об обжаловании действий (бездействий) должностных лиц



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 ЯНВАРЯ 2011Г <адрес>

Сызранский районный суд Самарской области в составе председательствующего Шлеппер Е.И.

При секретаре Радевич О.А.

С участием прокурора Лебедевой Н.В.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по заявлению прокурора Сызранского района в интересах неопределенного круга воспитанников ДОУ «Ромашка» об обжаловании действий (бездействий) должностных лиц Администрации Сызранского района

У С Т А Н ОВ И Л

Прокурор Сызранского района обратился в суд с заявлением о признании действий (бездействия) органов местного самоуправления незаконными. В судебном заседании заявление поддержала, уточнила и пояснила, что прокуратурой Сызранского района в рамках осуществления надзора за соблюдением требований Федерального закона РФ от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности в муниципальном общеобразовательном учреждении ДОУ « Ромашка» пгт. Междуреченск, расположенного по адресу <адрес> в целях создания безопасных условий обучения учащихся и работающего персонала.

Согласно п. 5 ст. 12 Закона РФ «Об образовании», деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений.

Согласно ст.32 ФЗ «Об образовании», к компетенции образовательного учреждения относится в числе прочих материально - техническое обеспечение и техническое оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств.

В соответствии со ст.51 ФЗ «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом образовательного учреждения.

В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 32 Закона РФ «Об образовании», образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.

В результате проведенной проверки установлены нарушения вышеозначенного законодательства.

Так, в ДОУ «Ромашка» пгт. Междуреченск, установлены следующие нарушения требований пожарной безопасности:

- не обеспечена передача сигнала о пожаре от имеющейся установки автоматической пожарной сигнализации по радиокоммутационной системе на центральный узел связи «01»

- организация с массовым пребыванием людей не обеспечена прямой телефонной связью с ближайшим подразделением пожарной охраны или центральным пунктом пожарной связи населенных пунктов;

- линии электроснабжения помещений зданий не имеют устройств защитного отключения, предотвращающих возникновение пожара при неисправностях электроприемников;

- здание яслей не оснащено системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях;

- в проходах служащих для эвакуации людей не предусмотрено эвакуационное освещение;

- не подтвержден предел огнестойкости и класс конструктивной пожарной опасности, применяемых строительных конструкций кровли здания детского сада в установленном порядке протоколами испытаний или экспертным заключением, выданным организациями, аккредитованными в системе сертификации и услуг в области пожарной безопасности экспертным заключением, выданным организацией имеющей лицензию на этот вид деятельности, сертификатом пожарной безопасности не подтверждены.

Отделом Госпожнадзора в предписании 1372/1/16 от 10.08.2009 года,удостоверяющего несоответствие общеобразовательного учреждения требованиям пожарной безопасности, руководителю ДОУ «Ромашка» ставился вопрос о приведении общеобразовательного учреждения в надлежащее состояние в части выполнения противопожарных мероприятий.

Однако, до настоящего времени нарушения пожарной безопасности в полном объеме не устранены.

Финансирование школы осуществляется учредителями: Министерством образования и науки Самарской области по нормативам, обеспечивающим материальное содержание обучающихся и образовательный процесс; и администрацией Сызранского района по муниципальным программам, реализуемым ДОУ, по реконструкции и капитальному ремонту зданий и сооружений, оплате коммунальных услуг, приобретению оборудования.

Согласно п.п. 2.2. Договора о совместном учредительстве образовательных учреждений от 12.11.2002 года между департаментом науки и образования Администрации Самарской области и администрации Сызранского района, администрация осуществляет финансирование муниципальных программ, реализуемых учреждениями; осуществляет реконструкцию и капитальный ремонт зданий и сооружений учреждений, оплату коммунальных услуг и приобретаемого для учреждений оборудования длительного пользования, содействует учреждениям в решении вопросов их материально-технического обеспечения.

