Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17.05.2011Г. Сызранский районный суд Самарской области в составе председательствующего Шлеппер Е.И.
При секретаре Радевич О.А.
С участием прокурора Лебедевой Н.В.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-320 по заявлению прокурора Сызранского района в интересах неопределенного круга лиц несовершеннолетних учащихся ОУ Варламовской СОШ «Образовательный центр» об обжаловании бездействий администрации Сызранского района,
У С Т А Н О В И Л
Прокурор Сызранского района в интересах неопределенного круга несовершеннолетних учащихся Варламовской СОШ «Образовательный центр» об обжаловании бездействий администрации Сызранского района.
В судебном заседании прокурор заявление поддержал и пояснил, что Прокуратурой Сызранского района в рамках осуществления надзора за соблюдением требований Федерального закона РФ от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности в общеобразовательном учреждении Варламовской средней общеобразовательной школы « Образовательный центр» расположенном: <адрес> в целях создания безопасных условий воспитания, обучения, ухода, присмотра оздоровления учащихся и работающего персонала.
Согласно п. 5 ст. 12 Закона РФ «Об образовании», деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений.
Согласно ст.32 ФЗ «Об образовании», к компетенции образовательного учреждения относится в числе прочих материально - техническое обеспечение и техническое оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств.
В соответствии со ст.51 ФЗ «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом образовательного учреждения.
В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 32 Закона РФ «Об образовании», образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.
В результате проведенной проверки был установлен ряд нарушений указанного законодательства, а именно:
- не выполнена прямая телефонная связь с ближайшим подразделением пожарной охраны;
- не выполнены световые приямки из подвального помещения размером 0,9х1,2м;
-двери, отделяющие коридоры от лестничных клеток не оборудованы уплотнением в притворах и устройством для самозакрывания;
- на путях эвакуации применен горючий материл (деревянные полы окрашены краской), т.е. правое и левое крыло 1 этажа школы, полы всего 2 этажа, а также на путях эвакуации применен сгораемый материал с неустановленными пожаро-техническими характеристиками ( линолеум);
- на путях эвакуации применены ступени различной ширины проступи и различной высоты в пределах марша лестниц и лестничных клеток;
- имеющаяся автоматическая пожарная сигнализация не выведена на центральный узел связи «012 Государственной противопожарной службы в автоматическом режиме.
- не проведена огнезащитная обработка деревянных конструкций чердачного помещения огнезащитным составом;
- створка двери основного эвакуационного выхода забита;
В филиале ОУ Варламовской средней общеобразовательной школы <адрес>, расположенного в <адрес>
- не проведена проверка качества огнезащитной обработки огнезащитным составом деревянных конструкций чердачного помещения детского сада;
- не выполнена прямая телефонная связь с ближайшим подразделением пожарной охраны;
-на путях эвакуации применен горючий материал ( деревянные полы окрашены краской);
- не выполнено аварийное и эвакуационное освещение на путях эвакуации;
- имеющаяся автоматическая пожарная сигнализация не выведена на центральный узел связи «01» Государственной противопожарной службы в автоматическом режиме;
- в системе отопления применен самодельный электронагревательный прибор (тэн);
- ввод в здание детского сада выполнен с нарушением ПУЭ;
- прокладка электролиний на чердаке выполнена с нарушениями ПУЭ;
Отделом Госпожнадзора в выданном руководителю ОУ CОШ предписании ставился вопрос о приведении образовательного учреждения в надлежащее состояние в части выполнения вышеуказанных противопожарных мероприятий.
Однако, до настоящего времени указанные выше нарушения пожарной безопасности в ОУ Варламовской СОШ не устранены.
В соответствии с ч 6 ст.33 Закона РФ «Об образовании» право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации, возникают у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения).
Срок действия лицензии на осуществление ОУ Варламовской СОШ образовательной деятельности истек 09.08.2006.
Данное учреждение является общеобразовательным учреждением средней общеобразовательной школы, осуществляющим образовательно-воспитательный процесс и реализует общеобразовательные программы. Согласно Уставу ОУ СОШ Учреждение приобретает право на образовательную деятельность с момента выдачи лицензии. ОУ СОШ проходит аттестацию и государственную аккредитацию в порядке, установленном Законом РФ «Об образовании».
