№2-171/2011
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«24» января 2011 годас. Выльгорт
Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Колесниковой Д.А.,
при секретаре Аббасовой И.Г.,
с участием прокурора Распоповой О.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Сыктывдинского района Республики Коми в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения «Лэзым» о признании действий незаконными,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Сыктывдинского района Республики Коми обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения «Лэзым» о признании незаконными действия по заключению 26 февраля 2010 года публичного договора №1 на вывоз твердых бытовых отходов. В обоснование требований указал, что администрацией сельского поселения «Лэзым» фактически возложена на граждан функция по оплате услуг по вывозу твердых бытовых отходов, что в соответствии с п.18 ч.1 ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» отнесено к вопросам местного значения поселения и должно являться расходным обязательством местного бюджета. Кроме того, ежемесячное выставление счетов на оплату услуг по вывозу ТБО осуществлялось ответчиком в отсутствие надлежаще оформленного публичного договора от 26.02.2010, который не был подписан гражданами – потребителями, что свидетельствует об отсутствии у заказчика – администрации сельского поселения прав на заключение договора с исполнителем на вывоз бытового мусора, и, как следствие, на сбор платы за услуги исполнителя с населения. Так же указал, что на территории сельского поселения «Лэзым» число граждан, обладающих избирательным правом, превышает сто человек, что в сою очередь свидетельствует о том, что сход граждан данного поселения в соответствии с ч.1 ст.25 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», проведен быть не мог.
В судебном заседании прокурор Распопова О.Л. настаивала на заявленных требованиях по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика администрации сельского поселения «Лэзым» Мартынов Н.П., действующий на основании решения Совета сельского поселения «Лэзым» от 05.11.2008 №1/11-3-3, в судебном заседании, просил отказать в удовлетворении требований прокурора, при этом пояснил, что Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на сельское поселение возложена обязанность по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, в связи с чем, действия администрации по заключению публичного договора, с привлечением граждан, на которых возложена обязанность по оплате предоставляемых услуг, направлены на исполнение возложенных законом обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора у граждан частного сектора с. Лэзым. Дополнительно пояснил, что мнение граждан с.Лэзым о возложении обязанности по оплате услуг по сбору и вывозу ТБО было учтено при заключении публичного договора с последующим возложением на них обязанности оплаты за предоставляемые услуги. При этом допущенная неточность организации в избрании формы участия населения была исправлена путем проведения собрания, на повестке дня которого ставились вопросы того же характера, что и на сходе граждан, которые в свою очередь подтвердили принятые ранее решения по вопросам вывоза ТБО и оплаты услуг по вывозу ТБО.
Заслушав мнение прокурора, объяснения представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Протоколом схода граждан по установлению тарифов на вывоз мусора с территории сельского поселения «Лэзым» от 05 февраля 2010 года утвержден проект публичного договора на вывоз ТБО, установлен тариф за вывоз ТБО в сумме <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек в месяц с каждого хозяйства (двора), решено производить оплату за вывоз ТБО по квитанциям муниципального учреждения «Центр жилищных расчетов и субсидий» Сыктывдинского района.
ГУ РК «Автотранспортное управление здравоохранения Республики Коми», именуемое исполнителем, муниципальное учреждение «Центр жилищных расчетов и субсидий» Сыктывдинского района, именуемое в дальнейшем «Центр», администрация сельского поселения «Лэзым», именуемая в дальнейшем заказчиком и гражданин, согласно прилагаемого списка, владеющий на праве собственности (аренды, записи в похозяйственной книге) земельным участком, жилым домом, постройками, расположенными по адресу: с.Лэзым Сыктывдинский район Республика Коми, – именуемый в дальнейшем потребителем, заключили между собой 26 февраля 2010 года публичный договор №1 на вывоз твердых бытовых отходов.
Предметом названного договора является установление взаимных прав, обязанностей, ответственности и иных обязательственных обременений сторон при осуществлении деятельности по оказанию «исполнителем» на возмездной основе комплекса услуг по вывозу твердых бытовых отходов потребления.
Согласно условиям публичного договора №1 от 26.02.2010 заказчик от имени граждан заключает договор с исполнителем по оказанию услуг на вывоз ТБО с территории сельского поселения «Лэзым», «Центр» осуществляет начисление и сбор платежей и перечисляет их на расчетный счет заказчика для дальнейших расчетов с исполнителем. При этом несогласные с условиями публичного договора на сбор и вывоз ТБО потребители, либо уклоняющиеся от заключения такого договора, обязаны предоставить письменный отказ от заключения договора заказчику и предоставить индивидуальный договор на сбор и вывоз либо утилизацию ТБО с иной специализированной организацией. Исполнитель в свою очередь в соответствии с согласованной сторонами схемой размещения устанавливаемых мусороприемных контейнеров обязан осуществлять планово-регулярный вывоз ТБО из мусороприемных контейнеров, расположенных в с.Лэзым Сыктывдинского района Республики Коми с установленной сторонами периодичностью согласно графика вывоза ТБО.