Неоднократно направляемые заявки в Администрацию Сызранского района о выделении денежных средств на устранение нарушений пожарной безопасности остаются без внимания.

В соответствии со ст. 38 ФЗ РФ № 69-ФЗ от 21.12.94 «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, в том числе руководители предприятий, и лица, которые в установленном порядке назначены ответственными за обеспечение пожарной безопасности, полномочие органов местного самоуправления в области пожарной безопасности.

Статья 19 ФЗ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» регламентирует полномочие органов местного самоуправления в области пожарной безопасности как обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений.

Самостоятельно общеобразовательное учреждение не может устранить указанные нарушения требований законодательства о пожарной безопасности, поскольку требуется вложение значительных денежных средств, а также в связи с отсутствием собственных средств и бюджетным финансированием, а финансирование Администрацией Сызранского района на устранение указанных нарушений пожарной безопасности осуществляется не достаточно.

В соответствии со статьей 1 ФЗ РФ от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. В соответствии со статьей 3 указанного Федерального Закона, основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством РФ.

Ст. 14 Закона Самарской области «О пожарной безопасности» предусматривает, что организация и осуществление мер пожарной безопасности является составной частью деятельности организаций, должностных лиц.

Указанные здания относятся к категории объектов с низкой пожарной устойчивостью и массовым пребыванием людей, а допущенные нарушения требований пожарной безопасности создают угрозу возникновения пожара, жизни и здоровью людей вследствие воздействия опасных факторов.

Таким образом, прокурорская проверка показала, что Учредителем учреждения - Администрацией Сызранского района не надлежащим образом и не в полном объеме выполняются обязанности по содержанию общеобразовательного учреждения, игнорируя требования действующего законодательства.

Бездействие должностных лиц Администрации Сызранского района способствует снижению гарантий уровня безопасности жизни и здоровья несовершеннолетних воспитанников.

Согласно п.2 Постановления от 10.02.2009 № 2 Пленума Верховного Суда РФ «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействий), органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к бездействию относится « невыполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативно - правовыми актами, определяющими полномочия этих лиц должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами».

В п.28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 2 от 10.02.09 г. указано, что исходя из положений ст.258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного и муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному акту.

Нарушения администрацией Сызранского района требований Федерального закона РФ № 69-ФЗ от 21.12.94 «О пожарной безопасности» и Федерального закона от 06.10.03г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» способствует снижению гарантий уровня безопасности жизни и здоровья неопределенного круга лиц - малолетних граждан, воспитанников дошкольного общеобразовательного учреждения и работающего персонала, а также лиц, у которых в будущем возникнет право на участие в образовательном процессе в указанном учреждении образования, что явилось основанием для прокурорского реагирования и обращения в суд. Просит признать бездействие должностных лиц администрации Сызранского района в обеспечении мер пожарной безопасности в общеобразовательном учреждении ДОУ «Ромашка» пос. Междуреченск незаконным и обязать Администрацию Сызранского района устранить нарушения законодательства по обеспечению требований пожарной безопасности в ДОУ «Ромашка» пос. Междуреченск, провести необходимые организационно - финансовые мероприятия с целью приведения противопожарного состояния ДОУ в соответствие с действующим законодательством, а именно:

- обеспечить подачу сигнала о пожаре от имеющейся установки автоматической пожарной сигнализации по радиокоммутационной системе на центральный узел связи «01»

- организацию с массовым пребыванием людей обеспечить прямой телефонной связью с ближайшим подразделением пожарной охраны или центральным пунктом пожарной связи населенных пунктов;

- линии электроснабжения помещений зданий оборудовать устройством защитного отключения, предотвращающих возникновение пожара при неисправностях электроприемников;

- здание яслей оснастить системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях;

- люк на чердак обеспечить требуемый предел огнестойкости и размером менее 0,6х0,8 м;

- в проходах служащих для эвакуации людей предусмотреть эвакуационное освещение;

- подтвердить предел огнестойкости и класс конструктивной пожарной опасности, применяемых строительных конструкций кровли здания детского сада в установленном порядке протоколами испытаний или экспертным заключением, выданным организациями, аккредитованными в системе сертификации и услуг в области пожарной безопасности экспертным заключением, выданным организацией имеющей лицензию на этот вид деятельности, сертификатом пожарной безопасности.

