об обжаловании бездействий администрации



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  1. МАЯ 2011Г Сызранский районный суд Самарской области в составе председательствующего Шлеппер Е.И.

при секретаре Радевич О.А.

рассмотрев в открытом судебном заседание гражданское дело № по заявлению прокурора Сызранского района в интересах неопределенного круга лиц несовершеннолетних учащихся ОУ Сборно-Симоновской СОШ об обжаловании бездействий администрации Сызранского района,

УСТАНОВИЛ

Прокурор Сызранского района обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц несовершеннолетних учащихся ОУ Сборно-Симоновской СОШ об обжаловании бездействий администрации Сызранского района,

В судебном заседании прокурор свое заявление5 поддержал и пояснил, что Прокуратурой Сызранского района в рамках осуществления надзора за соблюдением требований Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», проведена проверка соблюдения требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в общеобразовательном учреждении Сборно-Симоновской средней общеобразовательной школе, расположенной по адресу: <адрес> в целях создания безопасных условий воспитания, обучения, ухода, присмотра оздоровления учащихся и работающего персонала.

Согласно п. 5 ст. 12 Закона РФ «Об образовании», деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений.

Согласно ст.32 ФЗ «Об образовании», к компетенции образовательного учреждения относится в числе прочих материально -техническое обеспечение и техническое оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств.

В соответствии со ст.51 ФЗ «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом образовательного учреждения.

В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 32 Закона РФ «Об образовании», образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.

В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников и выполняются требования санитарного законодательства.

В ходе проверки установлен ряд нарушений вышеозначенного законодательства.

Так, в ОУ Сборно-Симоновской СОШ имеют место следующие нарушения санитарно - эпидемиологического законодательства, которые необходимо устранить, а именно

- обеспечить кабинет информатики специальной мебелью;

- установить съемные деревянные решетки на отопительных приборах;

- обеспечить учебные кабинеты мебелью, соответствующей возрастным особенностям;

- обеспечить подвод горячей воды к раковинам в дошкольной группе;

- оборудовать медицинский кабинет в дошкольной группе и школе в соответствиями с требованиями п. 2.3.22 СанПиН 2.4.2.1178-02 « Гигиенические требования к условиям обучения в образовательных учреждениях», п. 2.2.22 СанПиН 2.4.1.1249-03 « санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений»

Согласно п.1.1. СанПиН 2.4.5.2409-08 данные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, разработанные в соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 г. № 52 - ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", направлены на обеспечение здоровья обучающихся и предотвращение возникновения и распространения инфекционных (и неинфекционных) заболеваний и пищевых отравлений, связанных с организацией питания в общеобразовательных учреждениях, в том числе школах, школах-интернатах, гимназиях, лицеях, колледжах, кадетских корпусах и других типов, учреждениях начального и среднего профессионального образования.

В соответствии с п.п.1.2.- 1.5. СанПиН 2.4.5.2409-08 настоящие правила устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в образовательных учреждениях, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности. Правила являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением горячим питанием обучающихся. Правила распространяются на действующие, строящиеся и реконструируемые организации общественного питания образовательных учреждений. В организациях общественного питания образовательных учреждений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями может осуществляться приготовление блюд, их хранение и реализация.

Санитарно - эпидемиологические правила СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» направлены на предотвращение неблагоприятного воздействия на организм обучающихся вредных факторов и условий, сопровождающих их учебную деятельность, и определяют санитарно-гигиенические требования к зданию общеобразовательного учреждения, оборудованию помещений ОУ, воздушно-тепловому режиму ОУ; санитарному состоянию и содержанию общеобразовательного учреждения.

Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в г.Сызрани выдавалось предписание, в котором ставился вопрос о приведении образовательного учреждения в надлежащее состояние в части выполнения мероприятий по устранению нарушений требований санитарно - эпидемиологического законодательства.

Однако, до настоящего времени указанные выше нарушения в полном объеме не устранены.

Данное учреждение является общеобразовательным учреждением основной общеобразовательной школой, осуществляющим образовательно - воспитательный процесс и реализующей общеобразовательные программы.

Финансирование школы осуществляется учредителями: Министерством образования и науки Самарской области по нормативам, обеспечивающим материальное содержание обучающихся и образовательный процесс; и администрацией Сызранского района по муниципальным программам, реализуемым ОУ, по реконструкции и капитальному ремонту зданий и сооружений, оплате коммунальных услуг, приобретению оборудования.

Согласно п.п. 2.2. Договора о совместном учредительстве образовательных учреждений от 12.11.2002 года между департаментом науки и образования Администрации Самарской области и администрации Сызранского района - администрация Сызранского района осуществляет финансирование муниципальных программ, реализуемых учреждениями; осуществляет реконструкцию и капитальный ремонт зданий и сооружений учреждений, оплату коммунальных услуг и приобретаемого для учреждений оборудования длительного пользования, содействует учреждениям в решении вопросов их материально-технического обеспечения.

Неоднократно направляемые заявки руководителем школы в адрес Администрации Сызранского района о выделении денежных средств на устранение нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства остаются без внимания.

Самостоятельно общеобразовательное учреждение не может устранить вышеуказанные нарушений санитарных норм и правил, поскольку требуется вложение значительных денежных средств, а также в связи с отсутствием собственных средств и бюджетным финансированием, а финансирование Администрацией Сызранского района на устранение указанных нарушений санитарно - эпидемиологического законодательства осуществляется не достаточно.

Таким образом, прокурорская проверка показала, что Учредителем учреждения - Администрацией Сызранского района не надлежащим образом и не в полном объеме выполняются обязанности по содержанию образовательного учреждения, игнорируя требования действующего законодательства.

В соответствии со ч.1 ст.29 ГПК РФ, иск к ответчику может быть предъявлен в суд по месту нахождения имущества.

Бездействие должностных лиц Администрации Сызранского района способствует снижению гарантий уровня безопасности жизни и здоровья несовершеннолетних учащихся.

Предъявленные прокуратурой Сызранского района заявления об обжаловании действий (бездействий) должностных лиц в интересах учащихся образовательного учреждения обусловлено тем, что согласно п. 3 ст. 35 ФЗ РФ «О прокуратуре РФ» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства.

В соответствии со ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суд решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Согласно п.2 Постановления от 10.02.2009 № 2 Пленума Верховного Суда РФ «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействий), органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к бездействию относится « невыполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативно - правовыми актами, определяющими полномочия этих лиц должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами».

В п.28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 2 от 10.02.09 г. указано, что исходя из положений ст.258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного и муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному акту.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 22, 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» ст. 31 ч. 1 п. 4 ФЗ РФ «Об образовании», ст.ст. 131, 254, 255 ГПК РФ, просит

Признать бездействие органа местного самоуправления - Администрации Сызранского района по непринятию мер к устранению нарушений требований санитарно - эпидемиологического законодательства в ОУ Варламовской СОШ незаконным.

Обязать Администрацию Сызранского района устранить нарушения законодательства по обеспечению требований санитарно - эпидемиологического законодательства в общеобразовательном учреждении Сборно-Симоновской средней общеобразовательной школе и провести необходимые организационно - хозяйственные мероприятия, а именно:

- обеспечить кабинет информатики специальной мебелью;

- установить съемные деревянные решетки на отопительных приборах;

- обеспечить учебные кабинеты мебелью, соответствующей возрастным особенностям;

- обеспечить подвод горячей воды к раковинам в дошкольной группе;

- оборудовать медицинский кабинет в дошкольной группе и школе в соответствиями с требованиями п. 2.3.22 СанПиН 2.4.2.1178-02 « Гигиенические требования к условиям обучения в образовательных учреждениях», п. 2.2.22 СанПиН 2.4.1.1249-03 « санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений»

Представитель администрации Балабашина Т.С. заявление прокурора признала подлежащим удовлетворение частично, только в пункте подвода горячей воды к раковинам, остальное она считает обязанностью Западного управления, поскольку обеспечение мебелью и установка съемных решеток на отопительные приборы относится не к капитальному ремонту, а обеспечению образовательному процессу. Съемные решетки также могут изготовить на уроках труда из деревянной тары.

Представитель администрации по доверенности Ляшкова А.П., поддержала представителя Балабашину Т.С.

Заинтересованное лицо ОУ Сборно-Симоновская СОШ в лице директора Барышникова А.Н. поддержало заявление прокурора. В судебном заседании пояснил, что указанные нарушения не устраняются с 2009 года. У школы своих средств нет, а администрация не выделяет денежных средств на эти цели. Что касается образовательного процесса, то Западное управление Министерства образования самарской области на образовательный процесс средства выделяет.

Мебель не относится к образовательному процессу, так же как и съемные решетки, кроме того они также должны быть из соответствующего материала, и соответствовать требованиям ГОСТА или иных санитарных норм и правил.

Заинтересованное лицо Западное управление Министерства образования Самарской области своего представителя в судебное заседание не прислало, хотя было извещено надлежащим образом. О причинах неявки в суд не сообщил.

При таких обстоятельствах суд определил рассмотреть дело в отсутствии представителя Западного управления Министерства образования Самарской области.

Суд, исследовав письменные материалы дела, заслушав объяснения сторон, пришел к выводу, что заявление прокурора подлежит удовлетворению в полном объеме, поскольку все выявленные нарушения нашли свои подтверждения.

Из материалов дела следует, что администрация ОУ Сборно-Симоновской средней школы самостоятельно решить вопросы, указанные в предписании Роспотребнадзора выполнить не сможет, поскольку не обладает самостоятельными средствами. На неоднократные обращения администрации ОУ Сборно-Симоновской СОШ Администрация Сызранского района не реагировала надлежащим образом. Ссылка на дефицит денежных средств, и рекомендации изыскивать денежные средства самостоятельно, не может являться законным действием администрации. Поскольку в соответствии с с договором о совместно учредительстве образовательных учреждений, заключенном между Департаментом науки и образования Администрации Самарской области (ныне Министерство образования и науки Самарской области) и администрацией Сызранского района от 27 сентября 2002г Администрация Сызранского района осуществляет финансирование муниципальных программ, реализуемыми учреждениями, осуществляет функции собственника переданного в оперативное управление Учреждениям муниципального имущества, и контролирует его использование; осуществляет реконструкцию и капитальный ремонт зданий и сооружений Учреждений, оплату оказываемых коммунальных услуг и приобретаемого для учреждений оборудования длительного пользования содействует Учреждениям в решении вопросов их материально-технического обеспечения. Ссылка представителей Администрации Сызранского района на то, что, обязанность по обеспечению мебелью является обязанностью Западного Управления Министерства образования и науки Самарской области, поскольку приобретение мебели относится к образовательному процессу, не может быть принята судом по следующим обстоятельствам:

Администрации ОУ Сборно-Симоновской СОШ здание и помещения школы переданы в доверительное управление с класс-комплектами, к которому относится и мебель, Приобретение мебели относится к обязанности Администрации Сызранского района, поскольку относится к оборудованию длительного пользования. К образовательному провесу относится не мебель, а методические разработка, лабораторные предметы, учебники, карты и прочие необходимые вещи именно для образовательного процесса.

Не может быть принята ссылка представителей Администрации Сызранского района, на то, что установление съемных деревянных решеток на отопительных приборах должны исполнять школьники на уроках технологии, так как, во-первых, данные решетки в соответствии с требованиями СанПиН являются необходимым оборудованием отопительных приборов, таким образом, становятся основным средством производства учреждения;

Во-вторых, данные решетки также должны соответствовать определенным требованиям по составу дерева, по качеству, по внешнему виду, по теплопроводимости и т.д.

Суд полагает необходимым исключить требования об оборудовании медицинского кабинета в школе, поскольку с вновь вводимыми требованиями СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» общеобразовательных учреждениях, расположенных в сельской местности допускается организация медицинского обслуживания на фельдшерско-акушерских пунктах и амбулаториях.

Аналогично и в отношении дошкольной группы - согласно СанПиН 2.4.1. 2660-10 «санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организаций режима работы в дошкольных организациях» зарегистрированного в МЮ РФ под номером 18267 вводятся в действие с 1.10. 2010г п. 4.24 в существующих дошкольных организациях (до проведения их реконструкций) допускается набор медицинских помещений в соответствии с проектами, по которым они были построены.

Как следует из объяснений выступавших как в самой школе, так и в дошкольной группе данной школы медицинские кабинеты, предусмотренные проектами, по которым построены здания школы и детского сада имеются. Данные здания на настоящий момент реконструкции не подлежат. Кроме того медицинские учреждения расположены в близости от образовательных учреждений - 50-80м.

Таким образом, учредителем ОУ Сборно-Симоновской СОШ - администрацией <адрес> непринятие мер, направленных на предупреждение нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательств и устранение выявленных нарушений является незаконным бездействием.

Бездействие должностных лиц Администрации Сызранского района по не устранению выявленных нарушений требования ФЗ О санитарно-эпидемиологической безопасности в РФ безопасности создаёт угрозы безопасности жизни и здоровью воспитанников дошкольного образовательного учреждения»,

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-197, ст. 19 ФЗ РФ «о противопожарной безопасности», Законом РФ «Об образовании», Законом об органах местного самоуправления суд,

Р Е Ш И Л

Заявление прокурора Сызранского района в интересах неопределенного круга лиц - несовершеннолетних учащихся ОУ Сборно-Симоновской СОЩ в п. Сборный Сызранского района удовлетворить частично

Признать бездействие органа местного самоуправления - Администрации Сызранского района по непринятию мер к устранению нарушений требований санитарно - эпидемиологического законодательства в ОУ Варламовской СОШ незаконным.

Обязать Администрацию Сызранского района в срок до 1.08. 2011г устранить нарушения законодательства по обеспечению требований санитарно - эпидемиологического законодательства в общеобразовательном учреждении Сборно-Симоновской средней общеобразовательной школе и провести необходимые организационно - хозяйственные мероприятия, а именно:

- обеспечить кабинет информатики специальной мебелью;

- установить съемные деревянные решетки на отопительных приборах;

- обеспечить учебные кабинеты мебелью, соответствующей возрастным особенностям;

- обеспечить подвод горячей воды к раковинам в дошкольной группе;

В остальной части заявления отказать.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Сызранский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в полной мотивированной форме.

Председательствующий

Решение изготовлено в мотивированной форме ДД.ММ.ГГГГ

Судья Е.И. Шлеппер.