о признании бездействий должностных лиц в обеспечении пожарной безопасности в детском дошкольном учреждении незаконным



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12.05.2011 года Сызранский районный суд Самарской области в составе председательствующего Шлеппер Е.И.

при секретаре Радевич о.А.

с участием прокурора Лебедевой Н.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по заявлению прокурора Сызранского района в интересах неопределенного круга лиц несовершеннолетних малолетних воспитанником ДОУ «Золотой ключик» <адрес> о признании бездействий должностных лиц администрации Сызранского района в обеспечении пожарной безопасности в дошкольном образовательном учреждении детский сад «Золой ключик» <адрес> незаконным,

У С Т А Н О В И Л

Прокурор Сызранского района Самарской области обратился в суд с заявлением о признании бездействий должностных лиц администрации Сызранского района в обеспечении пожарной безопасности в дошкольном образовательном учреждении детский сад «Золой ключик» <адрес> незаконным.

В судебном заседании прокурор свое заявление поддержал и пояснил, что в рамках осуществления надзора за соблюдением требований Федерального закона РФ от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности в Дошкольном образовательном учреждение детский сад «Золотой ключик» расположенного по адресу: <адрес> в целях создания безопасных условий воспитания, обучения, ухода, присмотра оздоровления учащихся и работающего персонала.

Согласно п. 5 ст. 12 Закона РФ «Об образовании», деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений.

Согласно ст.32 ФЗ «Об образовании», к компетенции образовательного учреждения относится в числе прочих материально - техническое обеспечение и техническое оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств.

В соответствии со ст.51 ФЗ «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом образовательного учреждения.

В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 32 Закона РФ «Об образовании», образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.

В результате проведенной проверки был установлен ряд нарушений указанного законодательства.

В ДОУ « Золотой ключик» выявлены нарушения пожарной безопасности, удостоверяющие несоответствие общеобразовательного учреждения требованиям пожарной безопасности и в соответствии с Федеральным законом РФ «О пожарной безопасности» и информации ОГПН о результатах проведения комиссии по приемке образовательных учреждений к новому 2010-2011 году

- не произведен монтаж автоматической пожарной сигнализации в полном объеме в здании детского сада;

- дверь эвакуационного выхода со 2 этажа не выполнена свободно открывающаяся по направлению выхода из здания;

- на путях эвакуации применен горючий материал с неустановленными пожарно-техническими характеристиками ( деревянные полы покрыты линолеумом);

- не выполнена прямая телефонная связь с ближайшим подразделением пожарной охраны;

- не выполнено аварийное и эвакуационное освещение на путях эвакуации;

-имеющаяся автоматическая пожарная сигнализация не выведена на центральный узел связи;

- помещения не дооборудованы знаками пожарной безопасности (кнопка включения средств и систем пожарной автоматики)

Отделом Госпожнадзора в выданном руководителю ДОУ выдавались предписания, где ставился вопрос о приведении образовательного учреждения в надлежащее состояние в части выполнения вышеуказанных противопожарных мероприятий. До настоящего времени указанные выше нарушения пожарной безопасности в ДОУ не устранены.

В соответствии с ч 6 ст.33 Закона РФ «Об образовании» право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации, возникают у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения).

Срок действия лицензии на осуществление ДОУ образовательной деятельности истек 09.08.2006 года.

Данное учреждение является дошкольным образовательным учреждением, осуществляющим образовательно - воспитательный процесс и реализует общеобразовательные программы. Согласно Уставу ДОУ детский сад Учреждение приобретает право на образовательную деятельность с момента выдачи лицензии. ДОУ детский сад проходит аттестацию и государственную аккредитацию в порядке, установленном Законом РФ «Об образовании».

Как установлено в ходе проверки, документы на лицензирование образовательной деятельности руководителем ДОУ не смогут быть представлены, в случае не устранения имеющихся нарушений требований пожарной безопасности. Основанием для отказа в выдаче отделом ГПН г.о.Сызрани положительного заключения будет являться не выполнение учреждением вышеуказанных противопожарных мероприятий, относящихся к работам капитального характера.

