РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 24 октября 2011 года г. Сызрань Сызранский районный суд Самарской области в составе: председательствующего судьи Шлеппер Е.И. с участием помощника прокурора Сызранского района Лебедевой Н.В. при секретаре Радевич О.А. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-566/11 по исковому заявлению Прокурора Сызранского района Самарской области в интересах Ж. В.В. к администрации муниципального района Сызранский об обязывании предоставить социальную выплату для приобретения жилого помещения, у с т а н о в и л : Прокурор Сызранского района Самарской области обратился в суд в интересах Ж. В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, к администрации Сызранского района с иском о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, общей площадью не ниже установленных социальных норм за счет средств бюджета Самарской области, указав в иске, что в ходе проверки выявлены нарушения, затрагивающие жилищные права Ж. В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, который относится к категории лиц, детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, которым федеральным законодательством вне очереди предоставляются жилые помещения органами государственной власти субъектов РФ, за счет средств их бюджетов. Решением <данные изъяты> суда от ДД.ММ.ГГГГ Ж. В.В. и Ж. М.В. были лишены родительских прав в отношении Ж. В.В.. Согласно Постановления Администрации Сызранского района № от ДД.ММ.ГГГГ Ж. Е.Н. была назначена опекуном над несовершеннолетним Ж. В.В., за которым было закреплено право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>. Постановлением администрации Сызранского района № от ДД.ММ.ГГГГ Постановление № о закреплении жилья Ж. В.В. было отменено. При таких обстоятельствах, несовершеннолетний Ж. В.В. не обладал правом проживания в жилом помещении за отсутствием такового. Согласно протокола № заседания жилищной комиссии при администрации сельского поселения Печерское от ДД.ММ.ГГГГ Ж. В.В. поставлен на учет по внеочередному получению жилья, так как является сиротой, не имеющего закрепленного жилого помещения. На ДД.ММ.ГГГГ год Ж. В.В. внесен в список для получения вне очередного жилого помещения администрации Сызранского района. Таким образом, Ж. В.В. относится к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку согласно абз. 2 ч. 1 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются жилой площадью не ниже установленных социальных норм вне очереди органами исполнительной власти по месту жительства. Федеральным законодательством обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа жилой площадью по социальным нормам, возложена на органы государственной власти субъектов РФ, за счет средств их бюджетов. При отсутствии жилых помещений в муниципальном жилищном фонде социального использования отдельного муниципального образования Самарской области гражданам в соответствии с их письменного заявления может предоставляться социальная выплата. Порядок предоставления жилых помещений и социальных выплат гражданам определяется Правительством Самарской области. До настоящего времени Ж. В.В. жилым помещением не обеспечен и социальная выплата на приобретение жилого помещения ему не произведена. Просит обязать администрацию Сызранского района предоставить Ж. В.В. социальную выплату для приобретения жилого помещения отвечающим санитарным и техническим требованиям, не ниже установленных социальных норм за счет средств бюджета Самарской области. В судебном заседании представитель истца в лице помощника прокурора Сызранского района Самарской области Лебедевой Н.В. исковые требования поддержала, сослалась на доводы, изложенные в исковом заявлении и просила обязать Администрацию Сызранского района Самарской области предоставить Ж. В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, социальную выплату на приобретение жилого помещения, согласно действующему законодательству за счет средств бюджета Самарской области. Ж. В.В. в судебное заседание не явился, не известив суд о причинах неявки, однако был извещен надлежащим образом, что подтверждено почтовым уведомлением, поэтому суд определил, рассмотреть гражданское дело в отсутствие Ж. В.В.. В судебном заседании представитель Администрации Сызранского района в лице Машина Д.Г., действующего на основании доверенности, исковые требования не признал и пояснил, что в настоящее время социальная выплата для приобретения жилья за счет средств областного бюджета Ж. В.В. не может быть представлена. Согласно п. 3.1, Порядка обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ №, формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется до 01 февраля органами местного самоуправления по месту жительства, исходя из даты обращения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о постановке на учет. Ж. В.В. подал заявление ДД.ММ.ГГГГ и внесен в список для получения вне очередного жилого помещения на ДД.ММ.ГГГГ, то есть, после ДД.ММ.ГГГГ, Следовательно, при постановке Ж. В.В. на учет, нуждающихся в улучшении жилищных условий после ДД.ММ.ГГГГ формирования списка отодвигается на ДД.ММ.ГГГГ и предоставление ему денежной выплаты за счет средств областного бюджета уже будет возможно только после ДД.ММ.ГГГГ, а не в настоящее время. В соответствии с п.п. 5.4-5.5 указанного Постановления Правительства Самарской области, администрация Сызранского района имеет возможность принять решение о направлении средств областного бюджета на приобретение жилого помещения, путем их перечисления продавцу или застройщику по договору купли-продажи или договору участия в долевом строительстве жилья в пределах величины размера социальной выплаты только после получения денежных средств областного бюджета и регистрации соответствующего договора. Считает заявление прокурора необоснованным и не подлежащим удовлетворению. В судебном заседании представитель третьего лица МУ Служба семьи, демографического развития и защиты прав несовершеннолетних администрации Сызранского района в лице Фарнановой Н.В., пояснила, что исковые требования удовлетворению не подлежат. Ж. В.В. после окончания обучения сам встал на учет в жилищной комиссии и включен в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения и имеющих право на внеочередное получение жилья. Представитель третьего лица - Правительства Самарской области в лице Мавлютовой Р.И., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ в судебное заседание не явилась, представила возражение, в котором просила рассмотреть дело в их отсутствии, поэтому суд определил рассмотреть дело без их участия, огласив представленное в суд возражение, из которого следует, что исковые требования не признают, т.