РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 декабря 2010 года г. Сызрань
Сызранский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Байгуловой Г.С.
при секретаре Чечиной М.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по заявлению прокурора Сызранского района Самарской области в интересах жителей восьмиквартирного дома об обжаловании бездействия органа местного самоуправления,
у с т а н о в и л:
Прокурор Сызранского района Самарской области обратился в суд с заявлением в интересах жителей восьмиквартирного дома об обжаловании бездействия органа местного самоуправления, указав в заявлении, что в прокуратуру Сызранского района поступило обращение К. К.С. о защите жилищных прав. Проведенной прокуратурой проверкой установлено, что распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Самарской области от 06.02.2008 года № 50-р «О безвозмездной передаче имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве хозяйственного ведения за Федеральным государственным унитарным «Дорожным эксплуатационным предприятием № 85» в муниципальную собственность муниципального района Сызранский Самарской области» с изменениями, внесенными распоряжением № 929-р от 17.08.2009г. подлежат передаче два жилых дома, расположенных в <адрес>, и один дом - в <адрес>. Распоряжение издано в соответствии с п. 11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.04 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральные законы «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организаций местного самоуправления в Российской Федерации». Акты приема-передачи имущества, передаваемого в муниципальную собственность муниципального района Сызранский в соответствии с распоряжением от 06.02.08 № 50-р, направлялись в орган местного самоуправления 16.06.08 года, повторно были направлены 30.09.08 года, заказные письма не были получены администрацией района. В период с июнь 2008 по сентябрь 2009 г.г. Территориальное управление и администрация муниципального района неоднократно направляли в адрес друг друга письма по вопросу реализации распоряжения. Только 18.09.09 года Территориальное управление, руководствуясь абзацем 27 ч. 11 ст. 154 Закона № 122-ФЗ, в одностороннем порядке утвердило передаточный акт. Согласно приложению к Акту приема-передачи имущества, утвержденного в одностороннем порядке Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Самарской области 18.09.2009 г., подлежат передаче в муниципальную собственность района: жилой дом общей площадью 330,6 кв.м. по адресу: <адрес>; жилой дом общей площадью 149,2 кв.м. по адресу: <адрес>; жилой дом общей площадью 64,7 кв.м. по адресу: <адрес> момента, когда администрации муниципального района Сызранский стало известно об одностороннем утверждении Территориальным управлением актов приема-передачи, муниципальное образование должно нести бремя содержания передаваемого имущества. Администрация муниципального района Сызранский уклоняется от принятия имущества и его содержания, что не отвечает интересам муниципального образования и жителям района и является нарушением законодательства. По результатам проверки прокуратурой Сызранского района в адрес и.о. главы администрации Сызранского района А. Ф.Н. внесено представление об устранении нарушений Федерального закона от 22.08.04 № 122-ФЗ. Представление прокурора не удовлетворено. Бездействие администрации района выразившееся в непринятии жилых домов в муниципальную собственность либо непринятии иных мер, направленных на передачу данного имущества в муниципальную собственность, противоречит интересам жителей района, состоящих в очереди на улучшение жилищных условий. Абзац 23 ч. 11 ст. 154 Закона № 122-ФЗ обязывает органы государственной власти, осуществляющие передачу имущества, передать, а органы местного самоуправления, осуществляющие принятие имущества, принять передаваемое имущество на основании указанных в настоящей части решений в соответствии с передаточным актом. Бездействие администрации муниципального района является незаконным, так как распоряжение Территориального управление от 06.02.08 № 50-р является действующим решением, в судебном порядке не обжаловано. ФГУ ДЭП № 85 предоставляло коммунальные услуги жильцам домов: водо-, газо-, тепло-, электроснабжение, взимали оплату в кассу предприятия по тарифам, установленным Сызранским районом и Правительством Самарской области. 12.10.10 года прекращено взимание оплаты коммунальных услуг с граждан в связи с получением письма из ТУ Росимущества о снятии с баланса жилого фонда. В Уставе ФГУ ДЭП № 85 отсутствует соответствующий вид деятельности, жилой фонд обслуживался по необходимости. ФГУ ДЭП № 85 получало по договорам с ОАО «Самараэнерго» и ООО «Сызраньгаз» электро-, газоснабжение, водоснабжение - от ОАО «Птицефабрика Волжская», отопление производилось посредством собственных котельных и поскольку жилой фонд находившийся в хозяйственном ведении предприятия расположен рядом с производственными объектами - коммунальные услуги подведены к жилым домам. 29.11.2010г. ФГУ ДЭП № 85 всем направлено уведомление о прекращении подачи коммунальных услуг с 01.12.2010г. в связи с тем, что жилой фонд передан в муниципальную собственность Сызранского района. В силу ч.4 ст. 3 ЖК РФ никто не может быть ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Просит признать незаконными бездействие Администрации Сызранского района Самарской области, выразившееся в не принятии в муниципальную собственность района имущества во исполнение распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Самарской области от 06.02.2008 № 50-р «О безвозмездной передаче имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве хозяйственного ведения за Федеральным государственным унитарным «Дорожным эксплуатационным предприятием № 85» в муниципальную собственность муниципального района Сызранский Самарской области» с учетом изменений, внесенных распоряжением от 17.08.2009г. № 929-р по Акту приема-передачи от 18.09.2009г. согласно приложению к Акту. Обязать Администрацию Сызранского района Самарской области принять в муниципальную собственность имущество во исполнение распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Самарской области от 06.02.2008 № 50-р «О безвозмездной передаче имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве хозяйственного ведения за Федеральным государственным унитарным «Дорожным эксплуатационным предприятием № 85» в муниципальную собственность муниципального района Сызранский Самарской области» с учетом изменений, внесенных распоряжением от 17.08.2009г. № 929-р по Акту приема-передачи от 18.09.2009г. согласно приложению к Акту.
