об обязывании предоставить социальную выплату для приобретения жилого помещения



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 июля 2011 года        г. Сызрань

Сызранский районный суд Самарской области в составе:

председательствующего судьи Байгуловой Г.С.

с участием старшего помощника прокурора Сызранского района Самарской области Пивоварова С.В.

при секретаре Макаревич Д.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-449/11 по заявлению Прокурора Сызранского района Самарской области в интересах Родомакина В.А. к администрации муниципального района Сызранский об обязывании предоставить социальную выплату для приобретения жилого помещения,

у с т а н о в и л :

Прокурор Сызранского района Самарской области обратился в суд в интересах Родомакинв В.А. с иском к администрации Сызранского района о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, общей площадью не ниже установленных социальных норм за счет средств бюджета Самарской области, указав в иске, что в ходе проверки выявлены нарушения, затрагивающие жилищные права Родомакина В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, который относится к категории лиц, детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, которым федеральным законодательством вне очереди предоставляются жилые помещения органами государственной власти субъектов РФ, за счет средств их бюджетов. На учете в органах опеки и попечительства Сызранского района состоял несовершеннолетний Родомакин В.А. Решением <данные изъяты> суда от 25 декабря 1997 года Р. Т.В. лишена родительских прав. Постановлением администрации Сызранского района от 20 апреля 2000 года несовершеннолетний Родомакин В.А. был передан в приемную семью Е. В.В. на основании договора от 20 апреля 2000 года. В связи с поступлением Родомакина В.А. в среднее специальное учреждение на полное государственное обеспечение договор с семьей Е. В.В. был расторгнут 29 августа 2007 года. Согласно информации <данные изъяты> от 17 февраля 2011 года Родомакин В.А, имевший статус лица, оставшегося без попечения родителей, отчислен из состава обучающихся по программам начального профессионального образования 1 курса группы по профессии мастер столярно-плотничных и паркетных работ с 01 февраля 2011 года на основании приказа от 01 февраля 2011 года. Постановлением от 19 апреля 2011 года Родомакин В.А. включен в список на внеочередное обеспечение жилой площадью Согласно абзаца. 2 части 1 статьи 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются жилой площадью не ниже установленных социальных норм вне очереди органами исполнительной власти по месту жительства. Федеральным законодательством обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа жилой площадью по социальным нормам, возложена на органы государственной власти субъектов РФ, за счет средств их бюджетов. При отсутствии жилых помещений в муниципальном жилищном фонде социального использования отдельного муниципального образования Самарской области гражданам в соответствии с их письменного заявления может предоставляться социальная выплата. Порядок предоставления жилых помещений и социальных выплат гражданам определяется Правительством Самарской области. До настоящего времени Родомакин В.А. жилым помещением не обеспечен и социальная выплата на приобретение жилого помещения ему не произведена. Просит обязать администрацию Сызранского района предоставить Родомакина В.А. социальную выплату для приобретения жилого помещения отвечающим санитарным и техническим требованиям, не ниже установленных социальных норм за счет средств бюджета Самарской области.

В судебном заседании представитель истца в лице старшего помощника прокурора Сызранского района Самарской области Пивоварова С.В. исковые требования поддержал, сослался на доводы, изложенные в исковом заявлении.

Родомакин В.А. в судебное заседание не явился, представил заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствии, исковые требования прокурора поддерживает (л.д. ).

В судебное заседание представитель Администрации Сызранского района Самарской области не явился, представил заявление в котором исковые требования прокурора не признал, просил рассмотреть дело без его участия (л.д.___).

Представитель третьего лица - МУ Служба семьи, демографического развития и защиты прав несовершеннолетних администрации Сызранского района в судебное заседание не явился, представив в суд отзыв, в котором указал, что исковые требования прокурора поддерживает и просит рассмотреть дело в его отсутствии.

Представитель третьего лица - Правительства Самарской области в лице Гордийчука Д.В. действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебное заседание не явился, представил возражение, в котором просит рассмотреть дело в их отсутствии. Суд, определил, рассмотреть дело без участия, представителя Правительства Самарской области, огласив представленное в суд возражение, из которого следует, что исковые требования не признают, т.к. объем субвенций, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета на реализацию мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяется исходя из размера средств, выделяемых из областного бюджета, по формуле установленной в методике. В 2010 году в ходе исполнения областного бюджета министерство и Правительство Самарской области изыскало возможность и увеличило объем бюджетных ассигнований на данные цели в 7,8 раз ( с 60 млн.рублей до 470 млн.рублей, в том числе 16,1 млн.рублей поступили из федерального бюджета). Данные средства позволили решить жилищные проблемы порядка 465 детей-сирот. В 2011 году Правительством Самарской области также продолжается работа по обеспечению жильем детей сирот. В соответствии с Законом Самарской области от 01.12.2010 года №130 ГД «Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов». В 2011 году на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот установлен лимит в сумме 115,1 млн. рублей. Это позволит решить жилищную проблему порядка 107 детей-сирот. Средства распределяются между муниципальными образованиями в соответствии с методикой расчета субвенций, предоставляемых местными бюджетами из областного бюджета для осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий Самарской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, утвержденной Законом Самарской области от 24.10.2006 г. № 115-ГД. Требования Закона №115-ГД ответчиком соблюдены в полном объеме. Изменениями в действующий закон принятыми Самарской Губернской Думой от 01 июня 2011 года № 46-ГД, на исполнение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот в 2011 году дополнительно выделены денежные средства в сумме 100 млн.рублей, которые в настоящее время перечислены дополнительными соглашениями органам местного самоуправления. Правительством Самарской области предпринимаются все меры по решению проблем обеспечения детей-сирот жилыми помещениями, однако средств недостаточно, для того чтобы органы местного самоуправления имели возможность полностью и единовременно обеспечить данную категорию граждан. Просит в удовлетворении требований истца отказать.

