, стимулирующих и социальных выплат, взыскать невыплаченную заработную плату с индексацией на процент инфляции за прошедший период и с учетом ставки рефинансирования Центробанка РФ.
В судебное заседание истец Шемякина М.Н. не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Ответчик – представитель МУЗ «Сыктывдинская центральная районная больница» по доверенности Мазурова О. С. в удовлетворении исковых требований Шемякиной М.Н. просила отказать, ссылаясь на основания, изложенные в отзыве, и применить трехмесячный срок обращения в суд.
Заслушав объяснения представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, суд находит исковые требования Шемякиной М.Н. не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч.1 ст. 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.
Факт пропуска такого срока по неуважительным причинам служит самостоятельным основанием к отказу в иске.
При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями первой и второй настоящей статьи, они могут быть восстановлены судом.
Судом установлено, что Шемякина М.Н. состоит в трудовых отношениях с МУЗ «Сыктывдинская центральная районная больница» в должности врача с 1988 г.
Согласно с Федеральным законом от 20.04.2007 г. №54-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты Российской Федерации" с 01.09.2007 г. установлен минимальный размер оплаты труда 2 300 руб. В соответствии с Постановлением Правительства Республики Коми от 11.09.2008 г. №234 "О некоторых вопросах оплаты труда работников государственных учреждений Республики Коми" с 01.12.2008 г. на территории Республики Коми установлен минимальный размер оплаты труда равный 1 404 руб. В соответствии с Федеральным законом от 24.06.2008 № 91-ФЗ «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» с 01.01.2009 года на территории Российской Федерации установлен минимальный размер оплаты труда - 4330 руб. Считая, что указанный минимальный размер оплаты труда - это установленный минимум заработной платы работника за полностью отработанный месяц без каких-либо доплат и надбавок, поэтому районный коэффициент, северная надбавка и другие стимулирующие и компенсационные не должны в него включаться, произвести перерасчет заработной платы с 01.09.2007 г. в связи с увеличением 01.09.2007 г. минимального размера оплаты труда до 2 300 руб., с 01.01.2009 г. до 4 330 руб. с учетом повышающих коэффициентов по тарифному разряду единой тарифной сетки, с учетом выполненной работы по совместительству и совмещению, с учетом всех компенсационных, стимулирующих и социальных выплат, взыскать невыплаченную заработную плату с индексацией на процент инфляции за прошедший период и с учетом ставки рефинансирования Центробанка РФ.
Судом установлено, что фактически о праве на получение заработной платы, исчисленной из должностного оклада, истец должна была узнать после опубликования Федерального закона от 20.04.2007 г. №54-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты Российской Федерации", то есть 24.04.2007 г. и Федерального закона от 24.06.2008 г. №91-ФЗ «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда», то есть 28.06.2008 г.
Срок, установленный ст. 392 Трудового Кодекса РФ, начинает течь с 01.09.2007 г., то есть со дня вступления в действие Федерального закона от 20.04.2007 г. №54-ФЗ и с 01.01.2009 г., то есть со дня вступления в действие Федерального закона от 24.06.2008 г. №91-ФЗ.
В суд с иском о восстановлении нарушенных прав Шемякина М.Н. обратилась 01.06.2010 г., доказательств уважительности причины пропуска срока истец не представила.
Таким образом, рассмотрению подлежат требования о перерасчете заработной платы за три месяца, предшествующих дню обращения в суд, то есть за март, апрель, май месяцы 2010г.
В соответствии со статьей 144 ТК РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными правовыми актами субъектов. Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Заработная плата работников государственных и муниципальных учреждений не может быть ниже установленных Правительством Российской Федерации базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп.
Базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы, установленные Правительством Российской Федерации, обеспечиваются муниципальными учреждениями за счет средств местных бюджетов.
В соответствии с вышеуказанными положениями трудового законодательства, а также руководствуясь Постановлением Правительства Республики Коми от 11 сентября 2008 года №239 "Об оплате труда работников государственных учреждений здравоохранения Республики Коми" и пунктом 4 статьи 54 Устава муниципального образования муниципального района "Сыктывдинский" 26 сентября 2008 года Советом муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» было принято решение № 16/9-3 «Об оплате труда работников муниципальных учреждений здравоохранения».
