об обжаловании бездействий администрации



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20.05.2011 года Сызранский районный суд Самарской области в составе председательствующего Шлеппер Е.И.

При секретаре Радевич О.А.

С участием прокурора Лебедевой Н.В.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-323 по заявлению Прокурора Сызранского района в интересах неопределенного круга лиц несовершеннолетних воспитанников ДОУ «Радуга» п. Варламово об обжаловании бездействий администрации Сызранского района,

У С Т А Н О В И Л

Прокурор Сызранского района Самарской области обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц несовершеннолетних воспитанников ДОУ «Радуга» п. Варламово об обжаловании бездействий администрации Сызранского района.

В судебном заседании прокурор свое заявление поддержал, и пояснил, что Прокуратурой Сызранского района в рамках осуществления надзора за соблюдением требований Федерального закона РФ от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности в Дошкольном образовательном учреждение детский сад «Радуга» расположенного по адресу: <адрес>, а также филиала ДОУ «Радуга». расположенного в <адрес> в целях создания безопасных условий воспитания, обучения, ухода, присмотра оздоровления учащихся и работающего персонала.

Согласно п. 5 ст. 12 Закона РФ «Об образовании», деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений.

Согласно ст.32 ФЗ «Об образовании», к компетенции образовательного учреждения относится в числе прочих материально - техническое обеспечение и техническое оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств.

В соответствии со ст.51 ФЗ «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом образовательного учреждения.

В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 32 Закона РФ «Об образовании», образовательное учреждение несет в установленном законодательством РФ порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.

В результате проведенной проверки был установлен ряд нарушений указанного законодательства.

В ДОУ « Радуга» выявлены нарушения пожарной безопасности, удостоверяющие несоответствие общеобразовательного учреждения требованиям пожарной безопасности и в соответствии с Федеральным законом РФ «О пожарной безопасности» и информации ОГПН о результатах проведения комиссии по приемке образовательных учреждений к новому 2010-2011 году

- не предоставлен акт проверки и очистки вентиляционной системы на кухне детского сада;

-не произведен в полном объеме монтаж автоматической пожарной сигнализации (подвал);

- лестница из подвального помещения ведущая в коридор 1 этажа не отгорожена противопожарными перегородками 1 типа с устройством тамбур-шлюза с подпором воздуха при пожаре;

- из помещений (Ф.1.1) 2 го этажа (спальные помещения) не выполнены по 2 рассредоточенных выхода;

- на путях эвакуации применен горючий материал с неустановленными пожаро-техническими характеристиками;

- не выполнено аварийное и эвакуационное освещение на путях эвакуации;

- имеющаяся автоматическая пожарная сигнализация не выведена на центральный узел связи «01» Государственной противопожарной службы в автоматическом режиме;

- Отсутствуют двери, отделяющие лестничные клетки от коридоров, с уплотнениями в притворах и устройством для самозакрывания;

- помещения не дооборудованы знаками пожарной безопасности (кнопка включения средств и систем пожарной автоматики);

В здании филиала ДОУ детский сад « Радуга» расположенного в <адрес>:

- из групповых помещений не выполнено по 2 рассредоточенных выхода;

- допускается применение горючих материалов на пути эвакуации (основной выход деревянный пристрой);

- не выполнена прямая телефонная связь с ближайшим подразделением пожарной охраны;

- не выполнено аварийное и эвакуационное освещение на путях эвакуации;

- имеющаяся автоматическая пожарная сигнализация не выведена на центральный узел связи « 01» Государственной противопожарной службы в автоматическом режиме.

Отделом Госпожнадзора в выданном руководителю ДОУ выдавались предписания № от 31.03.09 и № от 31.03.09, где ставился вопрос о приведении образовательного учреждения в надлежащее состояние в части выполнения вышеуказанных противопожарных мероприятий.

До настоящего времени указанные выше нарушения пожарной безопасности в ДОУ не устранены.

В соответствии с ч 6 ст.33 Закона РФ «Об образовании» право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации, возникают у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения).

Срок действия лицензии на осуществление ДОУ детский сад № 10 г.Сызрани образовательной деятельности истекает 28.03.10 года.