Согласно п. 1.7 Устава ДОУ осуществляет присмотр, уход, обучение и воспитание в интересах личности, общества, государства, обеспечивает охрану здоровья и создания благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числе возможности удовлетворения потребности в самообразовании и получении дополнительного образования.

Финансирование ДОУ осуществляется учредителями: Министерством образования и науки Самарской области по нормативам, обеспечивающим материальное содержание обучающихся и образовательный процесс; и администрацией Сызранского района по муниципальным программам, реализуемым ДОУ, по реконструкции и капитальному ремонту зданий и сооружений, оплате коммунальных услуг, приобретению оборудования.

Согласно п.п. 2.2. Договора о совместном учредительстве образовательных учреждений от 12.11.2002 года между департаментом науки и образования Администрации Самарской области и Сызранского района - администрация Сызранского района осуществляет финансирование муниципальных программ, реализуемых учреждениями; осуществляет реконструкцию и капитальный ремонт зданий и сооружений учреждений, оплату коммунальных услуг и приобретаемого для учреждений оборудования длительного пользования, содействует учреждениям в решении вопросов их материально-технического обеспечения.

Неоднократно направляемые заявки руководителем ДОУ в адрес Администрации Сызранского района о выделении денежных средств на устранение нарушений пожарной безопасности остаются без внимания.

В соответствии со ст. 38 ФЗ РФ № 69-ФЗ от 21.12.94 «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, в том числе руководители предприятий, и лица, которые в установленном порядке назначены ответственными за обеспечение пожарной безопасности, полномочие органов местного самоуправления в области пожарной безопасности.

Статья 19 ФЗ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» регламентирует полномочие органов местного самоуправления в области пожарной безопасности как обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений.

Самостоятельно общеобразовательное учреждение ДОУ не может устранить указанное нарушение требований законодательства о пожарной безопасности, поскольку требуется вложение значительных денежных средств, а также в связи с отсутствием собственных средств и бюджетным финансированием, а финансирование Администрацией Сызранского района на устранение указанных нарушений пожарной безопасности осуществляется не достаточно.

В соответствии со статьей 1 ФЗ РФ от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. В соответствии со статьей 3 указанного Федерального Закона, основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством РФ.

Ст. 14 Закона Самарской области «О пожарной безопасности» предусматривает, что организация и осуществление мер пожарной безопасности является составной частью деятельности организаций, должностных лиц.

Указанные здания относятся к категории объектов с низкой пожарной устойчивостью и массовым пребыванием людей, а допущенные нарушения требований пожарной безопасности создают угрозу возникновения пожара, жизни и здоровью людей вследствие воздействия опасных факторов.

Таким образом, прокурорская проверка показала, что Учредителем учреждения - Администрацией Сызранского района не надлежащим образом и не в полном объеме выполняются обязанности по содержанию образовательного учреждения, игнорируя требования действующего законодательства.

В соответствии со ч.1 ст.29 ГПК РФ, иск к ответчику может быть предъявлен в суд по месту нахождения имущества.

Бездействие должностных лиц Администрации Сызранского района способствует снижению гарантий уровня безопасности жизни и здоровья несовершеннолетних воспитанников.

Предъявленные прокуратурой Сызранского района заявления об обжаловании действий (бездействий) должностных лиц в интересах учащихся образовательного учреждения обусловлено тем, что согласно п. 3 ст. 35 ФЗ РФ «О прокуратуре РФ» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства.

В соответствии со ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суд решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Согласно п.2 Постановления от 10.02.2009 № 2 Пленума Верховного Суда РФ «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействий), органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к бездействию относится « невыполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативно - правовыми актами, определяющими полномочия этих лиц должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами».

