Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 апреля 2011 года Сызранский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Байгуловой Г.С.
при секретаре Чечиной М.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Ярусовой З.П. к администрации сельского поселения Жемковка, Ярусову В.И., Штреккер О.И. о признании права собственности на земельный участок и жилой дом в порядке наследования по закону,
у с т а н о в и л:
Ярусова З.П. обратилась в суд с иском к администрации сельского поселения Жемковка муниципального района Сызранский, Ярусову В.И., Штреккер О.И. о признании права собственности на земельный участок и жилой дом в порядке наследования по закону, указав в исковом заявлении, что её мужу Я. И.А. был выделен земельный участок на основании постановления администрации Жемковского сельсовета № от 19 октября 1994 года под строительство жилого дома. Я. И.А. по истечении времени своими силами построил жилой дом, который был учтен в внутрихозяйственных регистрирующих документах, что подтверждается выпиской из похозяйственной книги о том, что Я. И.А. принадлежат на праве личной собственности домовладение, общей площадью 38,20 кв.м., с земельным участком площадью 4000 кв.м., расположенные в <адрес>. При жизни Я. И.А. жилой дом не зарегистрировал. 02 декабря 2001 года Я. И.А. умер. После его смерти открылось наследство в виде домовладения и земельного участка, расположенных в <адрес>. Она является единственной наследницей после смерти мужа Я. И.А., так как их дети Ярусов В.И. и Штреккер О.И. от причитающейся им доли наследства отказались в её пользу. Она обратилась к нотариусу Сызранского района за получением свидетельства о праве на наследство по закону после смерти мужа Я. И.А., однако нотариус в выдаче свидетельства на домовладение и земельный участок отказала в связи с тем, что нет каких-либо правоустанавливающих документов на домовладение. Просит признать за ней право собственности на жилой дом общей площадью 38,20 кв.м., жилой площадью 20,30 кв.м. и земельный участок, площадью 4000 кв.м., расположенные по адресу: <адрес> в порядке наследования по закону после смерти Я. И.А., умершего 02 декабря 2001 года.
В судебном заседании истица Ярусова З.П. исковые требования поддержала, сослалась на доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика - администрации сельского поселения Жемковка в судебное заседание не явился, представил отзыв с просьбой рассмотреть дело в его отсутствии, с исковым заявлением Ярусовой З.П. согласен (л.д. 50).
Ответчик Штреккер О.И. в судебное заседание не явилась, представила заявление с просьбой рассмотреть дело в её отсутствии, исковые требования Ярусовой З.П. признает (л.д. 46-47).
Ответчик Ярусов В.И. в судебное заседание не явился, представил заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствии, исковые требования Ярусовой З.П. признает (л.д.48).
Заслушав истицу, обозрев копию наследственного дела № после смерти Я. И.А., проверив письменные материалы дела, суд приходит к выводу о том, что требования Ярусовой З.П. обоснованны и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 173 ч. 3 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Суд принимает признание иска ответчиками, т.к. оно не противоречит закону и не нарушает права и интересы третьих лиц.
Согласно статьи 3 пункта 9 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ» №137-ФЗ от 25 октября 2001 года и статьи 18 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» №101 ФЗ от 24 июля 2002 года Госакты, Свидетельства и другие документы, удостоверяющие права граждан и юридических лиц на земельные участки и земельные доли, выделенные им до введения в действие ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии со ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с этим - гражданские права и обязанности возникают из актов государственных органов и органов местно самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
Судом установлено, что Я. И.А. на праве личной собственности принадлежал жилой дом, расположенный в <адрес>, право на указанный дом было зарегистрировано в похозяйственной книге № за 1963 года на основании постройки, что подтверждается выпиской из похозяйственной книги (л.д.51). В соответствии с похозяйственной книгой за 1991-1995 годы Я. И.А. при указанном жилом жоме пользовался земельным участком площадью 0,40 га. (л.д.59-69). Распоряжением администрации Жемковского сельсовета № от 19 октября 1994 года «Об оформлении документов на земельные участки» произведена выдача свидетельств на право собственности на землю (л.д. 41). Из книги учета собственников земельных участков на территории Жемковского сельского совета видно, что под № значится Я. И.А., которому выдано свидетельство на право собственности на землю № от 21 марта 1995 года (л.д. 54-56). Я. И.А. 21 марта 1995 года выдано свидетельство на право собственности на землю № серии № согласно которого Я. И.