В судебном заседании представитель прокуратуры Сызранского района Самарской области Пузравина И.Ю. требования прокурора поддержала и сослалась на доводы изложенные в заявлении.
Представитель заинтересованного лица администрации Сызранского района Ляшкова А.П., действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании пояснила, что считает требования прокурора необоснованными и не подлежащими удовлетворению так как в соответствии с пунктом 3 ч.2 ст.50 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда, может находиться в собственности поселений. Данное имущество, согласно ч. З ст.50 указанного Федерального закона, не может находиться в собственности муниципального района.В случаях возникновения у муниципального района права собственности на имущество, не предусмотренное ч.З ст.50 Федерального закона, не предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, указанное имущество подлежит перепрофилированию (изменению целевого назначения имущества) либо отчуждению. Наряду с муниципальным районом, муниципальным образованием является городское или сельское поселение. Организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, являются вопросами местного значения поселений, а полномочия по решению данного вопроса местного значения, в соответствии с ч.З ст. 17 Федерального закона осуществляются органами местного самоуправления поселений самостоятельно. Подчиненность органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления одного муниципального образования органу местного самоуправления или должностному лицу местного самоуправления другого муниципального образования не допускается. Следовательно, для решения вышеуказанного вопроса местного значения, городское (сельское поселение) вправе иметь в собственности жилищный фонд социального использования, владеть, пользоваться и распоряжаться им. Решение вопроса по приему жилищного фонда, расположенного в границах сельских поселений Печерское и Ивашевка муниципального района Сызранский, относится к компетенции органов местного самоуправления данных сельских поселений. Муниципальный район Сызранский, в лице Администрации Сызранского района, не является уполномоченным органом местного самоуправления по приему жилищного фонда и не вправе принять в собственность имущество, которое в соответствии с действующим законодательством не может находиться в собственности муниципального района Сызранский. Просит в удовлетворении заявленных требований прокурора отказать.
Представитель Федерального государственного унитарного «Дорожного эксплуатационного предприятия №85» Честнова Е.В., действующая на основании доверенности №19-10 от 05.10.2010 года, в судебном заседании требования прокурора поддержала и дополнила, что ФГУ ДЭП № 85 предоставляло коммунальные услуги жильцам домов по водо-, газо-, тепло-, электроснабжение, взимали оплату в кассу предприятия по тарифам, установленным Сызранским районом и Правительством Самарской области. 12 октября 2010 года прекращено взимание оплаты коммунальных услуг с граждан в связи с получением письма из ТУ Росимущества о снятии с баланса жилого фонда. В Уставе ФГУ ДЭП № 85 отсутствует соответствующий вид деятельности, жилой фонд обслуживается по необходимости. ФГУ ДЭП № 85 получало по договорам с ОАО «Самараэнерго» и ООО «Сызраньгаз» электро-, газоснабжение, водоснабжение - от ОАО «Птицефабрика Волжская», отопление производилось собственными котельными. 29 ноября 2010 года ФГУ ДЭП № 85 всем направлено уведомление о прекращении подачи коммунальных услуг с 01 декабря 2010 года в связи с тем, что жилой фонд передан в муниципальную собственность Сызранского района.
Суд, заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу, что заявление прокурора подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Пунктом 11 статьи 154 Федерального закона «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральные законы «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организаций местного самоуправления в Российской Федерации» №122-ФЗ от 22 августа 2005 года (далее Федеральный закон № 122- ФЗ) установлено, что находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность в случае: если указанное имущество используется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями для целей, установленных в соответствии со статьей 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статьей 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В соответствии со ст.14 ч.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131 -ФЗ от 06 октября 2003 года (далее Федеральным закона №131-ФЗ) вопросы содержания муниципального жилого фонда, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, отнесены к предметам ведения поселений.