Данное учреждение является дошкольным образовательным учреждением, осуществляющим образовательно - воспитательный процесс и реализует общеобразовательные программы. Согласно Уставу ДОУ детский сад Учреждение приобретает право на образовательную деятельность с момента выдачи лицензии. ДОУ детский сад проходит аттестацию и государственную аккредитацию в порядке, установленном Законом РФ «Об образовании».

Как установлено в ходе проверки, документы на лицензирование образовательной деятельности руководителем ДОУ не смогут быть представлены, в случае не устранения имеющихся нарушений требований пожарной безопасности. Основанием для отказа в выдаче отделом ГПН г.о.Сызрани положительного заключения будет являться не выполнение учреждением вышеуказанных противопожарных мероприятий, относящихся к работам капитального характера.

Согласно п. 1.7 Устава ДОУ осуществляет присмотр, уход, обучение и воспитание в интересах личности, общества, государства, обеспечивает охрану здоровья и создания благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числе возможности удовлетворения потребности в самообразовании и получении дополнительного образования.

Финансирование ДОУ осуществляется учредителями: Министерством образования и науки Самарской области по нормативам, обеспечивающим материальное содержание обучающихся и образовательный процесс; и администрацией Сызранского района по муниципальным программам, реализуемым ДОУ, по реконструкции и капитальному ремонту зданий и сооружений, оплате коммунальных услуг, приобретению оборудования.

Согласно п.п. 2.2. Договора о совместном учредительстве образовательных учреждений от 12.11.2002 года между департаментом науки и образования Администрации Самарской области и Сызранского района - администрация Сызранского района осуществляет финансирование муниципальных программ, реализуемых учреждениями; осуществляет реконструкцию и капитальный ремонт зданий и сооружений учреждений, оплату коммунальных услуг и приобретаемого для учреждений оборудования длительного пользования, содействует учреждениям в решении вопросов их материально-технического обеспечения.

Неоднократно направляемые заявки руководителем ДОУ в адрес Администрации Сызранского района о выделении денежных средств на устранение нарушений пожарной безопасности остаются без внимания.

В соответствии со ст. 38 ФЗ РФ № 69-ФЗ от 21.12.94 «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, в том числе руководители предприятий, и лица, которые в установленном порядке назначены ответственными за обеспечение пожарной безопасности, полномочие органов местного самоуправления в области пожарной безопасности.

Статья 19 ФЗ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» регламентирует полномочие органов местного самоуправления в области пожарной безопасности как обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений.

Самостоятельно общеобразовательное учреждение ДОУ не может устранить указанное нарушение требований законодательства о пожарной безопасности, поскольку требуется вложение значительных денежных средств, а также в связи с отсутствием собственных средств и бюджетным финансированием, а финансирование Администрацией Сызранского района на устранение указанных нарушений пожарной безопасности осуществляется не достаточно.

В соответствии со статьей 1 ФЗ РФ от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. В соответствии со статьей 3 указанного Федерального Закона, основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством РФ.

Ст. 14 Закона Самарской области «О пожарной безопасности» предусматривает, что организация и осуществление мер пожарной безопасности является составной частью деятельности организаций, должностных лиц.

Указанные здания относятся к категории объектов с низкой пожарной устойчивостью и массовым пребыванием людей, а допущенные нарушения требований пожарной безопасности создают угрозу возникновения пожара, жизни и здоровью людей вследствие воздействия опасных факторов.

Таким образом, прокурорская проверка показала, что Учредителем учреждения - Администрацией Сызранского района не надлежащим образом и не в полном объеме выполняются обязанности по содержанию образовательного учреждения, игнорируя требования действующего законодательства.

В соответствии со ч.1 ст.29 ГПК РФ, иск к ответчику может быть предъявлен в суд по месту нахождения имущества.

Бездействие должностных лиц Администрации Сызранского района способствует снижению гарантий уровня безопасности жизни и здоровья несовершеннолетних воспитанников.

Предъявленные прокуратурой Сызранского района заявления об обжаловании действий (бездействий) должностных лиц в интересах учащихся образовательного учреждения обусловлено тем, что согласно п. 3 ст. 35 ФЗ РФ «О прокуратуре РФ» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства.

