об обжаловании бездействий адмнистрации



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

  1. мая 2011г. Сызранский районный суд Самарской области в составе председательствующего Шлеппер Е.И.

при секретаре Радевич О.А.

с участием прокурора Лебедевой Н.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-321 по заявлению прокурора Сызранского района в интересах неопределенного круга несовершеннолетних учащихся ОУ Старорачейской СОШ об обжаловании бездействий администрации Сызранского района,

У С Т А Н О В И Л

Прокурор Сызранского района обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга несовершеннолетних учащихся ОУ Старорачейской СОШ об обжаловании бездействий администрации Сызранского района.

В судебном заседании свои требования поддержал и пояснил, что Прокуратурой Сызранского района в рамках осуществления надзора за соблюдением требований Федерального закона РФ от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности в общеобразовательном учреждении Старорачейской средней общеобразовательной школы расположенном: <адрес> в целях создания безопасных условий воспитания, обучения, ухода, присмотра оздоровления учащихся и работающего персонала.

Согласно п. 5 ст. 12 Закона РФ «Об образовании», деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений.

Согласно ст.32 ФЗ «Об образовании», к компетенции образовательного учреждения относится в числе прочих материально -техническое обеспечение и техническое оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств.

В соответствии со ст.51 ФЗ «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом образовательного учреждения.

В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 32 Закона РФ «Об образовании», образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.

В результате проведенной проверки был установлен ряд нарушений указанного законодательства, а именно:

- в электрощитовой не установлено УЗО;

- в пожароопасном помещении ( электрощитовую-подвал, складское помещение в школе) не выполнены двери сертифицированные, противопожарные с пределом огнестойкости Е1-30;

- 2 люка выхода на чердак со второго этажа не выполнены противопожарные сертифицированные 2 типа размером 0,6х0,8 м.;

- не произведен монтаж автоматической пожарной сигнализации в здании и помещениях котельной и гаража;

- лестница из подвального помещении ведущая в коридор 1го этажа не отгорожена противопожарными перегородками 1 типа с устройством тамбур-шлюза с подпором воздуха при пожаре (или выход не выполнен непосредственно наружу);

- распределительный электрощит не вынесен из подвального помещения в специально выделенное запирающее помещение ( электрощитовую);

- не проведена защитная обработка огнезащитным составом деревянных конструкций сцены в актовом зале;

- не проведена проверка качества огнезащитной обработки огнезащитным составом деревянных конструкций чердачного помещения школы;

- на путях эвакуации применен горючий материал с неустановленными пожарно-техническими характеристиками (деревянные полы покрыты линолеумом, пути эвакуации окрашены масляной краской);

- не выполнена прямая телефонная связь с ближайшим подразделением пожарной охраны;

- не предоставлен акт проверки пожарного гидранта на исправность и водоотдачу;

- двери, отделяющие коридоры от лестничных клеток не оборудованы уплотнением в притворах;

- не выполнено аварийное и эвакуационное освещение на путях эвакуации;

- имеющаяся автоматическая пожарная сигнализация не выведена на центральный узел связи «01» Государственной противопожарной службы в автоматическом режиме;

Отделом Госпожнадзора в выданном руководителю ОУ CОШ предписании ставился вопрос о приведении образовательного учреждения в надлежащее состояние в части выполнения вышеуказанных противопожарных мероприятий.

    Однако, до настоящего времени указанные выше нарушения пожарной безопасности в ОУ Старорачейской СОШ не устранены.

В соответствии с ч 6 ст.33 Закона РФ «Об образовании» право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации, возникают у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения).

Срок действия лицензии на осуществление ОУ Старорачейской СОШ образовательной деятельности истек 09.08.2006.

Данное учреждение является общеобразовательным учреждением средней общеобразовательной школы, осуществляющим образовательно-воспитательный процесс и реализует общеобразовательные программы. Согласно Уставу ОУ СОШ Учреждение приобретает право на образовательную деятельность с момента выдачи лицензии. ОУ СОШ проходит аттестацию и государственную аккредитацию в порядке, установленном Законом РФ «Об образовании».