Как установлено в ходе проверки, документы на лицензирование образовательной деятельности руководителем ОУ Варламовской СОШ в лицензирующий орган не смогут быть представлены, в случае не устранения имеющихся нарушений требований пожарной безопасности. Основанием для отказа в выдаче отделом ГПН г.о.Сызрани положительного заключения будет являться не выполнение учреждением вышеуказанных противопожарных мероприятий, относящихся к работам капитального характера.
Согласно п. 1.7 Устава СОШ - Школа осуществляет обучение и воспитание в интересах личности, общества, государства, обеспечивает охрану здоровья и создания благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числе возможности удовлетворения потребности в самообразовании и получении дополнительного образования.
Финансирование СОШ осуществляется учредителями: Министерством образования и науки Самарской области по нормативам, обеспечивающим материальное содержание обучающихся и образовательный процесс; и администрацией городского округа Сызрань по муниципальным программам, реализуемым ОУ, по реконструкции и капитальному ремонту зданий и сооружений, оплате коммунальных услуг, приобретению оборудования.
Согласно п.п. 2.2. Договора о совместном учредительстве образовательных учреждений от 12.11.2002 года между департаментом науки и образования Администрации Самарской области и администрации Сызранского района - администрация Сызранского района осуществляет финансирование муниципальных программ, реализуемых учреждениями; осуществляет реконструкцию и капитальный ремонт зданий и сооружений учреждений, оплату коммунальных услуг и приобретаемого для учреждений оборудования длительного пользования, содействует учреждениям в решении вопросов их материально-технического обеспечения.
Неоднократно направляемые заявки руководителем СОШ в адрес Администрации Сызранского района о выделении денежных средств на устранение нарушений пожарной безопасности остаются без внимания.
В соответствии со ст. 38 ФЗ РФ № 69-ФЗ от 21.12.94 «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, в том числе руководители предприятий, и лица, которые в установленном порядке назначены ответственными за обеспечение пожарной безопасности, полномочие органов местного самоуправления в области пожарной безопасности.
Статья 19 ФЗ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» регламентирует полномочие органов местного самоуправления в области пожарной безопасности как обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений.
Самостоятельно общеобразовательное учреждение не может устранить указанное нарушение требований законодательства о пожарной безопасности, поскольку требуется вложение значительных денежных средств, а также в связи с отсутствием собственных средств и бюджетным финансированием, а финансирование Администрацией Сызранского района на устранение указанных нарушений пожарной безопасности осуществляется не достаточно.
В соответствии со статьей 1 ФЗ РФ от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. В соответствии со статьей 3 указанного Федерального Закона, основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством РФ.
Ст. 14 Закона Самарской области «О пожарной безопасности» предусматривает, что организация и осуществление мер пожарной безопасности является составной частью деятельности организаций, должностных лиц.
Указанные здания относятся к категории объектов с низкой пожарной устойчивостью и массовым пребыванием людей, а допущенные нарушения требований пожарной безопасности создают угрозу возникновения пожара, жизни и здоровью людей вследствие воздействия опасных факторов.
Таким образом, прокурорская проверка показала, что Учредителем учреждения - Администрацией Сызранского района не надлежащим образом и не в полном объеме выполняются обязанности по содержанию образовательного учреждения, игнорируя требования действующего законодательства.
В соответствии со ч.1 ст.29 ГПК РФ, иск к ответчику может быть предъявлен в суд по месту нахождения имущества.
Бездействие должностных лиц Администрации Сызранского района способствует снижению гарантий уровня безопасности жизни и здоровья несовершеннолетних учащихся.
Предъявленные прокуратурой Сызранского района заявления об обжаловании действий (бездействий) должностных лиц в интересах учащихся образовательного учреждения обусловлено тем, что согласно п. 3 ст. 35 ФЗ РФ «О прокуратуре РФ» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства.
В соответствии со ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суд решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Согласно п.2 Постановления от 10.02.2009 № 2 Пленума Верховного Суда РФ «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействий), органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к бездействию относится « невыполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативно - правовыми актами, определяющими полномочия этих лиц должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами».
