Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 ноября2010 года Сызранский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Байгуловой Г.С.
при секретаре Чечиной М.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению Ананьевой Л.С., Детинкиной Е.С. к администрации Сызранского района о признании права собственности на часть жилого дома и земельный участок в порядке наследования по закону,
у с т а н о в и л:
Ананьева Л.С. и Детинкина Е.С. обратились в суд с исковым заявлением к администрации Сызранского района о признании права собственности на часть жилого дома и земельный участок в порядке наследования по закону, указав в исковом заявлении, что 26 февраля 2009 года умерла их бабушка Д. Л.Ф. После её смерти открылось наследство в виде части жилого дома общей площадью 37,6 кв.м. и земельного участка площадью 1000 кв.м., расположенных по адресу <адрес>. Данное наследственное имущество принадлежало Д. Л.Ф. на основании договора дарения от 29 февраля 1984 года и свидетельства № о праве собственности на землю, выданного на основании постановления Старо-Рачейского сельского совета № 70 от 23 марта 1992 года «О закреплении земельных участков». В свидетельстве дата выдачи не указана и в фамилии бабушки имеются исправления. Согласно выписки из похозяйственной книги администрации сельского поселения Старая Рачейка Д. Л.Ф. принадлежит на праве собственности домовладение, расположенное в <адрес>, общей площадью 40 кв.м., жилой площадью 30 кв.м. После смерти Д. Л.Ф. они являются наследницами первой очереди, так как их отец Д. С.В., сын Д. Л.Ф., умер 03.08.1997 года. Они обратились в нотариальную контору за получением свидетельства о праве на наследство. Однако нотариус г. Сызрани Б. Г.Н. в выдаче свидетельства о праве на наследство отказала по вышеизложенным основаниям. Поэтому просят признать за ними право общей долевой собственности по 1/2 доле за каждой в праве на земельный участок, площадью 1000 кв.м. и часть жилого дома, общей площадью 37,60 кв.м., жилой площадью 27,10 кв.м., расположенные в <адрес>, в порядке наследования по закону после смерти Д. Л.Ф., умершей 26 февраля 2009 года.
В судебном заседании истицы Ананьева Л.С., Детинкина Е.С. свои исковые требования поддержали, сослалась на доводы, изложенные в исковом заявлении и дополнили, что жилой дом в <адрес> состоит из двух частей, стоящих на одном фундаменте на расстоянии 1 метра друг от друга. Каждая часть дома имеет свой отдельный вход, свое отопление, при каждой части дома имеются свои надворные постройки и земельный участок. Пространство между частями дома было забито досками, поэтому он и выгляди как один целый дом. Их бабушка была собственницей одной части дома, собственником другой части дома является Сафонова Л.Н.. При оформлении технической документации на часть жилого дома принадлежавшего их бабушке - Д. Л.Ф. в органах ГУТ ЦТИ Сызранского района, ими был представлен договор дарения от 29.02.1984 года, на основании которого был изготовлен технический паспорт на весь дома, в том числе и на часть дома которая принадлежит Сафоновой Л.Н. Так как в правоустанавливающих документах имеются противоречия они не могут оформить свои права на наследство у нотариуса. Признать за ними право собственности на 1/2 доли за каждой в праве общей долевой собственности на земельный участок площадью 1000 кв.м. и право собственности на 1/2 доли за каждой в праве общей долевой собственности часть жилого дома, общей площадью 37,60 кв.м., жилой площадью 27,10 кв.м., расположенные по адресу: <адрес>, в порядке наследования по закону после Д. Л.Ф., умершей 26 февраля 2009 года.
Ответчик Софонова Л.Н. в судебном заседании исковые требования Ананьевой и Детинкиной признала, пояснила, что она является собственником второй части жилого дома, расположенного в <адрес>. Эту часть жома по договору дарения подарили ей ее родители. Дом ее родителей и дом соседки - Х. П.М. стоял на одном фундаменте, но между ними было расстояние около метра, т.е. это были две части жилого дома стоящих одном фундаменте. Затем со временем расстояние между домами для утепления было забито досками, и теперь дом смотрится как целый дом с двумя отдельными входами. У каждой части дома имеется свое отопление, при каждой части дома имеются свои надворные постройки. В 1992 году при передаче в собственность земельных участков ей к ее части жилого дома был выделен в собственность земельный участок, который огорожен забором. Споров по границам земельных участков не имеется.
