Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Сызранский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Байгуловой Г.С.
при секретаре Чечиной М.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению Корниловой Т.Ф. к администрации сельского поселения Чекалино муниципального района Сызранский, администрации Сызранского района о включении жилых домов в состав наследства,
у с т а н о в и л:
Корнилова Т.Ф. обратилась в суд с иском к администрации сельского поселения Чекалино муниципального района Сызранский, администрации Сызранского района о включении жилых домов в наследственную массу, указав, что 06 апреля 2010 года умер ее муж К. И.М. После его смерти открылось наследство в виде жилого дома общей площадью 34,4 кв.м., жилой площадью 22,2 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> и жилого дома общей площадью 24,5 кв.м., жилой площадью 21,1 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. После смерти мужа она в установленный законом срок обратилась к нотариусу за получением свидетельства о праве на наследство. Однако нотариусом Сызранского района в выдаче свидетельства ей было отказано по тем основаниям что в подтверждение права собственности на жилой дом по адресу: <адрес> предоставлен договор купли-продажи дома, где имеются подчистки и неоговоренные исправления. В документах на дом, расположенный по адресу: <адрес> имеются расхождения в указании площади жилого дома. Просит включить в наследственную массу, открывшуюся после смерти К. И.М., умершего 06 апреля 2010 года, жилой дом общей площадью 34,4 кв.м., жилой площадью 22,2 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> и жилой дом общей площадью 24,5 кв.м., жилой площадью 21,1 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.
В судебном заседании истица Корнилова Т.Ф. исковые требования поддержала, сослалась на доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика - администрация муниципального района Сызранский в судебное заседание не явился, представил отзыв с просьбой рассмотреть дело в отсутствии своего представителя, против удовлетворения искового заявления не возражает (л.д. 40).
Представитель ответчика - администрация сельского поселения Чекалино муниципального района Сызранский Семенова О.Н., действующая на основании доверенности № от 09 марта 2011 года, в судебном заседании исковые требования признала и пояснила, что в соответствии с похозяйственными книгами Корнилову И.М. в <адрес> принадлежало два дома - дом № принадлежал ему в порядке наследования после смерти матери К. Е.С.; дом № на основании договора купли-продажи от 18 июня 1973 года, заверенного в сельском Совете.
Ответчики Шарина Т.И. и Корнилов Е.И. исковые требования Корниловой Т.Ф. признали и в судебном заседании пояснили, что после смерти отца К. И.М. они в установленный законом срок обратились к нотариусу с заявлением об отказе от своей доли наследства в пользу матери Корниловой Т.Ф.
Суд, проверив письменные материалы дела, копию наследственного дела № после смерти К. И.М., обозрив представленные документы, приходит к выводу о том, что требования Корниловой Т.Ф. обоснованны и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 1112 ч.1 ГК РФ в состав наследства входит принадлежащее наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Статьей 1152 ГК РФ предусмотрено, что принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации прав наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Согласно ч. 2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Судом установлено, что К. И.М. на основании договора купли-продажи от 18 июня 1973 года, принадлежал жилой дом в <адрес>, договор удостоверен в Троицком сельском Совете народных депутатов 18 июня 1973 года (л.д.8). Право собственности на указанный жилой дом зарегистрировано в похозяйственных книгах <адрес> на основании договора купли-продажи от 18 июня 1973 года (л.д.14). Данному жилому дому Постановлением администрации сельского поселения Чекалино муниципального района Сызранский Самарской области № от 24 августа 2010 года присвоен почтовый адрес: <адрес> ранее адрес указывался: <адрес> (л.д.18).
В соответствии со свидетельством о праве на наследство по закону от 14 июня 1991 года К. И.М. являлся наследником имущества К. Е.С., умершей 08 декабря 1990 года, наследственное имущество, на которое выдано свидетельство, состояло из жилого дома общей площадью 23 кв.м., расположенного в <адрес>. В свидетельстве имеется дописка в указании адреса жилого дома (л.д.9). Право на указанный жилой дом зарегистрировано в похозяйственной книге <адрес> на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 14.06.1991 года. Постановлением администрации сельского поселения Чекалино муниципального района Сызранский Самарской области № от 24 августа 2010 года данному жилому дому присвоен почтовый адрес: <адрес> ранее адрес указывался: <адрес> (л.д.19).
К. И.М. умер 06 апреля 2010 года (л.д. 7). Из материалов наследственного дела, после смерти К. И.М., видно, что к нотариусу с заявлением обратились наследники 1-ой очереди по закону: жена - Корнилова Т.В. о принятии наследства (л.д.44), дочь Шарина Т.И. и сын Корнилов Е.И. - об отказе от своей доли наследства в пользу Корниловой Т.Ф. (л.д.48 оборот, 49 оборот).
Государственная регистрация прав на объекты недвижимости является актом признания государством права собственности на объект недвижимости. Права К. И.М. на жилые дома надлежащим образом зарегистрированы не были, поэтому его наследник по закону - супруга, не может оформить свои права на данное наследственное имущество. Суд приходит к выводу, что истицей представлено суду достаточно доказательств подтверждающих принадлежность К. И.М. жилого дома общей площадью 34,4 кв.м., жилой площадью 22,2 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> и жилого дома общей площадью 24,5 кв.м., жилой площадью 21,1 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, следовательно, указанные жилые дома оставшиеся после смерти К. И.М., умершего 06 апреля 2010 года, могут быть включен в состав наследства.
На основании изложенного руководствуясь ст.ст. 218, 1112, 1152 ГК РФ, ст.ст. 194-197 ГПК РФ, суд,
р е ш и л :
Исковое заявление Корниловой Т.Ф. удовлетворить.
Включить жилой дом общей площадью 34,4 кв.м., жилой площадью 22,2 кв.м., расположенный по адресу:Самарская область, <адрес> и жилой дом общей площадью 24,5 кв.м., жилой площадью 21,1 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, в состав наследства открывшегося после смерти К. И.М., умершего 06 апреля 2010 года.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Сызранский районный суд в течение 10 дней.
Судья: