об оспаривании неправомерных действий должностных лиц



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 ноября 2011 года Сызранский районный суд Самарской области в составе:

председательствующего судьи Котовой М.А.

при секретаре Баимовой Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-683/11 по заявлению Щежина Г.А. об оспаривании неправомерных действий должностных лиц,

у с т а н о в и л :

    Щежин Г.А. обратился в суд с заявлением об оспаривании неправомерных действий должностных лиц, указав в заявлении, что он проходил военную службу в Вооружённых Силах СССР и РФ. Уволен в запас и утратил статус «военнослужащий» с 27 мая 1996 года, пенсию получает в соответствии с законом от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении военнослужащих,…». Приказом (по личному составу) командующего ВВС Приволжского военного округа от 16 мая 1991 года № 029 он был назначен непосредственно с лётной должности «Командир эскадрильи» на низшую должность и с меньшим должностным окладом «Командир 84 звена». В «боковике» к пункту 26 приказа основанием назначения указано - «Назначается на низшую должность по семейным обстоятельствам и личной просьбе», которое не соответствует действительности.

        Ст. 30 п. «д» «Положения о прохождении воинской службы офицерским составом ВС СССР», утверждённого Постановлением СМ СССР от 18 марта 1985 года № 240 и действовавшего в тот период, предусматривала, что офицер мог быть назначен на низшую должность с личного согласия, при этом основанием назначения должно указываться -«по возрасту». Данное нарушение в указании основания назначения привело к нарушению его права на получение пенсии из предыдущего оклада согласно действовавшего законодательства СССР.

        Согласно п. 2 ч. 2 п.п. «а» Постановления СМ СССР от 24 июля 1990 года № 725 он как офицер лётного состава переведённый непосредственно с лётной должности на должность с меньшим должностным окладом «по возрасту», имел бы право на исчисление пенсии после увольнения из должностного оклада по предыдущей лётной должности, т.к. на момент его перемещения уже имел выслугу более 27 лет, дающую право на получение пенсии за выслугу лет.        

        Главное управление кадров МО РФ 02 декабря 2000 года издало Указания № 173/2/1139 о внесении изменений в ранее изданные приказы на основании представлений командиров частей, согласно рапорта офицера, либо на основании представлений военных комиссариатов, согласно заявлений офицеров запаса, которые уже не имеют статуса «военнослужащий», т.к. на основании только обращения офицера запаса изменения уполномоченным должностным лицом не вносятся.

        Согласно его заявления вопрос о необходимости внесения изменения в ранее изданный приказ командующего ВВС ПриВО был положительно рассмотрен уполномоченными на то должностными лицами. Начальник отдела военного комиссариата Самарской области по городам Сызрань, Октябрьск, Сызранскому и Шигонскому районам направил представление для внесения изменения в ранее изданный приказ в адрес командующего войсками Центрального военного округа, как правопреемника командующего ВВС ПриВО, с изложением в новой редакции только основания назначения в части, касающейся «Назначается на должность с меньшим должностным окладом денежного содержания по возрасту с сохранением права на исчисление пенсии, в соответствии с пунктом 2 Постановления СМ СССР от 24 июля 1990 года № 725». Военный комиссар Самарской области ходатайствовал о внесении такого изменения. Решением командующего войсками ЦВО представление с ходатайством возвращено без реализации, т.к. для изменения формулировки в боковике к пункту 26 - отсутствуют основания. Считает, что данное утверждение должностных лиц ЦВО противоречит Указаниям МО РФ от 02 декабря 2000 года № 173/2/1139, которые обязывают уполномоченных должностных лиц вносить изменения в ранее изданные приказы.

        ЦВО возвратом документов без реализации фактически отказалось выполнить пункт 3 Указаний МО РФ от 02 декабря 2000 года № 173/2/1139, которые направлены на усиление социальной защищённости военнослужащих, чьи права нарушены ранее изданными приказами, и восстановление их права на получение пенсии, согласно закона, гарантируемое ст. 39 Конституции РФ. О решении командующего войсками ЦВО об отказе в реализации представления ему стало известно в октябре 2011 года. Считает, что возврат представления с ходатайством военного комиссара Самарской области без реализации и отказ командующего войсками ЦВО внести изменения в ранее изданный приказ, согласно п. 3 Указаний МО РФ от 02 декабря 2000 года № 173/2/1139, является неправомерным и нарушает его права, закрепленные ст.ст. 2 и 39 Конституции РФ. Просит возложить обязанность на командующего войсками ЦВО, как правопреемника командующего ВВС ПриВО по внесению изменения в боковик пункта 26 приказа командующего ВВС ПриВО от 16 мая 1991 года № 029 в части, касающейся его назначения «Назначается на должность с меньшим должностным окладом денежного содержания по возрасту с сохранением права на исчисление пенсии в соответствии с Постановлением СМ СССР от 24.07.90 г. № 725» и взыскать с министерства обороны РФ в его пользу судебные расходы на оплату доверенности в сумме 560 рублей, госпошлину в сумме 200 рублей и за услуги представителя 10000 рублей.

В судебном заседании Щежин Г.А. и его представитель Чернышев Ю.С., действующий на основании доверенности, выданное ДД.ММ.ГГГГ требования поддержали, сославшись на доводы, изложенные в заявлении. Кроме того, Щежин Г.А. дополнил, что кроме заявленных ранее расходов просит взыскать за оплату направленных в адрес заинтересованных лиц телеграмм 564 рубля 52 копейки.

Представитель заинтересованного лица- командующего войсками Центрального военного округа Трофимов Е.Н., действующий на основании доверенности, выданной ДД.ММ.ГГГГ в судебное заседание не явился, представил возражение в котором просил рассмотреть дело в его отсутствии, с требованиями заявителя Щежина Г.А. не согласен по тем основаниям, что заявителем по существу оспаривается приказ командующего ВВС Приволжского военного округа от 16 мая 1991 года № 029, срок обжалования которого давно истек. Указания Главного управления кадров Министерства обороны РФ от 02 декабря 2000 года № 173/2/1139 имеют отношения лишь для той категории военнослужащих, которые перемещались с вышестоящей должности на низшую с сохранением права на исчисления пенсии по ранее занимаемой должности на основании абзаца 2 подпункта «а» пункта 9 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1993 года № 941, в котором указывается, что офицерам, переведенным по состоянию здоровья или возрасту с летной работы на должности с меньшим должностным окладом, имевшим на день перевода выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет, пенсия при последующем увольнении их с военной службы может исчисляться исходя из оклада по штатной должности, которую они занимали до указанного перевода. В таком же порядке могут исчисляться пенсии при увольнении с военной службы также офицерам в званиях подполковника, ему равном и выше, переведенным в интересах службы по состоянию здоровья, возрасту или в связи с организационно-штатными мероприятиями с должностей, которые они занимали не менее одного года, на должности с меньшим должностным окладом, имевшим на день перевода выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет. При этом в соответствии с Постановлениями Правительства РФ № 941 от 22 сентября 1993 года и № 1134 от 20 ноября 1995 года, а также согласно указаний Министра обороны РФ № 173/2/1139 от 02 декабря 2000 года - внесение изменений в приказы, изданные до 20 ноября 1995 года производились только офицерам в воинском звании «полковник», ему равным и выше. В соответствии с действовавшим до 22 сентября 1993 года законодательством не предусматривалась возможность исчисления пенсии по ранее занимаемой должности при перемещении военнослужащего с вышестоящей воинской должности на низшую по любым основаниям, в том числе, как по болезни, так и по возрасту. Действие Постановления Правительства РФ от 22 сентября 993 года № 941 не имеет обратной силы и распространяется на правоотношения возникшие после вступления его в законную силу. Доводы заявителя Щежина Г.А., что подпунктом «а» пункта 2 Постановления Совета Министров СССР от 24 июля 1990 года № 725 лицам офицерского состава, переведенным по состоянию здоровья или возрасту с летной работы на должности с меньшим должностным окладом, имевшим на день перевода выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет, при увольнении с действительной военной службы пенсии исчисляются из оклада по штатной должности, которую они занимали до перевода, если он выше оклада по последней штатной должности, оклада по воинскому званию на день увольнения и процентной надбавки за выслугу лет на должностях офицерского состава, исчисленной из этих окладов. В таком же порядке исчисляются пенсии лицам офицерского состава в званиях полковника, ему равном и выше, переведенным в интересах службы по состоянию здоровья или возрасту с должностей, которые они занимали не менее трех лет, на должности с меньшим должностным окладом, имевшим ко дню перевода право на пенсию за выслугу лет. Согласно Постановления Совета Министров СССР от 24 июля 1990 года право на исчисление пенсии по ранее занимаемой воинской должности осуществлялось в строго определенных случаях, а именно в данном случае перемещения военнослужащего с летной должности на не летную по болезни или по возрасту. Заявитель был перемещен с вышестоящей должности на низшую на основании приказа командующего ВВС Приволжского военного округа от 16 мая 1991 года № 029 по семейным обстоятельствам и личной просьбе, при этом он перемещался с летной должности на летную. Просил отказать в удовлетворении требований Щежина Г.А. в полном объеме.