Согласно пунктов 1.2, 1.3 ст. 83 в переходный период (до 01.01.2009 года) законом субъекта Российской Федерации могло быть предусмотрено решение вопросов местного значении вновь образованных в соответствии с настоящим Федеральным законом поселений органами местного самоуправления муниципальных районов.
Статьей 1 Закона Самарской области «О порядке решения вопросов местного значения поселений на территории Самарской области в 2008 году» №106-ГД от 11 октября 2007 года установлено, что органы местного самоуправления муниципальных районов Самарской области в 2008 году осуществляют решение вопросов местного значения поселений, расположенных в границах соответствующих муниципальных районов, в том числе обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организации строительства и содержания муниципального жилищного фонда…
Судом установлено, что Распоряжением Территориальным управлением по Самарской области Федерального агентства по управлению федеральным имуществом №443-р от 12 сентября 2006 года «О закреплении за Федеральным государственным унитарным «Дорожным эксплуатационным предприятием №85» на праве хозяйственного ведения объекты недвижимого имущества» (л.д.9-10) за ГУ «Дорожным эксплуатационным предприятием №85» были закреплены объекты недвижимого имущества, в том числе: жилой дом общей площадью 330,6 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>; жилой дом общей площадью 149,2 кв.м. по адресу: <адрес>; жилой дом общей площадью 64,7 кв.м. по адресу: <адрес>. ФГУ ДЭП № 85 предоставляло жильцам домов коммунальные услуги по водо-, газо-, тепло-, электроснабжение, взимало оплату по тарифам, установленным Сызранским районом и Правительством Самарской области. Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Самарской области, в пределах своих полномочий установленных Постановлением Правительства РФ «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом» № 432 от 06 августа 2008 года, распоряжением «О безвозмездной передаче имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве хозяйственного ведения за Федеральным государственным унитарным «Дорожным эксплуатационным предприятием № 85» в муниципальную собственность муниципального района Сызранский Самарской области» №50-р от 06 февраля 2008 года (л.д.5-6), с изменениями, внесенными распоряжением «О внесении изменений в распоряжение Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Самарской области «О безвозмездной передаче имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве хозяйственного ведения за Федеральным государственным унитарным «Дорожным эксплуатационным предприятием № 85» в муниципальную собственность муниципального района Сызранский Самарской области» № 929-р от 17 августа 2009 года (л.д.7) передало в муниципальную собственность Сызранского района Самарской области два жилых дома, расположенных в <адрес>, и один дом, расположенный в <адрес> (л.д..8 оборот). Согласно приложению к Акту приема-передачи имущества передавались в муниципальную собственность района: жилой дом общей площадью 330,6 кв.м. по адресу: <адрес>; жилой дом общей площадью 149,2 кв.м. по адресу: <адрес>; жилой дом общей площадью 64,7 кв.м. по адресу: <адрес>.
Акты приема-передачи имущества, передаваемого в муниципальную собственность муниципального района Сызранский в соответствии с распоряжением от 06 февраля 2008 № 50-р, направлялись в орган местного самоуправления. В период с июня 2008 года по сентябрь 2009 год Территориальное управление и администрация муниципального района неоднократно направляли в адрес друг друга письма по вопросу реализации распоряжения (л.д.11-15,17-19,24-25,27-29), администрация Сызранского района жилые дома, переданные в муниципальную собственность Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Самарской области не принимала, изданное распоряжение не обжаловало.
В соответствии с абзацем 23 части 11 статьи 154 Федерального закона № 122-ФЗ органы государственной власти, осуществляющие передачу имущества, обязаны передать, а органы местного самоуправления, осуществляющие принятие имущества, принять передаваемое имущество на основании указанных в настоящей части решений в соответствии с передаточным актом.
В силу абзацев 20, 31 ч.11 ст. 154 Федерального закона № 122-ФЗ право собственности на имущество, передаваемое в порядке, установленном данным Федеральным законом, возникает с даты, устанавливаемой решениями, вынесенными федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.
В п.7 распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Самарской области № 50-р от 06 октября 2008 года указано, что право собственности муниципального района Сызранский Самарской области на передаваемое имущество возникает с момента утверждения акта приема-передачи.
Поскольку администрация Сызранского района уклонялась от принятия в муниципальную собственность жилых домов, 18 сентября 2009 Территориальное управление, руководствуясь абз. 27 ч. 11 ст. 154 Федерального закона № 122-ФЗ, в одностороннем порядке утвердило передаточный акт.
Таким образом, собственником жилых домов, указанных в распоряжении №50-р от 06.02.2008 года, с 18.09.2009 года является муниципальный район Сызранский, который никаких действий по принятию указанного жилого фонда в муниципальную собственность не принимает.
