РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 20.06. 2011г Сызранский районный суд в составе председательствующего Шлеппер Е.И. При секретаре Радевич О.А. С участием прокурора Лебедевой Н.В. Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-408 по заявлению прокурора Сызранского района в интересах несовершеннолетних Сызранского района о признании незаконным бездействия органов здравоохранения, У С Т А Н О В И Л Прокурор Сызранского района обратился в суд с заявлением признании бездействия органов здравоохранения незаконным. в части отсутствии принятия мер по приведению наркологического кабинета для несовершеннолетних Сызранского района в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства. В судебном заседании свои требования уточнил, поддержал и пояснил, что основанием для обращения данного заявления явилось следующее: Медицинская деятельность наркологического кабинета Сызранского района осуществляется на основании лицензии № от 04.05.2009 года, серия №. Согласно ст. 4 ФЗ РФ « Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» №120-ФЗ в ред. Закона от 22.04.05г в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят …органы управления здравоохранением и др. В соответствии со ст. 18 ФЗ РФ « Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», далее Закона, органы управления здравоохранением в пределах своей компетенции организуют п.10) выявление, учет, обследование при наличий показаний медицинского характера и лечение несовершеннолетних, употребляющих алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво, напитки, изготавливаемые на его основе, наркотические средства, психотропные или одурманивающие вещества, а также осуществление других входящих в их компетенцию мер по профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании несовершеннолетних и связанных с этим нарушений в их поведении. Согласно приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30.12.2003г №623 « О совершенствовании оказания наркологической помощи несовершеннолетним» наркологический прием по обслуживанию детского населения обеспечивается помещением для врача психиатра-нарколога, осуществляющего прием детского населения, помещением для проведения лечебных процедур, групповых форм психокоррекционной и профилактической работы. Наркологический кабинет по обслуживанию детского населения должен быть, по возможности, изолирован от наркологического кабинета для лечения взрослых больных или от кабинетов по медицинскому обслуживанию детей с не наркологической патологией: с этой целью он должен иметь отдельный вход и отдельный холл для ожидания больных. Помещение наркологического кабинета по обслуживанию детского населения, должно быть оснащено твердым и мягким инвентарем, медицинским и хозяйственным оборудованием, которые должны соответствовать санитарно-гигиеническим нормам, утвержденным в установленном порядке. Согласно утвержденному Порядку оказания наркологической помощи населению Российской Федерации, Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ №225ан от 09.04.2010 оказание наркологической помощи выполняется последовательно и включает 2 этапа: - догоспитальный, осуществляемый в амбулаторных условиях врачом-психиатром-наркологом наркологического кабинета и наркологического кабинета по обслуживанию детского населения медицинский организаций. В соответствии с Приложением 2, пунктом 2 означенного Порядка кабинет создается для оказания профилактической, консультативной и лечебно-диагностической наркологической помощи детям с наркологическими заболеваниями и патологическим влечением к азартным играм. Наркологический кабинет по обслуживанию детского населения рекомендуется изолировать от наркологического кабинета для лечения взрослых больных или от кабинетов по медицинскому обслуживанию детей с ненаркологической патологией; с этой целью рекомендуется организовывать отдельный вход и отдельный холл для ожидания больных. В структуре Кабинета рекомендуется предусматривать помещения для проведения лечебных процедур групповой психотерапии, медицинской профилактики. Согласно п. 5.5 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.10 №58 « Об утверждении СанПиН 2.1.3.2630-10 « Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» во врачебных кабинетах, процедурных и т.д. должны быть установлены умывальники с подводкой горячей и холодной воды, оборудованные смесителями. Проверкой установлено, что означенные выше требования санитарно-эпидемиологического законодательства в наркологическом кабинете ЦРБ Сызранского района при оказании наркологической помощи несовершеннолетним ответственными должностными лицами не соблюдаются. Так, при проверке установлено, что в наркологическом кабинете ЦРБ Сызранского района прием детского и взрослого населения проводится в одном кабинете без какой-либо изоляции. В помещении кабинета нарколога проводится прием пациентов ( взрослых и подростков) и лечение от алкоголизма при помощи внутривенных и внутримышечных инъекций, что является нарушением требований Стандарта Самарской области 63.12.0007-2004 « Профилактика внутрибольничных инфекций: инфекционная безопасность при выполнении медицинских процедур и манипуляций в ЛПУ Самарской области»- внутривенные и внутримышечные инъекции должны проводиться в процедурных кабинетах, оборудованных и оснащенных в соответствии с требованиями п. 3.3.1 и п.3.8 В соответствии со ст. 1 Основ законодательства Российской Федерации «Об охране здоровья граждан» №5487-1 от 22.07.1993 года охрана здоровья граждан - это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья. Гражданам Российской Федерации гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и международными нормами и международными договорами Российской Федерации, Конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации. Статьей 2 Основ законодательства об охране здоровья граждан определены основные принципы охраны здоровья граждан, одним из которых является: … 1) соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; 2) приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан;3) доступность медико-социальной помощи; 5) ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья. В 2009-2010гг прокуратурой Сызранского района в адрес главного врача ЦРБ Сызранского района вносились представления об организации наркологического кабинета ЦРБ Сызранского района для оказания наркологической помощи несовершеннолетним в соответствии с требованиями СанПиН, а именно выделить отдельный кабинет для медицинского обслуживания несовершеннолетних в целях оказания наркологической помощи; оснастить медицинский кабинет медицинским оборудованием в соответствии с п.