РЕШЕНИЕ по жалобе на постановление об административном правонарушении 15 ноября 2011 года г. Сызрань Судья Сызранского районного суда Самарской области Бормотова И.Е., с участием прокурора Пузравиной И.Ю. рассмотрев материал № 12-89 по жалобе должностного лица главы сельского поселения Печерское муниципального района Сызранский Щербакова В.А. на постановление Главного Государственного инспектора городских округов Сызрань, Октябрьск и муниципальных районов Сызранский, Шигонский по пожарному надзору Матиевского В.А. №1166 от 15 сентября 2011 года о привлечении к административной ответственности по ст. 20.4 ч.2 КоАП РФ у с т а н о в и л: В Сызранский районный суд поступила жалоба от должностного лица - жалобу должностного лица главы сельского поселения Печерское муниципального района Сызранский Щербакова В.А. на постановление Главного Государственного инспектора городских округов Сызрань, Октябрьск и муниципальных районов Сызранский, Шигонский по пожарному надзору Матиевского В.А. №1166 от 15 сентября 2011 года о привлечении к административной ответственности по ст. 20.4 ч.2 КоАП РФ за нарушения Правил пожарной безопасности на территории поселения, совершенные в условиях особого противопожарного режима, за что ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 15000 рублей. В жалобе должностное лицо Щербаков В.А. не согласился с вынесенным в отношении него постановлением, считает его незаконным и необоснованным, так как данные нарушения указаны в предписании № по устранению нарушений требований пожарной безопасности, выданном 13.04.09 года, со сроком их устранения до 22.03.14 года, поэтому срок на их устранение еще не истек. Ссылаясь на п.8.1 ч.1 ст. 14.1 ФЗ от 06.10.03 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» создание добровольных пожарных формирований относится к правам органов местного самоуправления поселения на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения поселений. Таким образом, органы местного самоуправления не обязаны создавать добровольные пожарные формирования в соответствии с федеральным законодательством.Вместе с тем постановлением администрации с.п. Печерское № от 01.07.11г. утверждено Положение об организации деятельности внештатных инструкторов пожарной профилактики и список внештатных инструкторов пожарной профилактики. Администрацией сельского поселения в <адрес> - рядом с домом №, на <адрес> - рядом с домом №, повешен отрезок металлической трубы с ударным устройством, который служит звуковой сигнализацией для оповещения людей на случай пожара, а законом не предусмотрены конкретные виды оповещения. Пункт 3 постановления также считает незаконным, так как в <адрес> установлены 4 пожарных гидранта, которые находятся в исправном состоянии. У данных пожарных гидрантов установлены соответствующие указатели. В <адрес> имеется спуск к реке Волга с твердым покрытием, две емкости, заполненные водой и два заборных колодца. На территории поселка <адрес> водоснабжение не предусмотрено, т.к. в поселке зарегистрировано и проживает менее 50 человек, а также администрацией сельского поселения Печерское заключено соглашение с базой отдыха «<данные изъяты>» об обеспечении пожарной безопасности на территории поселка, на которой имеются наружные источники противопожарного водоснабжения (пожарные гидранты). На территории поселка <адрес> водоснабжение не предусмотрено, т.к. в поселке зарегистрировано и проживает менее 50 человек. На <адрес> у дома № повешен отрезок металлической трубы с ударным устройством, который служит звуковой сигнализацией для оповещения людей на случай пожара. Также не согласен с п.4 постановления, так как Решением Собрания представителей сельского поселения Печерское утвержден перечень противопожарного инвентаря, закрепленного за жителями округов с.п. Печерское. Просит постановление №1166 от 15.09.11 отменить и производство по делу в отношении него как должностного лица прекратить. Глава сельского поселения Печерское м.р. Сызранский Щербаков В.А. в судебном заседании доводы своей жалобы поддержал, требования уточнил, и дополнил, что у них создана добровольная дружина, а не команда. В добровольную дружину входит 4 человека - все работники администрации, но документов об ее численности и составе представить не могут, так как их не создавали. Они проводят беседы на сходе граждан, протоколы сходов имеются. Также в сельском поселении планируется создание добровольной команды, так как им выделены старые машины Министерства обороны, которые будут переоборудованы под обеспечение мер пожарной безопасности. На момент проверки по одной рынде висело в <адрес>. В <адрес> рынды не было. В <адрес> также имеется церковь с колоколом. В <адрес> 5 пожарных гидрантов, 2 искусственных противопожарных водоема - 2 емкости по 60 тонн воды. На момент проверки был запущен только один противопожарный водоем, так как ко второму не было подъезда и он был не заполнен водой. После проверки запустили второй противопожарный водоем. Протяженность