В п.28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 2 от 10.02.09 г. указано, что исходя из положений ст.258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного и муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному акту.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 22, 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», ст.19 ФЗ РФ «О пожарной безопасности», ст.ст. 131,254,255 ГПК РФ, просит
В ОУ Варламовской СОШ:
- выполнить прямую телефонную связь с ближайшим подразделением пожарной охраны;
- выполнить световые приямки из подвального помещения размером 0,9х1,2м;
-двери, отделяющие коридоры от лестничных клеток оборудовать уплотнением в притворах и устройством для самозакрывания;
- на путях эвакуации исключить применение горючего материала ( деревянные полы окрашены краской), т.е. правое и левое крыло 1 этажа школы, полы всего 2 этажа, а также на путях эвакуации применен сгораемый материал с неустановленными пожаро-техническими характеристиками( линолеум);
- на путях эвакуации выполнить ступени одинаковой ширины проступи и одинаковой высоты в пределах марша лестниц и лестничных клеток;
- имеющуюся автоматическую пожарную сигнализацию вывести на центральный узел связи «012 Государственной противопожарной службы в автоматическом режиме.
- провести огнезащитную обработку деревянных конструкций чердачного помещения огнезащитным составом;
- створку двери основного эвакуационного выхода выполнить свободно открывающую;
В филиале ОУ Варламовской средней общеобразовательной школы <адрес>, расположенного в <адрес>
- выполнить прямую телефонная связь с ближайшим подразделением пожарной охраны;
-на путях эвакуации исключить применение горючего материала ( деревянные полы окрашены краской);
- выполнить аварийное и эвакуационное освещение на путях эвакуации;
- имеющуюся автоматическую пожарную сигнализацию вывести на центральный узел связи «01» Государственной противопожарной службы в автоматическом режиме;
- в системе отопления исключить применение самодельного электронагревательного прибора (тэн);
- ввод в здание детского сада выполнить в соответствии с ПУЭ;
- прокладка электролиний на чердаке выполнить в соответствии с ПУЭ;
Представитель ОУ Варламовской СОШ «Образовательный центр» директор Кавелина Т.П. пояснила, что устранены следующие выявленные и указанные в предписании нарушения:
По школе выполнена прямая телефонная связь с ближайшим подразделением охраны; выполнены световые приямки из подвального помещения размером), 9 х 1,2м; автоматическая пожарная сигнализация выведена на центральный узел связи «01» Государственной противопожарной службы в автоматическом режиме. Произведена огнезащитная обработка деревянных конструкций чердачного помещения,
По филиалу ОУ «Варламовской средней общеобразовательной школы» <адрес>, расположенному в <адрес> исключено применение самодельного электронагревательного прибора (тэна) и проведена проверка
Остальные нарушения не устранены, из-за отсутствия материальной возможности. Своих средств у ОУ Варламовской СОШ не имеется, а других денежных средств не поступало из других источников. Просит приобщить документы, подтверждающие факты устранения нарушения.
Представитель Администрации Сызранского района по доверенности Ляшкова А.П. признала заявленные требования прокурора частично, за исключением выполненных пунктов предписания. Пояснила, что по мере выделения денежных средств, из областного бюджета, они по возможности устраняют выявленные нарушения. Кроме того, полагает необходимым исключить пункт, обязывающий в.п. Новая Крымза вывести автоматическую пожарную сигнализацию на центральный узел связи «01» Государственной пожарной службы в автоматическом режиме, поскольку данное требование включено в предписание не законно, оно имеет не обязательный характер, а рекомендательный характер. Кроме того в Сызранском районе единая диспетчерская служба не создана. Кроме того, данный перечень должен утверждаться соответствующим территориальным подразделением ГПС МЧС России. Предъявленный перечень составлен и утвержден ненадлежащей службой, не надлежащими лицами. Просит исключить данный пункт из заявленных прокурором требований.
Представитель Администрации Сызранского района по доверенности Балабашина Т.С. дала аналогичные пояснения.