В соответствии со ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суд решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Согласно п.2 Постановления от 10.02.2009 № 2 Пленума Верховного Суда РФ «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействий), органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к бездействию относится « невыполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативно - правовыми актами, определяющими полномочия этих лиц должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами».

В п.28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 2 от 10.02.09 г. указано, что исходя из положений ст.258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного и муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному акту.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 22, 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», ст.19 ФЗ РФ «О пожарной безопасности», ст.ст. 131,254,255 ГПК РФ, просит

  1. Признать бездействие должностных лиц администрации Сызранского района в обеспечении мер пожарной безопасности в дошкольном образовательном учреждение детский сад « радуга» пос. Варламово, филиала ДОУ д/с « радуга» пос. Новорепьевский незаконным.
  2. Обязать Администрацию Сызранского района устранить нарушения законодательства по обеспечению требований пожарной безопасности в дошкольном образовательном учреждении, и провести необходимые организационно - хозяйственные мероприятия:

В ДОУ « Радуга» пос. Варламово:

-предоставить акт проверки и очистки вентиляционной системы на кухне детского сада;

-произвести в полном объеме монтаж автоматической пожарной сигнализации ( подвал);

- лестницу из подвального помещения ведущая в коридор 1 этажа отгородить противопожарными перегородками 1 типа с устройством тамбур-шлюза с подпором воздуха при пожаре;

- из помещений (Ф.1.1) 2 го этажа (спальные помещения) выполнить по 2 рассредоточенных выхода;

- на путях эвакуации исключить горючий материал с неустановленными пожаро-техническими характеристиками;

- выполнить аварийное и эвакуационное освещение на путях эвакуации;

- имеющуюся автоматическую пожарную сигнализацию вывести на центральный узел связи «01» Государственной противопожарной службы в автоматическом режиме;

- Установить двери, отделяющие лестничные клетки от коридоров, с уплотнениями в притворах и устройством для самозакрывания;

- помещения дооборудовать знаками пожарной безопасности ( кнопка включения средств и систем пожарной автоматики);

В здании филиала ДОУ детский сад « Радуга» расположенного в <адрес>:

- из групповых помещений выполнить по 2 рассредоточенных выхода;

- исключить применение горючих материалов на пути эвакуации (основной выход деревянный пристрой);

- выполнить прямую телефонную связь с ближайшим подразделением пожарной охраны;

- выполнить аварийное и эвакуационное освещение на путях эвакуации;

- имеющуюся автоматическую пожарную сигнализацию вывести на центральный узел связи « 01» Государственной противопожарной службы в автоматическом режиме.

В судебном заседании заведующая ОУ детский сад «Радуга» Плотникова И.А. пояснила, что в ДОУ «Радуга» установлены двери, отделяющие лестничные клетки от коридоров, с уплотнением в притворах и устройством для самозакрывания; помещения дооборудованы знаками пожарной безопасности

В здании филиала ДОУ в п. Новорепьевский выполнено аварийное и эвакуационное освещение на путях эвакуации. Остальные пункты не выполнены из-за отсутствия бюджетного финансирования и иных источников денежных средств. Для устранения нарушений нужен капитальный ремонт, средства на который должны выделяться соучредителем, которым является администрация Сызранского района.

Кроме того, согласно ответа ОАО Волготелеком на её запрос о возможности проведения провода между филиалом дошкольного образовательного детский сад «Радуга», расположенном в п. Новорепьевский и ближайшим пожарным подразделением, получен ответ о невозможности выполнения данных работ в связи с отсутствием в п. Новорепьевский сетей, принадлежащих ОАО «Волга Телеком».

Представитель Администрации Сызранского района по доверенности Ляшкова А.П. признала заявленные требования прокурора частично, за исключением выполненных пунктов предписания. Пояснила, что по мере выделения денежных средств, из областного бюджета, они по возможности устраняют выявленные нарушения. Кроме того, полагает необходимым исключить пункт, обязывающий вывести автоматическую пожарную сигнализацию на центральный узел связи «О1» Государственной пожарной службы в автоматическом режиме, поскольку данное требование включено в предписание не законно, оно имеет не обязательный характер, а рекомендательный характер. Кроме того, в Сызранском районе единая диспетчерская служба не создана. Просит исключить данный пункт из заявленных прокурором требований.