села 3 км. Считает, что пожарные водоемы обеспечивают пожаротушение и забор воды. Поскольку в п. <адрес> и <адрес> численность населения составляет менее 50 человек, считает, что противопожарного водопровода там не должно быть. Считает, турбаза «Усинская» по численности обслуживающего персонала входит в количество 50 лиц. Отдыхающие не входят в это число. Подъезд к пирсу в <адрес> для забора воды из реки Волга осуществить не возможно в связи с не соответствием тактико-технических характеристик пожарного автомобиля, о чем им указано в письме Пожарно-спасательного отряда №47 Противопожарной службы Самарской области. Таблички у гидрантов на момент проверки были, так как он заказывал их сам в рекламе. По оснащению в населенных пунктах мест общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем может пояснить, что Собранием представителей сельского поселения Печерское утвержден перечень противопожарного инвентаря, закрепленного за жителями округов с.п. Печерское. Лопаты, ведра, топоры, огнетушители находятся у жителей по домам, а также на заборах. В <адрес> и <адрес> имеются на заборе пожарные щиты, которые оснащены багром, ломом огнетушителем, покрывалом. Об их наличии он проверке не говорил. В <адрес> пожарного щита не было. Просит постановление № 1166 от 15.09.11 отменить и ему назначить административное наказание в виде предупреждения. При этом просит учесть, что он работает главой администрации недавно - с апреля 2011 года, а к 2014 году будут устранят все указанные в предписании нарушения. Защитник Щербакова В.А. - Кульбеда В.А., действующий по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании поддержал доводы Щербакова В.А. Должностное лицо ОГПН, уполномоченное выносить постановление - заместитель начальника отдела надзорной деятельности - государственный инспектор городского округа Сызрань, Октябрьск и муниципальных районов Сызранский, Шигонский по пожарному надзору С. Д.А. в судебном заседании пояснил, что 02.09.11 он участвовал в качестве специалиста при проведении прокуратурой Сызранского района проверки на предмет выявления нарушений требований законодательства о пожарной безопасности на территории сельского поселения Печерское. На момент проверки ему было представлено только положение о создании добровольной пожарной охраны и положение о создании добровольной пожарной команды. Одним из видов пожарной охраны является дружина, которая работает с населением, занимается профилактикой пожаров, а вторым видом - команда, которая занимается тушением пожаров. Пожарная команда в с.п. еще не сформирована. Ему не были представлены документы о формировании пожарной дружины, о ее численности и документы, подтверждающие работу этой дружины, в том числе внештатных инспекторов. На момент проверки в <адрес> не было средств звуковой сигнализации в виде рынд. В остальных населенных пунктах Глава сказал, их тоже нет. На проверке о церкви речь не шла. Обязанность по обеспечению средствами звуковой сигнализации возложена на органы местного самоуправления, к которым церковь не относится. В ходе проверки им исследовался сводный акт за май 2011 года, из которого следует, что в <адрес> в неисправном состоянии находится 2 пожарных гидранта, демонтировано 10 пожарных гидрантов. Всего 2 рабочих пожарных гидранта, остальные или демонтированы или неисправны. По сведениям пожарного отряда 1 противопожарный водоем есть, а ко 2-му нет подъезда и он не заполнен водой. В период проверки они сразу уточнили численность населения в населенных пунктах сельского поселения Печерское. Данную информацию о количестве жителей и строений им написали на листке бумаги. Официальной информации им дано не было. Согласен, что если менее 50-ти человек, то противопожарный водопровод не нужен. Вместе с тем, в <адрес> находится турбаза «<данные изъяты>», и количество отдыхающих людей на ней должно входить в общую численность населения. В <адрес> естественным противопожарным водоисточником является река Волга, к которой нет подъезда. Считает, можно сделать дорогу, изменить уклон дороги, либо поставить пирс на сваях. У пожарного водоема в <адрес> нет соответствующего подъезда, в сводном акте все прописано. На момент проверки было сказано, что 2-й пожарный водоем будет сделан. Табличек на момент проверки не было. А те, которые указаны на фотографиях, представленных Щербаковым, считает не соответствуют ГОСТу, так как указание направления и расстояние указано простой краской, а не светящейся маркировкой. Пожарного щита в <адрес> не было, глава администрации сказал, что в других населенных пунктах тоже нет. Рассмотрев доводы жалобы, заслушав прокурора Пузравину И.Ю., полагавшую постановление от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, должностное лицо Щербакова В.А., его защитника Кульбеду В.А., представителя ОГПН С. Д.А., исследовав материалы дела, судья приходит к выводу о том, что жалоба подлежит удовлетворению в части, а постановление подлежит изменению по следующим основаниям: Суд установил, что прокуратурой Сызранского района с привлечением сотрудников ОНД г.