Допрошенный в качестве специалиста представитель ОГПН Ризаев В.И. по постоянной доверенности пояснил, что требования вывода автоматической пожарной сигнализации на центральный узел связи являются обязательными, у них имеется перечень зданий и помещений, которые целесообразно оборудовать пожарной автоматической передачей сигнала о пожаре по радиотелекоммуникационной системе на центральный узел связи «01» Государственной противопожарной службы.
Суд, заслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, пришел к выводу, что заявление прокурора подлежит удовлетворению частично, так как выполненные пункты подлежат исключению из требований прокурора. Также суд полагает возможным согласиться с мнением прокурора и сторонами об исключении из требований прокурора требования о выводе автоматической пожарной службы в автоматическом режиме на центральный узел связи «01» Государственной пожарной службы по Новокрымзенскому филиалу в, поскольку согласно п. 12 Норм пожарной безопасности утвержденных Приказом №315 от 18 июня 2003г перечень зданий и помещений, которые целесообразно оборудовать пожарной автоматикой с передачей сигнала о пожаре по радиотелекоммуникационной системе на центральный узел связи «О1» Государственной противопожарной службы определяется соответствующим территориальным подразделением ГПС МЧС России, исходя из технических возможностей. Приказ является подзаконным локальным актом. И содержит понятие не обязательности, а целесообразности, т.е. носит рекомендательный характер. Кроме того не подтверждено сведениями о технической возможности.
Утвержден и составлен не надлежащими лицами.
В судебном заседании установлено, что самостоятельно ОУ Варламовская СОШ «Образовательный центр» устранить вышеуказанные нарушения не может в связи с отсутствием собственных бюджетных средств и финансирования.
Неоднократно направляемые требования руководителя ОУ оставлены администрацией Сызранского района без внимания.
Таким образом, учредителем общеобразовательного учреждения - администрацией Сызранского района деятельность по направлению на предупреждению пожароопасной обстановки осуществляется недостаточно.
Бездействие должностных лиц Администрации Сызранского района по не устранению выявленных нарушений требований ФЗ «О пожарной безопасности» создает угрозы безопасности жизни и здоровью воспитанников дошкольного учреждения создает угрозы безопасности жизни и здоровью учащихся и воспитанников ОУ Старорачейской СОШ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-197, ст. 19 ФЗ «о противопожарной безопасности», Законом РФ «Об образовании», Законом «об органах местного самоуправления», суд
Р Е Ш И Л
Заявление прокурора Сызранского района в интересах несовершеннолетних учащихся и воспитанников ОУ Варламовской СОШ «Образовательный центр» в п. Варламово Сызранского района удовлетворить частично.
Признать бездействие администрации Сызранского района в части не устранения нарушений пожарной безопасности, выявленных ОГПН в ОУ Варламовская СОШ «Образовательный центр».
Обязать Администрацию Сызранского района в срок до 1.08.2011г. устранить нарушения законодательства по обеспечению требований пожарной безопасности и провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия -
По ОУ Варламовской СОШ:
Оборудовать уплотнением в притворах и устройством для самозакрывания, двери, отделяющие коридоры от лестничных клеток:
Исключить на путях эвакуации применение горючего материала (деревянные полы, окрашенные масляной краской, т.е. правое и левое крыло 1 этажа школы, полы всего 2 этажа, а также линолеум с неустановленными пожаро-техническими характеристиками) ;
На путях эвакуации выполнить ступени одинаковой ширины проступи и одинаковой высоты в пределах марша лестниц и лестничных клеток,
Провести огнезащитную обработку деревянных конструкций чердачного помещения огнезащитным составом.
Створку двери основного эвакуационного выхода выполнить свободно открывающуюся.
По Филиалу ОУ Варламовской СОШ «Образовательный центр»
Выполнить прямую телефонную связь с ближайшим подразделением охраны;
Исключить применением горючего материала на путях эвакуации (деревянные полы окрашены масляной краской);
Выполнить аварийное и эвакуационное освещение на путях эвакуации;
Ввод в здание детского сада выполнить в соответствии с ПУЭ;
Прокладку электролинии на чердаке выполнить в соответствии с ПУЭ.
В остальной части отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Самарский областной суд в течение 10 дней со дня вынесения решения в полной мотивированной форме.
Председательствующий
Решение в полной мотивированной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Судья