Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 мая 2011 года Сызранский районный суд Самарской области в составе председательствующего Шлеппер Е.И.
При секретаре Радевич О.А.
С участием прокурора Лебедевой Н.В.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по заявлению прокурора Сызранского района в интересах неопределенного круга лиц несовершеннолетних учащихся ОУ Жемковской ООШ об обжаловании бездействий администрации Сызранского района,
У С Т А Н О В И Л
Прокурор Сызранского района Самарской области обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц несовершеннолетних учащихся ОУ Жемковской ООШ об обжаловании бездействий администрации Сызранского района.
В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержал и пояснил, что прокуратурой Сызранского района в рамках осуществления надзора за соблюдением требований Федерального закона РФ от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности в муниципальном общеобразовательном учреждении ОУ Жемковской ООШ, расположенной по адресу: <адрес>, в целях создания безопасных условий обучения учащихся и работающего персонала.
Согласно п. 5 ст. 12 Закона РФ «Об образовании», деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений.
Согласно ст.32 ФЗ «Об образовании», к компетенции образовательного учреждения относится в числе прочих материально - техническое обеспечение и техническое оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств.
В соответствии со ст.51 ФЗ «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом образовательного учреждения.
В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 32 Закона РФ «Об образовании», образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.
В результате проведенной проверки установлены нарушения вышеозначенного законодательства.
Так, в ОУ Жемковской ООШ, установлены следующие нарушения требований пожарной безопасности, которые необходимо выполнить:
- произвести проверку состояния огнезащитной обработки (пропитки) деревянных конструкций чердачного помещения
_ на путях эвакуации демонтировать сгораемые материалы: (деревянные полы, которые покрыты материалом с неустановленными пожаро-техническими характеристиками).
- повысить предел огнестойкости элементов несущих конструкций (металлической балки в мастерской школы) до предела огнестойкости R 45;
выполнить прямую телефонную связь с ближайшим подразделением пожарной охраны;
- имеющуюся автоматическую пожарную сигнализацию вывести на центральный узел связи «01» Государственной противопожарной службы в автоматическом режиме;
- в электрощитовую установить УЗО;
- выполнить аварийное и эвакуационное освещение на путях эвакуации;
В дошкольной группе ОУ Жемковской ООШ, расположенной по адресу <адрес> необходимо выполнить свободное открытие дверей запасных выходов по направлению выхода из здания, не представлен акт проверки и очистки вентиляционной системы; на путях эвакуации убрать горючий материал с неустановленными пожарно-техническими характеристиками (деревянные полы, покрытые линолеумом) и на путях эвакуации устранить масляную краску; выполнить прямую телефонную с ближайшим подразделением пожарной охраны; вывести имеющуюся автоматическую пожарную службу в автоматическом режиме на центральный узел связи «О1»; оборудовать двери, отделяющие коридоры от лестничных клеток не оборудованы уплотнением в притворах и устройством для самозакрывания; необходимо дооборудовать помещения знаками пожарной безопасности (кнопкой включения средств и систем пожарной автоматики).
Отделом Госпожнадзора в предписаниях 2008-2009г.г,удостоверяющих несоответствие общеобразовательного учреждения требованиям пожарной безопасности, руководителю Жемковской ООШ ставился вопрос о приведении общеобразовательного учреждения в надлежащее состояние в части выполнения противопожарных мероприятий.
Однако до настоящего времени нарушения пожарной безопасности в полном объеме не устранены.
Финансирование школы осуществляется учредителями: Министерством образования и науки Самарской области по нормативам, обеспечивающим материальное содержание обучающихся и образовательный процесс; и администрацией Сызранского района по муниципальным программам, реализуемым СОШ, по реконструкции и капитальному ремонту зданий и сооружений, оплате коммунальных услуг, приобретению оборудования.
Согласно п.п. 2.2. Договора о совместном учредительстве образовательных учреждений от 12.11.2002 года между департаментом науки и образования Администрации Самарской области и администрации Сызранского района, администрация осуществляет финансирование муниципальных программ, реализуемых учреждениями; осуществляет реконструкцию и капитальный ремонт зданий и сооружений учреждений, оплату коммунальных услуг и приобретаемого для учреждений оборудования длительного пользования, содействует учреждениям в решении вопросов их материально-технического обеспечения.
Неоднократно направляемые заявки в Администрацию Сызранского района о выделении денежных средств на устранение нарушений пожарной безопасности остаются без внимания.