п. 5.5. СанПиН 2.1.3.2630-10 « Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность». В ходе проведенной проверки совместно со специалистом Роспотребнадзора, установлено, что наркологический кабинет, где оказывается помощь несовершеннолетним не соответствует требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно: - в нарушении п. 4.2, раздела 1 СанПиН 2.1.3.2630-10 « Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» поверхность стен и потолков в кабинете с дефектами ( краска шелушится, имеются трещины); - в кабинете отсутствует умывальник с подводкой горячей воды и холодной воды, что не соответствует требованиям п. 5.5. раздела 1 СанПиН 2.1.3.2630 -10. До настоящего времени наркологический кабинет ЦРБ Сызранского района для оказания наркологической помощи несовершеннолетним не организован и не оборудован. Таким образом, требования прокурора о приведении наркологического кабинета для несовершеннолетних Сызранского района в соответствии с требованиями СанПиН руководством органа здравоохранения Сызранского района игнорируются. Согласно п. 3.5.4. Устава ЦРБ Сызранского района - Учреждение обязано… осуществлять капитальный и текущий ремонт имущества. Предъявление данного заявления в порядке ст. 254 ГПК РФ обусловлено защитой прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних граждан, нуждающихся в оказании медицинской помощи, в т.ч. наркологической, что отвечает основным принципам государственной политики в области охраны здоровья несовершеннолетних, гарантируемых Конституцией Российской Федерации. На основании изложенного, просит: - осуществить капитальный и текущий ремонт наркологического кабинета для несовершеннолетних, а именно устранить дефекты стен и потолков, выполнить их покраску; - в наркологический кабинет для оказания наркологической помощи несовершеннолетним установить умывальник с подводкой горячей и холодной воды. Представитель ЦРБ по доверенности № от 20.06.2011г Плесер Б.Е. пояснил, что заявление прокурора признают. Но поясняет, что в 2011году все нарушения будут устранены. В настоящее время возведен пристрой к поликлинике. В пристрое будет расположена детская поликлиника, будет детский наркологический кабинет с отдельным выходом, с подводкой горячей и холодной воды. В настоящее время все процедуры выполняются в процедурном кабинете. Приемка здания назначена на 30 июня 2011г. Затем начнется отделка внутренняя, думаем и стены и полы отделать плиткой, и в целях санитарно-эпидемиологической и противопожарной обстановки. Выделено для этих целей 10 млн. руб. Проведут и горячую и холодную воду. В настоящее время - 29 мая 2011г. объявлены торги на проведение работ. После окончания строительно-ремонтных работ будет разделен поток взрослых и детей. Представитель ЦРБ по доверенности № от 20.06.2011г. Артищев Л.И. пояснил, что поддерживает все, что сказал Плесер Б.Е., добавив, что в настоящее время при отсутствии горячей и холодной воды в кабинет, все необходимые процедуры выполняются в процедурном кабинете. Представитель Администрации Сызранского района Ляшкова А.П. по постоянной доверенности пояснила, что в соответствии с Уставом ЦРБ все капитальные ремонтно-строительные работы являются обязанностью ЦРБ. Поэтому в данной части заявление прокурора подлежит удовлетворению. Просит установить срок устранения выявленных нарушений и проведений необходимых мероприятий до 31.12. 2011г Суд, заслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела - лицензии на осуществление медицинской деятельности, приказы от 9.06. 2009г «О совершенствовании оказания наркологической помощи несовершеннолетних», справки по оказанию наркологической помощи населению по 2007г и 2010г, пришел к выводу, что, несмотря на то, что проводится большая работа в данном направлении, однако до настоящего времени не устранены нарушения, указанные в заявлении прокурора. При таких обстоятельствах суд пришел к выводу, что заявление прокурора подлежит удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-197,254 ГПК РФ, суд РЕШИЛ Заявление прокурора Сызранского района удовлетворить. Признать бездействие должностных лиц МУ Центральной районной больницы Сызранского района в части ненадлежащего соблюдения санитарно-эпидемиологических норм по оказанию наркологической помощи несовершеннолетним - незаконным. Обязать МУ Центральную районную больницу Сызранского района в срок до 31.12. 2011г выполнить организационно-финансовые мероприятия по устранению требований санитарно-эпидемиологического законодательства - осуществить капитальный и текущий ремонт наркологического кабинета для несовершеннолетних, устранить дефекты стен и потолков, выполнить их покраску; в наркологический кабинет для оказания наркологической помощи несовершеннолетних установить умывальник с подводкой горячей и холодной воды. Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Сызранский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения решения в полной мотивированной форме. Председательствующий Решение в полной мотивированной форме изготовлено 23.06. 2011г Судья Е.И. Шлеппер