Представитель ответчика - администрации Сызранского района Самарской области, в судебное заседание не явился, предоставив в суд заявление, в котором просит рассмотреть дело без его участия, исковые требования Ананьевой Л.С., Детинкиной Е.С. признают (л.д. 44).
Представитель ответчика - администрации сельского поселения Старая Рачейка, в судебное заседание не явился, представил заявление с просьбой рассмотреть дело без его участия, исковые требования Ананьевой Л.С. и Детинкиной Е.С. признает (л.д. 41).
Представитель третьего лица - Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Самарской области территориальный отдел № 3 в судебное заседание не явился, отзыв на исковое заявление в суд не представил, ходатайство об отложении дела не заявлял, суд определил рассмотреть дело в отсутствии представителя третьего лица.
Суд, заслушав истиц, специалистов ГУП ЦТИ Сызранского района Е. С.В. и П. И.Н., исследовав материалы дела, обозрев копию наследственного дела № после смерти Д. Л.Ф., приходит к выводу, что исковые требования Ананьевой Л.С. и Детинкиной Е.С. обоснованны и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В силу ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские прав и обязанности.
В соответствии с этим - гражданские права и обязанности возникают из актов государственных органов и органов местно самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
Согласно ст. 7 Земельного кодекса РСФСР граждане имели право по своему выбору на получение в собственность, пожизненное наследуемое владение или аренду земельных участков для… личного подсобного хозяйства.
Частью 1 ст. 61 ЗК РСФСР было предусмотрено, что земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства передаются по желанию граждан в собственность местными Советами народных депутатов в соответствии с их полномочиями.
Законом РФ от 23 декабря 1992 года №4196 «О праве граждан РФ на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства» предусмотрено, что передача земельных участков для ведения личного подсобного… хозяйства в частную собственность граждан в городах, поселках… осуществляется в соответствии с земельным законодательством РФ и настоящим Законом.
Судом установлено, что Д. Л.Ф. по договору дарения от 29 февраля 1984 года получила в дар от Х. П.М. домовладение по <адрес>, при этом домовладение в договоре описано как деревянное, одноэтажное домовладение, состоящее из одного целого жилого дома размером 30 кв.м. с надворными постройками. Договор был удостоверен специалистом Старораческого сельского Совета (л.д. 8). На основании договора дарения право на домовладение за Д. Л.Ф. было зарегистрировано в похозяйственной книге № 8 за 1984 год (л.д. 16 оборот). Постановлением администрации Старорачейского округа № 17 от 06 октября 1998 года, вынесенного во изменение постановления № 70 от 23 марта 1992 года «О закреплении земельных участков», земельные участки закреплялись в собственность граждан, проживающих на территории Страрорачейского округа, согласно приложения № 1 в котором под № значится Д. Л.Ф. 0,10 га (л.д. 60-61). Д. Л.Ф. выдано свидетельство № на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей на земельный участок, общей площадью 0,10 га, расположенный в <адрес>, в котором в фамилии Д. Л.Ф. имеются неоговоренные исправления. Кроме того, в свидетельстве имеются противоречия: при указании целевого использования земель указано - для постоянного пользования, а в графе: вид пользования землей указано - в собственность (л.д. 9). Свои права на принадлежащие ей часть дома и земельный участок Д. Л.Ф. при жизни надлежащим образом в органах технической инвентаризации и в УФРС не зарегистрировала Право собственности Д. Л.Ф. на указанное имущество подтверждается выписками из похозяйственной книги администрации сельского поселения Старая Рачейка № 1292 от 28 сентября 2009 года, согласно которым Д. Л.Ф. принадлежит на праве собственности домовладение (л.д.10) и земельный участок, площадью 1000 кв.м., расположенные в <адрес> (л.д.26). На основании Постановления администрации сельского поселения Старая Рачейка № 172 от 28 сентября 2009 года земельному участку с частью дома, принадлежащим Д. Л.Ф., присвоен почтовый адрес: <адрес>. Ранее указывался адрес: <адрес> (л.д. 23).
