Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 января 2011г. Сызранский районный суд Самарской области в составе председательствующего Шлеппер Е.И.
При секретаре Радевич О.А.
С участием прокурора Лебедевой Н.В.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по заявлению прокурора Сызранского района в интересах неопределенного круга лиц несовершеннолетних учащихся Усинской СОШ «Образовательный центр» об обжаловании действий (бездействий)должностных лиц Администрации Сызранского района,
У с т а н о в и л
Прокурор Сызранского района обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц несовершеннолетних учащихся Усинской СОШ «Образовательный центр» об обжаловании действий (бездействий)должностных лиц Администрации Сызранского района
В судебном заседании прокурор заявление поддержала и пояснила, что прокуратурой Сызранского района в рамках осуществления надзора за соблюдением требований Федерального закона РФ от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности в муниципальном общеобразовательном учреждении ОУ Усинская СОШ, расположенной по адресу: <адрес>, в целях создания безопасных условий обучения учащихся и работающего персонала.
Согласно п. 5 ст. 12 Закона РФ «Об образовании», деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений.
Согласно ст.32 ФЗ «Об образовании», к компетенции образовательного учреждения относится в числе прочих материально - техническое обеспечение и техническое оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств.
В соответствии со ст.51 ФЗ «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом образовательного учреждения.
В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 32 Закона РФ «Об образовании», образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.
В результате проведенной проверки установлены нарушения вышеозначенного законодательства.
Так, в ОУ Усинской СОШ, установлены следующие нарушения требований пожарной безопасности, которые необходимо выполнить:
- произвести очистку каналов вентиляционной системы;
- в помещении котельной выполнить аварийное освещение;
- помещение котельной оборудовать автоматической пожарной сигнализацией;
- обеспечить передачу сигнала о пожаре установки автоматической пожарной сигнализации по радиокоммутационной системе на центральный узел связи «01»;
- обеспечить организацию с массовым пребыванием людей прямой телефонной связью с ближайшим подразделением пожарной охраны или центральным пунктом пожарной связи населенных пунктов;
- осуществить регламентные работы по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту (далее ТО и ППР) систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях;
- лестничную клетку справа оборудовать выходом наружу на прилегающую к зданию территорию непосредственно или через вестибюль, отделенный от примыкающих коридоров перегородками с дверьми;
- линии электроснабжения помещений здания оборудовать устройством защитного отключения, предотвращающих возникновения пожара при неисправностях электроприемников;
-здание котельной оборудовать автоматической установкой пожарной сигнализацией;
В дошкольном отделении по адресу: <адрес> необходимо выполнить:
- обеспечить передачу сигнала о пожаре установки автоматической пожарной сигнализации по радиокоммутационной системе на центральный узел связи «01»;
- обеспечить организацию с массовым пребыванием людей прямой телефонной связью с ближайшим подразделением пожарной охраны или центральным пунктом пожарной связи населенных пунктов;
- осуществить регламентные работы по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту (далее ТО и ППР) систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях;
- двери на путях эвакуации из групповых 2-го этажа выполнить открывающимися по направлению выхода из здания;
- линии электроснабжения помещений здания оборудовать устройствами защитного отключения, предотвращающих возникновения пожара при неисправностях электроприемников;
- соединение, ответвление и оконцеваниие жил проводов здания выполнить при помощи опрессовки, сварки, пайки, сжимов;
- проемы противопожарных преград, отделяющих вестибюль с лестницей 2-го типа от коридоров и смежных помещений оборудовать противопожарным заполнением;
- провести проверку работоспособности сетей внутреннего противопожарного водопровода;
- здание котельной оборудовать автоматической пожарной сигнализацией;
- здание котельной оснастить системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в здании;
- трубопровод, подводящий газ к бытовым промышленным приборам для его сжигания оборудовать термочувствительными запорными устройствами ( клапанами), автоматически перекрывающими газовую магистраль при достижении температуры среды, в помещении при пожаре 100 град.
