РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 октября 2010 года г. Сызрань
Сызранский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Котовой М.А.
с участием помощника прокурора Сызранского района Самарской области Лебедевой Н.В.
при секретаре Фокиной Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по заявлению прокурора Сызранского района Самарской области в интересах неопределенного круга лиц - несовершеннолетних учащихся ОУ Новорачейская ООШ об обжаловании действий (бездействий) должностных лиц и возложении обязанности устранить допущенные нарушения,
у с т а н о в и л:
Прокурор Сызранского района Самарской области обратился в суд с заявлением об обжаловании действий (бездействий) органа местного самоуправления- администрации Сызранского района, указав в заявлении, что в рамках осуществления надзора за соблюдением требований Федерального закона от 30.03.1999 года № 52- ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», проведена проверка соблюдения требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в общеобразовательном учреждении Новорачейская ООШ, расположенном по адресу: <адрес>, в целях создания безопасных условий воспитания, обучения, ухода, присмотра оздоровления учащихся и работающего персонала. В ходе проверки в ОУ Новорачейская ООШ установлены следующие нарушения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения: отопительные приборы не ограждены съемными деревянными решетками; при обеденном зале нет умывальных раковин для мытья рук; в дошкольных группах к умывальникам не проведена горячая вода; выполненное ограждение территории школы не соответствует п.2.2.3. СанПиН 2.4.2. 1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях»; не организованы медицинские пункты в общеобразовательном учреждении и дошкольных группах. Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в г.Сызрани в выданном руководителю ОУ Новорачейская ООШ предписании № от 14.12.2009 года ставился вопрос о приведении образовательного учреждения в надлежащее состояние в части выполнения мероприятий по устранению нарушений требований санитарно - эпидемиологического законодательства в срок до 15.08.2010 года, а по двум пунктам нарушений до 15.08.2011 года. До настоящего времени вышеуказанные нарушения в полном объеме не устранены. Данное учреждение является общеобразовательным учреждением основной общеобразовательной школы, осуществляющим образовательно-воспитательный процесс и реализует общеобразовательные программы. Финансирование образовательного учреждения осуществляется учредителями: Министерством образования и науки Самарской области по нормативам, обеспечивающим материальное содержание обучающихся и образовательный процесс; и администрацией Сызранского района по муниципальным программам, реализуемым ОУ, по реконструкции и капитальному ремонту зданий и сооружений, оплате коммунальных услуг, приобретению оборудования. Согласно п.п. 2.2. Договора о совместном учредительстве образовательных учреждений от 12.11.2002 года заключенном между департаментом науки и образования администрации Самарской области и администрацией Сызранского района - администрация Сызранского района осуществляет финансирование муниципальных программ, реализуемых учреждениями; осуществляет реконструкцию и капитальный ремонт зданий и сооружений учреждений, оплату коммунальных услуг и приобретаемого для учреждений оборудования длительного пользования, содействует учреждениям в решении вопросов их материально-технического обеспечения. Неоднократно направляемые заявки руководителем образовательного учреждения в адрес администрации Сызранского района о выделении денежных средств на устранение нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства остаются без внимания. Самостоятельно общеобразовательное учреждение не может устранить вышеуказанные нарушения санитарных норм и правил, поскольку требуется вложение значительных денежных средств, а также в связи с отсутствием собственных средств и бюджетным финансированием, а финансирование администрацией Сызранского района на устранение указанных нарушений санитарно - эпидемиологического законодательства осуществляется недостаточно. Проверка показала, что Учредителем учреждения - администрацией Сызранского района ненадлежащим образом и не в полном объеме выполняются обязанности по содержанию образовательного учреждения. Просил признать бездействие органа местного самоуправления - администрации Сызранского района по непринятию мер к устранению нарушений требований санитарно - эпидемиологического законодательства в ОУ Новорачейская ООШ незаконным и обязать администрацию Сызранского района устранить нарушения законодательства по обеспечению требований санитарно - эпидемиологического законодательства в общеобразовательном учреждении Новорачейская общеобразовательная школа путем проведения необходимых организационно - хозяйственных мероприятий, а именно: оградить отопительные приборы съемными деревянными решетками; при обеденном зале установить умывальные раковины для мытья рук; в дошкольных группах к умывальникам провести горячую воду; выполнить ограждение территории школы в соответствии с п.2.2.3. СанПиН 2.4.2. 1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях»; организовать медицинские пункты в общеобразовательном учреждении и дошкольных группах в соответствии с п.2.3.22 СанПиН 2.4.2. 1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях».
Представитель прокуратуры Сызранского района Самарской области - помощник прокурора Лебедева Н.В. в судебном заседании требования, изложенные в заявлении поддержала, уточнив их и пояснила, что от требований в части выполнения программы производственного контроля, включающую лабораторно-инструментальные требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях и оборудования песочницы в соответствии с СанПиН отказывается, поскольку данные требования до рассмотрения дела в суде школой исполнены, а также отказывается от требований по замене устаревшей мебели и в части возложения обязанности по обеспечению кабинета информатики специализированной мебелью.