05 декабря 1990 года в администрации Старорачейского сельского Совета был зарегистрирован договор дарения, заключенный между Б. Н.П. и Сафоновой Л.Н., согласно которому Б. Н.П. подарил Сафоновой Л.Н. принадлежащий ему на праве собственности дом, расположенный по <адрес>, состоящий из одного целого жилого дома (л.д.65). К указанное жилому дому Сафоновой Л.Н. был выделен земельный участок площадью 0,10 (л.д.66). Согласно выписке из похозяйственной книги №1451 от 24 ноября 2010 года Сафоновой Л.Н. принадлежит на праве личной собственности домовладение с земельным участком 1000 кв.м., расположенные в <адрес>, право на домовладение зарегистрировано в похозяйственной книге № за 1990 года на основании договора дарения № от 05 декабря 1990 года (л.д.67). На основании Постановления администрации сельского поселения Старая Рачейка № 236 от 23 ноября 2010 года земельному участку с частью дома, принадлежащим Сафоновой Л.Н., присвоен почтовый адрес: <адрес>. Ранее указывался адрес: <адрес> (л.д. 64).
Таким образом, в судебном заседании установлено, что администрацией сельского Совета с. Старая Рачейка при оформление договоров дарения жилого дома, заключенных 29 февраля 1984 года между Х. П.М. и Д. Л.Ф. и 05 декабря 1990 года между Б. Н.П. и Сафоновой Л.Н., указан один и тот же адрес расположения жилого дома - <адрес>.
После смерти Д. Л.Ф., ее наследники стали оформлять техническую документацию на домовладение, принадлежавшее их бабушке - Д. Л.Ф., предоставив в органы технической инвентаризации правоустанавливающие документы на имущество Д. Л.Ф. - договор дарения от 29.02.1984 г. и свидетельство на право собственности на землю. В связи с тем, что в правоустанавливающем документе - договоре дарения от 29.02.1984 года подаренное Д. Л.Ф. домовладение было описано как целый дом, органы технический инвентаризации оформили технический паспорт на жилой дом по <адрес> в котором описали как единой целое часть жилого дома, принадлежавшего Д. Л.Ф. и часть жилого дома, принадлежащго Сафоновой Л.Н., указав общую площадь всего домовладения - 89,7 кв.м. (л.д.15).
В судебном заседании Е. С.В. и П. Н.В., допрошенные в качестве специалистов, пояснили, что технический паспорт был оформлен на целый жилой дом по <адрес>, т.к. истцами был представлен правоустанавливающий документ - договор дарения от ДД.ММ.ГГГГ, в котором объектом дарения был указан целый дом по <адрес>. Вместе с тем данный объект недвижимости состоит из двух частей, стоящих на одном фундаменте на расстоянии 1 метра друг от друга, между ними имеется пустота забитая досками, поэтому и создается впечатление одного единого дома. Обе части дома не зависят друг от друга, имеют свой отдельный вход, свою отопительную систему. У каждой части жилого дома имеются свои надворные постройки и свой земельный участок. Фактически Д. Л.Ф. и Сафоновой Л.Н. принадлежали части дома, но т.к. в правоустанавливающих документах - договорах дарения, указано целое домовладение органы технической инвентаризации и описывает его как целый дом указывая обе его части. Считают, что исковое заявление истиц о признании за ними права собственности на часть жилого дома в порядке наследования по закону после смерти Д. Л.Ф. обоснованно, т.к. фактически Д. Л.Ф. принадлежала часть жилого дома, если бы объект недвижимости в договоре был указан правильно, то и органы технической инвентаризации описали бы его именно как часть жилого дома, каковым на самом деле он и является. Общая площадь части жилого дома принадлежавшего Д. Л.Ф. составляет - 37,60 кв.м., жилая площадь 27,10 кв.м.