Отделом Госпожнадзора в предписаниях 2008-2009 гг,удостоверяющего несоответствие общеобразовательного учреждения требованиям пожарной безопасности, руководителю Усинской СОШ ставился вопрос о приведении общеобразовательного учреждения в надлежащее состояние в части выполнения противопожарных мероприятий.
Однако, до настоящего времени нарушения пожарной безопасности в полном объеме не устранены.
Финансирование школы осуществляется учредителями: Министерством образования и науки Самарской области по нормативам, обеспечивающим материальное содержание обучающихся и образовательный процесс; и администрацией Сызранского района по муниципальным программам, реализуемым СОШ, по реконструкции и капитальному ремонту зданий и сооружений, оплате коммунальных услуг, приобретению оборудования.
Согласно п.п. 2.2. Договора о совместном учредительстве образовательных учреждений от 12.11.2002 года между департаментом науки и образования Администрации Самарской области и администрации Сызранского района, администрация осуществляет финансирование муниципальных программ, реализуемых учреждениями; осуществляет реконструкцию и капитальный ремонт зданий и сооружений учреждений, оплату коммунальных услуг и приобретаемого для учреждений оборудования длительного пользования, содействует учреждениям в решении вопросов их материально-технического обеспечения.
Неоднократно направляемые заявки в Администрацию Сызранского района о выделении денежных средств на устранение нарушений пожарной безопасности остаются без внимания.
В соответствии со ст. 38 ФЗ РФ № 69-ФЗ от 21.12.94 «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, в том числе руководители предприятий, и лица, которые в установленном порядке назначены ответственными за обеспечение пожарной безопасности, полномочие органов местного самоуправления в области пожарной безопасности.
Статья 19 ФЗ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» регламентирует полномочие органов местного самоуправления в области пожарной безопасности как обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений.
Самостоятельно общеобразовательное учреждение не может устранить указанные нарушения требований законодательства о пожарной безопасности, поскольку требуется вложение значительных денежных средств, а также в связи с отсутствием собственных средств и бюджетным финансированием, а финансирование Администрацией Сызранского района на устранение указанных нарушений пожарной безопасности осуществляется не достаточно.
В соответствии со статьей 1 ФЗ РФ от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. В соответствии со статьей 3 указанного Федерального Закона, основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством РФ.
Ст. 14 Закона Самарской области «О пожарной безопасности» предусматривает, что организация и осуществление мер пожарной безопасности является составной частью деятельности организаций, должностных лиц.
Указанные здания относятся к категории объектов с низкой пожарной устойчивостью и массовым пребыванием людей, а допущенные нарушения требований пожарной безопасности создают угрозу возникновения пожара, жизни и здоровью людей вследствие воздействия опасных факторов.
Таким образом, прокурорская проверка показала, что Учредителем учреждения - Администрацией Сызранского района не надлежащим образом и не в полном объеме выполняются обязанности по содержанию общеобразовательного учреждения, игнорируя требования действующего законодательства.
В соответствии со ч.1 ст.29 ГПК РФ, иск к ответчику может быть предъявлен в суд по месту нахождения имущества.
Бездействие должностных лиц Администрации Сызранского района способствует снижению гарантий уровня безопасности жизни и здоровья несовершеннолетних учащихся.
Предъявленные прокуратурой Сызранского района заявления об обжаловании действий (бездействий) должностных лиц в интересах учащихся образовательного учреждения обусловлено тем, что согласно п. 3 ст. 35 ФЗ РФ «О прокуратуре РФ» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства.
В соответствии со ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суд решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Согласно п.2 Постановления от 10.02.2009 № 2 Пленума Верховного Суда РФ «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействий), органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к бездействию относится « невыполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативно - правовыми актами, определяющими полномочия этих лиц должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами».