А. приобретает право частной собственности на землю в <адрес> площадью 4000 кв.м., регистрационная запись № (л.д. 8-10). Постановлением администрации Жемковского округа № от 16 октября 1998 года вынесенного во изменение постановления № от 19 октября 1994 года «О закреплении земельных участков» земельные участки закреплялись в собственность граждан проживающим на территории Жемковского округа согласно приложения № (л.д. 42). Согласно ответа архивного отдела № от 30 августа 2010 года в списке граждан, имеющих в личной собственности земельные участки по администрации Жемковского округа, приложенном к данному постановлению, сведений о Я. И.А. нет (л.д. 43), в приложении в списке по <адрес> под номером № указан Я. И.Я., которому в собственность предоставлено 0,40 га. (л.д.71 оборот). На основании Постановления администрации сельского поселения Жемковка № от 25 августа 2010 года земельному участку и жилому дому, принадлежащим Я. И.А., присвоен почтовый адрес: <адрес>. Ранее указывался адрес: <адрес> (л.д. 12). Истцом представлен кадастровый паспорт земельного участка от 14 января 2011 года, согласно которому земельный участок, площадью 4000 кв.м., расположенный в <адрес>, принадлежит на праве частной собственности Я. И.А. (л.д. 7). Согласно выписки из похозяйственной книги № за 2002-2010 годы администрации сельского поселения Жемковка Я. И.А. принадлежал на праве личной собственности домовладение с земельным участком площадью 4000 кв.м., находящиеся по адресу: <адрес>. Хозяйство относится к рабочему типу (колхозный двор). Право на дом зарегистрировано в похозяйственной книге № за 1963 год на основании постройки (л.д. 6). Из выписки из технического паспорта № от 14 января 2011 года, видно, что на жилой дом, общей площадью 38,20 кв.м., жилой площадью 20,30 кв.м., расположенный в <адрес> право собственности в МП БТИ не зарегистрировано (л.д. 15).
Государственная регистрация прав на объекты недвижимости является актом признания государством права собственности на объект недвижимости. Права Я. И.А. на земельный участок подтверждается свидетельством на право собственности на землю № серии № от 21 марта 1995 года, которое в соответствии с Федеральным законом «О введении в действие Земельного кодекса РФ» №137-ФЗ от 25 октября 2001 года имеет равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу, что у Я. И.А. возникло право собственности на спорный земельный участок площадью 4000 кв.м., и жилой дом, общей площадью 38,20 кв.м., жилой площадью 20,30 кв.м. расположенные в <адрес>.
Суд полагает, что отсутствие в списках в приложении к Постановлению администрации Жемковского округа № от 16 октября 1998 года, вынесенному во изменение постановления № от 19 октября 1994 года «О закреплении земельных участков», Я. И.А., не свидетельствует о том, что он не приобрел право собственности на земельный участок, поскольку судом установлено, что у Я. И.А. имелся при доме указанный земельный участок, он им пользовался, Я. И.А., как жителю Жемковского округа, выдавались свидетельства на право собственности на земельный участок. Суд полагает, что при составлении списков граждан, проживавших на территории сельского Совета при указании отчества Я. И.А. была допущена ошибка и он указан как Я. И.Я..
В соответствии со ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
При наследовании имущество умершего переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства.
В соответствии со ст. 1142 ГК РФ - наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
Согласно ст. 1153 ГК РФ принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
В судебном заседании установлено, что Я. И.А. умер 02 декабря 2001 года, что подтверждается свидетельством о смерти (л.д. 13). Наследником первой очереди после смерти Я. И.А. является супруга - Ярусова З.П. (свидетельство о браке л.д. 16), которая приняла наследство после мужа подав нотариусу по месту открытия наследства заявление о принятии наследства, дети Я. И.А. - Ярусов В.И. и Штреккер О.И. от причитающейся доли наследства отказались, что подтверждается копией наследственного дела № (л.д. 29-39).
При таких обстоятельствах, суд полагает, исковые требования Ярусовой З.П. обоснованны и за ней следует признать право собственности на жилой дом, общей площадью 38,20 кв.м., жилой площадью 20,30 кв.м. и земельный участок, площадью 4000 кв.м., расположенные по адресу: <адрес>, в порядке наследования по закону после супруга Я. И.А., умершего 02 декабря 2001 года.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Признать за Ярусовой З.П. право собственности на жилой дом, общей площадью 38,20 кв.м., жилой площадью 20,30 кв.м., и земельный участок площадью 4000 кв.м., расположенные по адресу: <адрес>, в порядке наследования по закону после супруга Я. И.А., умершего 02 декабря 2001 года.
Решение может быть обжаловано в течение 10 суток в Самарский областной суд через Сызранский районный суд.
Судья: