о признании незаконным бездействия администрации по постановке на учет бесхозяйного имущества, возложении на администрацию обязанности обратиться с заявлением о принятии на учет бесхозяйного имущества



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

31 марта 2011 года г. Сызрань

Сызранский районный суд Самарской области в составе:

председательствующего судьи Байгуловой Г.С.

при секретаре Чечиной М.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по заявлению Самарского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Старая Рачейка муниципального района Сызранский в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации сельского поселения Старая Рачейка муниципального района Сызранский Самарской области по постановке на учет бесхозяйного имущества, возложении на администрацию обязанности обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области с заявлением о принятии на учет бесхозяйного имущества,

у с т а н о в и л:

Самарский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с заявлением о признании незаконным бездействия администрации сельского поселения Старая Рачейка, указав в заявлении, что при проведении прокуратурой проверки исполнения природоохранного законодательства при эксплуатации гидротехнических сооружений на территории сельского поселенияСтарая Рачейка муниципального района Сызранский Самарской области установлено,что на территории сельского поселения в 1 км восточнее <данные изъяты> находится пруд (полный объём водохранилища - 1,33 млн.м3), в составе которого имеются гидротехнические сооружения: плотина, паводковый водосброс, аварийный сбросовый канал, донный водовыпуск. Данные гидротехнические сооружения являются бесхозяйными, чтоподтверждается объяснениями главы сельского поселения Старая РачейкаПрокопьева В.П. Отсутствие собственника указанных гидротехнических сооружений влечёт неисполнение предусмотренных ст. 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» обязанностей по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений (далее ГТС).. Согласно п. 8 ч. 1 ст. 14 ФЗот 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и п. 24 статьи 7 Устава сельского поселения Старая Рачейка к вопросам местного значения поселения относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Установленные в статье 9 ФЗ от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» обязанности собственника гидротехнического сооружения не могут быть реализованы по причине неопределённости балансовой принадлежности гидротехнического сооружения, представляющего угрозу для возникновения чрезвычайной ситуации, поскольку они разрабатываются и предписываются для исполнения лицуили руководителю органа, которому принадлежит гидротехническое сооружение. В данной связи отсутствие собственника гидротехнического сооружения влечёт неисполнение установленных законом обязанностей по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения и,следовательно, обязанности органа местного самоуправления по предупреждению чрезвычайных ситуаций. В соответствии с ч. 3 ст. 225ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учёт органом, осуществляющим государственную регистрацию права нанедвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. Поскольку вышеназванные гидротехнические сооружения расположены в административных границах сельского поселения Старая Рачейка Сызранского района Самарской области, факт необращения администрации сельского поселения Старая Рачейка в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области с заявлением о принятии гидротехнического сооружения на учёт как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положений ч.3 ст. 225 ГК РФ. Указанным бездействием нарушаются права граждан на благоприятную окружающую среду, гарантированные статьёй 42 Конституции РФ, а также права граждан назащиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, предусмотренные п. 1 ст.18 ФЗ от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Просит признать незаконным бездействие администрации сельского поселения Старая Рачейка по постановке на учёт бесхозяйного имущества - гидротехнических сооружений - плотины, паводкового водосброса, аварийного сбросного канала, донного водовыпуска пруда у села <данные изъяты>, находящихся на территории этого муниципального образования. Возложить на администрацию сельского поселения Старая Рачейка обязанность обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области с заявлением о принятии на учёт как бесхозяйного недвижимого имущества гидротехнических сооружений - плотины, паводкового водосброса, аварийного сбросного канала, донного водовыпуска пруда у села Старая Рачейка.

Представитель Самарской межрайонной природоохранной прокуратуры - помощник прокурора Петров Д.В. в судебном заседании требования, изложенные в заявлении поддержал и сослался на доводы, изложенные в исковом заявлении.

Представитель администрации сельского поселения Старая Рачейка муниципального района Сызранский - глава администрации Прокопьев В.П., в судебном заседании требования прокурора признал обоснованными и пояснил, что на территории сельского поселения имеется гидротехническое сооружение - плотины, паводковый водосброс, аварийный сбросный канал, донный водовыпуска пруда. Администрация сельского поселения Старая Рачейка принимает меры к содержанию его в надлежащем состоянии, но у администрации сельского поселения не имеется денежных средств для оформления технической документации на него и подачи заявления в регистрирующий орган о постановке на учет как бесхозяйного имущества. По Постановлению Правительства Самарской области на 2011 год запланировано выделение денежных средств для оформления документации. Администрация будет принимать меры к исполнению требований прокурора.

Представитель заинтересованного лица Средне-Поволжского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в судебное заседание не явился, представив в суд отзыв на исковое заявление в котором указал, что в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации №237 от 27 февраля 1999 года «Об утверждении Положения об эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечения безопасности гидротехнического сооружения, разрешение и эксплуатация которого аннулировано, а также гидротехнического сооружения, подлежащего консервации, ликвидации либо не имеющего собственника» при обнаружении гидротехнического сооружения не имеющего собственника, орган государственного надзора сообщает данные о нем в орган местного самоуправления и направляет предложения в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено гидротехническое сооружение для решения вопроса об обеспечении безопасности этого гидротехнического сооружения.