Как установлено в ходе проверки, документы на лицензирование образовательной деятельности руководителем ОУ Старорачейской СОШ в лицензирующий орган не смогут быть представлены, в случае не устранения имеющихся нарушений требований пожарной безопасности. Основанием для отказа в выдаче отделом ГПН г.о.Сызрани положительного заключения будет являться не выполнение учреждением вышеуказанных противопожарных мероприятий, относящихся к работам капитального характера.

Согласно п. 1.7 Устава СОШ - Школа осуществляет обучение и воспитание в интересах личности, общества, государства, обеспечивает охрану здоровья и создания благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числе возможности удовлетворения потребности в самообразовании и получении дополнительного образования.

Финансирование СОШ осуществляется учредителями: Министерством образования и науки Самарской области по нормативам, обеспечивающим материальное содержание обучающихся и образовательный процесс; и администрацией городского округа Сызрань по муниципальным программам, реализуемым ОУ, по реконструкции и капитальному ремонту зданий и сооружений, оплате коммунальных услуг, приобретению оборудования.

Согласно п.п. 2.2. Договора о совместном учредительстве образовательных учреждений от 12.11.2002 года между департаментом науки и образования Администрации Самарской области и администрации Сызранского района - администрация Сызранского района осуществляет финансирование муниципальных программ, реализуемых учреждениями; осуществляет реконструкцию и капитальный ремонт зданий и сооружений учреждений, оплату коммунальных услуг и приобретаемого для учреждений оборудования длительного пользования, содействует учреждениям в решении вопросов их материально-технического обеспечения.

Неоднократно направляемые заявки руководителем СОШ в адрес Администрации Сызранского района о выделении денежных средств на устранение нарушений пожарной безопасности остаются без внимания.

В соответствии со ст. 38 ФЗ РФ № 69-ФЗ от 21.12.94 «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, в том числе руководители предприятий, и лица, которые в установленном порядке назначены ответственными за обеспечение пожарной безопасности, полномочие органов местного самоуправления в области пожарной безопасности.

Статья 19 ФЗ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» регламентирует полномочие органов местного самоуправления в области пожарной безопасности как обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений.

Самостоятельно общеобразовательное учреждение не может устранить указанное нарушение требований законодательства о пожарной безопасности, поскольку требуется вложение значительных денежных средств, а также в связи с отсутствием собственных средств и бюджетным финансированием, а финансирование Администрацией Сызранского района на устранение указанных нарушений пожарной безопасности осуществляется не достаточно.

В соответствии со статьей 1 ФЗ РФ от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. В соответствии со статьей 3 указанного Федерального Закона, основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством РФ.

Ст. 14 Закона Самарской области «О пожарной безопасности» предусматривает, что организация и осуществление мер пожарной безопасности является составной частью деятельности организаций, должностных лиц.

Указанные здания относятся к категории объектов с низкой пожарной устойчивостью и массовым пребыванием людей, а допущенные нарушения требований пожарной безопасности создают угрозу возникновения пожара, жизни и здоровью людей вследствие воздействия опасных факторов.

       Таким образом, прокурорская проверка показала, что Учредителем учреждения - Администрацией Сызранского района не надлежащим образом и не в полном объеме выполняются обязанности по содержанию образовательного учреждения, игнорируя требования действующего законодательства.

       В соответствии со ч.1 ст.29 ГПК РФ, иск к ответчику может быть предъявлен в суд по месту нахождения имущества.

Бездействие должностных лиц Администрации Сызранского района способствует снижению гарантий уровня безопасности жизни и здоровья несовершеннолетних учащихся.

Предъявленные прокуратурой Сызранского района заявления об обжаловании действий (бездействий) должностных лиц в интересах учащихся образовательного учреждения обусловлено тем, что согласно п. 3 ст. 35 ФЗ РФ «О прокуратуре РФ» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства.