Представитель Министерства обороны Российской Федерации о дне и времени слушания дела был извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, отзыв на заявление в суд не представил, ходатайство об отложении рассмотрения дела не заявлял. Суд определил рассмотреть дело в отсутствии представителя заинтересованного лица.

Заслушав заявителя Щежина Г.А., его представителя, проверив и исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о том, что заявление Щежина Г.А. подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что согласно приказа Командующего Военно-Воздушными силами Приволжско-Уральского военного округа (по личному составу) № 029 от 16 мая 1991 года подполковник Щежин Г.А., командир эскадрильи 851 учебного вертолетного полка Уфимского высшего военного авиационного училища летчиков освобожден от занимаемой должности и назначен командиром звена 484 учебного вертолетного полка Сызранского высшего военного авиационного училища летчиков ВУС - 0616003 в ВС с 08.1975 года Н-380842. Назначается на низшую должность по семейным обстоятельствам и личной просьбе (л.д.10). Кроме того, судом установлено, что должностной оклад подполковника Щежина Г.А. на день перемещения составлял 450 рублей, выслуга лет: календарная 15 лет 9 месяцев, в льготном исчислении 27 лет 2 месяца.

Щежин Г.А. обратился в отдел Военного комиссариата Самарской области по городам Сызрань, Октябрьск, Сызранскому и Шигонскому районам с заявлением о внесении изменений в приказ Командующего ВВС Приволжско-Уральского военного округа (по личному составу) № 029 от 16 мая 1991 года в части указания о назначении на должность с меньшим должностным окладом денежного содержания по возрасту с сохранением права на исчисление пенсии в соответствии с п. 2 Постановления СМ СССР от 24 июля 1990 года № 725. Начальником отдела военного комиссара Самарской области по городам Сызрань, Октябрьск, Сызранскому и Шигонскому районам было направлено представление о внесении изменений в названный выше приказ, которое было поддержано военным комиссаром Самарской области (л.д. 6-9).

Решением командующего войсками Центрального военного округа от 02 августа 2011 года было отказано в изложении в новой редакции приказа командующего Военно-воздушными силами Приволжского военного округа от 16 мая 1991 года в отношении Щежина Г.А. в связи с отсутствием законных оснований (л.д. 13).

В соответствии со ст. 8 Федерального Закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» пенсия за выслугу лет, по инвалидности военнослужащим, по случаю потери кормильца членам их семей назначаются в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Таким законом в частности является Закон РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» от 12 февраля 1993 года № 4468-1, которым определяются условия нормы и порядок пенсионного обеспечения перечисленных в нем категорий граждан. Согласно ст. 43 названного Закона пенсии военнослужащим, назначаемые по его нормам, исчисляются из оклада по должности, воинскому или специальному званию и процентной надбавки за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия, в порядке, определяемом Правительством РФ.

Во исполнение данного предписания Советом Министров - Правительством Российской Федерации 22 сентября 1993 года принято Постановление № 941, пунктами 8 и 9 которого установлено, что все составляющие денежного довольствия, исходя из специфики военной службы, учитываются на дату увольнения военнослужащего, так как к этому моменту оно обычно достигает максимального размера, благодаря чему обеспечиваются и максимальные размеры пенсий.

Абзацем вторым подпункта «а» пункта 9 названного Постановления в качестве льготы установлена возможность исчисления пенсий офицерам, переведенным в интересах службы по состоянию здоровья, возрасту или в связи с организационно-штатными мероприятиями с должностей, которые они занимали не менее одного года, на должности с меньшим должностным окладом, исходя из оклада по штатной должности, которую они занимали до указанного перевода, а также дифференциация денежного довольствия в зависимости от воинского звания.

Норма о том, что лицам офицерского состава, переведенным в интересах службы по состоянию здоровья или возрасту с должностей, которые они занимали не менее трех лет, на должности с меньшим должностным окладом, имевшим ко дню перевода право на пенсию за выслугу лет, при увольнении с действительной военной службы пенсии исчисляются из оклада по штатной должности, которую они занимали до перевода, если он выше оклада по последней штатной должности, оклада по воинскому званию на день увольнения и процентной надбавки за выслугу лет на должностях офицерского состава, исчисленной из этих окладов, была установлена Постановлением Совета Министров СССР от 24 июля 1990 года № 725 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам офицерского состава, прапорщикам, мичманам и военнослужащим сверхсрочной службы, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и их семьям», принятом во исполнение Закона СССР от 28 апреля 1990 года «О пенсионном обеспечении военнослужащих».