22 октября 2009 года Управлением была проведена плановая проверка соблюдения требований законодательства в сфере безопасности гидротехнических сооружений, расположенных на территории муниципального района Сызранский Самарской области. В ходе проверки были выявлены комплексы гидротехнических сооружений, не имеющих собственник, в том числе по пруду села Старая Рачейка. По итогам проверки составлен акт проверки. Для решения вопроса об обеспечении безопасности гидротехнических сооружений были извещены Министерство природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области и Главное Управление МЧС России по Самарской области. Просит рассмотреть дело без его участия (л.д.).

Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о том, что заявление Самарского межрайонного природоохранного прокурора подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 3 ст. 225ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учёт органом, осуществляющим государственную регистрацию права нанедвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся

В соответствии со ст. ст. 3 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» № 117-ФЗ от 21 июля 1997 года под обеспечением безопасности гидротехнического сооружения понимается разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения.

Статьей 9 этого же законапредусмотрены обязанности собственника гидротехнического сооружения и эксплуатирующей организации в том числе: обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации; обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения; обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения; развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения; систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения; обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения; создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения; организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую нормам и правилам квалификацию работников эксплуатирующей организации; поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях на гидротехнических сооружениях; осуществлять по вопросам предупреждения аварий гидротехнического сооружения взаимодействие с органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям; незамедлительно информировать об угрозе аварии гидротехнического сооружения федеральный орган исполнительной власти по надзору в области безопасности гидротехнических сооружений, другие заинтересованные государственные органы, органы местного самоуправления и в случае непосредственной угрозы прорыва напорного фронта - население и организации в зоне возможного затопления; содействовать федеральному органу исполнительной власти по надзору в области безопасности гидротехнических сооружений в реализации его функций; информировать население о вопросах безопасности гидротехнических сооружений; финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения.

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 14 ФЗ«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

Пунктом 24 статьи 7 Устава сельского поселения Старая Рачейка муниципального района Сызранский Самарской области к вопросам местного значения поселения отнесена организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Судом установлено, что на территории сельского поселения Старая Рачейка муниципального района Сызранский Самарской области находится пруд у села <данные изъяты>. В составе данного гидроузла имеются гидротехнические сооружения (далее ГТС): плотина, паводковый водосброс, аварийный сбросовый канал, донный водовыпуск. Данное гидротехническое сооружения является бесхозяйным, т.к. в реестре муниципальной собственности Сызранского района Самарской области и сельского поселения Старая Рачейка муниципального района не значатся, в реестре имущества Самарской области не числится,, не зарегистрировано в отраслевом разделе Российского Регистра гидротехнических сооружений, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о правах на объект недвижимого имущества гидротехническое сооружение пруда у села <данные изъяты> по адресу: <адрес>, чтоподтверждается имеющимися в материалах дела документами (л.д. 19. 21,22, 23). Администрацией сельского поселения Старая Рачейка муниципального района Сызранский Самарской области никаких мер по постановке бесхозяйных гидротехнических сооружений на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию права нанедвижимое имущество, не предпринималось.

Отсутствие собственника данного гидротехнического сооружения влечет невозможность обеспечения сохранности данного объекта недвижимости, неисполнение законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, в том числе неисполнение обязанностей по созданию финансовых и материальных резервов, предназначенных по ликвидации аварии сооружения, а также работы по предотвращению аварий гидротехнического сооружения.

Непринятие администрацией мер по постановке бесхозяйных гидротехнических сооружений на учет является незаконным, противоречит вышеуказанным нормативным актам.

Указанным бездействием нарушаются права граждан на благоприятную окружающую среду, гарантированные статьёй 42 Конституции РФ, а также права граждан назащиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, предусмотренные п. 1 ст.18 ФЗ от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199, 254-255 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Признать незаконным бездействие администрации сельского поселения Старая Рачейка муниципального района Сызранский Самарской области по постановке на учет бесхозяйного имущества - гидротехнических сооружений - плотины, паводкового водосброса, аварийного сбросного канала, донного водовыпуска пруда у села <данные изъяты> муниципального района Сызранский Самарской области.

Обязать администрацию сельского поселения Старая Рачейка муниципального района Сызранский Самарской области обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного имущества гидротехнических сооружений - плотины, паводкового водосброса, аварийного сбросного канала, донного водовыпуска пруда у села <данные изъяты> муниципального района Сызранский Самарской области.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Сызранский районный суд в течение 10 суток.

Судья:

Решение в мотивированном виде изготовлено ДД.ММ.ГГГГ