Представитель администрации Сызранского района по доверенности Ляшкова А.П. признала исковые требования, однако пояснила, что вины в действиях администрации нет, поскольку данные пункты не выполнены из-за отсутствия денежных средств в бюджете. Будут по мере возможности предусматривать деньги в бюджете для устранения выявленных нарушений.

Представитель заинтересованного лица заведующая ДОУ «Ромашка» пгт Междуреченск Быкова А.В. пояснила, что считает заявление подлежащим удовлетворению, так как они самостоятельно все нарушения, выявленные ОГПН, устранить не могут, у них нет таких возможностей.

Представитель ОГПН Давыдов Д.А. также пояснил, что поддерживает заявление прокурора, так как несоблюдение федерального закона «О пожарной безопасности » приводит к угрозе жизни и здоровья людей, в данном случае детей. Кроме того, требования закона обязательны для всех.

В судебном заседании установлено, что самостоятельно ДОУ «Ромашка» пгт Междуреченск Сызранского района не может устранить вышеуказанные нарушения противопожарных требований в связи с отсутствием собственных средств и бюджетного финансирования.

Неоднократно направляемые требования руководителем ДОУ о выделении денежных средств на устранение нарушений, указанных в предписании ОГПН оставлены администрацией Сызранского района без внимания.

Таким образом, учредителем учреждения - администрацией районного муниципального округа Сызранский осуществляется недостаточно.

Бездействие должностных лиц администрации Сызранского района по не устранению выявленных нарушений требования ФЗ «О пожарной безопасности» создаёт угрозы безопасности жизни и здоровья воспитанников малолетних детей.

Суд, заслушав объяснения участников процесса, пришел к выводу о необходимости удовлетворения требования прокурора

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-197 ГПК РФ, ст. 19 ФЗ РФ «О противопожарной безопасности», Законом РФ «ОБ образовании», Законом «Об органах местного самоуправления», суд

Р Е Ш И Л

Заявление прокурора Сызранского района в интересах воспитанников ДОУ «Ромашка» п.г.т. Междуреченск о признании действий органов местного самоуправления незаконными удовлетворить.

Признать бездействие администрации Сызранского района в части не устранения нарушений пожарной безопасности, выявленных ОГПН в ДОУ «Ромашка» п.г.т. Междуреченск незаконными

Обязать администрацию Сызранского района в срок до 1.08. 2011 года устранить в ДОУ «Ромашка» п.г.т. Междуреченск Сызранского района

- обеспечить подачу сигнала о пожаре от имеющейся установки автоматической пожарной сигнализации по радиокоммутационной системе на центральный узел связи «01»

- организацию с массовым пребыванием людей обеспечить прямой телефонной связью с ближайшим подразделением пожарной охраны или центральным пунктом пожарной связи населенных пунктов;

- линии электроснабжения помещений зданий оборудовать устройством защитного отключения, предотвращающих возникновение пожара при неисправностях электроприемников;

- здание яслей оснастить системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях;

- люк на чердак обеспечить требуемым пределом огнестойкости и размером менее 0,6х 0,8 м;

- в проходах служащих для эвакуации людей предусмотреть эвакуационное освещение;

- подтвердить предел огнестойкости и класс конструктивной пожарной опасности, применяемых строительных конструкций кровли здания детского сада в установленном порядке протоколами испытаний или экспертным заключением, выданным организациями, аккредитованными в системе сертификации и услуг в области пожарной безопасности экспертным заключением, выданным организацией имеющей лицензию на этот вид деятельности, сертификатом пожарной безопасности.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Сызранский районный суд в течение 10 дней.

Председательствующий