В соответствии со ст. 38 ФЗ РФ № 69-ФЗ от 21.12.94 «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, в том числе руководители предприятий, и лица, которые в установленном порядке назначены ответственными за обеспечение пожарной безопасности, полномочие органов местного самоуправления в области пожарной безопасности.
Статья 19 ФЗ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» регламентирует полномочие органов местного самоуправления в области пожарной безопасности как обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений.
Самостоятельно общеобразовательное учреждение не может устранить указанные нарушения требований законодательства о пожарной безопасности, поскольку требуется вложение значительных денежных средств, а также в связи с отсутствием собственных средств и бюджетным финансированием, а финансирование Администрацией Сызранского района на устранение указанных нарушений пожарной безопасности осуществляется не достаточно.
В соответствии со статьей 1 ФЗ РФ от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. В соответствии со статьей 3 указанного Федерального Закона, основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством РФ.
Ст. 14 Закона Самарской области «О пожарной безопасности» предусматривает, что организация и осуществление мер пожарной безопасности является составной частью деятельности организаций, должностных лиц.
Указанные здания относятся к категории объектов с низкой пожарной устойчивостью и массовым пребыванием людей, а допущенные нарушения требований пожарной безопасности создают угрозу возникновения пожара, жизни и здоровью людей вследствие воздействия опасных факторов.
Таким образом, прокурорская проверка показала, что Учредителем учреждения - Администрацией Сызранского района не надлежащим образом и не в полном объеме выполняются обязанности по содержанию общеобразовательного учреждения, игнорируя требования действующего законодательства.
В соответствии со ч.1 ст.29 ГПК РФ, иск к ответчику может быть предъявлен в суд по месту нахождения имущества.
Бездействие должностных лиц Администрации Сызранского района способствует снижению гарантий уровня безопасности жизни и здоровья несовершеннолетних учащихся.
Предъявленные прокуратурой Сызранского района заявления об обжаловании действий (бездействий) должностных лиц в интересах учащихся образовательного учреждения обусловлено тем, что согласно п. 3 ст. 35 ФЗ РФ «О прокуратуре РФ» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства.
В соответствии со ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суд решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Согласно п.2 Постановления от 10.02.2009 № 2 Пленума Верховного Суда РФ «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействий), органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к бездействию относится « невыполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативно - правовыми актами, определяющими полномочия этих лиц должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами».
В п.28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 2 от 10.02.09 г. указано, что исходя из положений ст.258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного и муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие ( бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному акту.
Нарушения администрацией Сызранского района требований Федерального закона РФ № 69-ФЗ от 21.12.94 «О пожарной безопасности» и Федерального закона от 06.10.03г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» способствует снижению гарантий уровня безопасности жизни и здоровья неопределенного круга лиц - несовершеннолетних граждан, учащихся общеобразовательного учреждения и работающего персонала, а также лиц, у которых в будущем возникнет право на участие в образовательном процессе в указанном учреждении образования, что явилось основанием для прокурорского реагирования и обращения в суд.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 22, 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», ст.19 ФЗ РФ «О пожарной безопасности», ст.ст. 131,254,255 ГПК РФ, просит
- произвести проверку состояния огнезащитной обработки (пропитки) деревянных конструкций чердачного помещения
- на путях эвакуации демонтировать сгораемые материалы: (деревянные полы, которые покрыты материалом с неустановленными пожаро-техническими характеристиками).
- повысить предел огнестойкости элементов несущих конструкций (металлической балки в мастерской школы) до предела огнестойкости R 45;
выполнить прямую телефонную связь с ближайшим подразделением пожарной охраны;
- имеющуюся автоматическую пожарную сигнализацию вывести на центральный узел связи «01» Государственной противопожарной службы в автоматическом режиме;
- в электрощитовую установить УЗО;
- выполнить аварийное и эвакуационное освещение на путях эвакуации.
В дошкольной группе, расположенной по адресу <адрес> выполнить свободное открытие дверей запасных выходов по направлению выхода из здания, не представлен акт проверки и очистки вентиляционной системы; на путях эвакуации убрать горючий материал с неустановленными пожарно-техническими характеристиками (деревянные полы, покрытые линолеумом) и на путях эвакуации устранить масляную краску; выполнить прямую телефонную с ближайшим подразделением пожарной охраны; вывести имеющуюся автоматическую пожарную службу в автоматическом режиме на центральный узел связи «О1»; оборудовать двери, отделяющие коридоры от лестничных клеток не оборудованы уплотнением в притворах и устройством для самозакрывания; необходимо дооборудовать помещения знаками пожарной безопасности (кнопкой включения средств и систем пожарной автоматики).