Представитель третьего лица УСАЖКДХ администрации Сызранского района в судебное заседание не явился, отзыв на исковое заявление в суд не представил, ходатайство об отложении дела не заявлял, суд определил рассмотреть дело в отсутствии представителя УСАЖКДХ администрации Сызранского района.

Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч, 1 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

Согласно ч. 3 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ по договорам социального найма предоставляются отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ, признанным по установленным настоящим кодексом и (или) федеральным законом указом Президента РФ или законом субъекта РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях.

Категориям граждан, указанным в ч. 3 ст. 49 ЖК РФ, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда но договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ.

В силу ст. 57 ЖК РФ жилью помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом. Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч.2 настоящей статьи случаев.

Вне очереди жилые помещении: но договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21,12,1996 г. Кг 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессиональной) образования, либо по окончании службы в рядах: Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти но месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.

В соответствии с Законом Самарской области «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категории граждан, прожинающих на территории Самарской области" от 11.07.2006 г. № 87-Д обеспечение жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот осуществляется путем предоставления субвенций на предоставление социальных выплат, а также путем выделения денежных средств на строительство и приобретение жилья для дальнейшего предоставления жилых помещений лицам данной категории..

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона Самарской области от 24.10.2006 г. № 115-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан» органы местного самоуправления муниципальных районов к городских округов и Самарской области наделяются отдельными государственными полномочиями Самарской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот.

В силу ст. 5 Закона Самарской области от 07 июля. 2005 года № 152 ГД «Об отдельных мерах социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляется жилое помещение по договору социального найма или социальная выплата на приобретение жилого помещения в порядке, установленном Правительством Самарской области.

Пунктами 1.2, 3.1, 3.3, 5.3 Постановления Правительства Самарской области от 29.10.2008 г. Н« 421 "Об утверждении порядка обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей" установлено, что при отсутствии жилых помещений в муниципальном жилом фонде социального использования, обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, осуществляется путем предоставления им социальных выплат уполномоченным органом.

В соответствии с «Порядком обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей" учет, формирование списков обеспечения жилыми помещениями указанной категории лиц осуществляется органами местного самоуправления, наделенными отдельными государственными полномочиями.

Согласно ст. 5, 6, 8 Закона Самарской области от 25 марта 2005 года № 77-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию населения» органы государственной власти Самарской области передают органам местного самоуправления финансовые средства, необходимые для осуществления переданных государственных полномочий.

Финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставления местным бюджетам субвенций, которые предусматриваются в законе Самарской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Судом установлено, что Родомакин В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте т.к. решением <данные изъяты> суда <данные изъяты> от 15 декабря 1997 года Р. Т.В. была лишена родительских прав в отношении сына Родомакина В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.17).

Постановлением администрации Сызранского района Самарской области от 20 апреля 2000 года «О помещении Родомакина В.А.. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Е. В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, оставшихся без попечения родителей в приемную семью Ф.» разрешено поместить Родомакина В.А. в приемную семью Ф. (л.д.16). 29 августа 2008 года договор от 20 апреля 2000 года договор «О помещении Родомакина В.А. в приемную семью Ф. расторгнут, Родомакин В.А. направлен на учебу на полное государственное обеспечение (л.д.19). Согласно справке, предоставленной с <данные изъяты> от 11 февраля 2011 года Родомакин В.А. имевший статус лица, оставшегося без попечения родителей, отчислен из состава обучающихся по программам начального профессионального образования 1 курса группы по профессии мастер столярно-плотничных и паркетных работ с 01 февраля 2011 года на основании приказа от 01 февраля 2011 года (л.д.28).

На основании Постановления администрации сельского поселения Троицкое муниципального района Сызранский Самарской области «О включении в список очередности социального сироту Родомакина В.А. на внеочередное обеспечение жилой площадью» а от 19 апреля 2011 года Родомакин В.А. включен в список очередности на внеочередное обеспечение жилой площадью под №1 (л.д.8). Постановлением администрации Сызранского района от 17 мая 2011 года Родомакин В.А. включен в список граждан детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий (л.д.7).

До настоящего времени социальная выплата на приобретение жилья Родомакину В.А. не предоставлена.

При таких обстоятельствах, суд считает необходимым обязать администрацию Сызранского района предоставить Родомакину В.А. социальную выплату на приобретение жилого помещения в черте муниципального района Сызранский, согласно действующему законодательству за счет средств бюджета Самарской области.

Доводы представителя третьего лица Правительства Самарской области о том, что средств недостаточно для того чтобы органы местного самоуправления имели возможность полностью и единовременно обеспечить детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, социальными выплатами для приобретения жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям не ниже установленных социальных норм, не могут быть приняты судом, поскольку предоставление данной социальной гарантии этой категории граждан не может быть поставлены в зависимость от каких-либо условий, в том числе и недостаточность средств выделяемых на эти цели из бюджета Самарской области.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования Прокурора Сызранского района Самарской области в интересах Родомакина В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, удовлетворить.

Обязать Администрацию Сызранского района Самарской области предоставить Родомакину В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, социальную выплату на приобретение жилого помещения согласно действующему законодательству за счет средств бюджета Самарской области.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Сызранский районный суд в течение 10 дней.

Судья:

Решение в мотивированном виде изготовлено ДД.ММ.ГГГГ