об обеспечении мероприятий по безопасности скотомогильника



РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

4 февраля 2010 г. Сызранский районный суд Самарской области в составе председательствующего Шлеппер Е.И.

с участием прокурора Пивоварова с.В.

при секретаре Радевич О.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело Номер обезличен по исковому заявлению прокурора Сызранского района в интересах жителей п.г.т. Балашейка к Администрации городского поселения Балашейка муниципального района Сызранский Самарской области о понуждении представления в орган, осуществляющий государственную регистрацию права сведений о наличии на территории поселения скотомогильника, осуществлении в течении года со дня вступления решения суда в законную силу мероприятий по обеспечению безопасности скотомогильника,

У С Т А Н О В И Л

В судебном заседании прокурор свои исковые требования поддержал и пояснил, что на территории Сызранского района в пределах городского поселения Балашейка на расстоянии 1-2 км от населенного пункта, имеется скотомогильник, расположен на возвышенности, объект не обвалован, не огорожен, нет траншеи, нет места для вскрытия трупов, подъездные пути отсутствуют. Подъездные пути к скотомогильнику отсутствуют, почва песчаная, залегание грунтовых вод 9 метров. Скотомогильник представляет собой врытые в землю бетонные кольца и 9 метров, заполненный трупами наполовину. Площадь скотомогильника определить невозможно.

Данный скотомогильник полностью не соответствует ветеринарно- санитарным правилам сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов от 14.12. 1995г № 13-72/469.

Объект не имеет балансового содержателя.

В соответствии со ст. 2 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 196 -ФЗ от 30.12 2001г органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства России в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Согласно Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных приказом Минсельхоза РФ от 16.08.2007г № 400, которые являются обязательными для организаций независимо от форм собственности и определяют условия сбора и утилизации и уничтожения биологических отходов; нераспространения возбудителей инфекционных и инвазионных болезней животных; предупреждения заболеваний людей зооантропонозными болезнями; охраны окружающей среды от загрязнения установлено, что ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермические ямы) в соответствии с настоящими правилами возлагается на местную администрацию, руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты.

Таким образом, сбор, утилизация и уничтожение биологических отходов, а также эксплуатация скотомогильников должны возлагаться на органы местного самоуправления, если владелец данных объектов не определен.

Поскольку на данный момент эксплуатация скотомогильника никем не осуществляется, отсутствует субъект, в ведении которого находится скотомогильник, поэтому данный объект относится к бесхозяйной недвижимой вещи. Обустройством и контролем указанного скотомогильника не занимается никто.

В силу ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной вещи на учет, орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании прав собственности на эту вещь.

Отсутствие надлежащего контроля над скотомогильниками со стороны органов местного самоуправления влечет неблагоприятные последствия, которые могут проявляться в форме загрязнения окружающей среды, порчи, уничтожении, повреждении, истощении природных ресурсов, разрушения экологической системы. Вследствие подобной деградации природы может быть причинен ущерб здоровью и имуществу граждан.

Постановлением Собрания Представителей Сызранского района Номер обезличен от Дата обезличена утверждено Положение о порядке принятия на учет объектов бесхозяйного недвижимого имущества.

Согласно п.п.4,5 Положения о принятии на
учет бесхозных недвижимых вещей (утв. постановлением Правительства
РФ от 17.09.2003г, № 580 на учет принимаются объекты недвижимого
имущества, которые не имеют собственников, или собственники
которых не известны, или от права собственности, на которые
собственники отказались, в порядке, предусмотренном статьей 225 и статьей
236 Гражданского Кодекса РФ.

Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в едином экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества. Однако администрацией городского поселения Балашейка муниципального района - Сызранский вышеуказанные действия на сегодняшний день не выполнены,

В нарушении данного Положения администрация городского поселения Балашейка района достоверно располагая сведениями о наличии на территории поселения скотомогильника, не приняла меры по определению недвижимой вещи бесхозяйной в установленном порядке.

В соответствии с п. 8ч. 1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения (в соответствии с п, 7 ч. 1 ст. 15 этого же закона) к вопросам местного значения муниципального района относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района. Согласно ст. 1 Закона РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предупреждение чрезвычайных ситуаций это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижения размеров ущерба окружающей, природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Скотомогильник относится к объектам недвижимого имущества, как отвечающий требованиям ст. 130 ГК РФ. Уничтожение биологических отходов путем захоронения в землю категорически запрещается, в связи, с чем предусмотрено их захоронение в скотомогильники (биотермические ямы) п. 1.7. Правил.