к. объем субвенций определяется исходя из размера средств, выделяемых из областного бюджета, по формуле установленной в методике. Все средства областного бюджета предоставляются на основании Закона Самарской области «Об областном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов». Средства распределяются между муниципальными образованиями в соответствии с методикой расчета субвенций, предоставляемых местными бюджетами из областного бюджета для осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий Самарской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, утвержденной Законом Самарской области от 24.10.2006 г. № 115-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан». Изменениями в действующий закон принятыми Самарской Губернской Думой от 01 июня 2011 года № 46-ГД, на исполнение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот в 2011 году дополнительно выделены денежные средства, которые в настоящее время перечислены дополнительными соглашениями органам местного самоуправления. Требовании Закона № 115-ГД ответчиком соблюдены в полном объеме. Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с ч, 1 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Согласно ч. 3 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ по договорам социального найма предоставляются отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ, признанным по установленным настоящим кодексом и (или) федеральным законом указом Президента РФ или законом субъекта РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Категориям граждан, указанным в ч. 3 ст. 49 ЖК РФ, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда но договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ. В силу ст. 57 ЖК РФ жилью помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом. Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч.2 настоящей статьи случаев. Вне очереди жилые помещении: но договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных И иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21,12,1996 г. Кг 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессиональной) образования, либо по окончании службы в рядах: Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти но месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. В соответствии с Законом Самарской области «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категории граждан, прожинающих на территории Самарской области" от 11.07.2006 г. № 87-Д обеспечение жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот осуществляется путем предоставления субвенций на предоставление социальных выплат, а также путем выделения денежных средств на строительство и приобретение жилья для дальнейшего предоставления жилых помещений лицам данной категории.. В соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона Самарской области от 24.10.2006 г. № 115-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан» органы местного самоуправления муниципальных районов к городских округов и Самарской области наделяются отдельными государственными полномочиями Самарской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот. В силу ст. 5 Закона Самарской области от 07 июля. 2005 года № 152 ГД «Об отдельных мерах социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляется жилое помещение по договору социального найма или социальная выплата на приобретение жилого помещения в порядке, установленном Правительством Самарской области. Пунктами 1.2, 3.1, 3.3, 5.3 Постановления Правительства Самарской области от 29.10.2008 г. Н« 421 "Об утверждении порядка обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей" установлено, что при отсутствии жилых помещений в муниципальном жилом фонде социального использования, обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, осуществляется путем предоставления им социальных выплат уполномоченным органом. В соответствии с «Порядком обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей» учет, формирование списков обеспечения жилыми помещениями указанной категории лиц осуществляется органами местного самоуправления, наделенными отдельными государственными полномочиями. Согласно ст. 5, 6, 8 Закона Самарской области от 25 марта 2005 года № 77-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию населения» органы государственной власти Самарской области передают органам местного самоуправления финансовые средства, необходимые для осуществления переданных государственных полномочий. Финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставления местным бюджетам субвенций, которые предусматриваются в законе Самарской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Судом установлено, что Ж. В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, что подтверждается решением <данные изъяты> суда от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 16-17). Постановлением администрации Сызранского района Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 14) признан утратившим силу постановление Главы администрации Сызранского района от ДД.ММ.ГГГГ № «О закреплении права пользования жилым помещением за Ж. В.В., Ж. Р.В., Ж. А.В.». На основании Протокола № заседания жилищной комиссии при администрации сельского поселения Печерское от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8) Ж. В.В. поставлен на учет по внеочередному получению жилья. До настоящего времени социальная выплата на приобретение жилья Ж. В.В. не предоставлена. При таких обстоятельствах, суд считает необходимым обязать администрацию Сызранского района предоставить Ж. В.В. социальную выплату на приобретение жилого помещения, согласно действующему законодательству за счет средств бюджета Самарской области. Доводы представителя ответчика администрации Сызранского района Самарской области о том, что со стороны администрации отсутствуют нарушения порядка обеспечения жильем Ж. В.В., не могут быть приняты судом и являться основанием для отказа в иске, поскольку в соответствии с Законом Самарской области «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями» и Уставом муниципального района Сызранский органы местного самоуправления муниципальных районов наделены отдельными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями, органы местного самоуправления должны предоставлять указанной категории граждан жилые помещения. До настоящего времени Ж. В.В. не предоставлена установленная законом социальная гарантия. Не могут быть приняты судом и доводы представителя третьего лица Правительства Самарской области о том, что средств недостаточно для того чтобы органы местного самоуправления имели возможность полностью и единовременно обеспечить детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, социальными выплатами для приобретения жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям не ниже установленных социальных норм, поскольку предоставление данной социальной гарантии этой категории граждан не может быть поставлены в зависимость от каких-либо условий, в том числе и недостаточность средств выделяемых на эти цели из бюджета Самарской области. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд р е ш и л : Исковые требования Прокурора Сызранского района Самарской области в интересах Ж. В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, удовлетворить. Обязать Администрацию Сызранского района Самарской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ, предоставить Ж. В.В., ДД.ММ.ГГГГ рождения, социальную выплату на приобретение жилого помещения, согласно действующему законодательству за счет средств бюджета Самарской области. Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Сызранский районный суд в течение 10 дней. Судья