В соответствии со ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суд решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Согласно п.2 Постановления от 10.02.2009 № 2 Пленума Верховного Суда РФ «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействий), органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к бездействию относится « невыполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативно - правовыми актами, определяющими полномочия этих лиц должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами».

В п.28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 2 от 10.02.09 г. указано, что исходя из положений ст.258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного и муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному акту.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 22, 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», ст.19 ФЗ РФ «О пожарной безопасности», ст.ст. 131,254,255 ГПК РФ, просит

Признать бездействие должностных лиц администрации Сызранского района в обеспечении мер пожарной безопасности в общеобразовательном учреждении Старорачейской средней общеобразовательной школы незаконным.

Обязать Администрацию Сызранского района устранить нарушения законодательства по обеспечению требований пожарной безопасности и провести необходимые организационно - хозяйственные мероприятия:

В здании ОУ Старороачейской СОШ:

- в электрощитовой установить УЗО;

- в пожароопасное помещение ( электрощитовую-подвал, складское помещение в школе) двери выполнить сертифицированным, противопожарными с пределом огнестойкости Е1-30;

- 2 люка выхода на чердак со второго этажа выполнить противопожарными сертифицированными 2 типа размером 0,6х0,8 м.;

- произвести монтаж автоматической пожарной сигнализации в здании и помещениях котельной и гаража;

- лестницу из подвального помещении ведущая в коридор 1ё этажа отгородить противопожарными перегородками 1 типа с устройством тамбур-шлюза с подпором воздуха при пожаре ( или выход не выполнен непосредственно наружу) ;

- распределительный электрощит вынести из подвального помещения в специально выделенное запирающее помещение ( электрощитовую);

- провести защитную обработку огнезащитным составом деревянных конструкций сцены в актовом зале;

- провести проверку качества огнезащитной обработки огнезащитным составом деревянных конструкций чердачного помещения школы;

- на путях эвакуации исключить применение горючего материала с неустановленными пожарно-техническими характеристиками (деревянные полы покрыты линолеумом, пути эвакуации окрашены масляной краской);

- выполнить прямую телефонную связь с ближайшим подразделением пожарной охраны;

- предоставить акт проверки пожарного гидранта на исправность и водоотдачу;

- двери, отделяющие коридоры от лестничных клеток оборудовать уплотнением в притворах;

- выполнить аварийное и эвакуационное освещение на путях эвакуации;

- имеющуюся автоматическую пожарную сигнализацию вывести на центральный узел связи «01»Государственной пожарной службы

         Представитель ОУ Старорачейской СОШ директор Прунов А.В. пояснил, что устранены следующие выявленные и указанные в предписании нарушения:2 люка выхода на чердак со второго этажа выполнить противопожарными сертифицированными 2 типа размером 0,6х0,8№, распределительный электрощит вынесен из подвального помещения в специально выделенное запирающее помещение (электрощитовую), проведена проверка качества огнезащитной обработки огнезащитным составом деревянных конструкций чердачного помещения школы; акт проверки пожарного гидранта на исправность и водоотдачу имеется, выполнено аварийное и эвакуационное освещение на путях эвакуации.

       Остальные нарушения не устранены, из-за отсутствия материальной возможности. Своих средств у ОУ Старорачейской СОШ не имеется, а других денежных средств не поступало из других источников.

       Представитель Администрации Сызранского района по доверенности Ляшкова А.П. признала заявленные требования прокурора частично, за исключением выполненных пунктов предписания. Пояснила, что по мере выделения денежных средств, из областного бюджета, они по возможности устраняют выявленные нарушения. Кроме того, полагает необходимым исключить пункт, обязывающий вывести автоматическую пожарную сигнализацию на центральный узел связи «О1» Государственной пожарной службы в автоматическом режиме, поскольку данное требование включено в предписание не законно, оно имеет не обязательный характер, а рекомендательный характер. Кроме того в Сызранском районе единая диспетчерская служба не создана. Кроме того, данный перечень должен утверждаться соответствующим территориальным подразделением ГПС МЧС России. Предъявленный перечень составлен и утвержден ненадлежащей службой, не надлежащими лицами. Просит исключить данный пункт из заявленных прокурором требований.

