№2-795/2012
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе
судьи Колесниковой Д.А.,
при секретаре судебного заседания Рочевой Н.В.,
рассмотрев в с.Выльгорт 14 августа 2012 года в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Холопова С.Н. к администрации муниципального образования сельского поседения «Выльгорт» об оспаривании бездействия, возложении обязанности по совершению определенных действий
УСТАНОВИЛ:
Холопов С.И. обратился в суд с заявлением к администрации муниципального образования сельского поселения «Выльгорт» об оспаривании бездействия, выразившегося в отказе во включение в проект по газификации жилой дом заявителя, расположенный по адресу: <адрес>, Сыктывдинский район, Республика Коми. В обоснование заявленных требований Холопов С.И. указал, что в соответствии с федеральной целевой программой «Социальное развитие села до 2012 года», целевой региональной программой «Социальное развитие села до 2012 года» запланировано газифицировать индивидуальные жилые дома по улицам <данные изъяты> с.Выльгорт. Отказ администрации муниципального образования сельского поселения «Выльгорт» во включение в проект газификации в рамках названных программ, по мнению истца, является бездействием, нарушающим его права, в связи с чем, просит возложить обязанность на администрацию муниципального образования сельского поселения «Выльгорт» изготовить проект за счет бюджетных средств и включить дом <адрес> в общий проект по газификации индивидуальных домов.
Заявитель, извещенный надлежащим образом о времени, дате и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, ходатайствовал перед судом об отложении судебного заседания в связи с выездом в г. Москва.
Представитель заинтересованного лица администрации муниципального образования сельского поселения «Выльгорт» Кривенкова А.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании считала заявление необоснованным, поскольку на администрацию муниципального образования сельского поселения «Выльгорт» не возложена обязанность включения в проект (Общую пояснительную записку 9311-ОПЗ) по строительству газопровода индивидуального жилого дома Холопова С.И.
Суд определил на основании ч.2 ст.257 Гражданского процессуального кодекса РФ, а так же принимая во внимание отсутствие доказательств, свидетельствующих об уважительности причин, по которым заявитель не имел возможности явиться в судебное заседание, в удовлетворении ходатайства заявителя Холопова С.И. отказать, рассмотреть дело при имеющейся явке.
Заслушав объяснения представителя заинтересованного лица, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что Холопов С.И. 29 июня 2012 года обратился в администрацию муниципального образования сельского поселения «Выльгорт» с заявлением о включении в общий проект газификации индивидуального жилого дома Холопова С.И. по <адрес>.
В ответ на указанное заявление администрация муниципального образования сельского поселения «Выльгорт» дала Холопову С.И. разъяснения о невозможности его участия в проекте газификации по строительству газопровода к индивидуальным жилым домам по улицам <данные изъяты> с.Выльгорт, а также о возможности по завершении строительства газопровода самостоятельно реализовать проект от готового газопровода до индивидуального жилого дома для подключения к распределительным газовым сетям.
Указанное решение, с которым не согласился заявитель Холопов С.И., послужило для последнего обращению в суд.
В соответствии со ст.12 Гражданского процессуального кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется наряду с другими путем признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.
В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» в п.1 разъяснено, что к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом. К действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих по смыслу главы 25 Гражданского процессуального кодекса РФ относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению. К действиям, в частности, относятся выраженные в устной форме требования должностных лиц органов, осуществляющих государственный надзор и контроль.
Из существа заявления, поданного Холоповым С.И. в порядке главы 25 Гражданского процессуального кодекса РФ, следует, что заявитель обжалует не действие или бездействие администрации муниципального образования сельского поселения «Выльгорт», а решение последней как акт органа местного самоуправления, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для Холопова С.И.
Исходя из положений статьи 258 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для удовлетворения заявления об оспаривании решения органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, является установление нарушения прав и свобод заявителя, а также не соответствие закону или иному нормативному правовому акту обжалуемого решения.
Так, проверив законность обжалуемого решения суд приходит к следующему выводу.
Правовые, экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения в Российской Федерации урегулированы Федеральным законом от 31.03.1999 №69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации».
В силу положений ст.17 названного закона развитие газификации территорий Российской Федерации осуществляется на основании перспективного баланса добычи и потребления газа, а также принятых в установленном порядке федеральной, межрегиональных и региональных программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций. Порядок разработки и реализации указанных федеральных программ устанавливается Правительством Российской Федерации. Финансирование федеральных программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций может осуществляться за счет средств федерального бюджета, бюджетов соответствующих субъектов Российской Федерации и иных не запрещенных законодательством Российской Федерации источников.
При этом для целей Федерального закона «О газоснабжении в Российской Федерации» под газификацией понимается деятельность по реализации научно-технических и проектных решений, осуществлению строительно-монтажных работ и организационных мер, направленных на перевод объектов жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных объектов на использование газа в качестве топливного и энергетического ресурса.