Нарушения администрацией Сызранского района требований Федерального закона РФ № 69-ФЗ от 21.12.94 «О пожарной безопасности» и Федерального закона от 06.10.03г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» способствует снижению гарантий уровня безопасности жизни и здоровья неопределенного круга лиц - несовершеннолетних граждан, учащихся общеобразовательного учреждения и работающего персонала, а также лиц, у которых в будущем возникнет право на участие в образовательном процессе в указанном учреждении образования, что явилось основанием для прокурорского реагирования и обращения в суд.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 22, 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», ст.19 ФЗ РФ «О пожарной безопасности», ст.ст. 131,254,255 ГПК РФ просит
- произвести очистку каналов вентиляционной системы;
- в помещении котельной выполнить аварийное освещение;
- помещение котельной оборудовать автоматической пожарной сигнализацией;
- обеспечить передачу сигнала о пожаре установки автоматической пожарной сигнализации по радиокоммутационной системе на центральный узел связи «01»;
- обеспечить организацию с массовым пребыванием людей прямой телефонной связью с ближайшим подразделением пожарной охраны или центральным пунктом пожарной связи населенных пунктов;
- осуществить регламентные работы по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту (далее ТО и ППР) систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях;
- лестничную клетку справа оборудовать выходом наружу на прилегающую к зданию территорию непосредственно или через вестибюль, отделенный от примыкающих коридоров перегородками с дверьми;
-
- линии электроснабжения помещений здания оборудовать устройством защитного отключения, предотвращающих возникновения пожара при неисправностях электроприемников;
-здание котельной оборудовать автоматической установкой пожарной сигнализацией;
В дошкольном отделении по адресу: <адрес> необходимо выполнить:
- обеспечить передачу сигнала о пожаре установки автоматической пожарной сигнализации по радиокоммутационной системе на центральный узел связи «01»;
- обеспечить организацию с массовым пребыванием людей прямой телефонной связью с ближайшим подразделением пожарной охраны или центральным пунктом пожарной связи населенных пунктов;
- осуществить регламентные работы по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту (далее ТО и ППР) систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях;
- двери на путях эвакуации из групповых 2-го этажа выполнить открывающимися по направлению выхода из здания;
- линии электроснабжения помещений здания оборудовать устройствами защитного отключения, предотвращающих возникновения пожара при неисправностях электроприемников;
- соединение, ответвление и оконцевание жил проводов здания выполнить при помощи опрессовки, сварки, пайки, сжимов;
- проемы противопожарных преград, отделяющих вестибюль с лестницей 2-го типа от коридоров и смежных помещений оборудовать противопожарным заполнением;
- провести проверку работоспособности сетей внутреннего противопожарного водопровода;
- здание котельной оборудовать автоматической пожарной сигнализацией;
- здание котельной оснастить системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в здании;
- трубопровод, подводящий газ к бытовым промышленным приборам для его сжигания оборудовать термочувствительными запорными устройствами (клапанами), автоматически перекрывающими газовую магистраль при достижении температуры среды, в помещении при пожаре 100 град.
Представитель администрации Сызранского района по доверенности Ляшкова А.П. заявление признала удовлетворению частично. Пояснила, что пункты осуществления регламентных работ по обоим зданиям подлежат исключению из объема нарушения, так как не относятся к компетенции администрации, не является мероприятием капитального характера, также по зданию дошкольного отделения подлежат исключению пункты - двери на путях эвакуации из групповых комнат 2-го этажа выполнить открывающимися по направлению выхода из здания и пункт в отношения соединения, ответвления и оконцевания жил проводов здания выполнить при помощи опрессовки, сварки, пайки, сжимов, так как на них уже имеется решение городского суда и выдан исполнительный лист. Нарушения допущены из-за отсутствия денежных средств в бюджете района. при составлении нового бюджета будут учитывать и закладывать денежные средства.
Директор Усинской СОШ «Образовательный центр» Морозов И.А. согласен с мнением представителя администрации. Кроме того регламентные работы выполнены как по школе, так и по дошкольному отделению. Другие работы они выполнить не могут из-за отсутствия денежных средств.