        Представитель Администрации Сызранского района по доверенности Балабашина Т.С. дала аналогичные пояснения.

       Допрошенный в качестве специалиста представитель ОГПН Ризаев В.И. по постоянной доверенности пояснил, что требования вывода автоматической пожарной сигнализации на центральный узел связи являются обязательными, у них имеется перечень зданий и помещений, которые целесообразно оборудовать пожарной автоматической передачей сигнала о пожаре по радиотелекоммуникационной системе на центральный узел связи «01» Государственной противопожарной службы.

        Суд, заслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, пришел к выводу, что заявление прокурора подлежит удовлетворению частично, так как выполненные пункты подлежат исключению из требований прокурора. Также суд полагает возможным согласиться с мнением прокурора и сторонами об исключении из требований прокурора требования о выводе автоматической пожарной службы в автоматическом режиме на центральный узел связи «О1» Государственной пожарной службы, поскольку согласно п. 12 Норм пожарной безопасности утвержденных Приказом №315 от 18 июня 2003г перечень зданий и помещений, которые целесообразно оборудовать пожарной автоматикой с передачей сигнала о пожаре по радиотелекоммуникационной системе на центральный узел связи «О1» Государственной противопожарной службы определяется соответствующим территориальным подразделением ГПС МЧС России, исходя из технических возможностей. Приказ является подзаконным локальным актом. И содержит понятие не обязательности, а целесообразности., т.е. носит рекомендательный характер. Кроме того не подтверждено сведениями о технической возможности.

        

       В судебном заседании установлено, что самостоятельно ОУ Старорачейская СОШ устранить вышеуказанные нарушения не может в связи с отсутствием собственных бюджетных средств и финансирования.

       Неоднократно направляемые требования руководителя ОУ оставлены администрацией Сызранского района без внимания.

       Таким образом, учредителем дошкольного образования - администрацией Сызранского района деятельность по направлению на предупреждению пожароопасной обстановки осуществляется недостаточно.

       Бездействие должностных лиц Администрации Сызранского района по не устранению выявленных нарушений требований ФЗ «О пожарной безопасности» создает угрозы безопасности жизни и здоровью воспитанников дошкольного учреждения создает угрозы безопасности жизни и здоровью учащихся и воспитанников ОУ Старорачейской СОШ.

       На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-197, ст. 19 ФЗ «о противопожарной безопасности», Законом РФ «Об образовании», Законом «об органах местного самоуправления», суд

Р Е Ш И Л

       Заявление прокурора Сызранского района в интересах несовершеннолетних учащихся и воспитанников ОУ Старорачейской СОШ в <адрес> удовлетворить частично.

       Признать бездействие администрации Сызранского района в части не устранения нарушений пожарной безопасности, выявленных ОГПН в ОУ Жемковской СОШ незаконным.

Обязать администрацию. Сызранского района в срок до 1.08.2011г устранить в ОУ Старорачейской СОШ в <адрес>:

- установить в электрощитовой УЗО;

- в пожароопасном помещении ( электрощитовую-подвал, складское помещение в школе) выполнить двери сертифицированные, противопожарные с пределом огнестойкости Е1-30;

-произвести монтаж автоматической пожарной сигнализации в здании и помещениях котельной и гаража;

- лестница из подвального помещении, ведущую в коридор 1го этажа отгородить противопожарными перегородками 1 типа с устройством тамбур-шлюза с подпором воздуха при пожаре (или выполнить выход непосредственно наружу);

Провести защитную обработку огнезащитным составом деревянных конструкций сцены в актовом зале;

Устранить на путях эвакуации горючий материал с неустановленными пожарно-техническими характеристиками (деревянные полы покрыты линолеумом, пути эвакуации окрашены масляной краской);

Выполнить прямую телефонную связь с ближайшим подразделением пожарной охраны; _

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Сызранский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в полной мотивированной форме.

Председательствующий                        

Решение изготовлено в полной мотивированной форме 26 мая2011г.

        Судья