В развитие положений указанного Федерального закона постановлением Правительства РФ от 03.12.2002 №858 утверждена федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2013 года», в рамках которой в качестве мероприятия в области развития газификации в сельской местности предусмотрены осуществление строительства и реконструкции распределительных газовых сетей в населенных пунктах, расположенных в сельской местности; повышение уровня газификации жилого фонда в сельской местности; внедрение экономичных энергосберегающих технологий строительства и эксплуатации газовых сетей, высокоэффективного и экологически безопасного оборудования для использования газового топлива; повышение эффективности использования сетевого газа.
Постановлением Правительства РК от 30.09.2011 №436 «О долгосрочной республиканской целевой программе «Социальное развитие села (2012 - 2013 годы)» утверждена одноименная целевая программа, в соответствии с которой органам местного самоуправления муниципальных образований городских округов и муниципальных районов Республики Коми рекомендовано разработать, утвердить и обеспечить финансирование муниципальных программ социального развития села с включением в состав программ мероприятий по развитию газификации частично газифицированных сельских населенных пунктов и развитию водоснабжения в сельских населенных пунктах с учетом положений Программы.
В связи с чем, администрацией муниципального образования сельского поселения «Выльгорт» в соответствии с п.4 ч.1 ст.14 Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» разработана и утверждена муниципальная целевая программа «Социальное развитие села Выльгорт в 2012 году».
Так, в данной программе в качестве программного мероприятия указано проведение газопровода к индивидуальным жилым домам по <данные изъяты> с.Выльгорт Сыктывдинского района, в связи с чем, суд приходит к выводу, что права заявителя по использованию им газовых сетей не нарушаются действиями заинтересованного лица, поскольку не препятствуют реализации его субъективных прав и одновременно не возлагает на заинтересованное лицо администрацию муниципального образования сельского поселения «Выльгорт» дополнительных обязанностей.
Положения рассматриваемой программы, предусматривающие такие мероприятия как проведение газопровода – ввода к жилому помещению, по мнению суда, также отвечают требованиям закона, поскольку анализ изложенных правовых актов с учетом обстоятельств, установленных в судебном заседании, позволяет придти к выводу, что законодательство в области газоснабжения в Российской Федерации, в том числе целевые программы, не корреспондируют органам местного самоуправления обязанность первоочередного или определенного способа реализации отдельных муниципальных программ, в той мере в какой выражены требования заявителя, в связи с чем, суд данный заинтересованным лицом заявителю ответ, расцененный Холоповым С.И., как незаконное решение в виде бездействия, таковым не расценивает и не находит правовых оснований для удовлетворения заявленных требований в этой части.
При этом суд, рассматривая требования Холопова С.И. о возложении обязанности изготовить проект и включить дом <адрес> в общий проект по газификации индивидуальных домов, так же находит необоснованными и неподлежащими удовлетворению в силу следующего.
Так, в соответствии со ст.307 Гражданского кодекса РФ в силу обязательства одно лицо обязано совершить в пользу другого лица определенное действие. При этом обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.
Согласно положениям ст.308 Гражданского кодекса РФ обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон. В случаях, предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон, обязательство может создавать для третьих лиц права в отношении одной или обеих сторон обязательства.
Из объяснений представителя заинтересованного лица и предоставленных в материалы дела доказательств следует, что разработка и изготовление технической документации проекта по строительству газопровода к жилым домам по <данные изъяты> Сыктывдинского района произведена за счет и по инициативе собственников жилых домов, указанных в проекте, что, в свою очередь, и послужило основанием для включения конкретных жилых домов в программные мероприятия по газификации сельского поселения «Выльгорт» в 2012 году.
Принимая во внимание изложенное, с учетом приведенных норм действующего законодательства, суд приходит к выводу, что сторонами по обязательствам разработки и изготовления технической документации проекта по строительству газопровода к жилым домам в рассматриваемом случае являются собственники, ввод к жилым домам которых предусмотрен программными мероприятиями, и ОАО ПИ «Комигражданпроект», в связи с чем, у администрации муниципального образования сельского поселения «Выльгорт» не возникла обязанность по включению дома Холопова С.И. в техническую документацию проекта по строительству газопровода к жилым домам по <данные изъяты> Сыктывдинского района – общую пояснительную записку 9311-ОПЗ, альбом 0-01.
При этом, как указывалось выше, разработанная и утвержденная муниципальная целевая программа «Социальное развитие села Выльгорт в 2012 году» не порождает обязанности у заинтересованного лица включать расходы по строительству газопровода к дому Холопова С.И. в сметную документацию, при этом не лишают последнего по окончании строительства газопровода в самостоятельном порядке заказать проект строительства газопровода-ввода с целью подключения дома <адрес> к распределительным газовым сетям.
Таким образом, суд в соответствии со ст.67 Гражданского процессуального кодекса РФ, оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, с учетом положений ст.56 Гражданского процессуального кодекса РФ, приходит к выводу о необоснованности заявления Холопова С.И. и об отказе в удовлетворении его заявления, поскольку оспариваемое им решение принято в соответствии с законом в пределах полномочий и не нарушает права, свободы и законные интересы заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявления Холопова С.Н. к администрации муниципального образования сельского поседения «Выльгорт» об оспаривании бездействия, возложении обязанности изготовить проект и включить <адрес> с.Выльгорт в общий проект по газификации индивидуальных домов отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня его принятия.
Судья Д.А. Колесникова
Копия верна. Судья