Скотомогильник - это место, отведенное для захоронения риска биологических отходов, к которым относятся трупы животных и птиц; ветеринарные конфискаты, выявленные, после ветеринарно-санитарной экспертизы, другие отходы, получаемые при переработке пищевого и не пищевого сырья животного происхождения. Законодательство РФ определяет земельные участки, на которых расположены скотомогильники, как зоны специального назначения (п. 13 ч 9 ст. 35 Градостроительного кодекса), объекты, влияющие на состояние подземных вод (ст. 59 Водною кодекса РФ), участки с возможным заражением почвы. Поэтому ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильников (биотермических им) с учетом их назначения является нужной составляющей мер по предупреждению чрезвычайных ситуации, в частности биолого-социальных. В соответствии с п. 6.10 Правил ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы) возлагается на местную администрацию, руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты, что также подтверждено сложившейся судебной практикой (определение Верховного суда РФ от 13 июня 2006г. №2 КАС06-193). Согласно акта проверки, составленного службой ветнадзора следует, что на территории сельского поселения Балашейка имеется один объект по утилизации биологических отходов, который не отвечает нормам безопасности биотермических ям.

Согласно ст., 42 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, а также право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций закрепленное ст. 18 Федерального закона от 21,12.1994г. № 68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Статус указанных сооружений, как бесхозяйных, являющихся объектами, создающими повышенную опасность для населения городского поселения Балашейка муниципального района Сызранский Самарской области, требует принятие незамедлительных мер по понуждению администрации сельского поселения Балашейка обратиться с заявлением в учреждение юстиции по государственной регистрации права на недвижимое имущество для постановки данного скотомогильника на учет как бесхозяйной недвижимой вещи,

Учитывая, что Прокурор в порядке ст. 45 ГПК ГК наделен правом по обращению в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в данном случае прокурор обращается в защиту экологических прав неопределенного круга лиц и просит суд обязать администрацию городского поселения Балашейка представить в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о наличии на территории сельского поселения Балашейка скотомогильника в с. Балашейка, не имеющего собственника, в соответствии с требованиями, предусмотренными положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей.

Обязать орган местного самоуправлению сельского поселения Балашейка муниципального района Сызранского Самарской области осуществлять в течении года со дня вступления решения суда в законную силу мероприятия по обеспечению безопасности бесхозяйного имущества -скотомогильника в с. Заборовка, устройству, санитарному состоянию и оборудованию скотомогильников в соответствии с требованиями ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов.

Глава администрации сельского поселения Балашейка муниципального района Сызранский Пилагин А.Ю. исковое заявление прокурора признал и пояснил, что в с. Балашейка данный скотомогильник строился администрацией Балашейского округа, использовался по назначению. На баланс администрации городского поселения скотомогильник не передавался и скотомогильник является бесхозяйным.

Будут принимать необходимые меры по узаконению и безопасности скотомогильника.

3-е лицо Представитель Управления Россельхознадзора по Самарской области Пустовалов А.А., иск прокурора считает подлежащим удовлетворению, и пояснил, что Дата обезличенаг. был составлен акт по результатам проверки скотомогильника на территории сельского поселения Балашейка соблюдения ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации, и уничтожения биологических отходов..

Данный скотомогильник не соответствует ветеринарно- санитарным правилам Карточка имеется в ГУСО РСББЖ. Акта передачи с баланса районной администрации на баланс администрации сельского поселения нет. Биотермическая яма не соответствует нормам, контроль за её использованием никакой не осуществляется и считает, что в отношении этой биотермической ямы необходимо проведение мероприятий по обеспечению безопасности бесхозного имущества - скотомогильника - устройству, санитарному состоянию и оборудованию в соответствии с требованиями ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, а также предоставить в орган осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о наличии на территории сельского поселения скотомогильника.

3-е лицо начальник отдела экологического контроля администрации Сызранского района Петрихин В.Д. также считает иск прокурора подлежащим удовлетворению пояснил, что скотомогильник в п.г.т. Балашейка был построен в 2003 году администрацией Балашейского округа. Скотомогильник действующий.

Из письменных материалов дела следует:

Из акта проверки Номер обезличен от Дата обезличенаг проведенной госинспектором госветнадзора Управления Россельхознадзора по Самарской области ветврачом - инспектором ГУСо РСББЖ в присутствии главы городского поселения Балашейка Пилагина А.Ю. следует, что расположенный на территории сельского поселения скотомогильник не соответствует требованиям Закона РФ № 4079-1 от 14.05.1993г «О ветеринарии»; ФЗ № 29 от 2.01.2000г «О качестве и безопасности пищевых продуктов», ст. 3; Постановления Правительства РФ № 987 от 21.12. 2000г «О государственном надзоре и контроле в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов»; Постановления Правительства РФ от 29.09.1997г № 1263 «Об утверждении Положения проведения экспертизы некачественных и опасных продовольственного сырья и пищевых продуктов, использовании и уничтожении»; Постановления Правительства РФ от 19.06.1994г № 706 «Об утверждении Положения о государственном ветеринарном надзоре в РФ»; Положения о подразделении государственного ветеринарного надзора на предприятиях по переработке и хранению продуктов животноводства от 14.10.1994г № 13-7-2/13 (Минюст. от 27.10.1994г № 710); Инструкции Минсельхозпрода РФ по ветеринарному клеймению мяса от 28.04.1994г (Минюст. № 575 от 23.05.1994г) ; Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожении биологических отходов от 4.12.1995г № 13-7-2/4; Правил ветсанэкспертизы продуктов животноводства и растениеводства от 4.05.2000г. л.д12

Суд, заслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего иск подлежащим удовлетворению, пришел к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим обстоятельствам:

согласно ст. 225 ГК РФ, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник, которой не известен, либо вещь, от права собственности, на которую собственник отказался.