Суд, заслушав объяснения сторон, заключение прокурора полагавшего удовлетворить заявление, в части невыполненных пунктов требований исследовав письменные материалы дела, пришел к выводу, что заявление прокурора подлежит удовлетворению частично, так как выполненные пункты подлежат исключению из требований прокурора.

В судебном заседании установлено, что самостоятельно ДОУ детский сад «Радуга» устранить вышеуказанные нарушения не может в связи с отсутствием собственных бюджетных средств и финансирования.

Неоднократно направляемые требования руководителя ОУ оставлены администрацией Сызранского района без внимания. Также суд полагает возможным согласиться с мнением прокурора и сторонами об исключении из требований прокурора требования о выводе автоматической пожарной службы в автоматическом режиме на центральный узел связи «О1» Государственной пожарной службы, поскольку согласно п. 12 Норм пожарной безопасности утвержденных Приказом №315 от 18 июня 2003г перечень зданий и помещений, которые целесообразно оборудовать пожарной автоматикой с передачей сигнала о пожаре по радиотелекоммуникационной системе на центральный узел связи «О1» Государственной противопожарной службы определяется соответствующим территориальным подразделением ГПС МЧС России, исходя из технических возможностей. Приказ является подзаконным локальным актом. И содержит понятие не обязательности, а целесообразности т.е. носит рекомендательный характер. Кроме того, не подтверждено сведениями о технической возможности.

Также подлежит исключению требования о выполнении прямой телефонной связи с ближайшим подразделением пожарной охраны по зданию филиала ДОУ детский сад «Радуга» п. Новорепьевский, поскольку отсутствуют технические возможности.

Таким образом, учредителем дошкольного образования - администрацией Сызранского района деятельность по направлению на предупреждению пожароопасной обстановки осуществляется недостаточно.

Бездействие должностных лиц Администрации Сызранского района по не устранению выявленных нарушений требований ФЗ «О пожарной безопасности» создает угрозы безопасности жизни и здоровью воспитанников дошкольного учреждения создает угрозы безопасности жизни и здоровью учащихся и воспитанников ДОУ детский сал «Радуга».

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-197, ст. 19 ФЗ «о противопожарной безопасности», Законом РФ «Об образовании», Законом «об органах местного самоуправления», суд

Р Е Ш И Л

Заявление прокурора Сызранского района в интересах несовершеннолетних учащихся и воспитанников ДОУ детский сад «Радуга» п. Варламово и его филиала в п. Новорепьевский Сызранского района удовлетворить частично.

Признать бездействие администрации Сызранского района в части не устранения нарушений пожарной безопасности, выявленных ОГПН в ОУ Жемковской ООШ незаконным.

Обязать администрацию Сызранского района в срок до 1.08.2011г. устранить выявленные нарушения.

По ДОУ детский сад «Радуга» в п. Варламово Сызранского района:

-предоставить акт проверки и очистки вентиляционной системы на кухне детского сада;

-произвести в полном объеме монтаж автоматической пожарной сигнализации ( подвал);

- лестницу из подвального помещения ведущая в коридор 1 этажа отгородить противопожарными перегородками 1 типа с устройством тамбур-шлюза с подпором воздуха при пожаре;

- из помещений (Ф.1.1) 2-го этажа (спальные помещения) выполнить по 2 рассредоточенных выхода;

- на путях эвакуации исключить горючий материал с неустановленными пожаро-техническими характеристиками;

- выполнить аварийное и эвакуационное освещение на путях эвакуации;

В здании филиала ДОУ детский сад « Радуга» расположенного в <адрес>:

- из групповых помещений выполнить по 2 рассредоточенных выхода;

- исключить применение горючих материалов на пути эвакуации (основной выход деревянный пристрой).

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Сызранский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления в полной мотивированной форме.

Председательствующий

Решение изготовлено в полной мотивированной форме ДД.ММ.ГГГГ.

Судья