Представитель ОГПН Каратасков А.В. полагает, что заявление прокурора подлежит удовлетворению, поскольку несоблюдение федерального закона «О пожарной безопасности » приводит к угрозе жизни и здоровья людей, в данном случае детей. Кроме того, требования закона обязательны для всех.
В судебном заседании установлено, что самостоятельно Усинская СОШ «образовательный центр» Сызранского района не может устранить вышеуказанные нарушения противопожарных требований в связи с отсутствием собственных средств и бюджетного финансирования.
Неоднократно направляемые требования руководителем СОШ о выделении денежных средств на устранение нарушений, указанных в предписании ОГПН оставлены администрацией Сызранского района без внимания.
Таким образом, учредителем учреждения - администрацией районного муниципального округа Сызранский осуществляется недостаточно.
Бездействие должностных лиц администрации Сызранского района по не устранению выявленных нарушений требования ФЗ «О пожарной безопасности» создаёт угрозы безопасности жизни и здоровья несовершеннолетних учащихся.
Суд, заслушав объяснения участников процесса, пришел к выводу о необходимости удовлетворения требования прокурора
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-197 ГПК РФ, ст. 19 ФЗ РФ «О противопожарной безопасности», Законом РФ «ОБ образовании», Законом «Об органах местного самоуправления», суд
Р Е Ш И Л
Заявление прокурора Сызранского района в интересах неопределенного круга лиц несовершеннолетних учащихся Усинской СОШ «Образовательный центр» о признании действий органов местного самоуправления незаконными удовлетворить.
Признать бездействие администрации Сызранского района в части не устранения нарушений пожарной безопасности, выявленных ОГПН в Усинской СОШ «Образовательный центр»
Обязать администрацию Сызранского района в срок до 1.08. 2011 года устранить в Усинской СОШ «Образовательный центр»
- в помещении котельной выполнить аварийное освещение;
- помещение котельной оборудовать автоматической пожарной сигнализацией;
- обеспечить передачу сигнала о пожаре установки автоматической пожарной сигнализации по радиокоммутационной системе на центральный узел связи «01»;
- обеспечить организацию с массовым пребыванием людей прямой телефонной связью с ближайшим подразделением пожарной охраны или центральным пунктом пожарной связи населенных пунктов;
- лестничную клетку справа оборудовать выходом наружу на прилегающую к зданию территорию непосредственно или через вестибюль, отделенный от примыкающих коридоров перегородками с дверьми;
-
- линии электроснабжения помещений здания оборудовать устройством защитного отключения, предотвращающих возникновения пожара при неисправностях электроприемников;
-здание котельной оборудовать автоматической установкой пожарной сигнализацией;
В дошкольном отделении по адресу: <адрес> необходимо выполнить:
- обеспечить передачу сигнала о пожаре установки автоматической пожарной сигнализации по радиокоммутационной системе на центральный узел связи «01»;
- обеспечить организацию с массовым пребыванием людей прямой телефонной связью с ближайшим подразделением пожарной охраны или центральным пунктом пожарной связи населенных пунктов;
- линии электроснабжения помещений здания оборудовать устройствами защитного отключения, предотвращающих возникновения пожара при неисправностях электроприемников;
- проемы противопожарных преград, отделяющих вестибюль с лестницей 2-го типа от коридоров и смежных помещений оборудовать противопожарным заполнением;
- провести проверку работоспособности сетей внутреннего противопожарного водопровода;
- здание котельной оборудовать автоматической пожарной сигнализацией;
- здание котельной оснастить системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в здании;
- трубопровод, подводящий газ к бытовым промышленным приборам для его сжигания оборудовать термочувствительными запорными устройствами (клапанами), автоматически перекрывающими газовую магистраль при достижении температуры среды, в помещении при пожаре 100 град.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Сызранский районный суд в течение 10 дней.
Председательствующий