В настоящее время ФГУ ДЭП № 85 прекращает подачу тепло-, электро-, водоснабжения в выше указанные жилые дома ссылаясь на то, что вышеуказанный жилой фонд передан в одностороннем порядке по акту приема-передачи Администрации муниципального района, Сызранский, который как собственник жилого фонда должен нести бремя его содержания с даты возникновения права собственности.
Согласно ст. 1 Федерального закона № 131-Ф3 местное самоуправление, в том числе через органы местного самоуправления, должно осуществляться в интересах населения.
В силу ч.4 ст. 3 ЖК РФ никто не может быть ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Не принимая в муниципальную собственность указанные жилые дома, администрация муниципального района Сызранский Самарской области нарушает конституционные права граждан на жилище, которое наряду с прочим реализуется посредством предоставления нуждающимся малоимущим гражданам жилых помещений муниципального жилого фонда. Бездействие администрации района, выразившееся в непринятии жилых домов в муниципальную собственность, противоречит интересам жителей района, состоящих в очереди на улучшение жилищных условий, лишает жителей переданных домов возможности получения коммунальных услуг.
При таких обстоятельствах, бездействие администрации Сызранского района по исполнению распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Самарской области «О безвозмездной передаче имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве хозяйственного ведения за Федеральным государственным унитарным «Дорожным эксплуатационным предприятием № 85» в муниципальную собственность муниципального района Сызранский Самарской области» №50-р от 06 февраля 2008 года», с изменениями, внесенными распоряжением «О внесении изменений в распоряжение Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Самарской области «О безвозмездной передаче имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве хозяйственного ведения за Федеральным государственным унитарным «Дорожным эксплуатационным предприятием № 85» в муниципальную собственность муниципального района Сызранский Самарской области» № 929-р от 17 августа 2009 года является незаконным. Заявление прокурора Сызранского района об обязывании Администрации Сызранского района Самарской области принять в муниципальную собственность имущество во исполнение распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Самарской области от 06.02.2008 № 50-р «О безвозмездной передаче имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве хозяйственного ведения за Федеральным государственным унитарным «Дорожным эксплуатационным предприятием № 85» в муниципальную собственность муниципального района Сызранский Самарской области» с учетом изменений, внесенных распоряжением от 17.08.2009г. № 929-р по Акту приема-передачи от 18.09.2009 г. согласно приложению к Акту подлежит удовлетворению.
Доводы представителя администрации Сызранского района о том, что в соответствии с п. 3 ч.2 ст.50 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда, может находиться в собственности поселений, не могут быть приняты судом, поскольку на момент передачи жилого фонда Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131 -ФЗ от 06 октября 2003 года и Законом Самарской области «О порядке решения вопросов местного значения поселений на территории Самарской области в 2008 году» №106-ГД от 11 октября 2007 года предусматривалось, что в переходный период органы местного самоуправления муниципальных районов Самарской области в 2008 году осуществляют решение вопросов местного значения поселений, в том числе обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организации строительства и содержания муниципального жилищного фонда…
Кроме того, в соответствии с ч.5 ст. 50 Федерального закона № 131 -ФЗ в случаях возникновения у муниципальных образований права собственности на имущество, не предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений либо не относящееся к видам имущества, перечисленным в частях 2 и 3 настоящей статьи, указанное имущество подлежит перепрофилированию (изменению целевого назначения имущества) либо отчуждению.
Тем самым, принятие имущества муниципальным районом Сызранский не препятствует его последующей передаче от муниципального района в собственность сельских поселений Печерское и Ивашевка в порядке разграничения межмуниципальной компетенции.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 45, 254, 255 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Признать незаконными бездействия Администрации Сызранского района Самарской области, выразившееся в не принятии в муниципальную собственность района имущества во исполнение распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Самарской области «О безвозмездной передаче имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве хозяйственного ведения за Федеральным государственным унитарным «Дорожным эксплуатационным предприятием № 85» в муниципальную собственность муниципального района Сызранский Самарской области» №50-р от 06 февраля 2008 года, с учетом изменений, внесенных распоряжением № 929-р от 17 августа 2009 года по Акту приема-передачи от 18 сентября 2009 года согласно приложению к Акту.
Обязать Администрацию Сызранского района Самарской области принять в муниципальную собственность имущество во исполнение распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Самарской области «О безвозмездной передаче имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве хозяйственного ведения за Федеральным государственным унитарным «Дорожным эксплуатационным предприятием № 85» в муниципальную собственность муниципального района Сызранский Самарской области» № 50-р от 06 февраля 2008 года с учетом изменений, внесенных распоряжением №929-р от 17 августа 2009 года по Акту приема-передачи от 18 сентября 2009 года согласно приложению к Акту.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Сызранский районный суд в течение 10 дней.
Судья:
Решение изготовлено в мотивированном виде ДД.ММ.ГГГГ