Данным нормативно - правовым актом в муниципальных учреждениях здравоохранения муниципального района "Сыктывдинский" были утверждены:
1) должностные оклады, оклады, тарифные ставки руководителей, специалистов и рабочих муниципальных учреждений здравоохранения муниципального района "Сыктывдинский";
2) размеры повышения должностных окладов, окладов, тарифных ставок работников муниципальных учреждений здравоохранения муниципального района "Сыктывдинский";
3) выплаты компенсационного характера работникам муниципальных учреждений здравоохранения муниципального района "Сыктывдинский" (доплаты за работу в опасных и тяжелых условиях труда, доплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, доплаты молодым специалистам);
4) выплаты стимулирующего характера работникам муниципальных учреждений здравоохранения, муниципального района "Сыктывдинский" (надбавки за стаж непрерывной работы, надбавки за интенсивность и высокие результаты работы, надбавки за качество выполняемых работ, премиальные выплаты по итогам работы;
5) показатели и порядок отнесения муниципальных учреждений здравоохранения муниципального района "Сыктывдинский" к группам по оплате труда руководителей;
6) порядок исчисления стажа непрерывной работы, дающего право на получение надбавок за стаж непрерывной работы;
7) порядок формирования планового фонда оплаты труда муниципальных учреждений здравоохранения муниципального района "Сыктывдинский".
Муниципальное учреждение здравоохранения является, согласно статье 120 ГК РФ некоммерческой организацией, созданной собственником для осуществления управленческих, социально - культурных или иных функций.
Поскольку ответчик является муниципальным учреждением, осуществляющим свою деятельность в рамках действующего законодательства и до пересмотра действующих в настоящее время нормативных актов в сфере оплаты труда работников муниципальных учреждений, то самостоятельно устанавливать размер оплаты труда работников не может.
Таким образом, ответчик, производил начисление и оплату труда в течение спорного период в рамках действующего законодательства, в связи с чем, исковые требования Мухиной Т. П. в части возложения на ответчика обязанности установить тарифную ставку 1 разряда 4 330 руб. с одновременной индексацией размеров тарифных ставок удовлетворению не подлежат.
Согласно статье 146 ТК РФ оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, производится в повышенном размере.
В повышенном размере оплачивается также труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.
В соответствии со статьей 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
Из материалов дела следует, что начисление районных и процентных надбавок производилось ответчиком в соответствии с действующим законодательством на всю сумму произведенных работодателем начислений.
Статья 129 ТК РФ указывает, что заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы. Также, в заработную плату включаются компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Таким образом, в заработную плату должны включаться все произведенные работодателем начисления, включая выплаты компенсационного и стимулирующего характера. Данные начисления (доплаты, надбавки, выплаты и так далее) не могут в сумме составлять менее, чем установленный статьей 133 ТК РФ минимальный размер оплаты труда.
Согласно справке Шемякина М.Н. состоит в трудовых отношениях с МУЗ «Сыктывдинская центральная районная больница» в должности врача. За выполнение обязанностей ей установлен должностной оклад по 11 разряду Единой тарифной сетки, что составляет ... руб., а также предусмотрена процентная надбавка в размере 50% за работу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, районный коэффициент 20% в месяц, надбавка за работу в сельской местности 25%., надбавка за продолжительность непрерывной работы в учреждениях здравоохранения 60%.
Заработная плата истца за спорный период, за вычетом 50% за работу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, районного коэффициента 20% составляла: ....*25%*60%= ...., что более установленного минимального размера оплаты труда.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Шемякиной М.Н. о возложении обязанности произвести перерасчет заработной платы удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Шемякиной Марии Николаевны к МУЗ «Сыктывдинская центральная районная больница» о возложении обязанности произвести перерасчет заработной платы с 01.09.2007 г., о взыскании невыплаченной заработной платы с индексацией на процент инфляции за прошедший период и с учетом ставки рефинансирования Центробанка РФ отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного суда Республики Коми через Сыктывдинский районный суд Республики Коми в течение десяти дней со дня его вынесения.
Председательствующий Т. И. Глобу