ст. 20.4 ч. 1 КоАП РФ



РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление об административном правонарушении

21 июля 2011 года                                    г. Сызрань

    Судья Сызранского районного суда Самарской области Бормотова И.Е.,

с участием прокурора Пивоварова С.В.

рассмотрев материал №с 12-60 по жалобе должностного лица - директора МУ «Центр Социальной помощи семье и детям Сызранского района» Череневой Г.Н. на постановление Государственного инспектора городских округов Сызрань, Октябрьск и муниципальных районов Сызранский, Шигонский по пожарному надзору Ризаева В.И. от 28 июня 2011 года о привлечении к административной ответственности по ст. 20.4 ч.1 КоАП РФ,

у с т а н о в и л:

    В Сызранский районный суд поступила жалоба от должностного лица - директора МУ «Центр Социальной помощи семье и детям Сызранского района» Череневой Г.Н. на постановление Государственного инспектора городских округов Сызрань, Октябрьск и муниципальных районов Сызранский, Шигонский по пожарному надзору Ризаева В.И. от 28 июня 2011 года о привлечении к административной ответственности по ст. 20.4 ч.1 КоАП РФ за нарушения Правил пожарной безопасности в помещении МУ «Центр Социальной помощи семье и детям Сызранского района» по адресу: <адрес>, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 1 000 рублей.

    В жалобе должностное лицо Черенева Г.Н. не согласилась с вынесенным в отношении нее постановлением, считает его незаконным и необоснованным, так как 09.03.11 после проведения ОГПН проверки ей было выдано предписание по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности в виде использования на путях эвакуации горючей отделки для покрытия пола с неустановленными пожарно-техническими характеристиками, со сроком исполнения до 16.06.12. Однако постановлением от 28.06.11 ее как должностное лицо за данное правонарушение привлекли к административной ответственности по ст. 20.4 ч.1 КоАП РФ. Просит отменить указанное постановление.

    В судебном заседании должностное лицо - директор МУ «Центр Социальной помощи семье и детям Сызранского района» Черенева Г.Н. доводы жалобы подтвердила и дополнила, что МУ «Центр Семья» финансируется министерством здравоохранения и социального развития Самарской области. Каждый год в Центре бывают разные проверки. Она пишет дополнительные письма в Министерство здравоохранения о выделении денежных средств на устранение нарушений и прилагает предписания и иные документы, подтверждающие необходимость выделения денежных средств. Министерство включает их в программу. С 01.10.11 Центр переходит из муниципального учреждения в государственное. В 2010 году ей было выдано предписание ОГПН. Ряд нарушений был устранен, а нарушение в виде нахождения линолеума на путях эвакуации не устранено по причине отсутствия денежных средств. Но Центр включен в целевую программу на 2010-2012 г.г. в 2012 году денежные средства будут выделены, поэтому предписание будет исполнено в срок. Это нарушение является нарушением капитального характера, так как требует значительных финансовых средств, заключения договора подряда, причем с торгов. Центр занимает помещения на первом этаже пятиэтажного жилого дома, собственником которых с декабря 2010 года является Министерство имущественных отношений Самарской области, которое никаких договоров с ними не заключало, эти помещения им не передавались. Ранее помещение Центра являлось муниципальной собственностью и было передано им администрацией Сызранского района в оперативное управление. Просит жалобу удовлетворить и отменить постановление, прекратив производство по делу.

      Должностное лицо, вынесшее постановление, Государственный инспектор городских округов Сызрань, Октябрьск и муниципальных районов Сызранский, Шигонский по пожарному надзору Ризаев В.И. в судебное заседание не явился, о дне и времени судебного заседания уведомлен надлежащим образом. В судебном заседании 15.07.11 должностное лицо Ризаев В.И. пояснил, что 09.03.11 в Центре Семья была проведена внеплановая проверка по выполнению предписания, в ходе которой было выявлено неисполнение последнего, так как имелось нарушение требований пожарной безопасности в виде использования горючей отделки на путях эвакуации в коридоре. В отношении юр. лица 01.04.11 был составлен протокол по ст. 20.4 ч.1 КоАП РФ, так как на светильник в коридоре не был надет плафон. 10.06.11 по требованию прокурора он участвовал в качестве специалиста по пожарной безопасности в совместной с прокуратурой Сызранского района проверке ряда объектов, в том числе и МУ «Центра Семья», где продолжало иметь место нарушение в виде использования на путях эвакуации линолеума по группе горючести Г4, а должно быть Г1-Г2. После проверки им была направлена в прокуратуру информация о выявленных нарушениях правил пожарной безопасности. После чего прокуратура возбудила дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Череневой Г.Н. и передала в ННД на рассмотрение. Он рассмотрел и назначил наказание Череневой Г.Н. в виде штрафа в размере 1000 рублей. Считает, что выявленное нарушение является нарушением капитального характера, а не режимного, требует значительных финансовых затрат.

     Рассмотрев доводы жалобы, заслушав прокурора и участников процесса, исследовав материалы дела, судья приходит к выводу о том, что жалоба подлежит удовлетворению в части, а постановление подлежит отмене по следующим основаниям.