В п.28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 2 от 10.02.09 г. указано, что исходя из положений ст.258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного и муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному акту.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 22, 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», ст.19 ФЗ РФ «О пожарной безопасности», ст.ст. 131,254,255 ГПК РФ, просит

  1. Признать бездействие должностных лиц администрации Сызранского района в обеспечении мер пожарной безопасности в дошкольном образовательном учреждение детский сад « Золотой ключик» <адрес> незаконным.
  2. Обязать Администрацию Сызранского района устранить нарушения законодательства по обеспечению требований пожарной безопасности в дошкольном образовательном учреждении, и провести необходимые организационно - хозяйственные мероприятия:

- произвести монтаж автоматической пожарной сигнализации в полном объеме в здании детского сада;

- дверь эвакуационного выхода со 2 этажа выполнить свободно открывающаяся по направлению выхода из здания;

- на путях эвакуации исключить применение горючего материала с неустановленными пожарно-техническими характеристиками (деревянные полы покрыты линолеумом);

- выполнить прямую телефонную связь с ближайшим подразделением пожарной охраны;

- выполнить аварийное и эвакуационное освещение на путях эвакуации;

-имеющаяся автоматическую пожарную сигнализацию не выведена на центральный узел связи;

- помещения дооборудовать знаками пожарной безопасности (кнопка включения средств и систем пожарной автоматики»

Представитель Администрации Сызранского района по доверенности Ляшкова А.П. заявление признала подлежащим удовлетворению частично, так как два пункта из указанных выполнено, а именно дверь эвакуационного выхода со второго этажа выполнена как свободно открывающаяся по направлению выхода из здания; и помещения дооборудованы знаками пожарной безопасности (кнопка включения средств и систем пожарной автоматики). Остальные пункты не были выполнены из-за отсутствия денежных средств.

Представитель заинтересованного лица ДОУ детский сад «Золотой ключик» по доверенности Исаева И.Ю. подтвердила, что указанные пункты выполнены, а остальные пункты выполнить не могут, так как на их выполнение необходимы значительные денежные средства, которые администрация Сызранского района дошкольному учреждению не возмещают.

Заинтересованное лицо Западное управление Министерства образование и науки Самарской области своего представителя в судебное заседание не представило, хотя было надлежащим образом извещено о дате и времени судебного заседания, о причинах неявки в суд не сообщило.

При таких обстоятельствах суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителя Западного управления Министерства образования и науки.

Суд, заслушав объяснение сторон, письменные материалы дела, заключение прокурора, пришел к выводу, что подлежат исключения из заявления пункты, выполненные по предписанию, а в остальной части заявление подлежит удовлетворению.

В судебном заседании установлено, что самостоятельно ДОУ детский сад «Золотой ключик» устранить вышеуказанные нарушения не может в связи с отсутствием собственных средств и бюджетного финансирования.

Неоднократно направляемые требования заведующей детским садом оставлены администрацией Сызранского района без внимания.

Таким образом учредителем дошкольного образования - администрацией Сызранского района деятельность, направление на предупреждение пожароопасной обстановки осуществляется недостаточно.

Бездействие должностных лиц Администрации Сызранского района по не устранению выявленных нарушений требования ФЗ «О пожарной безопасности создаёт угрозы безопасности жизни и здоровью воспитанников дошкольного учреждения».

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-197, ст. 19 ФЗ РФ «о противопожарной безопасности», Законом РФ «Об образовании», Законом об органах местного самоуправления суд,

Р Е Ш И Л

Заявление прокурора Сызранского района в интересах несовершеннолетних воспитанников ДОУ детский сад «Золотой ключик» в <адрес> удовлетворить.

Признать бездействие администрации Сызранского района в части не устранения нарушений пожарной безопасности, выявленных ОГПН в ДОУ детский сад «Золотой ключик» в <адрес> незаконным.

Обязать администрацию Сызранского района в срок до 1.08. 2011г устранить в ДОУ детский сад «Золотой ключик» следующие нарушения:

  • произвести монтаж автоматической пожарной сигнализации в полном объеме в здании детского сада;
  • на путях эвакуации исключить применение горючего материала с неустановленными пожарно-техническими характеристиками (деревянные полы покрыты линолеумом);
  • выполнить прямую телефонную связь с ближайшим подразделением пожарной охраны;
  • выполнить аварийное и эвакуационное освещение на путях эвакуации;
  • имеющаяся автоматическую пожарную сигнализацию не выведена на центральный узел связи.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Сызранский районный суд в течение 10 дней.

Председательствующий -