Представители администрации муниципального района Сызранский Самарской области Ляшкова А.П., действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, Балабашина Т.С., действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании пояснили, что администрация Сызранского района принимает меры к устранению нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства. Постановлением администрации Сызранского района №696 от 16 сентября 2010 года «О внесении изменений в постановление администрации Сызранского района №527 от 13 июля 2010 года «О проведении и финансировании работ по капитальному ремонту зданий образовательных учреждений муниципального района Сызранский на 2010 год» выделены бюджетные ассигнования на финансирование ремонтных работ по образовательным учреждениям в сумме 983 503 рубля. На финансирование ремонтных работ в ОУ Новорачейская ООШ выделено 275240 рублей.
Представитель заинтересованного лица Западного управления Министерства образования и науки Самарской области в судебное заседание не явился, о дне рассмотрения дела был извещен заблаговременно и надлежащим образом.
Представитель заинтересованного лица общеобразовательного учреждения Новорачейская ООШ Финогина А.А. пояснила, что на устранение указанных в заявлении прокурора нарушений денежные средства должны выделяться учредителем- администрацией Сызранского района, своих денежных средств у образовательного учреждения не имеется.
Заслушав прокурора, представителей заинтересованных лиц, проверив и исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора Сызранского района Самарской области обоснованны и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников и выполнятся требования санитарного законодательства
Согласно п.п. 2.2. Договора о совместном учредительстве образовательных учреждений от 12.11.2002 года заключенном между департаментом науки и образования администрации Самарской области и администрацией Сызранского района - администрация Сызранского района осуществляет финансирование муниципальных программ, реализуемых учреждениями; осуществляет реконструкцию и капитальный ремонт зданий и сооружений учреждений, оплату коммунальных услуг и приобретаемого для учреждений оборудования длительного пользования, содействует учреждениям в решении вопросов их материально-технического обеспечения.
При рассмотрении дела в судебном заседании было установлено, что Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в г.Сызрани была проведена проверка исполнения законодательства санитарно - эпидемиологического благополучия общеобразовательным учреждением Старорачейская СОШ. В ходе проведения проверки были выявлены нарушения, которые были указаны в предписании № от 14 декабря 2009 года, в том числе: в срок до 15.08.2010 года в соответствии с требованиями п.3.4 СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования» при обеденном зале столовой предусмотреть раковины для мытья рук; в срок до 15.08.2010 года в дошкольных группах к умывальникам обеспечить подводку горячей воды в соответствии с требованиями п.2.7.6. СанПиН 2.4.1.1249-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений»; в срок до 15.08.2010 года в соответствии с требованиями п.2.5.1 СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» установить на отопительные приборы съемные деревянные решетки; в срок до 15.08.2010 года медицинский пункт в общеобразовательном учреждении оборудовать в соответствии с требованиями п. 2.3.22 СанПин 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях»; в срок до 15.08.2010 года оборудовать медицинские блоки в дошкольной группе и в филиале Новорачейская ООШ в соответствии с требованиями п.2.21.22 СанПиН 2.4.1.1249-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных учреждений»; в срок до 15.08.2011 года выполнить ограждение территории школы в соответствии с п.2.2.3. СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях». Директором школы неоднократно направлялись в адрес администрации Сызранского района письма с просьбой выделить денежные средства для устранения вышеуказанных нарушений, но денежные средства на эти цели учредителем не выделялись и до настоящего времени указанные нарушения не устранены.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что заявление прокурора Сызранского района Самарской области обоснованно и подлежит удовлетворению, поскольку устранение вышеуказанных нарушений относится к ремонту зданий и должно финансироваться администрацией Сызранского района Самарской области, поскольку администрация является учредителем данного общеобразовательного учреждения.
Доводы представителей администрации Сызранского района о том, что администрацией района принимались и принимаются меры по устранению выявленных нарушений законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии не могут служить основанием для отказа в удовлетворении заявленным прокурором района требований, поскольку в судебном заседании администрацией района, кроме постановлений о запланированном финансировании, не было представлено доказательств того, что администрацией принимались меры по устранению вышеуказанный нарушений, которые были выявлены в ходе проверки законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-197, 254 ГПК РФ, ст. 31 ФЗ РФ «Об образовании», ст. 28 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», суд
р е ш и л:
Признать бездействие органа местного самоуправления - Администрации Сызранского района по непринятию мер к устранению нарушений требований санитарно - эпидемиологического законодательства в Общеобразовательном учреждении Новорачейская общеобразовательная школа незаконным.
Обязать Администрацию Сызранского района Самарской области в срок до 01 сентября 2011 года устранить нарушения законодательства по обеспечению требований санитарно-эпидемиологического законодательства в общеобразовательном учреждении Новорачейская общеобразовательная школа и провести следующие необходимые организационно - хозяйственные мероприятия:
- оградить отопительные приборы съемными деревянными решетками;
- ограждение территории ОУ ООШ выполнить в соответствии с требованиями п.2.2.3 СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях»;
- при обеденном зале установить умывальные раковины для мытья рук;
- в дошкольных группах к умывальникам провести горячую воду;
- организовать медицинские пункты в Новорайчейской ООШ и дошкольных группах в соответствии с требованиями п. 2.3.22 СанПин 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях».
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Сызранский районный суд в течение 10 дней.
Судья-подпись.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья-подпись.
Копия верна.
Судья - М.А.Котова