    Суд установил, что по требованию прокурора Сызранского района (л.д.62) 10.06.11 была проведена совместная проверка прокуратуры Сызранского района и ОНД г.о. Сызрань, Октябрьск и м.р. Сызранский, Шигонский с участием специалиста Государственного инспектора Ризаева В.И. в МУ «Центр Социальной помощи семье и детям Сызранского района», расположенном по адресу: <адрес>. По результатам проверки прокурором Сызранского района 15.06.11 было возбуждено дело об административном правонарушении по ст. 20.4 ч.1 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде штрафа в размере 1000 рублей (л.д.9).

     Согласно п.2.11 должностного регламента, утвержденного начальником отдела по вопросам семьи, материнства и детства администрации Сызранского района 01.01.07, директор МУ «Центра Семья» направляет работу специалистов на обеспечение сохранности имущества, на содержание помещений в исправном состоянии, в соответствии с правилами и нормами эксплуатации, бесперебойной работы оборудования, на соблюдение санитарно-технических и противопожарных правил (л.д.45-47).

    В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнение либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

     Суд приходит к выводу, что нарушение ППБ в виде наличия на путях эвакуации линолеума является нарушением капитального характера, что подтвердил в судебном заседании также инспектор ОГПН Ризаев В.И., поскольку замена линолеума на какой либо другой материал требует капитального ремонта, соответственно выделения денежных средств из областного бюджета, заключения договора подряда с подрядной организацией на проведение ремонта путем проведения тендера, тогда как МУ «Центр Семья» является бюджетной организацией, работающей строго по бюджетной смете, дополнительных доходов не имеет. Директор Центра как должностное лицо, исполнила возложенные на нее обязанности по обеспечению правил пожарной безопасности, предусмотренные должностным регламентом, а именно издала приказы о создании противопожарной дружины с распределением обязанностей между сотрудниками на случай возникновения пожара, о назначении ответственных лиц в целях усиления противопожарной безопасности, в том числе назначила себя ответственной за противопожарное состояние (л.д.31,32), во исполнение предписаний ОГПН подавала дополнительные заявки в Министерство здравоохранения социального развития Самарской области для включения Центра в ведомственную целевую программу по обеспечению пожарной безопасности (л.д. 17-20). Указанное нарушение правил пожарной безопасности (наличие линолеума на путях эвакуации) имеет место быть и не устраняется на протяжении нескольких лет, но не по вине собственных действий должностного лица директора Центра Семья, а по причине отсутствия финансирования со стороны учредителей на замену несоответствующего требования ППБ покрытия пола в виде линолеума.

    Согласно ст. 38 указанного выше закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут в частности собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом.

    Таким образом, суд приходит к выводу, что ответственность за указанное нарушение ППБ должно нести юридическое лицо - собственник помещений, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, но не должностное лицо директор Черенева Г.Н., так как она в данном случае не допустила неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей.

Кроме того, суд установил, что директор Черенева Г.Н. как должностное привлекалась к административной ответственности в 2010 и в 2011 году за нарушения ППБ, которые являются нарушениями режимного характера (отсутствует плафон на светильнике, огнетушитель содержался в неисправном состоянии), за что она понесла наказание в виде штрафов.

Суд не принимает доводы жалобы Череневой Г.Н. в части необоснованного привлечения к административной ответственности по причине наличия у нее срока на устранения данного нарушения, указанного в предписании, поскольку нарушение Правил пожарной безопасности имеет место, что установлено судом, за него должно нести административную ответственность юридическое лицо, а указание срока исполнения допущенного нарушения в предписании от 01.04.11 имеет значение в дальнейшем для решения вопроса о привлечении к административной ответственности по ст. 19.5 КоАП РФ. Поэтому в этой части жалоба Череневой Г.Н. удовлетворению не подлежит.

    При таких обстоятельствах, суд полагает, что постановление Государственного инспектора г.о. Сызрань, Октябрьск и м.р. Сызранский, Шигонский по пожарному надзору Ризаева В.И. от 28 июня 2011 года подлежит отмене, а производство по делу в отношении должностного лица директора МУ «Центр Семья» Череневой Г.Н. подлежит прекращению за отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.4 ч.1 КоАП РФ, жалоба Череневой Г.Н. подлежит удовлетворению частично.        

    На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 24.5 ч.1 п.2, 30.7 ч.1 п.3 КоАП РФ, судья

п о с т а н о в и л:

    Жалобу директора МУ «Центр Социальной помощи семье и детям Сызранского района» Череневой Г.Н. удовлетворить частично.

     Постановление Государственного инспектора городских округов Сызрань, Октябрьск и муниципальных районов Сызранский и Шигонский по пожарному надзору Ризаева В.И. от 28 июня 2011 года о привлечении к административной ответственности по ст. 20.4 ч.1 КоАП РФ должностное лицо - директора МУ «Центр Социальной помощи семье и детям Сызранского района» Череневу Г.Н. отменить.

    Прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 20.4 ч.1 КоАП РФ в отношении должностного лица - директора МУ «Центр Социальной помощи семье и детям Сызранского района» Череневой Г.Н., за отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения.

    Постановление может быть обжаловано в Самарский областной суд через Сызранский районный суд в течение 10 дней.

                       Судья