Оспариваемая норма, предусматривающая льготный порядок исчисления размеров пенсий для офицеров, переведенных с летной работы по состоянию здоровья или возрасту на должности с меньшим должностным окладом, направлена на создание дополнительных гарантий для этих лиц, в силу объективных обстоятельств лишившихся денежного довольствия в более высоком размере.

Согласно абзаца 2 подпункта «а» пункта 60 Постановления Совета Министров СССР от 10 ноября 1982 года № 986, лицам офицерского состава, переведенным по возрасту непосредственно с летной работы на должности с меньшим окладом денежного содержания, которые на день перевода имели право на пенсию по выслуге, пенсии могут назначаться в последующем при увольнении с действительной военной службы из должностного оклада по должности.

Перемещение военнослужащих с высшей должности на низшую должность по возрасту производится с согласия военнослужащего ст. 30 п. «д» «Положения о прохождении воинской службы офицерским составом ВС ССР, утвержденного постановлением Совета Министров ССР от 18 марта 1985 года № 240.

В нарушение указанных положений, требования норм при вынесении приказа от 16 мая 1991 года № 029 о перемещении Щежина Г.А. соблюдены не были, чем нарушено его право на назначение пенсии в соответствии с действующим законодательством, ст. 39 Конституции Российской Федерации.

Ссылка представителя командующего войсками Центрального военного округа на перемещение заявителя с вышестоящей должности на низшую на основании приказа командующего ВВС Приволжского военного округа от 16 мая 1991 года № 029 по семейным обстоятельствам и личной просьбе с летной должности на летную, не может служить основанием к отказу в удовлетворении требований заявителя Щежина Г.А., поскольку в Постановлении Совета Министров СССР от 24 июля 1990 года не указано, что право на исчисление пенсии по ранее занимаемой воинской должности осуществляется в случае перемещения военнослужащего с «летной должности на не летную по болезни или по возрасту (л.д.16). Также не нашел своего подтверждения довод представителя заинтересованного лица командующего войсками Центрального военного округа о том, что срок обжалования приказа командующего ВВС Приволжского военного округа от 16 мая 1991 года №029 у Щежина Г.А. давно истек, поскольку в настоящее время Щежин Г.А. обжалует отказ командующего от 02 августа 2011 года о внесении изменений в данный приказ, о котором Щежин Г.А. узнал 11 октября 2011 года.

При таких обстоятельствах заявление Щежина Г.А. подлежит удовлетворению.

В соответствии со ст. 100 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по её письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах. Суд считает, что сумма в 10000 рублей в возмещение указанных расходов исходя из сложности дела является разумной и подлежит взысканию в полном объеме.

На основании ст. 98 ГПК РФ, расходы, понесенные истцом в связи с ведением дела также подлежат удовлетворению, поэтому суд полагает необходимым взыскать с министерства обороны РФ заинтересованных лиц в порядке в размере 560 рублей по оформлению нотариально удостоверенной доверенности представителя, 564 рубля 52 копейки по оплате телеграмм заинтересованным лицам, 200 рублей по государственной пошлине, уплаченной при подаче заявления.

    

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 254 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Требования Щежина Г.А. удовлетворить.

Обязать командующего войсками Центрального военного округа внести изменения в боковик пункта 26 приказа командующего ВВС ПРиВО от 16 мая 1991 года № 029 в части касающейся назначения подполковника Щежина Г.А. командующего эскадрильи 851 учебного вертолетного полка Уфимского высшего военного авиационного училища летчиков - командиром звена 484 учебного вертолетного полка Сызранского высшего военного авиационного училища летчиков ВУС, указав «назначается на должность с меньшим должностным окладом денежного содержания по возрасту с сохранением права на исчисление пенсии в соответствии с Постановлением СМ СССР от 24 июля 1990 года № 725».

Взыскать с Министерства обороны Российской Федерации в пользу Щежина Г.А. расходы по оплате услуг представителя в сумме 10000 рублей, расходы по оформлению нотариально удостоверенной доверенности в сумме 560 рублей, расходы по оплате телеграмм в сумме 564 рубля 52 копейки и государственную пошлину в сумме 200 рублей, а всего взыскать - 11324 рубля 52 копейки.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Сызранский районный суд в течение 10 дней.

             

Судья-