о. Сызрань, Октябрьск и м.р. Сызранский, Шигонский 02.09.11 была проведена совместная проверка территории сельского поселения Печерское муниципального района Сызранский Самарской области, в ходе которой в населенных пунктах поселения установлены нарушения требований законодательства о пожарной безопасности. По результатам проверки прокурором Сызранского района в отношении должностного лица главы сельского поселения Печерское муниципального района Сызранский Самарской области Щербакова В.А. 07.09.11 возбуждено дело об административном правонарушении по ст. 20.4 ч.2 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности, совершенных в условиях особого противопожарного режима. Постановлением Главного Государственного инспектора городских округов Сызрань, Октябрьск и муниципальных районов Сызранский, Шигонский по пожарному надзору Матиевского В.А. №1166 от 15 сентября 2011 года должностное лицо Щербаков В.А. привлечен к административной ответственности по ст. 20.4 ч.2 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 15000 рублей. Суд установил, что согласно постановления Правительства Самаркой области от 27.05.11 №258 (с изменениями от 24.06.11) на территории Самарской области с 31.05.11 по 30.09.11 установлен особый противопожарный режим. Согласно постановления администрации Сызранского района №609 от 21.07.11 на поднадзорной территории действует особый противопожарный режим. Особый противопожарный режим, предусмотренный частью 2 ст. 20.4 КоАП РФ, устанавливается при наиболее (особо) неблагоприятной (сложной) пожарной обстановке на соответствующих участках территории района, области, края, республики органами государственной власти и местного самоуправления. Особо неблагоприятной может быть признана обстановка, связанная с реальной угрозой жизни, здоровью людей и окружающей их природной среде, которая обусловлена крупными (массовыми) пожарами, в том числе лесоторфянными. В соответствии со ст. 19 данного Федерального закона установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности относится к полномочиям органов местного самоуправления в области пожарной безопасности. Вместе с тем судом установлено, что выявленные 02.09.11 на территории населенных пунктов сельского поселения Печерское нарушения требований пожарной безопасности уже выявлялись ранее в 2009 году, о чем 13.09.09 г. ОГПН было выдано предписание по устранению нарушений требований пожарной безопасности №, со сроком исполнения выявленных нарушений в срок до 22.03.14 г. Тем самым суд приходит к выводу о том, что выявленные 02.09.11 нарушения правил пожарной безопасности не связаны с осуществлением мер особого противопожарного режима, а являются первичными мерами пожарной безопасности, обязанность по обеспечению которых возложена на органы местного самоуправления. Поэтому суд полагает, что объективная сторона правонарушения, предусмотренного ст. 20.4 ч.2 КоАП РФ, не установлена. Таким образом, суд приходит к выводу о том, что постановление № от 15.09.11 подлежит изменению, а действия должностного лица главы сельского поселения Печерское муниципального района Сызранский Щербакова В.А. переквалификации со ст. 20.4 ч.1 КоАП РФ, так как указанное должностное лицо нарушило требования пожарной безопасности, что подтверждается представленными материалами, а также пояснениями самого Щербакова В.А., представителя ОГПН С. Д.А., а именно: 1. Не созданы условия для привлечения населения к работам по предупреждению и тушению пожаров. Добровольные пожарные формирования (дружины, команды) не созданы (разработано только положение). (Нарушение Федерального Закона РФ от 21.12.94 г. № 69 «О пожарной безопасности» ст. 19, Федерального закона РФ от 22.07.08 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» ст.63; правил пожарной безопасности в Российской Федерации ППБ 01-03 п.11). 2.Населенные пункты поселения (<адрес>) не обеспечены средствами звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара (Нарушение Федерального Закона РФ от 21.12.94 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ст.19; Федерального закона РФ от 22.07.08 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» ст.63; правил пожарной безопасности в Российской Федерации ППБ 01-03 п.114). 