Согласно описанию в техническом паспорте жилой дом по <адрес> состоит из двух частей, разделенных между собой пустотой, расстояние между ними 1 метр., обе части дома стоят на одном фундаменте, у обеих частей дома имеется одно общее нежилое помещение, разделенное между собой общей стеной. Каждая часть жилого дома имеет свои жилые и не жилые помещения, надворные постройки. Жилые помещения части жилого дома, принадлежавшего Д. Л.Ф. на схеме указаны по №№№1,2,3 (л.д.11-15).
При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу, что Д. Л.Ф. возникло право собственности на спорный земельный участок площадью 1000 кв.м. и часть жилого дома общей площадью 37,60 кв.м., жилой площадью 27,10 кв.м., поскольку земельный участок принадлежал Д. Л.Ф. на основании акта органа местно самоуправления - постановления администрации Старорачейского сельского Совета, наделенной правом распоряжаться землей; часть жилого дома принадлежала ей - на основании договора дарения от 29 февраля 1984 года.
Суд полагает, что ошибка в указании объекта дарения в договоре дарения от 29 февраля 1984 года, заключенного между Х. П.М. и Д. Л.Ф., не может являться основанием для непризнания возникновения у Д. Л.Ф. права собственности на часть жилого дома, поскольку судом при рассмотрении дела установлено что Д. Л.Ф., получив в дар часть жилого дома, владела и пользовалась им, ее права на данный объект недвижимости подтверждены документами выданными органом местного самоуправления.
Государственная регистрация прав на объекты недвижимости является актом признания государством права собственности на объект недвижимости. Права Д. Л.Ф. на часть жилого дома и земельный участок зарегистрированы не были, поэтому ее наследники по закону не могут у нотариуса оформить свои права на данное наследственное имущество.
Частью 2 статьи 218 ГК РФ установлено, что в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В силу ч.1 ст. 1110 ГК РФ при наследовании имущество умершего переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства.
В соответствии с ч.2 ст. 1142 ГК РФ - внуки наследодателя и их потомки наследуют по праву представления.
Согласно ст. 1153 ГК РФ принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
В судебном заседании установлено, что Д. Л.Ф. умерла 26 февраля 2009 года (л.д.51 оборот). Ее наследником первой очереди являлся сын - Д. С.В. (л.д. (л.д.52 оборот), который умер 03 августа 1997 года (л.д.52) Ананьева Л.С. и Детинкина Е.С., являясь внучками Д. Л.Ф. (л.д.53, 54 оборот), приняли наследство после смерти своей бабушки, подав в установленный законом срок заявление нотариусу о принятии наследства (л.д. 49 оборот, 51). В связи с имеющимися противоречиями в правоустанавливающих документах и в связи с тем. что права Д. Л.Ф. на имущество в виде земельного участка и часть жилого дома не зарегистрированы нотариус не принял их для выдачи свидетельства о праве на наследство, разъяснив им необходимость оформления наследственных прав в судебном порядке (л.д.28).
При таких обстоятельствах, суд полагает, исковые требования Ананьевой Е.С. и Детинкиной Л.С. обоснованны и за ним следует признать право собственности на 1/2 доли за каждой в праве общей долевой собственности на земельный участок, площадью 1000 кв.м. и на часть жилого дома общей площадью 37,60 кв.м., жилой площадью 27,10 кв.м., расположенные по адресу: <адрес>, в порядке наследования по закону после Д. Л.Ф., умершей 26 февраля 2009 года.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковое заявление Ананьевой Л.С., Детинкиной Е.С. удовлетворить.
Признать за Ананьевой Л.С., Детинкиной Е.С. право собственности на 1/2 доли за каждой в праве общей долевой собственности на земельный участок площадью 1000 кв.м. и право собственности на 1/2 доли за каждой в праве общей долевой собственности на часть жилого дома, общей площадью 37,60 кв.м., жилой площадью 27,10 кв.м., расположенные по адресу: <адрес>, в порядке наследования по закону после Д. Л.Ф., умершей 26 февраля 2009 года.
Решение может быть обжаловано в течение 10 суток в Самарский областной суд через Сызранский районный суд.
Судья: подпись
Копия верна:
Судья: Г.С. Байгулова