Согласно п.2.6.1. названного договора потребитель обязан передать полномочия по заключению договора на вывоз ТБО заказчику на условиях публичного договора.
В соответствии с условиями договора по оказанию услуг, заключенного между заказчиком (ГУ РК «Автотранспортное управление здравоохранения Республики Коми») и «Центром» (МУ «Центр жилищных расчетов и субсидий» Сыктывдинского района) 26 февраля 2010 года, предметом которого является оказание услуг администрации СП «Лэзым» по расчетам, начислениям и сбору платежей, за оказываемые коммунальные услуги, «Центром» начисленные платежи на вывоз ТБО включаются в квитанции с последующей доставкой платежных требований до населения (потребителя).
Из дополнительного соглашения к публичному договору №1 от 26.02.2010 «Центр» осуществляет начисление, сбор платежей и перечисляет их на расчетный счет Исполнителя.
Между Исполнителем и Заказчиком 30 марта 2010 года заключен договор на вывоз твердых бытовых отходов, положениями которого закреплена обязанность исполнителя производить вывоз твердых бытовых отходов в объемах, указанных в годовой заявке заказчика, а заказчик обязуется своевременно и в полном объеме оплачивать услуги исполнителя.
На основании заключенного публичного договора начисление и прием денежных средств от жителей частного сектора с.Лэзым за услугу «Вывоз и прием ТБО» осуществляется по тарифу <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек с каждого двора в соответствии с расчетом тарифов на вывоз ТБО и мусора с территории СП «Лэзым», являющемся неотъемлемой частью публичного договора.
Положениями статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе и организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В соответствии со ст.7 ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 №7-ФЗ и ст.8 Федерального Закона «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ от 24.06.1998 к полномочиям органов местного самоуправления сельских поселений в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Статьей 7 Устава муниципального образования сельского поселения «Лэзым», принятого решением Совета сельского поселения «Лэзым» от 23.01.2006 №5/01-1/23, к вопросам местного значения сельского поселения отнесена организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Федеральный Закон от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» устанавливает, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Порядок сбора отходов на территориях городских и других поселений, определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.
При таких обстоятельствах неисполнение органом местного самоуправления своих обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора может привести к нарушению права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду.
Из вышеуказанных правовых норм следует, что администрация, с одной стороны, как юридическое лицо выступает субъектом деятельности по обращению с отходами, а с другой стороны - органом управления, осуществляющим организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципального образования.
Как установлено в судебном заседании администрацией сельского поселения «Лэзым» в целях исполнения возложенных на нее, как на орган местного самоуправления, требованиями закона и Устава функций по организации сбора и вывоза бытовых отходов проведен сход граждан по установлению тарифов на вывоз мусора с территории сельского поселения «Лэзым», о чем составлен протокол от 05.02.2010.
При этом судом не принимаются во внимание доводы прокурора о том, что принятые гражданами с. Лэзым решения на сходе от 05.02.2010 не имеют юридического значения, а значит не влекут каких-либо последствий, поскольку численность граждан, обладающих избирательным правом, в с.Лэзым превышает сто человек, что в свою очередь свидетельствует о том, что сход граждан не мог быть проведен.
Так, Федеральный закон от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления и устанавливает систему органов местного самоуправления, через которые граждане могут осуществлять муниципальную власть, и должностных лиц местного самоуправления.
В соответствии с п. 1 ст. 25 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» сход граждан проводится в поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек.
Как усматривается из протокола схода граждан, общее число зарегистрированных граждан, проживающих на территории с.Лэзым, обладающих избирательным правом, составляет более 100 человека, что не оспаривается сторонами, поэтому мнение жителей села Лэзым в силу положений приведенного Федерального закона должно быть выражено путем голосования, проводимого в порядке, установленном для проведения собрания, но не путем голосования на сходе граждан.
Вместе с тем, хотя и установлено нарушение формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления, целью схода, как и собрания является решение вопросов местного значения.
При этом суд принимает во внимание, что 15 сентября 2010 года в целях исправления допущенной неточности в выборе формы участия граждан с.Лэзым при решении вопроса о заключении публичного договора, порядка оплаты услуг по вывозу ТБО жителями СП «Лэзым» и оплаты услуг по вывозу ТБО, проведено собрание граждан СП «Лэзым», на повестке которого поставлены те же вопросы, по которым на сходе от 05.02.2010 приняты решения, аналогичные принятым решениям на собрании гражданами села Лэзым.
Таким образом, суд приходит к выводу, что нарушение формы участия жителей сельского поселения «Лэзым» не повлекло за собой нарушения их прав и законных интересов, поскольку как собрание, так и сход, являются формами участия, через которые граждане могут осуществлять муниципальную власть.
Для организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора органы местного самоуправления должны создавать специализированные муниципальные предприятия или заключать договоры с предприятиями иных форм собственности, при этом деятельность этих предприятий регулируется Правилами предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10 февраля 1997 года №155 (далее по тексту – Правила).
Положениями названных Правил определено, что под «твердыми и жидкими бытовыми отходами» понимаются - отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения (приготовление пищи, упаковка товаров, уборка и текущий ремонт жилых помещений, крупногабаритные предметы домашнего обихода и др.).
В силу п.7 указанных Правил, заказ на услуги по вывозу бытовых отходов оформляется в письменной форме путем составления документа (договор, квитанция, талон), в котором должны содержаться сведения о наименовании организации исполнителе, месте ее нахождения, а также указываться фамилия, имя, отчество потребителя, адрес, по которому должны быть оказаны услуги, наименование оказываемых услуг, срок их оказания, цена, порядок оплаты и другие условия.
Копия указанного документа должна выдаваться в обязательном порядке потребителю услуг. При этом форма документа устанавливается исполнителем.
Таким образом, исходя из общего смысла вышеуказанных Правил, владельцы частных домовладений обязаны оплачивать услуги по обслуживанию мест хранения и вывозу, захоронению твердых бытовых и крупногабаритных отходов не только при наличии заключенного с ними договора, но и при получении квитанции либо иного документа об оказанных услугах.
Законодательное определение понятия публичного договора дано в ст. 426 ГК РФ, в силу которой под публичным договором понимается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится.
В соответствии со ст. 432 ГК РФ для заключения договора необходимо согласование сторонами соглашения по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Оспариваемый договор содержит все существенные условия, необходимые для данного вида договора, в том числе сведения о наименовании исполнителе, заказчике, потребителях согласно списка, а так же сведения относительно вывоза твердых бытовых отходов, как количество подлежащего вывозу мусора согласно установленными сторонами графика вывоза мусора, условия и порядок оплаты.
Из условий договора по оказанию услуг от 26.02.2010 следует, что Центром начисленные платежи на вывоз ТБО включаются в квитанции, которыми последний доводит до сведения населения необходимые к уплате суммы за оказанные Исполнителем услуги по вывозу твердых бытовых отходов.
Во исполнение как принятых на сходе и последующем собрании граждан сельского поселения «Лэзым» решений, так и во исполнение заключенных договоров Центром были направлены в адрес потребителей – жителей с.Лэзым квитанции, содержащие в себе, в том числе обязанность по оплате услуг по сбору и вывозу ТБО.
На основании статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Учитывая изложенные обстоятельства и устанавливая факт отсутствия заключенного договора возмездного оказания услуг непосредственно с каждым потребителем – жителем с.Лэзым, суд принимает во внимание, что фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны по вывозу и сбору ТБО следует оценивать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 ГК РФ как акцепт потребителем оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы). Поэтому данные отношения должны рассматриваться как договорные, в связи с чем, суд отклоняет доводы прокурора и в этой части.
Кроме того, в силу ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Согласно ст. 153, 154, 155 ЖК РФ, собственники жилых домов обязаны своевременно вносить плату за содержание, ремонт жилого помещения и коммунальные услуги, ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем.
Как следует из раздела 3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 г. № 170, санитарная уборка, сбор мусора и вторичных материалов относятся к услугам по содержанию помещений и придомовой территории.
Исходя из общего смысла приведенных норм, органы местного самоуправления выступают органом управления, осуществляющим организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципального образования, а владельцы частных домовладений, в свою очередь, обязаны оплачивать услуги по обслуживанию мест хранения и вывозу, захоронению твердых бытовых и крупногабаритных отходов не только при наличии заключенного непосредственно с ними договора, но и при получении квитанции либо иного документа об оказанных услугах.
Таким образом, действия ответчика администрации сельского поселения «Лэзым» по заключению оспариваемого публичного договора на вывоз твердых бытовых отходов направлены на обеспечение реализации органами местного самоуправления полномочий, возложенных на них федеральным законодательством, и на защиту прав жителей сельского поселения «Лэзым» на благоприятную окружающую среду.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований прокурора Сыктывдинского района Республики Коми в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения «Лэзым» о признании незаконными действия по заключению 26 февраля 2010 года публичного договора №1 на вывоз твердых бытовых отходов отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Коми через Сыктывдинский районный суд Республики Коми в течение десяти дней со дня его изготовления в окончательной форме – 28 января 2011 года.
ПредседательствующийД.А. Колесникова
Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Коми от 24.03.2011 решение Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 24.01.2011 оставлено без изменения, кассационное представление прокурора Сыктывдинского района Республики Коми – без удовлетворения.