Судом в судебном заседании установлено, что на территории городского поселения Балашейка, а именно в п.г.т. Балашейка расположена биотермическая яма, которые не отвечают требованиям безопасности биотермических ям, что подтверждается актом ветнадзора от Дата обезличенаг, ветеринарно-санитарной карточкой на указанный скотомогильник.

А также из сообщения начальника экологического отдела Администрации Сызранского района, подтверждением главы Администрации городского поселения Балашейка следует, что о собственнике данной ямы стороны не располагают, и поэтому суд считает представленные доказательства достаточными для установления данной ямы бесхозной.

В соответствии со ст.225 ГК РФ и п.45 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей (утв. Постановлением Правительства РФ от 17.03.2003 г №580) бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.

Установлено, что в регистрационную службу сведений о том, что на территории городского поселения Балашейка имеется биотермическая яма. не имеющая собственника не передавали, и поэтому суд считает необходимым обязать орган местного самоуправления - администрацию сельского поселения Балашейка муниципального района Сызранский Самарской области, предоставить в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о наличии на территории сельского поселения скотомогильника (биотермической ямы) не имеющего собственников в соответствии с требованиями, предусмотренные положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей.

В соответствии с п. 8 ч 1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, а также согласно п.1.7. Ветеринарно - санитарных Правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утв. 04.12.1995г. из № 13-7-2/496 Министерством сельского хозяйства и продовольствия РФ ( в ред. Приказа Минсельхоза РФ от 16.08.2007г..N 400. с изменениями. внесенными Верховным Судом РФ от 13.06.2006г. № КАС 0б193). уничтожение биологических отходов путем захоронения в землю категорически запрещается, в связи с чем предусмотрено их захоронение и скотомогильники (биотермические ямы) и в соответствии с п. 6.10 вышеуказанных Правил ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы) как зоны специального назначения (п. 13 ч. 9 ст. 35 Градостроительного кодекса), объекта, влияющего на состояние подземных вод (ст. 59 Водного кодекса РФ), участка с возможным заражением почв, возлагается на местную администрацию, руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты, что также следует из Определения Верховного Суда РФ от 13.06.2006 г №КАС 06-193.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

В правах администрации сельского поселения решения вопроса об обустройстве имеющегося скотомогильника, либо ликвидации его и строительства нового. Администрация в праве решить вопрос об использовании скотомогильника юридическими лицами на договорных условиях. Законом на органы местного самоуправления возлагается обязанность по регистрации и осуществления мероприятий по обеспечению безопасности скотомогильников (биотермических ям) находящихся на территории сельского поселения.

Суд пришел к выводу, что заявление прокурора подлежит удовлетворению в полном объеме, и полагает необходимым обязать администрацию городского поселения Балашейка муниципального района Сызранский Самарской области представить в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о наличии на территории поселения скотомогильник, не имеющего собственника в соответствии с требованиями, предусмотренными положением о принятии на учет бесхозяйных вещей и осуществлять мероприятия по обеспечению безопасности бесхозяйного имущества - скотомогильника в п.г.т. Балашейка устройству, санитарному состоянию и оборудованию скотомогильников, и соответствии с требованиями ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов в течение года со дня вступления в законную силу судебного решения, т.е. до определения собственника бесхозяйного имущества, что соответствует ст. 1 Закона РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», где указывается на предупреждение и уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций в целях сохранения здоровья людей, снижения размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 13, 194-198 ГПК ГФ, ст. 130 225 ГК РФ, 14 п. 8 ФЗ «об общих принципах организации местного самоуправления в РФ, п.1.7. Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов», суд

РЕШИ Л:

Обязать орган местного самоуправления - администрацию сельского поселения Балашейка муниципального района Сызранский Самарской области представить в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о наличии на территории сельского поселения скотомогильника в п.г.т. Балашейка не имеющего собственника, в соответствие с требованиями, предусмотренные положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей

Обязать администрацию городского поселения Балашейка муниципального района Сызранский Самарской области осуществлять в течение года со дня вступления решения суда в законную силу мероприятия по обеспечению безопасности бесхозяйного имущества - скотомогильника в п.г.т. Балашейка. устройству, санитарному состоянию и оборудованию скотомогильника в соответствии с требованиями - санитарных правил сбора, утилизации и уничтожении биологических отходов.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение 10 дней через Сызранский районный суд со дня изготовления мотивированного решения.

Председательствующий

Решение изготовлено в мотивированной форме Дата обезличена

Судья Е.И. Шлеппер

Копия верна

Судья Е.И. Шлеппер