3. В населенном пункте поселения (<адрес>) с числом жителей более 50 человек размещение (расстановка) имеющихся источников противопожарного водоснабжения (пожарных гидрантов, искусственных и естественных источников противопожарного водоснабжения) не соответствуют нормативным требованиям пожарной безопасности - нормативное расстояние (радиус) обслуживания источниками противопожарного водоснабжения зданий (сооружений) превышает 200 метров. Отсутствует противопожарный водопровод в населенном пункте <адрес>. К естественным или искусственным водоисточникам в населенных пунктах поселения отсутствуют подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. В населенных пунктах поселения у гидрантов и водоисточников, а также по направлению движения к ним не установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий) с четко нанесенными цифрами, указываюшими расстояние до водоисточника. Источники наружного противопожарного водоснабжения в населенном пункте поселения находятся в неисправном (не рабочем состоянии) - из 14 пожарных гидрантов 2 находятся в неисправном состоянии и 10 демонтированы. (Нарушение Федерального закона РФ от 21.12.94 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ст. 19; Федерального закона РФ от 22.07.08 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» ст. 62. ст. 63. ст. 68; правил пожарной безопасности в Российской Федерации ППБ 01-03 п.89, п.90. п.94. п.114; строительных норм и правил СНиП 21.01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений» п.8.1. п.8.13; строительных норм и правил СНиП 2.04.02-84* «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения» п.2.24. п.2.25. п.8.16. п.9.28. п.9.29. п.9.30, п.9.32). 4.В населенных пунктах поселения (<адрес>) не оснащены территории общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем (Нарушение Федерального закона РФ от 21.12.94 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ст. 19; правил пожарной безопасности в Российской Федерации ППБ 01-03 п.11). Суд считает необходимым исключить из пункта 3 постановления №1166 от 15.09.11 нарушение в виде отсутствия противопожарного водопровода в <адрес>, так как согласно представленным администрацией сельского поселения Печерское сведениям № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.41) в данном населенном пункте проживает 26 человек, в связи с чем данное требование предъявлено необоснованно. Оснований для исключения аналогичного нарушения в <адрес> суд не усматривает, поскольку установлено в судебном заседании, что в данный населенный включена турбаза «Усинская», и количество на ней отдыхающих, которое постоянно меняется, в эти сведения о количестве населения в <адрес> не входит, о чем пояснил глава администрации Щербаков В.А. Суд не принимает доводы Щербакова о создании в сельском поселении пожарной дружины, так как Щербаковым не представлено документов, подтверждающих численность и состав пожарной дружины, сведений о ее работе. Одно лишь положение о создании пожарной охраны и о работе внештатных инструкторов не может свидетельствовать о проведении профилактической работы по предупреждению пожаров среди населения. Доводы жалобы Щербакова В.А. о наличии на момент проверки в <адрес> средств звуковой сигнализации, суд не принимает во внимание, так как судом установлено, что рынды на момент проверки в <адрес> отсутствовали, а представленные Щербаковым фотографии подтверждением этому не являются, так как выполнены после проверки, даты на них отсутствуют. То обстоятельство, что пожарная машина по техническим характеристикам не может спуститься к реке Волга не является основанием для не выполнения указанного пункта нарушения, поскольку администрацией не представлены документы о технической невозможности выполнения съезда для спуска пожарной машины к естественному источнику противопожарного водоснабжения - реке Волга. При назначении административного наказания должностному лицу суд учитывает характер и степень общественной опасности содеянного, то, что указанное должностное лицо впервые привлекается к административной ответственности, в должности главы администрации сельского поселения Печерское состоит с ДД.ММ.ГГГГ, а на момент проверки пять месяцев, поэтому суд считает возможным назначить Щербакову В.А. наказание в виде административного предупреждения, поскольку судом установлено, что главой администрации принимаются все возможные с его стороны меры по обеспечению первичных мер пожарной безопасности на территории сельского поселения Печерское муниципального района Сызранский, что подтверждается представленными документами. На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7 ч.1 п.2 КоАП РФ, судья р е ш и л: Жалобу главы сельского поселения Печерское муниципального района Сызранский Самарской области Щербакова В.А. удовлетворить частично. Постановление Главного Государственного инспектора городских округов Сызрань, Октябрьск и муниципальных районов Сызранский, Шигонский по пожарному надзору Матиевского В.А. №1166 от 15 сентября 2011 года о привлечении к административной ответственности по ст. 20.4 ч.2 КоАП РФ должностное лицо - главу сельского поселения Печерское муниципального района Сызранский Самарской области Щербакова В.А. изменить. Признать должностное лицо главу сельского поселения Печерское муниципального района Сызранский Самарской области Щербакова В.А. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.4 ч. 1 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде административного предупреждения. Постановление может быть обжаловано в Самарский областной суд через Сызранский районный суд в течение 10 дней. Судья