Представитель ОУ Жемковской ООШ директор Левичева Н.Н. пояснила, что устранены следующие выявленные и указанные в предписании нарушения: в основной школе проведена проверка состояния огнезащитной обработки (пропитки) деревянных конструкций чердачного помещения; выполнено аварийное освещение на путях эвакуации.
В Дошкольной группе выполнили свободное открывание дверей запасных выходов со второго этажа по направлению выхода из здания; оборудовали двери, отделяющие коридоры от лестничных клеток уплотнениями в притворах и устройством для самозакрывания.
Остальные нарушения не устранены, из-за отсутствия материальной возможности. Своих средств у ОУ Жемковской ООШ не имеется, а других денежных средств не поступало из других источников.
Представитель Администрации Сызранского района по доверенности Ляшкова А.П. признала заявленные требования прокурора частично, за исключением выполненных пунктов предписания. Пояснила, что по мере выделения денежных средств, из областного бюджета, они по возможности устраняют выявленные нарушения. Кроме того, полагает необходимым исключить пункт, обязывающий вывести автоматическую пожарную сигнализацию на центральный узел связи «О1» Государственной пожарной службы в автоматическом режиме, поскольку данное требование включено в предписание не законно, оно имеет не обязательный характер, а рекомендательный характер. Кроме того в Сызранском районе единая диспетчерская служба не создана. Просит исключить данный пункт из заявленных прокурором требований.
Представитель Администрации Сызранского района по доверенности Балабашина Т.С. дала аналогичные пояснения.
Допрошенный в качестве специалиста представитель ОГПН Ризаев В.И. по постоянной доверенности пояснил, что требования вывода автоматической пожарной сигнализации на центральный узел связи являются обязательными, у них имеется перечень зданий и помещений, которые целесообразно оборудовать пожарной автоматической передачей сигнала о пожаре по радиотелекоммуникационной системе на центральный узел связи «01» Государственной противовопожарной службы. Данный перечень утвержденн
Суд, заслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, пришел к выводу, что заявление прокурора подлежит удовлетворению частично, так как выполненные пункты подлежат исключению из требований прокурора.
В судебном заседании установлено, что самостоятельно ОУ Жемковская ООШ устранить вышеуказанные нарушения не может в связи с отсутствием собственных бюджетных средств и финансирования.
Неоднократно направляемые требования руководителя ОУ оставлены администрацией Сызранского района без внимания.
Таким образом, учредителем дошкольного образования - администрацией Сызранского района деятельность по направлению на предупреждению пожароопасной обстановки осуществляется недостаточно.
Бездействие должностных лиц Администрации Сызранского района по не устранению выявленных нарушений требований ФЗ «О пожарной безопасности» создает угрозы безопасности жизни и здоровью воспитанников дошкольного учреждения создает угрозы безопасности жизни и здоровью учащихся и воспитанников ОУ Жемковской ООШ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-197, ст. 19 ФЗ «о противопожарной безопасности», Законом РФ «Об образовании», Законом «об органах местного самоуправления», суд
Р Е Ш И Л
Заявление прокурора Сызранского района в интересах несовершеннолетних учащихся и воспитанников ОУ Жемковской ООШ в с. Жемковка Сызранского района удовлетворить частично.
Признать бездействие администрации Сызранского района в части не устранения нарушений пожарной безопасности, выявленных ОГПН в ОУ Жемковской ООШ незаконным.
Обязать администрацию. Сызранского района в срок до 1.08.2011г устранить в ОУ Жемковской ООШ в с. Жемковка Сызранского района
- на путях эвакуации демонтировать сгораемые материалы: (деревянные полы, которые покрыты материалом с неустановленными пожаро-техническими характеристиками).
- повысить предел огнестойкости элементов несущих конструкций (металлической балки в мастерской школы) до предела огнестойкости R 45;
выполнить прямую телефонную связь с ближайшим подразделением пожарной охраны;
- имеющуюся автоматическую пожарную сигнализацию вывести на центральный узел связи «01» Государственной противопожарной службы в автоматическом режиме;
- в электрощитовую установить УЗО;
В дошкольной группе ОУ Жемковской ООШ провести проверку и очистку вентиляционной системы с предоставлением акта проверки; устранить на путях эвакуации горючий материал с неустановленными пожарно-техническими характеристиками (деревянные полы покрыты линолеумом), а также на путях эвакуации устранить масляную краску.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Сызранский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в полной мотивированной форме.
Решение изготовлено в полной мотивированной форме ДД.ММ.ГГГГ
Председательствующий